Храмы Ярославской области

Никольский Сольбинский монастырь

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Николо-Сольбинский женский монастырь в разделе Истории монастырей
  • Николо-Сольбинский монастырь приглашает в гости!
  • Никольский Сольбинский монастырь

    Солбинская Николаевская мужская пустынь основана на берегу р. Солбы в XVI в. Документы указывают, что она владела землями до 7052 (1544) г. В древности она носила название «Никольский монастырь, что зовется Быльцын», деревянная церковь была во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Великомученицы Варвары. В Смутное время пустынь разорена: «Тии бо окаяннии ляхи и храм Святителя Божия Чудотворца Николая пришествием своим до конца разграбиша, и живучи на том месте не мало время, дондеже их самех разбойницы рус-тии ту всех низложиша, и жиша разбойницы на том месте несколько время. Зело бо удобно к сожитию тех, зане леса велики, а живущих близ не бе никого же в тоя времена. И тако остася храм угодника Божия и место ляхами и разбойниками стало пусто, якоже летописцы повествуют 97 лет».

    Вследствие прошения архимандрита Переславского Данилова монастыря Варлаама по указу Петра I от 30 августа 1711 г. и с благословения Стефана, митрополита Рязанского, Никольский монастырь приписан к Переславскому Борисоглебскому с тем, чтобы на старом Никольском кладбище выстроена была для пустынного жития деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. 2 сентября того же года церковь была начата, вероятно, в память прежней, с приделом Великомученицы Варвары, на прописанном указом месте, и монастырь возобновлён под именем Солбинской пустыни. Её первым строителем был Серапион. Братии было 6 монахов. Ктому же времени можно отнести появление вокруг обители ограды, так как она показана уже имеющейся в указе от 13 ноября 1742 г. Указом Синодального приказа от 28 декабря 1731 г. настоятелю Троицкого Данилова монастыря Переславля-Залесского архимандриту Варлааму (Высоцкому) разрешено устроить каменный соборный храм Успения Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. Указом Святейшего Синода от 13 ноября 1742 г., вследствие прошения монахов, Солбинской пустыни предоставлена самостоятельность, без зависимости от Борисоглебского монастыря. В это время в пустыни был 1 иеромонах и 27 монахов. В 1750 г. её строителем был иеромонах Иона, в 1755 г. Иоанн, с 1756 по 1759 г. иеромонах Иоасаф. Потом Солбинской пустынью управляли иеромонах Тимофей (1761), Митрофан (до 1769), Алипий (с 1769) и в 1770-х гг. иеромонахи Ириней и Иринарх.

    Великая тяжесть была монастырям от монахов, посланных на исправление. Строитель иеромонах Софроний в апреле 1782 г писал епископу Переславскому Феофилакту, что «в Солбинской пустыни имеется в должности казначейской вдовый священник Егор Васильев, который почасту пьян бывает... называет себя строителем и потому как меня, нижайшего, так и прочих из братства ругает скверными словами. А притом он своими озорническими поступками нанимающихся и приходящих на время в работу в оную Солбинскую пустыню сквернословными своими ругательствами отгонял, а нанятые долой все сходят... Он же во время церковной службы в свою череду по упрямству своему не приходит, а приходит всегда поздно. Также, когда я его во время работы посылаю для присмотра за работниками, он, ослушаясь меня, не ходит, а сказывает, что я де не в работу прислан, а для служения. А наше солбинское место не только над работниками присмотру, но и собственных всего братства трудов требует. Посему я, нижайший, труды прилагал, возбуждаю братство ко всяким работам, а он, священник Егор, не имеет ко обители никакого старания и другим к тому примером бывает, да и впредь он по всяким случаям ненадёжен». При расследовании выяснилось, что и раньше за названным священником водилось пьянство и что он был сослан во Введенскую Островную пустынь. Егора Васильева отправили на исправление в Дмитровский Николаевский Пешношский монастырь.

    В 1783 г. преосвященным Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, разрешено управлявшему пустынью эконому архиерейского дома иеромонаху Макарию (управлял в 1782-1783 гг.) построить вновь деревянную тёплую церковь Святителя Николая на другом, вновь отведённом месте, вместо прежней обветшавшей. В конце XVIII в. пустынью управляли иеромонахи: Арсений (1784-1786), Даниил (1788-1789), Никита (1792-1793), Иосиф (1795), Симеон (1795-1800).

    Когда деревянная церковь Святителя Николая обветшала, преосвященным Ксенофонтом, епископом Владимирским и Суздальским, в 1804 г., при строителе Анании (управлял с 1802 по 1808 г, в этом году умер), разрешено было устроить тёплую церковь в трапезе каменного собора с правой стороны, перенести утварь деревянной церкви и освятить сей придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

    С 1808 по 1813 г монастырём управлял иеромонах Саму ил, с 1813 по 1814 г. иеромонах Пахомий. Зиюля 1814 г. строителем Николаевской Солбинской пустыни назначен иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Фёдорович). Он родился в 1784 г. в с. Дмитриевском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую Духовную семинарию. В 1808 г. по окончании курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 г. принял монашество, 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. В том же году (5 ноября) был определён экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 г. утверждён смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 г. утверждён присутствующим Владимирской духовной консистории и освобождён от должностей в семинарии.

    В ноябре 1822 г. архимандрит Аркадий назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 г. - ректор Могилёвской Духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 г. назначен ректором Минской Духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 г. - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 г переведён на должность ректора Ярославской Духовной семинарии. 3 февраля 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 г. перемещён на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 г. возведён в сан архиепископа. С 29 марта 1851 г - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В1854 и 1855 гг. вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 г. уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 г. Погребён в Александро-Свирском монастыре.

    Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, «прирождённый миссионер, какие родятся только веками», был замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что к концу пребывания его в Перми число раскольников в епархии сократилось наполовину (от 150 000 человек до 75 000). Кипучая энергия и жажда деятельности были отличительными чертами архипастыря. Он построил много церквей, часовен. Вёл большую литературную деятельность, которая выразилась главным образом в бесчисленных письмах, наставлениях и увещаниях против раскола. Преосвященный Аркадий отличался особым усердием к богослужению. Он не оставлял без службы ни одного дня, участвовал во всех крестных ходах, не упускал ни одного молебна и панихиды. Жизнь преосвященный Аркадий вёл простую и строго трезвенную. Всякий мог приходить к нему когда угодно. При разговоре он входил во все подробности. Обладал хорошей памятью. Принято было, чтобы при встрече и при уходе падали ему обязательно в ноги.

    Освобождалось от этого только знатное городское духовенство. Поездки по епархии преосвященный Аркадий совершал без всякой внешней пышности. От церемониальных поздравлений в праздничные дни уклонялся. Его горячо любил простой народ, с которым архипастырь любил беседовать. Большое внимание преосвященный Аркадий уделял образованию духовенства, им открыто в епархии несколько духовных училищ.

    Он добился от Святейшего Синода разрешения приглашать в Пермскую епархию духовенство из других епархий. 20 января 1827 г. епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Николаевской Солбинской пустыни Владимир (Алявдин Василий Феодорович), в будущем архиепископ Тобольский и Сибирский. Он родился 28 июля 1791 г. во Владимире, в семье священника Успенского Княгинина женского монастыря. В мае 1799 г. Василий поступил во Владимирскую Духовную семинарию и ещё до окончания её, в марте 1812 г., был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 г. поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил 1818 г. со степенью магистра и был определён инспектором Пензенской Духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 г., по его просьбе, переведён во Владимирскую Духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор, Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 г. в Боголюбском монастыре он был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, после чего и стал строителем Солбинской пустыни. 15 октября 1827 г. иеромонах Владимир переведён ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского Духовного училища. 29 января 1828 г. возведён в сан архимандрита и определён действительным членом конференции Петербургской Духовной академии. С 25 сентября 1829 г. - ректор и профессор богословия Калужской Духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 г. в Духовской церкви Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, назначение в которую радовало его, но служить там ему пришлось недолго. 26 сентября 1836 г. он был переведён в Кострому, этой епархией преосвященный Владимир управлял шесть лет, в течение которых вёл непрестанную борьбу с расколом. Он восстановил Ипатьевский монастырь, создал причетнические школы, в которых обучалось несколько сот детей духовного звания.

