Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Взыскания погибших церковь

    Приречная местность, древнейшая часть Воронежа, сейчас сохранила только одну церковь, Успения Пресвятой Богородицы. До революции же примерно в полуверсте к югу от нее по Большой Успенской улице на пересечении с Большой Стрелецкой стояла церковь Пресвятой Богородицы в честь ее иконы «Взыскание погибших», иногда именовавшаяся просто Богородицкой на Стрелецком Лоску.

    Довольно редкое название (в Воронежской епархии была лишь одна такая церковь) ректор духовной семинарии архимандрит Димитрий (Самбикин) объяснял следующим образом. Большинство праздников (кроме двунадесятых) в честь Божией Матери в Русской Православной Церкви учреждены либо в знак явления и обретения Ее икон, либо в память оказания чудодейственной помощи городу или стране, заступничества после моления перед Ее образом.

    «В последнее время, - писал архимандрит Димитрий (а это, напомню читателям, восьмидесятые годы позапрошлого века. - А.А.), - в период оскудения веры Христовой и увеличения скорбей и несчастий христианских стали утверждаться новые празднества. К таковым относится и праздник иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». В России не было ни явлений, ни широко известной чудотворной иконы, но было много несчастных, гонимых, погибающих, которые в минуты гибельной опасности обращались к Деве Марии как заступнице перед Богом. Не раз Матерь Божия в час неизбежной гибели спасала молящихся. Первая церковь подобного наименования была освящена в Москве 5 февраля 1835 года, этот день и стал престольным праздником Божией Матери в честь Ее иконы «Взыскания погибших».

    Местночтимая чудотворная икона «Взыскание погибших», которая стала храмосозидательной, и сейчас хранится в московском храме Воскресения словущего. Местоположение воронежской церкви Взыскания погибших указывалось так: в Стрелецком Лоску между горами Ильинской и Чижовской, вдоль к реке. Обширный участок под церковную усадьбу («Мещанской части, 58 квартала, под № 853») подарил купец третьей гильдии Александр Иванович Смирнов. Некогда землевладельцем здесь был торговец Богданов, о трагической участи которого в народе долго сохранялись печальные предания. Вот это обстоятельство и побудило прихожан посвятить свой храм иконе Взыскания погибших.

    В датировке строительства церкви существуют расхождения. Архимандрит Димитрий в своем «Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии» (1884) сообщает, что она построена в 1859 году. В «Хронологическом указателе церквей» он же отодвигает это событие на десять лет позже.

    Подлинные документы, сохранившиеся в Российском историческом архиве в Петербурге, детально раскрывают историю создания храма. В 1859 году только было принято решение по ходатайству прихожан возвести церковь, но составление чертежей в Воронежской губернской строительной и дорожной комиссии затянулось до 1861 года. Автором проекта стал помощник начальника искусственного стола комиссии Г.Г. Поливалов.

    Гавриил Гавриилович Поливалов (1822 - после 1864) - художник-архитектор, выпускник Академии художеств. Он учился у крупного зодчего, создателя «византийского» стиля профессора Константина Тона и даже трудился под его руководством в течение трех лет на строительстве столичной церкви Лейб-гвардии конного полка. В воронежском проекте Г.Г. Поливалов выказал свою приверженность идеям учителя. Он предлагал возвести храм в модном тогда стиле, образцом которого может служить храм Христа Спасителя в Москве. Высокая четырехъярусная колокольня со шпилем стыкуется с небольшой трапезной о пяти окнах и переходит в одноглавую храмовую часть с просторным куполом. По обеим сторонам - шестиколонный портик. Некоторой аналогией проекта Поливалова в нашем городе может служить Покровский собор.

    В марте 1862 года воронежские разработчики отправили чертежи на утверждение в столицу. Экспертизу их проводили специалисты Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Российское строительное ведомство нашло «изображенное на проекте предложение в общем виде одобрительным, но при этом признало полезным составить заменительный в другом стиле проект и представить оба проекта на выбор местного епархиального начальства».

    «Заменительный» проект вырабатывали во втором отделении строительного департамента, где работали два архитектора: Карл Яковлевич Маевский (1824-1897) и Александр Николаевич Пешков (1824-1878). Кто-то из них и стал автором храма, построенного в Воронеже. Откуда такая уверенность? На архивных страницах есть упоминание о том, что в нашем городе предпочтение было отдано не местному, а столичному предложению. Право решающего голоса при обсуждении принадлежало епископу Серафиму (Аретинскому) по должности главы епархии и купцу А.И. Смирнову, который пожертвовал на возведение храма два дома и более трех тысяч рублей. Выбор воронежцев был закреплен подписью императора Александра II на петербургских чертежах 7 марта 1863 года.

    Основываясь на этих фактах, нетрудно сделать вывод о том, что церковь Взыскания погибших была воплощена в камне в 1863—1869 годах. Средств, оставленных Смирновым, не хватило, и окончание работ финансировал купец Александр Иванович Петров (1806-1874). В церкви существовали два придела, посвященные великомученику Пантелеймону и святым праведным родителям Богородицы Иоакиму и Анне. В 1880 году прежде холодный храм стал отапливаться.

    Редкостей среди утвари и богослужебных книг поздно возникшей церкви не значилось. Работа над иконостасами во второй половине минувшего столетия была поставлена на поток, поскольку индивидуальная художественная работа весьма дорого ценилась.

    Особым богатством церковь у реки не отличалась. Земли в ее владении не было, ей принадлежали две каменные и одна деревянная лавка. Причт, состоявший из священника, дьякона и псаломщика, обитал в подцерковном доме. Открытая в 1894 году женская церковно-приходская школа помещалась в доме Самофалова. Прихожан в канун революции в 159 домах насчитывалось более девятисот душ.

    Первым священником во вновь построенной церкви стал Михаил Алексеевич Черницкий (f 1871). В 1870-1880-е годы службу здесь нес Владимир Иванович Виноградов, сменивший офицерский сюртук на священническую рясу. Позже жизнь заставила его еще раз изменить образ жизни: овдовев, он принял монашество под именем Митрофана (f 1895), состоял смотрителем странноприимного дома Митрофановского монастыря. В канун 1917 года настоятелем церкви был священник Павел Мануйлов, диаконом с 1911 года состоял Николай Попов, псаломщиком с 1906 года - Михаил Усов. Старостой являлся крестьянин Иван Димитриев. В храмовый праздник, 11 июня 1918 года, в церкви служил архиепископ Тихон (Никаноров), прославленный ныне как новомученик. В 1920-е годы церковь оказалась захваченной обновленцами. Павла Мануйлова сделали вторым священником, а настоятелем назначили Владимира Алферова.

    Представить облик церкви Взыскания погибших можно только по сохранившимся фотографическим изображениям. Современники указывали, что храм отличается «изящной архитектурой», хотя стиль его определить затруднялись. Скорее он был эклектичен, соединяя в себе элементы и образцы разных эпох. Трехъярусная тонкой отделки колокольня со шпилем устремлялась ввысь. Трапезная получилась небольшой, в три окна, храмовую часть венчали пять глав. Четыре из них имели декоративные функции, одна же, центральная, заключала основной купольный объем. Декор фасадов был тщательно проработан. Церковь служила высотной доминантой на местности, хорошо просматривалась и от Ильинской церкви, и с Бархатного бугра. Даже с левого берега ее силуэт не наслаивался на холмы, а шпиль возвышался над ними.

    Храм Взыскания погибших закрыли после 1935 года. Здание передали под общежитие строительного треста. Во время Великой Отечественной войны полностью была разрушена трапезная, от колокольни осталась часть нижнего яруса. Сгорели обрешетка и кровля всех пяти глав. И тем не менее в развалинах храмовой части в середине 1940-х годов были устроены квартиры, и церковь превратилась в многоэтажный жилой дом, перенаселенный, как муравейник. Жильцы и рады были бы со временем покинуть святую обитель, да некуда. Помог им случай. В начале 1960-х годов из-под наслоений сажи в алтаре вдруг открылась одна из икон. Среди верующих распространился слух о чудесном обновлении образа Пресвятой Богородицы, началось паломничество к приречной церкви. Стали раздаваться голоса о том, чтобы разрешить службу у Взыскания погибших, прихожане начали собирать подписи под ходатайством о регистрации общины. Требование вполне справедливое, но вспомните, какое время было на дворе! При Хрущеве закрывали последние храмы, мешавшие победной поступи к коммунизму. Где уж тут добиться создания нового религиозного очага!

    Горисполком в короткий срок переселил всех жильцов (и откуда только квартиры взялись?), а церковь решил уничтожить. Взрыв прогремел ночью, наутро на усадьбе лежала только груда битого кирпича и щебня. Место это так и осталось незастроенным, площадь на пересечении улиц расширилась. В 1930-е годы на другом углу улиц Софьи Перовской и Большой Стрелецкой построили среднюю школу, сейчас там находится художественное училище. Вот это здание и является ориентиром - по диагонали от него ровно столетие простоял на воронежской земле храм иконы Взыскания погибших.

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100