Храмы Ярославской области

Переславский район

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Село Фалелеево

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

    В XVI в. село было государевым. В 1556 г. Иоанн Грозный дал селу уставную грамоту, по которой «от ключнича и от постельнича суда и от их пошлинных людей» крестьян фалелеевских «отставил» и повелел «быти у них в судьях того же села крестьянам, которых они выбрали». В 1564 г. тот же царь пожаловал Фалелеево со всеми угодьями Переславскому Никитскому монастырю. В 1628 г по писцовым книгам в селе числились двор монастырский, 5 дворов детёнышей для монастырской пашни, 2 двора крестьян, 4 бобыльских и 2 пустых. В начале XVIII в. число жителей села увеличилось в несколько раз. По описи 1702 г. в селе двор монастырский , 40 дворов крестьян, 13 бобыльских, 4 кельи нищих. По ведомости 1754 г. о вотчинах Никитского монастыря в Фалелееве числилось 153 мужских души. В 1764г. село перешло в ведомство государственных имуществ.

    Церковь здесь существовала уже в начале XVII в. В писцовой книге 1628-1629 гг. сказано: «В селе церковь Великомученика Димитрия Селунского древяна клецки вверх, при церкви двор попов пустой». По описи 1702 г. церковь была довольно бедной, при ней только один колокол. В 1783 г. духовником Екатерины II протоиереем Благовещенского собора Иоанном Панфиловым построена новая, деревянная же, церковь, освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Иоанн Панфилов (1720-1794) - член Святейшего Синода. Его отец, Иоанн Панфилов, родом из села Фалелеева Владимирской губернии, был в Москве причетником, затем священником церкви Введения Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку; с переводом в 1718 г полка в Санкт-Петербург перешёл на жительство в новую столицу; здесь 9-го апреля 1720 г. у него родился сын Иван, ставший впоследствии влиятельным духовным сановником. После домашнего воспитания, продолжавшегося до 12-ти лет, И. Панфилов в 1733 г., по распоряжению Санкт-Петербургского духовного правления, был внесён в список священно - и церковнослужительских детей Петербурга и всего новозавоёванного края, подлежавших к определению в Александро-Невскую семинарию для обучения. По синодскому указу 10 сентября того же года отобран у отца и помещён в семинарию. Здесь он учился в течение 1733-1739 гг. Ректором семинарии в 1733-1736 гг. был архимандрит Смелич, родом серб, а смотрителем за семинаристами и учителем латинского языка - известный датчанин, принявший православие, Адам Селлий, автор нескольких сочинений о России на латинском языке.

    С 1736 г. Александро-Невская семинария трудами ректора, архимандрита Стефана Калиновского, и вызванных им из Московской Славяно-греко-латинской академии его учеников Г.В. Кременецкого и А.С. Зертис-Каменского, впоследствии сделавшихся известными иерархами, получила прочное устройство и организацию. Иван Панфилов под их руководством обучался латинскому и греческому языкам, географии, истории, пиитике и риторике. В 1740 г. отец Панфилова был перемещён из Санкт-Петербурга к Московскому Благовещенскому придворному собору. С этим перемещением соединён был и переход Панфилова в Московскую академию. Здесь он изучал философию и богословие и окончил в 1744 г. курс образования - высшего, какое только было тогда возможно в пределах России. Воспитанники Александро-Невской семинарии и Московской академии, наравне с учившимися в Невской академии, предназначались к видной деятельности в церкви и государстве и были всегда на счету у церковного правительства. Полученное Панфиловым образование, положение его отца в Москве и личные его свойства обратили на него внимание московского архиепископа Иосифа Волчанского. Вскоре по окончании академического курса Панфилов произведён был - 31 марта 1745 г., 24-х лет от роду - во священники в Москву к церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках. Здесь он служил 7 лет. В период своего образования в Петербурге и Москве и своей московской службы Панфилов-сын, благодаря служебному положению отца, имел возможность получать сведения о придворных и политических событиях в отечестве, о политике правительства касательно церкви и духовенства, о положении и личных свойствах современных иерархов, о переменах в иерархии и о положении белого духовенства. Он и сам лично знал многих иерархов и кандидатов на такие должности. Из иерархов, знавших его лично, некоторые занимали в 1740-х гг. высокое положение в столице. Кафедру санкт-петербургской епархии с 1750 г занял бывший ректор Невской академии, преосвященный Сильвестр (Кулябка). Панфилов, уроженец Петербурга, известный по образованию и по служебному положению отца, 1 июня 1752 г. был переведён в Петербург и определён к Николаевской, что на морском полковом дворе, церкви. Положение священника на этом месте было заметным, от него требовались энергия и просвещённая деятельность.

    При церкви числилось в качестве прихожан не менее 3500 чинов морского ведомства, кроме их жён и детей. Храм был деревянный и обветшавший, но в самый год перевода Панфилова, 16-го апреля 1752 г., состоялся высочайший указ императрицы Елизаветы Петровны о построении каменной церкви на месте деревянной. После закладки 15 июля 1753 г. постройка храма производилась по распоряжениям и под наблюдением Адмиралтейств-коллегий по преимуществу на казённые средства, а отчасти на пожертвования. Это был первый величественный двухэтажный каменный храм в Санкт-Петербурге, долженствовавший служить к украшению новой столицы. Панфилов принимал живое участие в возведении храма, при котором был настоятелем, привлекал, в особенности своими проповедями, жертвователей.

    В течение всего XVIII в., до времён Екатерины II, русская церковная ерархия и духовенство - монашествующее и белое - находились постоянно в тревожном состоянии, не исключая и времени царствования императрицы Елизаветы Петровны, благочестивой и расположенной к церкви. Самым чувствительным был вопрос о положении архиерейских монастырских вотчин. Возбуждённый Петром I, но оставленный им без разрешения, вопрос о секуляризации церковных вотчин оставался в колебательном положении при его преемниках.

    Общее заведование церковными вотчинами в течение означенного времени не раз переходило от Святейшего Синода к государственным учреждениям и обратно. Крепко, упорно, с редким единодушием требовали оставить обладание вотчинами за иерархией и подвластными Синоду учреждениями выдвинутые Петром I на высоту русской церкви малороссы из киевских ученых. Они шли в отстаивании этого права наперекор постепенно усиливавшемуся в правительстве стремлению к переводу церковных вотчин в ведение государственной власти. Для успешного противодействия этому стремлению малороссы-иерархи старались удерживать и считали как бы своей монополией высшие иерархические посты в Синоде, в епархиях и в богатых монастырях и редко на них допускали монашествующих из великороссов.

    Екатерина II с самого начала своего царствования не благоволила к иерархам из малороссиян, которых считала нерасположенными к предполагавшимся ею церковным реформам. В особенности роняли в её глазах иерархов-малороссиян резкие протесты Арсения Мациевича и Павла Конюшкевича против секуляризации церковных вотчин, почему она желала заместить иерархические посты в Святейшем Синоде, на епархиальных кафедрах и в штатных монастырях лицами из великороссиян, получившими образование в учебных заведениях великороссийских епархий. И вот, начиная с 1763 г., ей стали представлять от Синода кандидатов в архиереи по преимуществу из великороссов, с обозначением в докладах их народности, образования и пройденных должностей. Из 22-х лиц, посвященных в архиерейский сан в течение 1763-1774 гг., малороссиян было не более 5. В течение же 1774-1794 гг., когда в составе Святейшего Синода состоял Панфилов, было посвящено в архиереи 34 лица, и между ними малороссиян не более 4. Протоиерей Панфилов весьма внимательно относился к избранию в Синоде кандидатов в архиереи и пользовался значительным влиянием, по вниманию прочих синодальных членов к его обширным сведениям о лицах, которые могли быть представляемы Святейшим Синодом к назначению на иерархические посты. В период своего образования в Апександро-Невской семинарии и в Московской академии и во время семилетней службы в Москве Панфилов мог лично знать всех в то время служивших с ним и учившихся в означенных заведениях лиц, которые постригались в монашество в надежде на достижение иерархического положения. Во время своего 18-летнего служения в Санкт-Петербурге при церкви на Морском дворе он как человек образованный и наблюдательный, следивший за всеми переменами в иерархии и в назначениях в префекты и ректоры академии и семинарии, также лично мог знать всех архимандритов, которые вызывались Святейшим Синодом в Александро-Невский монастырь на очередь служения и проповедания слова Божия в Санкт-Петербурге. По назначении же его в члены Святейшего Синода ему обязательно представлялись, как и прочим синодальным членам, очередные архимандриты. Многие архимандриты, считавшие себя достойными кандидатами в архиереи, лично или письменно старались познакомить его с собою. Наконец, Панфилов, усердно занимавшийся поступавшими из епархий делами Святейшего Синода, имел возможность приобретать сведения о личных и служебных достоинствах кандидатов в архиереи и самих архиереев. Многие письма иерархов к о. Панфилову доказывают, что духовнику Екатерины считали себя обязанными весьма многие иерархи за архиерейскую степень или за перемещение из низшей по классу епархии в высшую.

