Александров

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Города
  • История Александрова

    Александров раскинулся на всхолмленной равнине вдоль извилистой, некогда полноводной и судоходной реки Серой. В XIII веке здесь возникло поселение, названное Великой Слободой, которое было центром обширной волости Переяславского княжества. В 1302 году Великая Слобода переходит в собственность московских князей. На месте старой слободы, разрушенной набегами монголо-татар и княжескими усобицами, в XIV веке выросло Новое село, впоследствии Александровская слобода. Официально это название закрепилось при Иване Калите. Его внук Дмитрий Иванович Донской в 1389 году по духовному завещанию передаёт Александровскую слободу и прилегающие земли сыну Петру, а с 1434 года ею владеет другой его сын - Юрий Дмитриевич, князь звенигородский.

    Александровская слобода заметно меняется в годы правления великого князя Василия III. "Место для прохлады и охотничьей утехи" - так называли эту подмосковную княжескую резиденцию в те времена. В 1513 году здесь возводится каменный Покровский собор, позднее названный Троицким, и отдельно стоящая колокольня.

    Александровскую слободу особенно любил Иван Грозный. В годы его правления она достигла наибольшего расцвета. В 1565 году царь переехал сюда жить вместе со всеми приближёнными и в Москву теперь приезжал "на невеликое время", а "перебор людишек" вёл из Александровской слободы, которая превратилась в "опришную столицу". Здесь он принимал иностранных послов, депутации земских бояр и торговых людей, вершил государственные дела и устраивал роскошные пиры. Из слободы Иван Грозный совершал карательные походы на Тверь, Торжок, Псков и Новгород. В ней царь укрывался от крымских татар, совершивших в 1570 году набег на Москву.

    Слобода в то время расширялась и укреплялась, превращаясь в настоящую крепость. Вокруг неё стояли крепкие заставы, въезд и выезд находился под строгим наблюдением вооружённой стражи. Бревенчатые стены царской резиденции были обложены кирпичом, снаружи её окружали ров и вал. В слободе был возведён царский дворец, приказы, палаты для опричников, построены Успенская церковь и Распятская церковь-колокольня, гранёной формы шатёр, которой напоминал центральную церковь собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. На берегах реки Серой размещались многочисленные торговые лавки и склады, и в ту пору здесь был бойкий рынок, куда съезжались русские купцы и иностранные гости. По доходам слобода занимала первое место в Русском государсве. Она же стала и важным центром развития культуры и просвещения.

    В 1569 году в Александровскую слободу из Москвы по распоряжению царя была переведена типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев в 1578 году печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 году в Москве первый русский учебник "Псалтирь Учебная". В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во "многих немецких городах".

    Личная жизнь царя Ивана Грозного также была тесно связана с Александровской слободой. Здесь царь и его семья находились во время "моровой Язвы" - чумы, охватившей Москву в 1568 году. В Александровской слободе в 1571 году проходила ярмарка невест. Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, из которых Иван Грозный выбрал себе в жёны Марфу Собакину. Через десять лет здесь же в припадке гнева Иван IV ударом посоха в висок убил своего сына, царевича Ивана.

    После смерти сына царь навсегда покидает Александровскую слободу. За ним следом потянулось и окружение. С этого времени слобода начинает терять величие и значение, приходит в упадок.

    В начале XVII века Александровская слобода была сильно разрушена поляками: в 1609 и 1611 годах её захватили отряды во главе с Яном Сапегой. Ополченцы Минина и Пожарского освободили слободу от захватчиков и вместе со слободскими ратниками двинулись на пленённую Москву.

    После изгнания врагов Александровская слобода представляла собой груду развалин. Жизнь в ней начала возрождаться на Посаде, так как ремесленникам, ямщикам и владельцам постоялых дворов помогала кормиться Большая дорога, проходившая через слободу из Москвы. При царе Алексее Михайловиче здесь был основан Успенский женский монастырь, в котором во время стрелецкого мятежа нашли приют Пётр I с женой и матерью. Позднее в слободе проводились учения "потешных полков" юного царя Петра. В стенах Успенского монастыря прожили последние годы жизни сестры Петра I - царевны Марфа, Мария и Феодосия. Со временем Александровская слобода окончательно перестала интересовать царских особ, хотя по-прежнему считалась дворцовой вотчиной.

    В 1778 году указом Екатерины Великой слобода была преобразована в уездный город Александров Владимиро-Костромского наместничества. Тогда же Александров получил герб, в верхней части которого был изображён герб города Владимира, а под ним "две наковальни и тиски в красном поле в знак множества в сем городе кузнецов". Малый экономический рост определил заштатное положение Александрова, и только в 1803 году он снова вносится в разряд уездных городов Владимирской губернии.

    К началу XIX века в городе было менее двух тысяч жителей. Сам город состоял из двух частей - Посада и Заречья, расположенного за рекой Серой. Александров жил тихой, размеренной жизнью. Оживление наступало лишь накануне "базарных" дней, понедельника и четверга. Издревле здесь было хорошо развито льносеяние и домашнее ткачество, поэтому с началось экономического подъёма страны начал быстро развиваться хлопчатобумажный ткацкий промысел. К концу XIX века город становится промышленным центром. В Александрове к тому времени, кроме 93 ткацких мастерских с тысячей ткацких станков, работало несколько крупных ткацких фабрик. Также город был знаменит игрушками, варежками, носками, сапогами и валенками.

    Пореформенные десятилетия стали для Александрова временем ускоренного развития. В 1873 году здесь пролегла железнодорожная линия Москва-Ярославль, открыв товарам из Александрова выход к рынкам сбыта. Изменился быт города. В Александрове действовало 5 монастырей и 47 церквей. Если в начале XIX века в нём не было ни одного учебного заведения, то в 70-е годы открылись женская прогимназия, городское трёхклассное, приходское начальное и торговое училища, монастырская школа для девочек с классом рукоделия. Имелось более 50 трактиров, кабаков и питейных заведений. Но работала лишь одна больница на 40 коек, где служили три врача и один фельдшер, и не было ни единого учреждения культуры. Таким и вошёл город в XX век.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100