Патриарх Иоаким

Дата публикации или обновления 01.04.2015
  • Патриарх Иов
  • Патриарх Гермоген
  • Патриарх Филарет
  • Патриарх Иоасаф I
  • Патриарх Иосиф
  • Патриарх Никон
  • Патриарх Иоасаф II
  • Патриарх Питирим
  • Патриарх Иоаким
  • Патриарх Адриан
  • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
  • Патриарх Сергий
  • Патриарх Алексий I
  • Патриарх Пимен
  • Патриарх Алексий II
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Патриарх Иоаким


    Патриарх Иоаким

    Патриарх Иоаким родился в 1620 г., происходил из служилых дворян, носивших фамилию Савеловых. Долгое время сам был на военной службе в южных пограничных областях. Овдовев в 35 лет, он оставил военную службу и принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре. В 1657 году по его прошению Патриарх Никон перевел его в свой новгородский Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплеменным братством во образ монашества Святой Афонской горы. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Новоспасском монастыре. В 1664 году он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, в 1672 году назначен митрополитом Новгородским. Из-за болезни Патриарха Питирима он был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления. 26 июля 1674 года возведен на первосвятительскую кафедру.

    Патриарх Иоаким отличался ревностью к строгому следованию церковным канонам. Он пересмотрел чины литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике, исправил и издал Типикон, который поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. Издаваемые книги он, как и Никон, предварительно подвергал своему личному и соборному рассмотрению, проверял даже те книги, которые издавались в Киеве. Он старался вводить всюду однообразие богослужебной практики и соборно разрешал некоторые относительно нее вопросы.

    Естественно, что при таких условиях он должен был столкнуться с раскольниками и вступить с ними в борьбу, тем более, что в то время особенно усилилась их пропаганда. С целью ослабить раскольническое движение на Соборе 1682 г. было составлено несколько постановлений (например, о надзоре за продажей тетрадей в Москве, об увеличении числа епархий); когда поднялся в Москве раскольничий бунт во главе с Никитой Пустосвятом (1682 г.), Иоаким старался всячески остановить его, в 1683 г. соборно осудил Никиту, выписку об этом отпечатал и разослал для чтения по церквам, всенародно анафематствовал раскольников в Неделю Православия, а в 1685 г. по его мысли были составлены статьи о строгих наказаниях раскольников и их укрывателей. Наконец, он рассылал по разным местностям увещателей для обращения раскольников и издавал противораскольнические сочинения («Увет духовный», «О сложении трех перстов» и т. п.). Также горячо Иоаким боролся с иноверной пропагандой - католической и протестантской. Так, он запретил продавать и покупать иконы, написанные на бумажных листах, особенно «немецкие еретические».

    В Москве представителями польско-латинской культуры были главным образом выходцы из Южной России, которых особенно много стало в столице после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Они хоть и оставались по сути православными, но в борьбе против католицизма усвоили внешние приемы латинской схоластики. Кроме того, малороссияне, часто сами того не замечая, под влиянием католицизма допускали некоторые отступления от учения и обрядности православия. Патриарх сумел добиться принятия; указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его просьбе в 1690 г. высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу, потому что «они чинили противность св. восточной Церкви, людей прельщали и римской вере научали»; перед смертью в своем духовном завещании он просил царя, чтобы «впредь запретил лютеранам и кальвинистам проповедовать свое учение под казнью накрепко», чтобы не дозволял католической пропаганды и латинских костелов.

    Во внутреннем церковном управлении Патриарх Иоаким отстаивал соборное постановление о неподсудности духовенства светским властям, его стараниями в 1677 г. Был упразднен монастырский приказ, бывший наглядным выражением подчинения духовных лиц светскому управлению. По его ходатайству в 1681 году для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти меры улучшили материальное положение духовенства. В 1678 году он расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

    Из государственных дел, в которых Патриарх Иоаким принимал участие, особенно важно уничтожение местничества. Царь Феодор Алексеевич действовал здесь по совету и благословению Патриарха. Когда для решения этого вопроса в январе 1682 г. I составился Собор, Патриарх выступил с речью, подробно указав вред местничества и I его несоответствие с христианской любовью; с новой речью он обратился к боярам, а когда состоялось сожжение разрядных книг: он побуждал их бросить местничество и даже грозил ослушникам церковным запрещением.

    В период предстоятельства Патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. По его благословению в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище со временем превратилось в Славяно-греко-латинскую академию, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию.

    Широкая и энергичная деятельность Патриарха Иоакима создала ему, как раньше Филарету и Никону, немало врагов. Некоторые даже замышляли покушения на его жизнь (Никита Пустосвят, Медведев и стрельцы). Но Иоаким не боялся врагов и не отступал от своих планов. В глубокой старости, после 16-летнего патриаршества, он скончался 17 марта 1690 года и был погребен «в соборной великой церкви патриарша престола» - Успенском соборе Московского Кремля.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин