Храмы Ярославской области
Переславский район
Село Хмельники
Церковь Воскресения ХристоваСведения о церкви погоста Воскресенского, что в Хмельниках, восходят к концу XVII в. В 1699 г. местный помещик, думный дворянин Михаил Тимофеевич Лихачёв, вблизи дер. Хмельники построил вновь церковь во имя Воскресения Христова. К ней были определены священник, дьячок и просвирница. В приходе были двор вотчинников и 16 дворов крестьянских.
Михаил Тимофеевич начал службу при царе Алексее Михайловиче. В 1660 г. он был чарочником при приёме царем Алексеем Михайловичем фузинского царевича Николая Давидовича и стоял у государева поставца; в 1664 г. находился при приёме великого английского посла. В 1675 г., будучи степенным ключником, в числе других сопровождал царя Алексея Михайловича к патриарху Иоакиму, у которого собралось высшее духовенство, или, как было принято называть, «власти». Пафиарх потчевал винами и медами, а царь «жаловал» от себя этих властей «чашами», то есть угощение происходило от имени царя. За поставцом сидели думный дворянин, думный дьяк и М.Т. Лихачёв. В 1676 г. Михаил Лихачёв был пожалован из стольников в стряпчие с ключем. В 1678 г. велено было писать Лихачёва с вичем под думными дворянами выше печатника, тогда как до этого времени стряпчие с ключом писались ниже думных дьяков. Начиная с 1676 г., Лихачёв часто сопровождал царя Феодора Алексеевича в его богомольных походах в Троице-Сергиев монастырь, в Александровскую слободу, в Переяславль-Залесский и в монастыри этого города, а также в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
В 1679 г. Мастерскую палату царя Феодора Алексеевича ведал «постельничий думный» И.М. Языков; товарищем у него был М.Т. Лихачёв. В1679 г., при посещении Оружейной Палаты, царь пожаловал Михаилу Лихачёву пищаль, вызолоченную в разных местах, работы олончанина Романова. По отзыву Артамона Сергеевича Матвеева, Михаил Тимофеевич Лихачёв, подобно своему брату Алексею Тимофеевичу, был «великого разума и исполнен самого благочестивого состояния» и пользовался большим расположением царя Феодора Алексеевича.
Однако когда слухи о подготовке к свадьбе достигли И.М. Милославского, тот пытался воспротивиться планам царя Феодора, сообщив ему какие-то будто бы порочащие невесту и её мать сведения. Это известие «привело Его Величество в великую печаль, то не хотел и кушать». И только прилежные расспросы Языкова заставили его рассказать о наветах Милославского. Фавориты бросились в дом Заборовского, крайне испуганного оборотом дела. Однако здесь проявился твёрдый и решительный характер будущей царицы, которая, выйдя к царедворцам, заявила им, «чтоб оне о ея чести никакого сомнения не имели, и она их в том под потерянием живота своего утверждает». Решительность девицы и расспросы её родных убедили Лихачёвых и Языкова в том, что она была оклеветана. Обрадованный царь специально ездил мимо её дома и «изволил видеть её в окошке чердака».
После того как клевета Милославского была разоблачена, тот подвергся опале со стороны разгневанного царя, задержавшего из-за расследования свою свадьбу. Несмотря на то, что по просьбе невесты Милославский был прощён царём Феодором, он и его партия окончательно потеряли всякое влияние на царя. И хотя он сохранил большую часть своих приказных должностей, как политическая фигура он полностью сошёл со сцены до конца царствования Феодора. Один из сторонников А.С. Матвеева не без злорадства написал, что «Языков такую жестокую брозду, или удило, в зубы их (Милославского с товарищами) положил, что уже при жизни их они мало приездом двор царский знали». По желанию царя свадьба прошла необычайно скромно, почти тайно, вопреки сложившимся дворцовым обычаям. Накануне царь объявил о своем намерении патриарху и двору. При этом повелел «радости своей государской быти июля в 18 день(1680 г.)». После чего царь «изволил итти тайно» в соборную церковь «для моленья». В чине венчания особо оговорено отличие его от обычно принятого порядка: «А против прежних чинов Святейшему Патриарху в собор выходу для благословения не было, для того что Великий Государь изволил прийтить тайно». В день венчания вход в Кремль был закрыт. Очень скромно было и само венчание, совершенное патриархом Иоакимом. Вместо многочисленного и строго определённого состава царедворцев и духовенства, при обряде присутствовало всего несколько человек. Федора сопровождало 9 ближайших к нему лиц. В том числе оба его «дядьки», Ф.Ф. Куракин и И.Б. Хитрово, а также И.М. Языков и М.Т. Лихачёв. И.М. Милославского среди них не было. С патриархом была, в свою очередь, незначительная свита из двух священников и двух певчих дьяков.
В январе 1682 г, как видно из подписи под Соборным определением об уничтожении местничества, Михаил Лихачев занимал должность казначея. В половине мая 1682 г. во время стрелецкого бунта, последовавшего вскоре за смертью царя Феодора Алексеевича, Михаил Тимофеевич вместе с братом своим Алексеем Тимофеевичем едва уцелел и был выслан из Москвы. В 1685 г., когда был поставлен в архиепископы на Устюг Великий архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Александр, после обедни Лихачёв сопровождал его на подворье. В 1686 г. он был окольничим.
В 1806 г. вместо неё на средства прихожан, при помощи помещика Спиридова, устроен существующий ныне каменный храм с каменной же колокольней. В 1808 г. пристроена трапеза. В 1886 г. она распространена. В храме было три престола: в холодной части Обновления храма Воскресения Христова, в тёплых приделах Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Как особо драгоценная святыня, хранилась в церкви капля крови от мощей святого апостола Павла - на бумаге с надписью «S. Apos. Pauli», святыня эта сохранялась в серебряном медальоне на престоле. Она приложена в церковь в 1863 г. родственником помещика Спиридова.
С 1865 г. священником с. Воскресенского что в Хмельниках был Дмитрий Иванович Миловский (окончил Владимирскую семинарию в 1862 г.), с 1875 г. - священник Владимирского Успенского собора. Во Владимирских епархиальных ведомостях о. Дмитрий напечатал несколько своих проповедей. Скончался 18 января 1888 г.
Конец ознакомительного фрагмента.
Храмы Переславского района
Церковь Благоверного князя Александра Невского
Животворящего Креста Господня