    Преосвященный Владимир часто совершал богослужения и поучал паству назидательными проповедями. По словам одного из современников, «истинным своим пастырством, неусыпным своим учением и служением он обращал нас к совести и добродетели, к церкви и молитве».

    Преосвященный Владимир заслужил горячую любовь своей паствы. Со слезами расставались жители Костромы со своим любимым архипастырем. В сентябре 1842 г. он с возведением в сан архиепископа был перемещён в Тобольск, где с прежним усердием строго исполнял свои обязанности. Он заботился о благолепии церквей, им благоукрашены Архангельская и Захарьевская церкви в Тобольске, восстановлена Крестовая церковь архиерейского дома, обновлён тёплый собор, построен новый загородный архиерейский дом и при нём каменная церковь. Преосвященный Владимир очень любил сам совершать богослужения. Каждую неделю он служил не менее 2, а иногда и 4-5 раз. Он участвовал во всех крестных ходах. Его не останавливали ни холод зимой, ни жара летом, ни дальние расстояния. К пастве своей он всегда обращался с простым назидательным словом. Преосвященный успешно ревновал и о приумножении вверенного ему стада. За короткое время, пока управлял Тобольской епархией, он обратил в православие около ста евреев и несколько киргизов и татар. Архиепископ был неутомим в епархиальных делах, всех просителей принимал лично, терпеливо и с одинаковым вниманием выслушивал просьбы и жалобы простого и знатного, подчинённого и неподчинённого, богатого и бедного, набожного и равнодушного. В любое время его двери были открыты для всех, и каждого ожидали радушный приём и назидательная беседа. При такой занятости епархиальными делами преосвященный Владимир находил время и для занятий литературной деятельностью. В Тобольске он подготовил к изданию свои поучения, переводил с французского, делал выписки из хороших книг, записывал и свои благочестивые мысли.

    Занимался преосвященный и благотворительностью. Всякий, кто истинно нуждался, не отходил от него без помощи.

    Но недолго горел этот прекрасный светильник. 27 февраля 1845 г. архиепископ Владимир сильно заболел. Он не прекращал заниматься епархиальными делами, но, чувствуя упадок сил, послал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Сам же с полным спокойствием готовился к исходу в иной мир. 22 марта 1845 г. он собственноручно написал духовное завещание с указанием места своего погребения, 7 апреля составил прощальное слово к бывшим своим паствам, особенно к тобольской. На Евангелии, которое по завещанию должны были положить с ним в фоб, он написал год и число своего рождения, время поступления в монашество, дату хиротонии, а также написал год своей кончины. После этого он ещё два раза с большим трудом принимал участие в богослужении. 20 мая 1845 г преосвященный Владимир скончался. Погребение было совершено 25 мая в Крестовой церкви загородного архиерейского дома, согласно завещанию владыки.

    Пополнение братства Солбинской пустыни происходило и за счет овдовевших священников. В 1800 г определенный во священника в с. Ерлыково Шуйского уезда Василий Иванович Лежневский, в 1821 г. вступил в братство Введенской Островной пустыни, перешел оттуда в Солбинскую пустынь, скончался 26 апреля 1842 г.

    Священник Иван Феодорович Елпатьевский, в 1828 г окончил Владимирскую семинарию, в 1829 г. рукоположен ко храму с. Гор-Пненвиц (ныне в Тверской губернии), потом служил в Солбинской пустыни, и в 1844 г. перешел в Иосифо-Волоколамский монастырь.

    После иеромонаха Владимира Солбинской пустынью управляли иеромонахи: Иоасаф (1826), Исайя (1828-1830), Геннадий (1834-1844, в миру он был священником Гавриилом Сергеевым, до 1829 г. служил при храме с. Степановского Александровского уезда), Варсонофий (1845), Гедеон (1848-1849), Порфирий (1849-1853, умер в этом году), Аарон (1854).

    В 1861 г. по благословению преосвященного Иустина, епископа Владимирского и Суздальского, при строителе иеромонахе Петре (управлявшем монастырём до ^862 г.), трапеза соборного храма разобрана, распространена несколько на обе стороны для двух приделов. Справа был иконостас Покрова Пресвятой Богородицы, на левую сторону перенесён иконостас придела Святителя Николая Чудотворца. Древний образ святителя (современный основанию монастыря) помещался в ряду местных икон. Расширение храма было произведено на пожертвованную помещиком Николаем Петровичем Стромиловым сумму в 2606 рублей. Иконостасы приделов устроены вновь в 1863 г., а трёхъярусная колокольня - одновременно с соборным храмом. В 1864 г., при настоятеле иеромонахе Макарии (в 1877 г. возведён в сан игумена, ум. 1883 г.), стены приделов расписаны. В храме были иконы Преподобного Ефрема Сирина и Святой мученицы Ирины - вклад Ирины Михайловны Спиридовой, похороненной с мужем, бывшим сенатором Матвеем Григорьевичем Спиридовым, против алтаря соборного храма. Умершие из братии монастыря погребались вблизи храма, крестьяне близлежащих деревень - у южной стены ограды монастыря.

    В левом углу обители было древнее кладбище и стоял деревянный храм Святителя Николая.

    В монастыре имелись деревянные настоятельские кельи с 6 комнатами и мезонином, построенные в 1862 г., деревянный на каменном фундаменте братский корпус с 8 кельями (1851), братский корпус на каменном фундаменте с 8 кельями (1861), братская трапеза и кухня на каменном фундаменте (1851), помещение на конном дворе для послушников, проживавших на испытании, и другое для работников и конюхов (1865). За монастырём были скотный двор, гумно и овин. На р. Солбе-двупоставная водяная мельница (отдавалась внаём). Обработка полей производилась наймом окрестных жителей при пособии братии. Монастырские земли, не поросшие лесом, отдавались в покос местным крестьянам, лес оставался неприкосновенен. В 1860-х гг. в монастыре 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, братия в основном из духовенства. По свидетельству церковной летописи Николаевской Солбинской пустыни (1861), «окрестные крестьяне, как и вообще здешнего края крестьяне, довольно благоговейны, усердны к храму Божию, уделяют часть на украшение его, милостивы к бедным, но не чужды и некоторых пороков. Пьянство глубоко пустило свои корни в простонародии с тех пор, как упразднено крепостное право и дарована свобода. Оно и недород хлеба увеличили в народе бедность и нищенство». В 1883 г. настоятелем монастыря был избран иеромонах Антоний.

    В 1903 г. настоятель обители иеромонах Ардалион, управлявший с 1896 г., был перемещён в Лукианову пустынь. Братии вместе с послушниками было не более 15 человек, и в декабре 1903 г. монастырь обращен в женский, настоятельницей назначена переведённая из Никольского монастыря в Переславле-Залесском казначея монахиня Макария казначеей - благочинная монахиня Поликсена оттуда же. Макария до Николаевского монастыря пребывала в Александровском Успенском женском монастыре, где считалась одной из лучших певиц и чтиц, в Николаевском монастыре она приложила все свои силы и способности к устроению уставного пения и ясного удобопонятного чтения во время монастырских служб. В 1899 и 1900 гг, уже в Николаевском монастыре, когда с разрешения епархиального начальства чудотворная икона Святителя Николая, находящаяся в обители, была износима по селениям уезда, мать казначея Макария несла нелёгкий для женщины труд сопровождать чтимую святыню с пением молебствий. В начале XX в. построен каменный келейный корпус. К 1913 г в монастыре было более 90 сестёр.

