Храмы Ярославской области
Никольский Сольбинский монастырь
Никольский Сольбинский монастырь
Солбинская Николаевская мужская пустынь основана на берегу р. Солбы в XVI в. Документы указывают, что она владела землями до 7052 (1544) г. В древности она носила название «Никольский монастырь, что зовется Быльцын», деревянная церковь была во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Великомученицы Варвары. В Смутное время пустынь разорена: «Тии бо окаяннии ляхи и храм Святителя Божия Чудотворца Николая пришествием своим до конца разграбиша, и живучи на том месте не мало время, дондеже их самех разбойницы рус-тии ту всех низложиша, и жиша разбойницы на том месте несколько время. Зело бо удобно к сожитию тех, зане леса велики, а живущих близ не бе никого же в тоя времена. И тако остася храм угодника Божия и место ляхами и разбойниками стало пусто, якоже летописцы повествуют 97 лет».
Вследствие прошения архимандрита Переславского Данилова монастыря Варлаама по указу Петра I от 30 августа 1711 г. и с благословения Стефана, митрополита Рязанского, Никольский монастырь приписан к Переславскому Борисоглебскому с тем, чтобы на старом Никольском кладбище выстроена была для пустынного жития деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. 2 сентября того же года церковь была начата, вероятно, в память прежней, с приделом Великомученицы Варвары, на прописанном указом месте, и монастырь возобновлён под именем Солбинской пустыни. Её первым строителем был Серапион. Братии было 6 монахов. Ктому же времени можно отнести появление вокруг обители ограды, так как она показана уже имеющейся в указе от 13 ноября 1742 г. Указом Синодального приказа от 28 декабря 1731 г. настоятелю Троицкого Данилова монастыря Переславля-Залесского архимандриту Варлааму (Высоцкому) разрешено устроить каменный соборный храм Успения Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. Указом Святейшего Синода от 13 ноября 1742 г., вследствие прошения монахов, Солбинской пустыни предоставлена самостоятельность, без зависимости от Борисоглебского монастыря.
З июля 1814 г. строителем Николаевской Солбинской пустыни назначен иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Фёдорович). Он родился в 1784 г. в с. Дмитриевском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую Духовную семинарию. В 1808 г. по окончании курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 г. принял монашество, 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. В том же году (5 ноября) был определён экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 г. утверждён смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 г. утверждён присутствующим Владимирской духовной консистории и освобождён от должностей в семинарии.
В ноябре 1822 г. архимандрит Аркадий назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 г. - ректор Могилёвской Духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 г. назначен ректором Минской Духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 г. - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 г переведён на должность ректора Ярославской Духовной семинарии. 3 февраля 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 г. перемещён на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 г. возведён в сан архиепископа. С 29 марта 1851 г - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В1854 и 1855 гг. вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 г. уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 г. Погребён в Александро-Свирском монастыре.
20 января 1827 г. епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Николаевской Солбинской пустыни Владимир (Алявдин Василий Феодорович), в будущем архиепископ Тобольский и Сибирский. Он родился 28 июля 1791 г. во Владимире, в семье священника Успенского Княгинина женского монастыря. В мае 1799 г. Василий поступил во Владимирскую Духовную семинарию и ещё до окончания её, в марте 1812 г., был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил 1818 г. со степенью магистра и был определён инспектором Пензенской Духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 г., по его просьбе, переведён во Владимирскую Духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор, Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 г. в Боголюбском монастыре он был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, после чего и стал строителем Солбинской пустыни. 15 октября 1827 г. иеромонах Владимир переведён ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского Духовного училища. 29 января 1828 г. возведён в сан архимандрита и определён действительным членом конференции Петербургской Духовной академии. С 25 сентября 1829 г. - ректор и профессор богословия Калужской Духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 г. в Духовской церкви Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, назначение в которую радовало его, но служить там ему пришлось недолго. 26 сентября 1836 г. он был переведён в Кострому, этой епархией преосвященный Владимир управлял шесть лет, в течение которых вёл непрестанную борьбу с расколом. Он восстановил Ипатьевский монастырь, создал причетнические школы, в которых обучалось несколько сот детей духовного звания.
Преосвященный Владимир заслужил горячую любовь своей паствы. Со слезами расставались жители Костромы со своим любимым архипастырем.
Священник Иван Феодорович Елпатьевский, в 1828 г окончил Владимирскую семинарию, в 1829 г. рукоположен ко храму с. Гор-Пненвиц (ныне в Тверской губернии), потом служил в Солбинской пустыни, и в 1844 г. перешел вИосифо-Волоколамский монастырь.
В 1903 г. настоятель обители иеромонах Ардалион, управлявший с 1896 г., был перемещён в Лукианову пустынь. Братии вместе с послушниками было не более 15 человек, и в декабре 1903 г. монастырь обращен в женский, настоятельницей назначена переведённая из Никольского монастыря в Переславле-Залесском казначея монахиня Макария казначеей - благочинная монахиня Поликсена оттуда же.
С 1904 г. в храме служил о. Леонид Гиляревский (1877-1937). В семье о. Леонида и его жены Надежды было 12 детей. После закрытия монастыря он переехал в Переславль, где служил в храме Сорока мучеников, был благочинным. В 1937 г. арестован по ложному обвинению в руководстве террористической группой и расстрелян.
Монастырь возрождён в 1995-1996 гг. как подворье Никитского монастыря в Переславле-Залесском. В 1998 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Солбинская пустынь определена как Николаевский Солбинский женский монастырь. Назначена настоятельница, монахиня Еротиида, которая приехала на место с тремя сестрами. Доставшееся монастырю неоконченное здание советской постройки было переделано в странноприимный каменный корпус с домовым храмом Святых апостолов Петра и Павла (2003). Каменный келейный корпус надстроен одним этажом, в котором помещается трапезный храм Святой блаженной Ксении Петербургской. Построен надвратного храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца и корпуса келий. Монастырь окружён каменной стеной. Заканчивается строительство церкви Преподобного Сергия Радонежского с пещерным храмом Преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев. Строится больничный корпус с церковью Варвары Великомученицы, церковь Святителя Спиридона Тримифунтского над северным входом в монастырь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Храмы Переславского района
Церковь Благоверного князя Александра Невского
Животворящего Креста Господня