Храмы Ярославской области

Переславский район

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Село Даратники

    Церковь Нерукотворного Образа Спасова

    Село Даратники находится в северо-западном углу Переславского района. По писцовым книгам 1628-1629 гг. оно значится вотчиной окольничего, князя Алексея Михайловича Львова (ум. 1653), он был послом в Дании, при царе Михаиле Феодоровиче - дворецким. Боярин с 1634 г. Потомства не оставил, умер в монашестве с именем Авраамий.

    В селе в то время была церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Святого мученика Андрея Стратилата и Преподобных Зосимы и Савватия «древяна с папертью на каменное дело, колокольня деревянная рублена на каменное дело, а в церкви деисус и двери царские, и образы местные, и ризы, и свечи поставные, и всякое церковное строение вотчинниково». Другой храм «тёплый, Николая Чудотворца с приделом Ивана Златоустого, древян с папертью, ветх, стоит без пения»; при церкви поп Остафей, дьячок Ивашко; в селе были двор вотчинников, двор конюший, челядинный, 14 дворов бобыльских и 5 пустых. С этой церкви в патриаршую казну взималось дани гривна и десятильничьих столько же.

    Тому же вотчиннику принадлежали находящиеся вблизи Даратникова деревни, из коих некоторые и в XIX в. входили в состав прихода, а именно Бережок, в ней было 3 двора, Быковка - 1 двор бобыльский, Бурцева - 3 двора, Кисемка - 2 двора, Васильцово - 3 двора и Курлово - 2 двора. По переписным книгам 1678 г., Даратниково принадлежало вдове князя Фёдора Юрьевича Хворостинина Елене Борисовой; в селе уже одна церковь Успения Пречистой Богородицы, при ней священник, дьячок и пономарь, двор боярский, скотный, конюшня. В это время к селу приписаны другие деревни сравнительно с 1628-1629 гг., - Бурцово, Секерня, Оксёново, Бучево, в них было 23 двора крестьянских, 36 бобыльских, в коих жило 180 человек.

    Князь Федор Юрьевич, боярин и воевода, умер в Москве 22 декабря 1656 г. С 1640 по 1645 г. он в звании стольника занимал разные придворные должности и всего чаще «вина наряжал при государевом столе». В июле 1646 г. он был послан во Псков, Изборск, Гдов и Опочки приводить всех к присяге в верности царю Алексею Михаиловичу. В 1647 г. был назначен воеводою в Тулу, и должен был наблюдать за безопасностью «Рязанских мест от прихода воинских людей». 16 января 1648 г. Ф.Ю. Хворостинин, вызванный в Москву, участвовал в чине бракосочетания царя Алексея Михаиловича с Мариею Ильиничною Милославскою. В царские именины, 17 марта 1651 г., Хворостинин был пожалован в окольничие и в апреле того же года представлял царю польских послов. Назначенный 9 мая 1651 г. первым воеводой в Туле для наблюдения за крымской ордой, он там пробыл всего год, затем вызван в Москву и оставлен при царском дворе. Часто приглашаемый к государеву столу, Фёдор Юрьевич Хворостинин пользовался особым расположением царя, и когда был объявлен поход против польского короля в 1654 г., его назначили воеводой в передовом полку. Находясь во всех главных сражениях, он 16 июля 1654 г взял приступом Минск и принимал деятельное участие в поражении поляков и литовцев под начальством гетманов Радзивила и Гонсевского. Возвратившись после взятия Вильны в Москву, Хворостинин, пожалованный в бояре и обласканный царём, но тяжко больной, покинул службу, постригся в монахи с именем Феодосии и спустя год умер. Князь Фёдор Юрьевич Хворостинин похоронен в Троице-Сергиевом монастыре.

    В 1693 г. в Даратниках построен новый деревянный храм; главный престол освящён в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа, придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    Через 100 лет вместо деревянной церкви на средства помещицы Нарышкиной устроен существующий ныне каменный храм с такой же колокольней. Престолов в нём три: в холодном в честь Нерукотворного Образа Спасова, в тёплых приделах в честь Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Над главным престолом была деревянная резная сень. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Обращали на себя внимание местная древняя икона Успения Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе и Ахтырская икона Божией Матери, писанная на кипарисной доске и освящённая на горе Афонской. Напрестольные Евангелия с серебряными изображениями евангелистов перенесены из прежде бывшей церкви; одно 1774 г., другое 1753 г Причта по штату было положено - священник и псаломщик. Дом для священника был церковный.

    В 1-й трети XIX в. в Даратниках была усадьба Николая Парфентьевича Енгалычева, сына князя Парфентия Николаевича Енгалычева (1769-1829), начавшего службу в 1784 г. вахмистром в конной гвардии, в отставку вышедшего в 1795 г. армейским майором. Он был даровитым скрипачом-любителем. Предводительствовал дворянством Шацкого уезда Тамбовской губернии. В 1825 г. служил чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел. Парфентий Николаевич - автор нескольких книг по медицине и гигиене, затрагивавших и вопросы воспитания. Книги Енгалычева пользовались широкой популярностью. У него были дочери Александра, Евдокия, София, Елизавета и сыновья Александр, Елпидифор (ораниенбаумский уездный предводитель дворянства) и Николай.

    Николай Парфентьевич Енгалычев по приговору суда был из подпоручиков разжалован в рядовые и сидел в крепостях Финляндии; возможно, участвовал в восстании декабристов. Во время войны с Турцией (1828-1829) отправлен в действующую армию, где произведён в офицеры. После 1831 г. вышел в отставку и жил в г. Переславле и в своём имении Даратниках (с, Даратниково) Переславского уезда. Как следует из доноса владимирскому губернатору, Енгалычев обратил на себя внимание речами, «противными благонамеренным видам правительства». Вследствие установленного за ним наблюдения были выявлены его связи с различными людьми, подслушаны разговоры «с бранью государя и императорской фамилии, намёки на существующую партию и скорое восстание, когда будет истреблена царская фамилия».

    В ноябре 1833 г. Енгалычев был арестован и доставлен в Петербург. Дальнейшая судьба его неизвестна.

    В 1832 г. в с. Даратники назначен, после окончания Владимирской семинарии в том же году, священник Афанасий Дмитриевич Троицкий. В 1876 г. он вышел за штат.

    В 1876 г. в объединённом Загорье-Доратниковском приходе должность священника была вакантной. При храме с. Доратники состояли диакон на псаломщицкой вакансии Александр Смирнов и пономарь Пётр Наумов.

    Земли при церкви было: усадебной 1200 кв. сажен, пахотной 20 десятин 1269 сажен, сенокосной 16 десятин 188 сажен, неудобной 1 десятина 1500 сажен, пахотная земля отдавалась причтом в аренду за 110 руб. в год.

    Приход состоял из с. Доратников и деревень Кисемки (1 вер. от церкви), Бурцева (1 вер.), Бережков (1 вер.), Васильцова (1 вер.), Михеева (8 вер.) и Жданова (4 вер.), в коих в 1890-х гг. числилось 651 душа мужского пола и 724 женского.; все православные.

    В том же 1876 г. священником храма с. Даратников был назначен Алексей Козьмич Богословский, окончивший в 1871 г. Владимирскую семинарию, в 1877 г. он переведен в с. Ермово.

    Иван Григорьевич Тихонравов в 1848 г., сразу после окончания Владимирский семинарии, назначается священником Богородицерождественской церкви Переславля, в 1877 г. переведен в с. Даратники, в 1881 г. почисляется за штат, скончался 30 июня 1893 г.

    С 1881 г священником с. Даратников был назначен Евлампий Яковлевич Семьинский, окончивший Владимирскую семинарию в 1879 г.

    В с. Даратииках с 1882 г. существовала церковноприходская школа; учащихся в 1893 г. было 19. Епископом Переславским Дамианом в 1926 г. рукоположен во пресвитера к храму в с. Даратникове Владимирской епархии Иоанн Николаевич Соколов (в будущем митрофорный протоиерей, ум. 14 сентября 1969 г). Родился он в 1887 г. во Владимире, в 1903 г. там же окончил министерскую 4-классную школу, а в следующем году - одногодичные курсы псаломщиков при архиерейском доме. В 1956-1957 гг. служил в храме во имя Святых праведных Иоакима и Анны в г. Можайске Московской епархии. В январе 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием был назначен в клир Воскресенского храма, что в Брюсовском пер. (ул. Неждановой) в Москве. За ревностное служение Церкви Божией в 1964 г. о. Иоанн был удостоен награждения патриаршей грамотой, а в 1965 г. - митрой.

    В 1965 г. он по болезни вышел за штат. Превозмогая слабость, о. Иоанн приходил в храм и по воскресным и праздничным дням принимал участие в богослужении. Прихожане очень любили его и с радостью встречали. Это был человек высокой культуры, простого нрава и, казалось, безграничного терпения, никогда не отказывавший прихожанам в их просьбах. Его отличало умение всегда примирить рассорившихся, найти ключ к сердцу разгневанного человека.

    В советское время храм был закрыт и очень сильно разрушен.

    Храмы Переславского района

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
  • Часовня «Крест»
  • Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
  • С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
  • С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
  • С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Красное. Церковь Вознесения Господня
  • С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Веска. Церковь Святой Троицы
  • С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
  • С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
  • С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
  • С. Яропольцы (Ярополец). Церковь Воздвижения
    Животворящего Креста Господня
  • С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
  • С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
  • С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
  • С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
  • С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
  • С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
  • С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
  • С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
  • С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
  • С. Калистово. Церковь Преображения Господня
  • С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
  • С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
  • С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
  • С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
  • С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Спасское. Церковь Преображения Господня
  • С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
  • С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
  • С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
  • С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
  • С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
  • С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
  • С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
  • С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
  • С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
  • С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
  • С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
  • С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
  • Никольский Солбинский монастырь
  • С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
  • С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
  • С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
  • Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос