Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Домовые церкви

    Многие общественные и казенные здания до революции имели собственные церкви, где регулярно проводились торжественные богослужения: молебны, праздничные и юбилейные обедни. В число городских храмов домовые церкви не включались, поскольку отдельного прихода они не имели, да и не во всех были штатные священники; часть служила, выражаясь современным языком, по совместительству. Расходы на содержание несла не епархия, а те учреждения и ведомства, где эти церкви находились.

    Домовых храмов в городе насчитывалось не меньше чем городских.

    В историческом очерке протоиерея Стефана Ширкевича (1908) их значится шестнадцать, но здесь они далеко не все. Это трапезные храмы в Митрофановском монастыре, Алексеевском Акатовом монастыре и Воронежском Покровском девичьем монастыре, предназначенные не для всей братии, а только для настоятелей; это домовые церкви в прежних и современной резиденции главы епархии.

    Независимо от того, сохранились ли здания, о которых будет идти речь, сами церковные помещения в них давно перестроены и изменили свое назначение, так что не всегда можно точно установить их местоположение.

    Одну из лучших домовых церквей имела у себя духовная семинария (Большая Дворянская, 29). Храм в семинарии начал действовать в 1822 году с момента окончания строительства здания на Большой Дворянской, он был освящен епископом Епифанием (Канивецким). Храм помещался «в лучшей части дома», в центре второго и третьего этажей, и посвящался святому евангелисту Иоанну Богослову. Семинарская церковь перестраивалась и расширялась в 1847,1896 и 1903 годах. После этого она имела размеры 38 на 8 метров при высоте 8 метров (без алтаря). В начале XX века церковь уже освещалась электричеством. В 1896 году работы проводились на средства старосты купца Матвея Ульяновича Сычева. Стены были отделаны искусственным мрамором, обновлены алтарь и живопись. 7 сентября 1896 года церковь освятил ректор семинарии протоиерей Алексий Спасский.

    Иоанно-Богословскую церковь в определенной степени можно считать продолжением учебных классов: здесь семинаристы должны были продемонстрировать на практике то, что они постигали в теории.

    Поэтому безошибочно можно утверждать, что в ней немало времени провел каждый студент. В стенах церкви бывали бурсаки святитель Петр (Полянский), новомученик Димитрий (Краснопольский), будущий митрополит Леонтий (Лебединский), Андрей Серебрянский, Иван Никитин, Алексей Путинцев, педагоги Николай Чехов, Григорий Недетовский (писатель О. Забытый), врач Константин Федяевский, ректор семинарии 1880-х годов известный историк и краевед архимандрит Димитрий, (Самбикин).

    Многие выпускники духовной семинарии стали известными пастырями или прославились на светском поприще.

    Иван Саввич Никитин, который находился в семинарии четыре года (1839-1843), свои впечатления отразил в «Дневнике семинариста» (1860). Вот строки, посвященные храму Иоанна Богослова: «Сегодня поутру в нашей семинарской церкви был торжественный молебен, на котором присутствовали профессора и почти все ученики. После того, как диакон провозгласил многолетие всем учащим и учащимся, хор певчих привел в восторг большую часть слушателей своим чуть ли не сверхъестественным криком; в особенности отличались басы. Из церкви ученики разошлись по классам».

    В церкви было несколько десятков икон - многочисленные дары архиереев, бывших выпускников, юбилейные пожертвования. Иконы создавались в разное время - были «древнего письма», имелась копия с работы живописца Владимира Боровиковского, были лики, подписанные авторами, художниками Михаилом Чернышевым и Львом Соловьевым; последний, кстати, преподавал здесь же, в иконописном классе. Одна из икон отошла к семинарии от А.В. Андроновой, сестры Алексея Кольцова. На праздновании полуторавекового юбилея семинарии в сентябре 1899 года была выставлена «световая икона» (очевидно, на стекле) Иоанна Богослова работы Л.Г. Соловьева.

    Из четырех Евангелий в семинарском храме два были весьма старыми, отпечатанными в 1701 и 1751 годах. В 1884 году духовники семинарии стали штатными священниками - сначала Димитрий Таиров, а с 1895 и до 1918 года - Феодор Склобовский. До этого поочередно служили педагоги, имевшие духовный сан, или приходские священники.

    Здание семинарии уже в марте 1918 года было занято красноармейскими частями, за исключением ректорской и инспекторской квартир и части классов второго этажа. Ректор семинарии архимандрит Серафим (Соболев) уехал в это время в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца. 14 апреля 1918 года произошло столкновение отряда Красной Армии с анархистами, засевшими в семинарии. Из Тулиновского переулка по семинарии стреляла легкая пушка, снаряды попали в здание. Был поврежден фронтон, сбита люстра в церковном зале, разрушены окна внутренней церковной стены, разбиты окна в алтаре и в библиотеке. Семинарию от анархистов очистили.

    Уже в июле 1918 года последнему ректору семинарии Тихону Олейникову стало известно, что здание семинарии реквизируется и вскоре будет занято «некоторыми правительственными организациями (округ путей сообщения, отдел труда)». Церковь Иоанна Богослова была закрыта вместе с учебным заведением в августе 1918 года. Возвратившийся в Воронеж архимандрит Серафим и часть постоянных богомольцев в жалобе облисполкому протестовали против выселения, так как в семинарии «имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя... а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету Народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства». Естественно, что письмо не возымело действия, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное движимое имущество реквизировали.

    В особой пристройке с северо-восточной стороны Михайловского кадетского корпуса на втором и третьем его этажах помещалась церковь Михаила Архангела. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных приходится на 8 (21) ноября. Церковь была спроектирована вместе со всем зданием военным инженером Карлом Детловым и окончена строительством в 1845 году. Иконостас ее сооружался московскими мастерами по рисунку воронежского архитектора Авксентия Денисенкова, выполненному в 1841 году. Освящал церковь 8 ноября 1845 года одновременно с открытием корпуса в день именин великого князя Михаила Павловича, чье имя носило военно-учебное заведение, викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов). Небесному покровителю брата императора, архистратигу Михаилу, и был посвящен храм. Размеры церкви 20,5 на 15,5 метра при высоте 11,5 метра. Обычные иконы, обычная утварь... Главной особенностью этого храма являлось то, что вдоль стен в нем были установлены мраморные доски, на которые золотыми буквами вписывались имена выпускников, погибших при защите Отечества в разных войнах.

    Церковь эту, как и в семинарии, посещали все те, кто был связан с кадетским корпусом службой или учебой. Имен этих великое множество, приведу только малую часть - Николай Бунаков, Сергей Павлов, Николай Тарачков, Андрей Киселев, Михаил Де-Пуле, Михаил Паренаго - это педагоги. И воспитанники - Сергей Мосин, Георгий Плеханов, Александр Лодыгин, Алексей Суворин, Николай Барсуков...

    За семьдесят три года существования храма в нем сменились лишь три священника. Начинал здесь богослужения Иоанн Дагаев. С 1866 года настоятелем был Михаил Иванович Некрасов (1836-1908), впоследствии постригшийся в монахи с именем Лаврентия и ставший епископом. В 1894 году его сменил зять, известный краевед и археолог Стефан Егорович Зверев (1860-1920). Протоиерей Стефан еще и преподавал в кадетском корпусе Закон Божий. Обширная семья жила здесь же, на первом этаже под церковью, в десятикомнатной квартире. В 1911 году вместе с ним служили диакон Николай Ягодкин (1878-1914) и псаломщик Василий Пикторский (1848 - после 1917).

    Протоиерей Стефан Зверев почитался в городе не только как ученый-историк, чьими трудами в 1894 году создан Краеведческий музей, но и как талантливый проповедник. Один из немногих городских священников, он регулярно выступал с поучениями в Благовещенском монастырском соборе. Тексты его бесед с паствой потом публиковались в «Воронежских епархиальных ведомостях». Особую страницу в его жизни составляет общение с философом-космистом Николаем Федоровым (1829-1903).

    Под новый 1899 год отец Стефан Зверев произнес в храме кадетского корпуса проповедь, специально для этого случая написанную Н.Ф. Федоровым и вошедшую в книгу его избранных сочинений.

    В 1918 году кадетский корпус закрыли, его помещения вместе с церковью перешли вновь открытому Воронежскому университету. Квартира первое время оставалась за бывшим законоучителем СЕ. Зверевым, который давно уже был одновременно и заведующим губернским музеем. Осенью 1918 года, когда велась подготовка аудиторий к учебным занятиям, церковь заняли под библиотеку, однако какое-то время, как можно судить по воспоминаниям, богослужения еще совершались. В январе 1943 года, в ночь перед отступлением из Воронежа, немцы взорвали университетский корпус. На том месте, где он когда-то находился, стоят жилые дома по ул. Феоктистова.

    В отдельной двухсветной пристройке с западной стороны реального училища (ул. Студенческая, 34) находилась Алексеевская церковь. Сооружена она. по проекту архитектора A.M. Баранова два десятилетия спустя после появления самого здания, в 1896 году. На ее устройство купец Алексей Николаевич Клочков (1817-1896) пожертвовал десять тысяч рублей. Церковь получила имя в честь его небесного покровителя святого Алексия, митрополита Московского, освящена она 30 апреля 1896 года.

    Размеры церкви (без алтаря) - 20 на 19 метров, высота 9,5 метра. В храме имелись иконы, выполненные московским изографом Сорокиным и местным художником, учеником Ильи Репина Александром Алексеевичем Бучкури (1870—1942). Его кисти принадлежали «Благословение Христом детей» и «Моление о чаше». В штате церкви состояли священник и псаломщик. Настоятелем ее все годы пребывал кандидат богословия Тихон Крутиков (1867-1918), псаломщиком с 1909 года - Венедикт Дмитревский. Колоритные картины богослужения и уроков Закона Божия, которые вел у реалистов отец Тихон, дает в своих воспоминаниях известный воронежский архитектор Николай Троицкий. Старостой церкви был «купеческий сын» Петр Андреевич Тюриков.

    Церковная пристройка и сейчас видна со стороны двора у здания, занятого военным ведомством. Персональную церковь имело и воронежское дворянство. Она находилась в здании губернского дворянского депутатского собрания и посвящалась Воскресению Иисуса Христа. Храм был устроен еще в конце XVIII века хозяином жилого дома Дмитрием Васильевичем Чертковым (1758-1831). В 1822 году он продал особняк воронежскому дворянству. Св. Синод своим указом разрешил сохранить здесь домовую церковь и приписал ее к Покровскому храму. Церковь была скромной по размерам - 9 на 7 метров при высоте 6 метров. Изящный иконостас имел иконы XVIII-XIX веков.

    С 1820 года «в воскресные, праздничные и постные дни» здесь поочередно служили священники Покровской церкви Евфимий Базилиев (1762-1842) и Василий Успенский (ок. 1785 - после 1835) с причетниками, получая по четыреста рублей в год. Бывали месяцы, когда плату им задерживали и служба в «дворянской церкви» замирала. Сосланный в Воронеж польский аристократ Михал Ромер упоминал в своих письмах к семье в 1831 году, что в этой церкви прекрасно пел хор из дворовых предводителя дворянства С.А. Викулина. С 1835 года в церкви Дворянского собрания служили по очереди все городские священники.

    В 1863 году в храме появился самостоятельный священник. В 1866 году упоминается служивший «с некоторого времени особо определенный священник Матфей Невский». Матфей Васильевич Невский (t 1899) в 1861-1869 годах преподавал в Воронежской духовной семинарии, впоследствии он принял монашество с именем Митрофана и был епископом Смоленским. Около четырех десятилетий, с 1870 года, здесь служил протоиерей Иоанн Андреевич Иванов (1844-1911). Ежегодные дворянские съезды, выборы предводителя, торжественные акты - ничто не могло обойтись без его участия. Дворянское собрание упразднили в феврале 1918 года, но церковь сразу не закрыли. В июне 1918 года при ней была образована православная община, и она стала приходской; старостой избран Ф.О. Петров, но уже в начале 1920-х годов эта церковь не упоминается. Пострадавшее в годы Великой Отечественной войны здание снесли, сейчас на этом месте жилой пятиэтажный дом по улице Чайковского (д. 3).

    Мужское духовное училище, построенное по проекту архитектора Виктора Егоровича Переверзева (1830-1884) на Большой Дворянской в 1879-1882 годах... Сейчас это один из корпусов государственного университета (Большая Дворянская, 24). Воспитанники духовного училища получали здесь начальное образование и затем переходили в семинарию, по окончании которой их ждал священнический сан. На втором и третьем этажах в северной части здания находилась церковь во имя трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и святого Димитрия, митрополита Ростовского. Храм создавался на средства духовенства местного училищного округа при поддержке Воронежского Митрофановского и Задонского Богородицкого монастырей и освящен 3 февраля 1883 года викарным епископом Макарием (Троицким).

    Церковь имела размеры 17 на 13 аршин при высоте 12 аршин (12 на 9 и на 8,5 метра), алтарем обращалась на восток. С западной стороны были устроены вместительные хоры, где во время богослужения располагались певчие. Над иконостасом работала художница Соломатина (Кудряшева). Помимо храмовых икон в честь святых покровителей, одетых в серебряные и позлащенные ризы, была еще и выносная икона святого Димитрия Ростовского, пожертвованная митрополитом Московским Леонтием (Лебединским). Преосвященный Леонтий в свое время окончил духовное училище в Воронеже (тогда оно размещалось в другом здании); ему икона была преподнесена архимандритом Ростовского Яковлева монастыря, где покоились нетленные мощи святого Димитрия.

    Училищной церкви по штату полагались псаломщик и священник. Храм Трех Святителей действовал около тридцати лет, за это время здесь сменились три священника: Николай Петрович Долеринский (1837-1897), Тихон Иванович Донецкий (сер. 1840-Х-1912) и протоиерей Василий Павлович Дикарев (с 1903 по 1918 год). В 1911 году вместе с ним служил псаломщик Николай Прозоровский. Училище вместе с церковью закрыто летом 1918 года.

    На той же Большой Дворянской стояло здание Первой мужской гимназии, построенное в 1856-1859 годах по проекту харьковского архитектора Андрея Андреевича Тона. Сейчас это старый корпус технологического института (Большая Дворянская, 17). В западном крыле верхнего этажа находилась гимназическая церковь во имя чудотворца Николая Мирликийского. Своим появлением она обязана почетному попечителю учебного заведения Николаю Михайловичу Корсуну (1802-1868) и освящена архиепископом Иосифом (Богословским) 18 сентября 1860 года. Помещение высотой 4,5 метра, ориентированное на северо-восток, имело размеры 24 на 10 аршин (17 на 7 метров). При необходимости оно использовалось как зала для торжественных собраний. Стены были отделаны под мрамор.

    Часть икон двухъярусного иконостаса отличалась «художественной живописью и изяществом украшающих серебряно-вызолоченных риз». Облачения были изготовлены на средства старост И.М. Клочкова и М.А. Воищева (1833-1903). Настоятель церкви одновременно был и преподавателем Закона Божия в гимназии. В 1878-1887 годах в гимназии трудился Василий Петрович Борисоглебский (1849-1911), впоследствии ректор духовной семинарии.

    Около двадцати лет прослужил в этих должностях Иоанн Михайлович Васильев. В 1911 году тут служили священник Лаврентий Добромыслов (с 1906 года) и псаломщик Михаил Викулин (с 1907 года), старостой был купец Антон Семенов; в канун революции здесь обретался священник Иоанн Федоров.

    Представление о содержании религиозного образования в гимназии дает в своих воспоминаниях А.Н. Афанасьев (1826-1871), известный собиратель русских народных сказок. Надобно заметить, что его пребывание в воронежской гимназии относится к 1837-1844 годам, когда она находилась в другом здании на Большой Девиченской, но за эти десятилетия перемены мало коснулись преподавания основ Священного Писания.

    Итак, слово Александру Николаевичу Афанасьеву: «Законоучителем у нас был протопоп отец Владимир, человек весьма добрый, ласковый и обходительный; дети его любили, встречали всегда с радостью и называли батюшкой; учились у него всегда с охотою и прилежанием и были с ним довольно откровенны... В продолжение семи лет мы прошли с ним определенный по уставу курс Закона Божия. В первых двух классах заставлял он нас заучивать наизусть, слово в слово, какую-то краткую и темно написанную священную историю, из которой я и теперь помню начальные строки: «В начале Бог сотворил небо и землю так прекрасно и великолепно, как мы оную теперь видим, в шесть дней из ничего». Кого не удивит эта странная расстановка слов. А ведь почти вся книга таким языком написана.

    В следующих классах мы учили катехизис митрополита Филарета, церковную историю Иннокентия и книгу Кочетова о христианских обязанностях. Церковную историю и учение о христианских обязанностях позволялось воспитанникам излагать своими словами, затверживая одни тексты Св. Писания». Речь здесь, кстати, шла о священнике Троицкого Смоленского собора, выпускнике Киевской духовной академии Владимире Ефимовиче Замятнине (ок. 1790-1847).

    На молебнах и праздничных богослужениях в домовой Никольской церкви бывали все гимназисты, исповедовавшие православие. Среди них оказалось немало тех, кто приобрел общероссийскую известность: историк Павел Щеголев (1877-1931), литературовед Борис Эйхенбаум (1886-1959), писатель Евгений Замятин (1884-1937), публицист Юлий Бунин (1857-1921), электротехник Николай Славянов (1854-1897), философ Георгий Федотов (1886-1951)... По-разному относились они к христианскому вероучению, но пренебрегать посещением церкви не могли.

    В 1865 году в Воронеже было основано епархиальное женское училище. Дом с усадьбой на Воскресенской улице (сейчас на этом месте школа № 1 на улице Володарского) пожертвовал купец Яков Иванович Нечаев. Впоследствии здание было перестроено и стало трехэтажным. В училище принимали дочерей священнослужителей, здесь они получали среднее образование, обучались рукоделию и навыкам ведения домашнего хозяйства. Часть выпускниц получала дипломы домашних учительниц.

    В 1868 году «воронежский гражданин» Иван Антонович Соболев (1805-1869) решил на свои средства пристроить к зданию каменное одноэтажное помещение для храма. После смерти И.А. Соболева дальнейшие работы оплачивал купец Василий Трифонович Петров. Церковь у епархиалок была освящена 30 декабря 1871 года епископом Серафимом (Аретинским) во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

    В 1891-1893 годах училищное здание было капитально перестроено, расширилась и церковь. Алтарь ее теперь обратился на восток, иконостас стал в два с половиной яруса. К прежним пятнадцати иконам работы петербургского художника Тюрина прибавилось еще столько же, написанных местным изографом Львом Соловьевым. Вторично церковь освятили 18 сентября 1903 года.

    В 1904 году церковное помещение увеличили в высоту на три аршина, в нем устроили хоры. Алтарь украсился новыми образами, в том числе и на стекле, выполненными в московской мастерской и иконописцем И. Пичугиным. В храме было «достаточно утвари»: приобретение богослужебных книг, священных сосудов, облачений и прочего убранства велось за счет В.Т. Петрова.

    За полвека в Покровской церкви епархиального училища сменилось четверо священников: Иоанн Лукин (1808-1876), Захарий Богомолов, Василий Базилевич (1843-1912) и Стефан Ширкевич (с 1894 по 1918 год). СИ. Ширкевич как раз был автором статьи по истории домовых церквей в сборнике «Воронежская старина» и состоял членом Церковного историко-археологического комитета. В 1911 году ему сослуживал диакон Василий Шовский, старостой был купец Иван Бахрушин.

    Воронежское отделение попечительства о слепых в 1895-1902 годах построило на Большой Московской трехэтажное училище для детей, лишенных зрения. Сейчас здесь находится Областной краеведческий музей (улица Плехановская, 29). Работы обошлись в шестьдесят шесть тысяч рублей, часть суммы поступила от добровольных пожертвований. В здании была устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской, празднование которой свершается 1 (14) апреля. Архиепископ Анастасий (Добрадин) освятил ее 29 сентября 1902 года вместе со всем зданием (заложена 25 мая 1900 года, ее обустройство обошлось в шесть тысяч рублей). Посвящение церкви Марии Египетской не было случайным: купец Николай Алексеевич Клочков, отдавший под училище свою усадьбу и несколько жилых домов, пожелал, чтобы здесь было помянуто имя ангела и небесного покровителя его невестки.

    Храм имел небольшой алтарь, отделявшийся раздвижной ширмой от актового зала, где помещались верующие. Двухсветный зал находился в центре второго и третьего этажей и окнами выходил на Большую Московскую. Одна из икон, икона Казанской Божией Матери, была подарена училищу преподобным Иоанном Кронштадтским. Иконостас был выполнен в Москве художником Борцовым. Со времени освящения церкви и до революции духовным наставником слепых детей был священник Василий Руфин, псаломщиком с 1907 года пребывал Димитрий Скрябин, старостой - купец Николай Шуклин.

    На Большой Девиченской улице стояло одноэтажное здание, с конца XVIII века занятое учебными заведениями. В разные годы здесь помещались народное училище, уездное училище, в начале XX века - городское четырехклассное училище, потом - Первое высшее начальное училище. По инициативе инспектора училища Матвея Афанасьевича Кирика (1856-1911) на доброхотные подаяния, сбор которых шел несколько лет, здесь была устроена церковь в память о чудесном избавлении от гибели императорской фамилии во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года. Церковь посвящалась преподобномученику Андрею Критскому, память которому свершается 17 (30) октября, и освящена архиепископом Анастасием 20 марта 1904 года.

    Алтарь церкви был обращен на северо-восток, помещение имело размеры 21 на 10 аршин (15 на 7 метров). С западной стороны к нему примыкала классная комната, которую заполняли ученики во время службы. Среди икон, выполненных в мастерской Чередникова, выделялась художественной работой «Благословение Христом детей». Внутренним убранством церковь была обязана щедрости старосты Васильева. Своего штата в церкви не было, священнические обязанности выполняли законоучители - сначала отец Сергий Смирнов, затем отец Николай Соколов. С 1910 года здесь служили священник Николай Корчагин и диакон Михаил Мигачев, старостой с 1904 года был мещанин Василий Васильев.

    В городском училище в 1910-1914 годах учился будущий писатель Андрей Платонов. О взаимоотношениях его с церковью говорить не берусь. Во время Великой Отечественной войны старинная постройка была разрушена, сейчас на ее месте новое здание (улица Сакко и Ванцетти, 72).

    Собственная Крестовоздвиженская церковь была в сельскохозяйственном институте, строительство которого началось в 1913 году в шести верстах от города, за Троицкой слободой. Храм располагался на втором этаже, в правом углу главного корпуса, под куполом. Настоятелем церкви был профессор кафедры богословия, депутат четвертой Государственной думы протоиерей Тихон Дмитриевич Попов, о котором я уже упоминал. Его кафедра (сейчас аудитория 265) и находилась поблизости от церкви.

    История церкви оказалась короткой: освящена 17 декабря 1917 года, а 12 апреля 1918 года было объявлено, что институт упраздняет кафедру богословия, 5 октября того же года закрыли церковь. В декабре ректорат СХИ представил в секцию металлов Губсовнархоза список утвари из 15 наименований (иконы, лампады, сосуды, дароносицы, кресты), в которых был благородный металл. Вес их не был указан: «за отсутствием причта, по каноническим правилам не имея права к ним прикасаться, лишены были возможности сами их взвесить».

    До войны помещение Крестовоздвиженской церкви занимал кинотеатр.

    1 сентября 1998 года на купол над прежней церковью был водружен крест, освященный протоиереем Евгением Лившуком.

    Заболевшие люди обращали свои взоры с мольбой о выздоровлении, в первую очередь, к иконе Божией Матери «Всех скорбящих радости» (престольный праздник 24 октября (6 ноября). Не случайно именно ей посвящалась церковь в главном здании губернской земской больницы (Большая Дворянская, 12). Скорбя-щенская церковь была устроена в 1841 году, тогда еще при богоугодных заведениях Приказа общественного призрения.

    Церковь находилась в двухсветном десятиметровой высоты зале в центре второго этажа, алтарем обращалась на северо-восток. Размеры церковного помещения - 20 на 13 аршин (14 на 9 метров), с двух сторон оно еще дополнялось хорами. Иконостас и роспись стен были обновлены в конце XIX - начале XX века. Своей художественной работой выделялась местночтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

    Священники больничной церкви взваливали на свои плечи тяжкий труд: сюда не приходили венчаться, здесь не бывало крестин, среди обрядов преобладали молебны о здравии и отпевание умерших. Да еще приходилось ходить по палатам, приобщать святых тайн и исповедовать тех, кто отчаялся во врачебной помощи и надеялся только на Всевышнего. Много лет печальную ношу несли на своих плечах братья Сабинины - Христофор Иванович (t 1882), затем Евферий Иванович (1833-1915).

    Последний служил в этом храме с 1878 года и до дня кончины. В революционные годы настоятелем Скорбященской церкви был отец Иоанн Семенов, псаломщиком - Василий Козьмин. Судя по документам, церковь при больнице действовала дольше всех среди домовых храмов: решение о ее закрытии принято властями в марте 1925 года.

    В тюремном замке, находившемся на Острожном бугре, с 1803 года существовала церковь во имя Нерукотворного образа Всемилостивейшего Спаса. Был ли в ней самостоятельный штат или она была приписана к какому-то городскому храму, я не знаю. Мне встретилось лишь единственное упоминание - в 1847-1850 годах церковные требы в тюремном замке исполнял пономарь Покровского храма Корнилий Григорьевич Чекалин. Когда в 1858 году в окраинной Ямской слободе близ железной дороги построили новую тюрьму, то храм в ней сохранил прежнее имя. Первоначально церковь была «мала, тесна и темна», хоры второго яруса нависали прямо над алтарем. В конце позапрошлого столетия стараниями ктитора Сергея Алексеевича Ульянищева церковь расширили за счет прилегающих к ней арестантских камер, и она стала иметь размеры 32 на 15 аршин (23 на 11 метров) при десятиметровой высоте.

    В тюремной церкви обреталось немало икон - и «художественного письма», и посредственных; были и довольно древние, относившиеся к концу XVIII столетия. Штат церкви состоял из двух человек, священника и псаломщика, последний еще и обучал грамоте малолетних преступников. Священники часто менялись из-за малого жалованья. Лишь Тихон Иванович Донецкий задержался в 1876 году здесь на двадцать лет. Наверное, обладал особым даром беседовать с несчастными людьми, преступившими закон, увещевать их и побуждать покаяться, если не перед людьми, то перед Богом.

    Был он известен и как поклонник хоровой музыки. В 1911 году тут служили священник Николай Немчинов (с 1908 года) и псаломщик Николай Егоров. Старостой был купец Тихон Афанасьев.

    В тюрьме, кстати, содержались не только уголовники, но и политики, к примеру, в 1894 году здесь сидел Леонид Красин. На них-то уж точно никакие душеспасительные беседы не действовали. Взяв власть, они активно повели борьбу с религией. Вскоре отцу Николаю Немчинову пришлось прекратить богослужение в Спасской церкви. Священникам запретили миссионерскую деятельность в исправительных учреждениях, и утратилась последняя возможность смягчать души оступившихся людей. Вскоре тысячи священников оказались в лагерях, но уже в другом качестве... Сам Николай Арсентьевич Немчинов в середине 1930-х годов при отсутствии вакансий пастырей стал псаломщиком Никольской церкви. В 1937 году его арестовали и в августе расстреляли.

    Церковное помещение передали под клуб. Духовенство стало окормлять арестантов с начала 1990-х годов, но визиты священников были эпизодическими. С 27 января 1998 года началась реставрация тюремного храма. В апреле 1998 года, получив часть прежнего помещения, Спасская домовая церковь восстановлена и возвращена епархии. Первоначально в ней служил настоятель Никольской церкви протоиерей Петр Петров. С 2000 года в храме служит священник Александр Кокушкин. В следственном изоляторе на улице Пирогова есть молельная комната.

    Воинские части с давних пор имели походные церкви, их обустраивали и в местах постоянной дислокации. С 1892 года в Воронеже размещался Скопинский батальон, занимавший Постоваловские и Синицынские казармы на Петропавловской улице (ныне улица Цюрупы, территория воинской части). В 1898 году по инициативе командира батальона полковника Зеланда в деревянном флигеле была устроена постоянная церковь, посвященная великомученику Георгию Победоносцу (престольный праздник 23 апреля (6 мая). Освятили ее 31 октября того же года, священником стал отец Стефан Карпов (f 1906), успешно подвизавшийся и на ниве духовной поэзии.

    В 1904 году воинскую часть переформировали в 224-й резервный Скопинский полк в четырехбатальонном составе. Прежняя церковь стала маловместительной для господ офицеров и нижних чинов. Перестройку здания за счет примыкавшей к нему каменной пекарни выполнил архитектор A.M. Баранов. Храм стал довольно обширным, 34 на 12 аршин (24 на 8,5 метра), и даже имел колокольню, заложенную 15 сентября 1904 года (по сему поводу была изготовлена памятная доска). На шесть коло-, колов пошло 120 пудов стреляных гильз. Все работы обошлись в пять тысяч рублей, из них только двести выделила городская дума. Остальные деньги были собраны усилиями старосты В.И. Перелыгина и местных благотворителей.

    Георгиевская церковь гордилась богатством древних икон, прежде принадлежавших расформированному Пронскому полку, который вел свою летопись с 1711 года. В отдельном киоте помещалась полковая святыня - складень с изображением Георгия Победоносца, Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. С 1 января 1904 года Георгиевский храм был включен в штат военных церквей. В нем служили Стефан Васильевич Зенин (f 1907) и Тихон Павлович Попов.

    Революционный 1917 год поставил точку в судьбе и этой церкви. Красная Армия ликвидировала институт полковых священников. В марте 1925 года военное ведомство передало городу остатки казарменных зданий, в числе которых был каменный флигель (бывшая церковь) на Петропавловской улице. Постройки решено было использовать как строительный материал.

    После холерной эпидемии, свирепствовавшей в 1892 году, в Воронеже осталось много сирот. Общество Красного Креста, находившееся под покровительством великой княгини Елисаветы Феодоровны, открыло для них сиротское прибежище. Приют находился за городом, в слободе Троицкой, за Помологическим питомником. Руководил строительством инженер Р.А. Михайлов. В 1894 году здесь была построена каменная церковь и 10 сентября епископом Анастасием в присутствии принцессы Евгении Ольденбургской освящена в честь святой и праведной Елисаветы (престольный праздник 5 (18) сентября). Небольшой по размерам храм с предцерковным залом вмещал всех сирот и персонал. Священник одновременно был смотрителем приюта, здесь же он и жил. С 1907 года на этом посту пребывал протоиерей Василий Дорошевский, потом его сменил Михаил Миноранский. В 1911 году слово Божие сиротам несли священник Алексий Аристов и псаломщик Сергий Поярков, старостой церкви был крестьянин из слободы Монастырщенки Тихон Хренов. К 1922 году училище и церковь были закрыты.

    В ведомстве общества Красного Креста состояла еще одна церковь. Она находилась в здании Общины сестер милосердия (улица Ф. Энгельса, 70) на третьем этаже здания. Освящена 7 июня 1894 года епископом Анастасием во имя святого Николая, Мирликийского чудотворца. Церковь имела размеры 18 на 8 аршин (13 на 6 метров) при высоте около 5 аршин (3,5 метра). Из живописи иконостаса выделялась хорошей работой икона «Вознесение Христа на горнем месте».

    В 1907-1908 годах община получила десять тысяч рублей, пожертвованные мещанкой Маврой Ягуповой (ок. 1818-1904). Решено было перенести церковь на первый этаж и устроить отдельный вход со стороны Большой Девицкой улицы.

    К работам приступили 23 июля 1907 года, вторично церковь освящена 29 мая 1908 года преосвященным Анастасием. С 1899 года и до революции здесь служил священник Тихон Николаевич Попов.

    Церковь во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, была устроена в здании исправительного отделения в Онуфриевском переулке (переулок Фабричный, 10). Викарный епископ Иосиф (Соколов) освятил ее 27 сентября 1897 года. Первая попытка создать церковь в арестантском отделении предпринималась в 1889 году. Сооружалась она тогда заботами вице-губернатора Б.Г. Карновича (1837-1889) и попечителя отделения В.М. Резникова (1832-1893) на пожертвования благотворителей, освящена была 8 августа 1889 года. Со смертью Б.Г. Карновича и отъездом В.М. Резникова храм перестал действовать на семь лет. Церковь была двухсветной, размерами 20 на 10 аршин (14 на 7 метров), алтарем обращена на северо-восток, снаружи имелась небольшая звонница с шестью колоколами. С западной стороны были устроены хоры, где помещались во время богослужения арестанты. Из церковной утвари имелось самое необходимое. Здесь служили священники Тихон Донецкий (с 1903 года), затем Григорий Наливкин.

    Довольно богатой была Николаевская церковь в Александрийском детском приюте на углу Воскресенской и Старо-Московской улиц (улица К. Маркса, 45). Устроена она на средства купца Алексея Николаевича Безрукова и других благотворителей в 1900 году. Алтарем церковь обращена на юго-восток, снаружи ее местоположение отмечено башней в форме колокольни. В одноярусном иконостасе все иконы были написаны женой предводителя дворянства Верой Александровной Сомовой (1867-1920) по образцам Владимирского собора в Киеве.

    При входе в церковь на стене находилась большая икона «Благословение детей Спасителем» работы местного художника Льва Соловьева. Священниками в детском приюте служили Иоанн Ингеницкий (1839-1913), затем Тихон Дмитриевич Попов. Псаломщиком с 1906 года был Петр Сумский, старостой с момента открытия церкви - А.Н. Безруков.

    В документах и литературе сохранились упоминания о других домовых церквах, подробного описания которых найти не удалось. Это церковь в дисциплинарном батальоне на Придаче, посвященная святому великомученику Пантелеймону, «врачу безмездному», перестроенная в 1905 году. Известно, что в 1901 году здесь служили священник Василий Ягодин и диакон Геннадий Покровский. Церковь закрыли в 1926 году, переоборудовав под клуб воинской части.

    После войны помещение использовалось суворовским училищем, сейчас здесь Военное авиационное инженерное училище.

    Во имя того же великомученика Пантелеймона в годы русско-турецкой войны была устроена временная церковь при госпитале в Бринкмановском саду (на пересечении современных улиц Транспортной и Урицкого). Она была освящена епископом Вениамином (Смирновым) 27 июля 1877 года, богослужения совершались в воскресные и праздничные дни. По миновании надобности в госпитале перестала действовать и церковь.

    14 декабря 1907 года ректором духовной семинарии протоиереем Николаем Околовичем освящена Введенская церковь при семинарском общежитии на Большой Девиченской улице (ул. Сакко и Ванцетти, 80). Церковь была устроена специалистом иконостасных работ Москаленко на средства основной церкви в Епархиальном женском училище и на пожертвования благотворителей. В тот момент временно в здании располагалось общежитие Епархиального женского училища.

    В здании казарм на Поднабережной улице (ныне улица Большая Манежная, 13) была Покровская церковь 25-го Смоленского пехотного имени генерала Н.Н. Раевского полка. Полк дислоцировался в Воронеже с 1910 года. 20 мая 1918 года, когда его расформировали и упразднили полковую церковь, все богослужебные предметы и утварь передали в храм святого Серафима, строившийся в память Первой мировой войны.

    История Серафимовского храма выяснена только в последнее время. О необходимости строительства этого храма в газетах писали еще с марта 1909 года, когда архиепископ Анастасий одобрил желание местных жителей построить храм во имя Серафима Саровского «в привокзальной местности». Был разрешен сбор средств, заготовлены особые подписные листы, создан комитет по постройке во главе с И.Н. Гридяевым. 18 июля 1910 года на Ольгинской (ныне Логвиновская) улице, за железнодорожным мостом, освятили место под будущий Серафимовский храм. Однако вначале устроили домовый храм при Бринкмановских казармах, его 21 апреля 1918 года освятил наместник Митрофановского монастыря архимандрит Александр (Кременецкий). Священником стал Александр Воронин. В декабре 1918 года, представляя новой власти список богослужебных священных сосудов и предметов из серебра (сорок наименований), отец Александр именовал храм так: «Серафимовский Привокзальный храм при станции Воронеж Ю.-В. ж.д.».

    В ведомости 1922 года он упоминается при учреждении (возможно, при вокзале, поскольку вряд ли он мог числиться при красноармейских казармах) в Привокзальном Троицком поселке, в тот момент он еще оставался действующим. В 1918-1923 годах предпринималась попытка построить приходской храм в Бринкмановском саду на углу с Транспортной улицей, но она не осуществилась. В 1924 году домовый храм упоминается в перечне обновленческих храмов. Решение о закрытии Серафимовской церкви власти приняли позже, в конце марта 1925 года было возбуждено соответствующее ходатайство перед ВЦИК.

    Есть еще упоминания о существовавших в разное время некоторых домовых храмах. В 1750 году по прошению губернатора Алексея Михайловича Пушкина (поскольку градские церкви состоят далеко и слабость здоровья не дозволяла ему ездить туда на вечерни) преосвященный Феофилакт (Губанов) разрешил устроить в его доме церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Губернаторские апартаменты после очередного пожара только что были выстроены вдали от исторического ядра города, в начале современного проспекта Революции.

    В июне 1780 года с разрешения епископа Тихона (Малинина) была устроена церковь с подвижным антиминсом во имя святой великомученицы Екатерины в доме наместника Евдокима Алексеевича Щербинина. По всей видимости, речь идет о двухэтажном, обложенном кирпичом доме, который строился в 1780-1781 годах на Большой Дворянской для наместника. На этом месте сейчас находится главный корпус технологической академии.

    Домовая церковь была в старом здании гимназии на Большой Девиченской у улице (ныне улица Сакко и Ванцетти, 102). Гимназия занимала этот дом, построенный некогда губернатором А.Б. Сонцовым для своей семьи, с 1822 по 1853 год.

    В других учреждениях и ведомствах Воронежа домовых церквей не имелось. При необходимости совершить богослужение приглашали священников ближайшего приходского храма.

    ...История почти трех десятков домовых храмов, существовавших прежде в Воронеже, свидетельствует, что большинство из них были созданы на средства благотворителей, воронежских купцов Безруковых, Воищевых, Клочковых, Петровых, Смирновых, Соболевых, Ульянищевых и других. Богатые торговцы и предприниматели жертвовали не только на храмы приходов, где жили сами, но и помогали учебным заведениям, больницам, приютам. В религии они видели средство воспитания лучших нравственных качеств в человеческой душе и поэтому считали, что священник должен быть рядом с теми, кто не в силах прийти к нему в городской собор.

    На сегодняшний день существует лишь две домовые церкви: в интернате № 1 на улице Острогожской - во имя святого Серафима Саровского (открыта в 2001 году), и Спасская церковь в тюрьме.

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало

     
    Rambler's Top100