    В ноябре 1918 г монастырь был «ликвидирован», его угодья стали «достоянием Республики», а в монастыре устроена коммуна «Новая Жизнь», которая существовала всего два года, но успела разорить монастырское хозяйство. B.E. Елховский побывал в монастыре в 1919 г и так описал увиденное: «В Сольбинском монастыре застали полный разгром. Здесь орудовали «коммунары». Председателем коммуны был из Нагорья агроном Секретов. Его жена не могла обедать с коммунарами в общей столовой, и ей готовили отдельно и посылали на квартиру. В коммуну вошли самые недоброкачественные элементы из окрестных деревень. Едет коммунар в «командировку» за 15 километров в село Нагорье, запрягает хорошую монастырскую лошадь и берёт на дорогу, против всего прочего, полтора десятка яиц. В Нагорье хорошую лошадь оставляет у себя дома, а свою плохую запрягает и возвращается в коммуну. Никто на это не обращает внимания. Всё это мне рассказала одна монашенка, вошедшая было в коммуну, а теперь жестоко в ней разочаровавшаяся и горькими слезами оплакивавшая свой неосторожный шаг. Ели коммунары до отвалу, сколько хотели. Нас накормили так, что и из-за стола трудно было подняться. Гречневая каша буквально плавала в русском масле. Немудрено, что при таких порядках от когда-то зажиточного монастыря в два месяца ничего не осталось, а когда стало нечего тащить, то и в коммуне стало незачем оставаться, и она распалась. Все коммунары возвратились в своё первобытное состояние.

    В монастырском храме ничего музейного мы не нашли, он сделался приходским для окружающих деревень. Но по весне и священник отец Леонид Гиляревский ушел оттуда, перепросившись у епископа Дамиана в Рыбаки, на место уехавшего отца Леонида Веселовского. Ему папа и сдал свой временный рыбацкий приход».

    С 1904 г. в храме служил о. Леонид Гиляревский (1877-1937). В семье о. Леонида и его жены Надежды было 12 детей. После закрытия монастыря он переехал в Переславль, где служил в храме Сорока мучеников, был благочинным. В 1937 г. арестован по ложному обвинению в руководстве террористической группой и расстрелян. Монастырь был закрыт, но в соборном храме, теперь уже как приходском, продолжались богослужения. До 1936 г. настоятелем был игумен Игнатий (Иван Христофорович Савочкин (1875-1937). По возвращении из ссылки он был направлен в Солбинскую пустынь (не позднее 1935 г.). 9 августа 1937 г. арестован в с. Ильинском и 20 августа расстрелян. Только две службы провёл назначенный в храм Солбинской пустыни иеромонах Паисий (в миру Иван Платонович Елисеев). 5 августа 1937 г. он был арестован и через две недели (20 августа) расстрелян. В том же году храм закрыт и разорён. В монастыре был детский дом, потом психиатрическая больница. В соборе устроили столовую, в алтаре туалет, в Никольском приделе - котельную.

    Монастырь возрождён в 1995-1996 гг. как подворье Никитского монастыря в Переславле-Залесском. В 1998 г. указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Солбинская пустынь определена как Николаевский Солбинский женский монастырь. Назначена настоятельница, монахиня Еротиида, которая приехала на место с тремя сестрами. Доставшееся монастырю неоконченное здание советской постройки было переделано в странноприимный каменный корпус с домовым храмом Святых апостолов Петра и Павла (2003). Каменный келейный корпус надстроен одним этажом, в котором помещается трапезный храм Святой блаженной Ксении Петербургской. Построен надвратного храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца и корпуса келий. Монастырь окружён каменной стеной. Заканчивается строительство церкви Преподобного Сергия Радонежского с пещерным храмом Преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев. Строится больничный корпус с церковью Варвары Великомученицы, церковь Святителя Спиридона Тримифунтского над северным входом в монастырь.

    Храмы Переславского района

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
  • Часовня «Крест»
  • Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
  • С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
  • С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
  • С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Красное. Церковь Вознесения Господня
  • С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Веска. Церковь Святой Троицы
  • С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
  • С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
  • С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
  • С. Яропольцы (Ярополец). Церковь Воздвижения
    Животворящего Креста Господня
  • С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
  • С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
  • С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
  • С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
  • С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
  • С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
  • С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
  • С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
  • С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
  • С. Калистово. Церковь Преображения Господня
  • С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
  • С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
  • С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
  • С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
  • С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Спасское. Церковь Преображения Господня
  • С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
  • С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
  • С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
  • С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
  • С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
  • С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
  • С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
  • С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
  • С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
  • С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
  • С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
  • С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
  • Никольский Солбинский монастырь
  • С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
  • С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
  • С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
  • Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос