Храмы Ярославской области

Переславский район

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Г. Переславль-Залесский

    Церковь Петра митрополита

    В 1310 г. в Преображенском соборе Переяславля состоялся собор епископов Русской Церкви, оправдавший святителя Петра, митрополита Московского, от клеветы. Митрополит Пётр был рукоположен по просьбе князя Юрия Галицкого патриархом Константинопольским. Он приехал в 1308 г. в Киев, а в следующем году переехал во Владимир. Против него восстал епископ тверской Андрей. Он тайно послал патриарху Константинопольскому донос на Петра.

    Переславль-Залесский, церковь Петра Митрополита

    Патриарх изумлён был доносом и послал доверенное лицо исследовать дело на месте. «Священнейший митрополит Киевский и всея России! - так писал святейший Афанасий, - возлюбленный во Св. Духе брат и сослужитель нашего смирения. Избранием Св. Духа поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. Но вот из вашего племени и твоей области дошли до моего слуха слова тяжкие о тебе. Они смутили мою мысль. Постарайся очистить и исправить дело». Пётр принял искушение с надеждою на Бога, защитителя невинных. Составился собор в северном Переяславле. Здесь были между прочими «боголюбивый ростовский епископ Симеон и преподобный Прохор, тогда игумен». Это было, без сомнения, во 2-й половине 1310г., так как блаженный патриарх Афанасий в начале 1311 г. уже отказался от кафедры, и игумен Прохор, присутствовавший на соборе, в 1311 г. посвящен в ростовского епископа.

    На соборе были, кроме других князей, и сыновья великого князя Александр и Димитрий. Сам благочестивый великий князь Михаил не захотел быть свидетелем унижения первосвятителя России. Князю известно было содержание доноса на святителя Петра, но он не счёл себя вправе рассматривать это дело. Когда же на соборе прочитан был донос, то произошло сильное волнение между присутствовавшими. Против тех немногих, которые хотели доверять доносу, восстали другие с полным негодованием, указывая на нелепость обвинения, очевидную для знающих святителя Божия. Кроткий святитель, желая прекратить волнение, сказал: «Братия! я не лучше пророка Ионы; если из-за меня такое смятение, выбросьте меня из среды вашей». Все потребовали налицо доносителя, чтобы или доказал справедливость доноса или подвергнут был строгому осуждению за клевету. Легкомысленный Андрей увидел себя в невыгодном положении: на клеветника восстал весь собор. Но его принял под свою защиту святитель Пётр. «Мир тебе, чадо, - сказал он. - Не ты виноват, а древний ненавистник людей, диавол. Отныне берегись лжи. Прошедшее да простит тебе Бог».

    По преданию, на месте княжеских палат, где в 1310 г. состоялся суд над митрополитом Петром, обвинённым в торговле священническими местами, была построена в конце XIV - начале XV в. деревянная церковь. Ныне существующая каменная церковь Петра митрополита построена в 1584 г. на средства Грозного. В XIX в. вместо звонницы возведена колокольня. В переписной книге 1677 г. указывается: «...ружной церкви Петра Митрополита двор попа Ивана Иванова, да двор диакона Степана Вавилова...»

    В 1803 г. к церкви Петра Митрополита был определен во священника из богословского отделения Владимирской семинарии Василий Маркович Радугин.

    В 1812 г. сюда же был определен брат о. Василия, Иван Маркович Радугин, в 1817 г. переведенный к Крестовоздвиженской церкви Переславля.

    В 1832 г. священником Петромитрополитанской церкви Переславля назначен о. Феодор Антонович Травянкий. В 1836 г. он переведен к церкви с.Пожарского.

    В 1836 г к церкви Петра Митрополита был определён выпускник Владимирской Духовной семинарии о. Димитрий Николаевич Константиновский (ум. 1850).

    В 1850 г. к церкви Петра Митрополита был назначен священник Антон Степанович Лебедев, выпускник Владимирской семинарии (окончил в 1846 г.) Отец Антоний скончался в 1889 г.

    В 1876 г. церкви Рождества Христова, Знамения и Петра Митрополита были объединены в один приход. В церкви Петра Митрополита служили священник Антоний Лебедев, диакон Павел Беляев и пономарь Павел Нарцыссов.

    Настоятель храма, священник Константин Снятиновский убит в 1918 г. карательным отрядом без суда и следствия. Похоронен у храма Петра Митрополита. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил о. Константина к лику новомучеников Российских.

    Об обстоятельствах гибели рассказал В.Е. Елховский, живший в Переславле в 1918 г.: «Среди рабочих начался голод. Приступили к Совету, требовали хлеба. Раз папа (священномученик протоиерей Евгений (Елховский), возвратившись из города, сообщил нам, что сегодня в земской управе в шесть часов вечера назначено собрание относительно хлеба. Я от нечего делать решил сходить. У ворот земства собралась толпа рабочих, человек в триста, поджидали Соколова и других членов Совета. Наконец показался и Соколов. Его встретили отдельными возгласами: "Царь идет, хлеба несёт".

    Заседание открылось в нижнем этаже, где ранее заседал суд. В прихожей на окне я заметил священника Петромитрополитской церкви отца Константина Снятиновского, постоянного посетителя всех собраний вообще. Это был такой же постоянный посетитель собраний, как священник Богословской церкви отец Константин Никольский - непременный тушитель всех пожаров. Собрание проходило в разгорячённой атмосфере, но никак нельзя было ожидать того, чем оно закончилось и какие трагические имело последствия. Лично я во всем виню Соколова, не смалодушествуй он, и всё было бы в порядке. В прениях кто-то из рабочих начал кричать, угрожать, и вот Соколов в страхе бросается в большое, человеческого роста, окно, выбивает оба стекла и выпрыгивает на улицу. Под окнами стояло ещё человек сто молодежи. Соколов бросился бежать по снежному насту к Никольскому монастырю, за ним сначала побежали было несколько человек, но очень скоро возвратились. В эту же ночь по телеграфу был вызван из Александрова отряд красногвардейцев под командованием некоего Хахаева. К утру отряд прибыл, и началась расправа. Группы красногвардейцев ходили по улицам, производя беспорядочную стрельбу. При этом одним выстрелом была убита одна служащая в доме доктора Шиля (против земской управы). Далее Совет наметил произвести ряд арестов. Был, между прочим, выдан ордер и на арест священника Переславского собора отца Сергия Красовского, моего однокурсника по семинарии, произнёсшего какую-то ядовитую проповедь. К вечеру группа красногвардейцев явилась на ту улицу, где проживал в собственном доме заштатный священник собора отец Василий Виноградов со своим зятем, молодым отцом Красовским. А наискосок от них по противоположной стороне жил со своей семьёй отец Константин Снятиновский. Красногвардейцы спросили первую попавшуюся старушку: "Где тут поп живет?" - "А какого вам надо, молодого или старого?" - "Молодого".

    Отец Константин, как потом передавали его жена и дочь, в это время читал вечернее правило перед завтрашним Богослужением. Красногвардейцы ворвались в дом и потребовали, чтобы он немедленно одевался и отправлялся с ними. Дочь хотела его проводить, но ей запретили под страхом расстрела. Больше отца Константина живым никто не видал. Был он на допросе в Совете. Был слух, что когда его оттуда выводили, то один красногвардеец уже ткнул его в спину штыком. Часов в одиннадцать ночи красногвардейцы подъехали на подводе к земской больнице и выбросили тело отца Константина выбежавшей навстречу больничной прислуге со словами: "Нате вам вашего попа". В это время признаки жизни в теле отца Константина ещё были. Это бессмысленное убийство повергло в ужас весь город. Растерялись, видимо, и сами члены Совета. Отряд Хахаева бесчинствовал в городе ещё три дня и, наконец, ушёл обратно, всю дорогу от города до Берендеева производя стрельбу и бросая гранаты. Забегая вперед, я должен сказать, что месяца через полтора после этого я, возвращаясь пешком со станции Берендеево (ездил в Москву в университет на экзаменационную сессию), на средине пути присел в придорожной канаве закусить и почувствовал сильный трупный запах. Начал искать и в придорожных кустах нашёл сильно разложившийся труп, прикрытый солдатской шинелью.

    Возможно, это была ещё одна неучтённая жертва этого бандитского отряда. От начальника отряда Хахаева были затребованы объяснения, но он прислал лишь одну безграмотную записку, что «убийство Снятиновского считаем правильным».

    После закрытия монастырских храмов в церкви Петра Митрополита служил будущий священномученик Евгений (Елховский). Внучка о. Евгения вспоминала: «Начиная с 1929 года начались беды для всей нашей семьи. Начались обыски, проходило это так: в дом вваливались полупьяные мужики с бранью и угрозами и начинали обшаривать каждый угол, каждый ящик, выкидывая все на пол. Приходили и к нам. Взяли у нас две объеденных, без кончиков, серебряных ложки и 90 копеек, выпущенных до 1924 года (тогда они были ещё из серебра), которые давал мне дедушка на мороженое, а так как я тогда была больна, то и не успела их истратить. Лежали они в игрушечном шкафчике для одежды куклы. Вот так тщательно шарили, даже игрушки перебирали. Больше взять было нечего. Однажды прибежал папа с работы часов в 11 дня (тогда он работал в исполкоме). Его только что предупредили, что сейчас будет обыск у дедушки (тогда он жил ещё у Карташевских, то есть через дом от нас). Хочу сказать, что большинство людей относилось к дедушке и к нам очень хорошо, и, если могли, предупреждали о подобных акциях. Состояние, конечно, взрослых было беспокойное, так как никогда не знаешь, чего надо ждать. Короче говоря, папа сказал мне, чтобы я пошла к дедушке и посмотрела, что там делается (сам он пойти не мог, так как его бы задержали). У меня душа ушла в пятки, но пошла. Двери в дом дедушки оказались заперты. Я постучала, но никто не отозвался. Тогда я стала стучать ногами. Внезапно дверь открылась, и мужик, держа бабушку за руку (он срывал с её руки обручальное кольцо, которое из-за опухших суставов никак не хотело сниматься), другой рукой схватил меня за шиворот и с силой отшвырнул, поливая бранью. До сих пор помню болезненно сморщенное лицо бабушки Саши.

    Надо сказать, что забирая что-либо, составляли акты, но никогда ничего не возвращалось обратно, хотя мама ради интереса и делала попытки вернуть свои обгрызенные ложки: они в банк не поступали (мужики говорили, что сдают всё в банк). Я не помню, сколько раз были у дедушки и у нас такие обыски, знаю только, что не один».

    Храм был закрыт и пришёл в аварийное состояние.

    В 2001 г. возвращён верующим.

    Храмы города Переславля

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь

  • В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100