    Его прилежному участию в обсуждении и решении дел в Синоде следует приписать улучшение церковного судопроизводства во времена Екатерины II. По духовному регламенту лица, подчинённые епархиальным властям, имели право жаловаться на них Святейшему Синоду. И «епископы таковым на себя челобитчикам должны сию свободу попускать и не удерживать их, ниже угрожать, ниже, по отшествии оных к духовному коллегиуму, печатать или грабить их домы». Но как принимались в Святейшем Синоде жалобы или апелляционные иски на епархиальных архиереев, свидетельствует указ Петра III Святейшему Синоду от 26 марта 1762 г: «Уже с давнего времени, к нашему неудовольствию и к общему соблазну, примечено, что приходящие в Синод на своих властей или епархиальных архиереев челобитчики, по долговременной сперва здесь волоките, наконец, обыкновенно без всякого решения, к тем же архиереям отсылаются на рассмотрение, на которых была жалоба; а потому в Синоде или не исполняется существительная оного должность, или, и того хуже, делается одна только повадка епархиальным начальникам; так что в сем пункте Синод походит больше на опекуна знатного духовенства, нежели на строгого наблюдателя истины и защитника бедных и невинных» и т. д. Под влиянием сего указа в царствование Екатерины II жалобы на епархиальные власти в Святейший Синод поступали в таком количестве, что Синод приходил в затруднение от их множества. В1774-1794 гг., в бытность о. Панфилова в составе Святейшего Синода, предписывалось епархиальным архиереям поступать в производстве дел по законам. В царствование Екатерины были устранены телесные наказания для духовных лиц. По ходатайствам Святейшего Синода было допущено участие учёных священников в уголовно-следственном процессе для увещания обвиняемых к сознанию их в совершении преступных деяний взамен пыток.

    В 1783 г. состоялся высочайший указ об учреждении Российской академии. При её открытии были провозглашены имена первых 34 её членов, среди них был и протоиерей Иоанн Панфилов. Он принимал участие в трудах академии по составлению «Словаря». Отец Иоанн был замечательным церковным оратором. Беспримерным по отношению к духовным лицам благоволением императрицы он пользовался до конца жизни. Скончался он утром 20 июня 1794 г., погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

    В 1872 г. в с. Фалелеево усердием прихожан и благотворителей, вместо деревянной, устроена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с тёплым приделом Святого великомученика Димитрия Солунского. Причт в конце XIX в. - священник и псаломщик. Приход состоял из с. Фалелеева, в котором жили 92 крестьянина и 116 крестьянок. В селе были открыты 2 школы грамотности, в которых в 1893 г. обучалось 8 учеников.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Храмы Переславского района

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
  • Часовня «Крест»
  • Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
  • С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
  • С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
  • С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Красное. Церковь Вознесения Господня
  • С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Веска. Церковь Святой Троицы
  • С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
  • С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
  • С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
  • С. Яропольцы (Ярополец). Церковь Воздвижения
    Животворящего Креста Господня
  • С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
  • С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
  • С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
  • С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
  • С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
  • С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
  • С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
  • С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
  • С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
  • С. Калистово. Церковь Преображения Господня
  • С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
  • С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
  • С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
  • С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
  • С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Спасское. Церковь Преображения Господня
  • С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
  • С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
  • С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
  • С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
  • С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
  • С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
  • С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
  • С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
  • С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
  • С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
  • С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
  • С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
  • Никольский Солбинский монастырь
  • С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
  • С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
  • С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
  • Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос