История Богородице-Рождественского монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • К оглавлению: Богородице-Рождественский монастырь
  • Богородице-Рождественский монастырь.
    II. История монастыря.

    В 1191 году великий князь Всеволод, избрав во Владимире, в среднем городе-кремле, место к восточной стороне, в осыпи подле Ивановских ворот, назначил быть тут мужескому монастырю, который был бы старейшим пред всеми монастырями, находившимися в его владении. Из летописи яснее видно время, когда получила бытие сия славная обитель. Там под летом 6699 (1191) сказано: «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При заложении этой церкви присутствовал сам великий князь и весь двор его, при собрании вельмож и бояр. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Сначала в Рождественском монастыре были игумены до 1230 года, из коих Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами. В 1230 году учреждена апхимандрия. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича писалась первою в числе монастырей русских. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенесши свою кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который потому считался как бы их кафедральным.

    В 1263 году 23 ноября, в церкви Рождественского монастыря погребен великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на возвратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол перенесен был из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему в.к. Александру Невскому, делали значительные приклады в Рождественский монастырь. Так Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании пишет: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье.» Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года пишет «село Павловское дал есмь св. Александру в прок себе в память.» Сын его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть».9 В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы». В договорной тайной грамоте Суздальских князей Василия и Федора Юрьевичей с князем Дмитрием Шемякою 1446 года утверждено: «а что господин наш князь великий отнимал у нас без пошлины селы да подавал святому Рожеству в монастырь в Володимере и те села нам по старине, как было при нашем прадеде при великом князе Дмитрие Константиновиче, а десятое монастырю по старине». Рождественский монастырь важно место занимал с самого основания его, по живому участию в делах церковных и государственных. Настоятели его преимущественно были избираемы в сан епископский и принимали участие в соборах в Москве и в других важных событиях.

    В 1214 году Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль.

    В 1227 году, 14 марта, на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящен в Суздальского же епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.

    В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящен во епископа Ростовского.

    В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты и самый монастырь разграблен и опустошен.

    В 1238 году, когда на Владимирский престол вступил князь Ярослав Всеволодович и приказал в 1239 году тело брата своего Георгия, убитого Батыем и в Ростове погребенного перенести оттуда во Владимир, в то время в Рождественском монастыре был архимандрит Дионисий.

    В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящен митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место Герасима.

    В 1517 году по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.

    В1554 году архимандрит Закхей был в Москве на соборе по случая учреждения Казанской епархии и при поставлении Гурия в Казань архиепископом.

    В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на соборе 1580 года, о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.

    В 1584 году архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях.

    В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.

    В 1613 году архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же в 1619 году 22 июня был при поставлении на патриарший престол Филарета Никитича митрополита Ростовского.

    В 1645 году архимандрит Иона 28 сентября был при венчании на царство Алексея Михайловича.

    В 1667 году ехавшие в Москву на собор греческие патриархи - Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе преподобнейших.

    В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом. В 1675 году он переведен в архимандриты же Троице-Сергиевой Лавры и в 1676 году был при поставлении на царство царя Федора Алексеевича.

    В 1720 году архимандрит Гедеон, поступивший из Можайского Лужецкого монастыря, подписался к духовному регламенту.

    В 1723 году, 14 июля, архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. в.к. Александра Невского, находившихся на вскрытии с 1381 года, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

    Еще в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от святейшего синода в числе ставропигиальных.

    В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году Ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было монашествующих 64 человека, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. К обиходу монастырскому принадлежали: псаломщики, больничные, вытчики, житейной, конюший, чашник, свечной, подкеларник, просфирной, поваренный, хлебенный, жаровщик, мукосей, птичный, солодовный, огородный, кузнечный, будилыцик, гробовой, погребные гвоздари, церковные сторожа, воротные и рыболовные. Из хранящейся у меня переписной книги того же времени, переписи оберинспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова да коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.

    По именному указу императрицы Елизаветы Петровны 1744 года 16 июля повелено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить Ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею город Суздаль. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальскою, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и жил в нем генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году преосвященный Виктор, донося св. синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переведении сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, - но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, последовал из св. синода указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля и занял во Владимире Рождественский монастырь своею кафедрою по-прежнему, того времени Владимирские архиереи и имеют уже постоянное пребывание в сем монастыре: в 1800 году 24 февраля, после епископа Виктора, поступил на владимирскую епархию из викариев Казанских Ксенофонт Троеполъский; в 1821 году 3 июля он переведен в Каменец-Подольск с возведением в сан архиепископа.

    В 1821 году хиротонисан во епископа Владимирской епархии Парфений Чертков, член синодальной конторы, из архимандритов Московсксого Донского монастыря; в 1833 году возведен в сан архиепископа; в 1850 году 24 февраля переведен в Воронежскую епархию, где и скончался.

    В 1850 году поступил из Костромской епархии епископ Иустин Mихайлов. Этот архипастырь был свидетелем и соучастником в весьма замечательном событии: в 1851 году граф Алексей Сергеевич Уваров, занимаясь археологическими исследованиями в г. Суздале, с разрешения министра внутренних дел, приступил к отысканию и места погребения князя Дмитрия Михаийловича Пожарского. Граф А.С. Уваров, после тщательных разысканий, основываясь на положительных данных, довел до сведения министра, что он открыл в Спасо-Евфимиевом монастыре родовую усыпальницу князей Пожарских и Хованских, где между прочими гробами находится и гроб князя Д.М.Пожарского. Вследствие сего, в 1852 году Высочайше назначенною комиссиею, членам коей были: преосвященный Иустин, тайный советник К.И.Арсеньев, ст. сов. П.М.Муравьев, исправлявший тогда должность Владимирского губернатора, академик М.П.Погодин и ст. св. граф Д.Н.Толстой, указания графа А.С. Уварова подвержены поверке на самом месте и при точнейшем исследовании оказалось, что прах князя Д.М.Пожарского действительно находится в усыпальнице, носящей имя князей Пожарских и Хованских. В 1863 году, в июне месяце преосв. Иустин удалился на покой в Боголюбов монастырь, находящийся близ Владимира.

    В 1863 году переведен во Владимир из Тамбовской епархии епископ Феофан; хиротонисан 1 июня 1859 года из ректоров С.-Петербугской академии. В июле 1866 года удалился на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской губернии.

    В 1866 году поступил на Владимирскую кафедру из Житомира архиепископ Антоний, пребывающий доныне.

    К истории Рождественского монастыря должно отнести: 1, жестокое разорение от татар в 1238 году, когда был убит ими и архимандрит монастыря Пахомий; 2, многократные пожары, как-то: в 1199 и 1238 годах, в мае месяце 1491 года, когда в соборной монастырской церкви все сгорело. В житии св. Александра Невского сказано о сем происшествии: «В церковь же собрашеся множество инок и мирских людей со множеством имения и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людми, чудотворные же мощи на них же аще и бысть видение нечто огненнаго знамения, но обаче Богом сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима от того огня». В апреле месяце 1536 года сгорела половина сего монастыря; также были в нем сильные пожары в 1683, 1717 и 1719 годах. Последний пожар случился в архиерейском доме в 1777 году, от которого весьма много потерпели и церкви. Митрополит Платон в 1792 году Рождественскую церковь нашел пустою и иконостас выгоревшим; 3, перенесение, по указу императора Петра I, мощей св. благоверного в.к. Александра Невского в С.-Петербург и многократные посещения этой обители государями. В 1858 году Государь Император Александр Николаевич 24 августа изволил обозревать в монастыре древнюю церковь Рождества Пресв. Богородицы и Высочайше повелел привести ее в первобытный вид.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос