Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Пятницкая церковь

    Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка (прежде Пятницкая) и Володарского (прежде Мещанская), как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

    Для воплощения и рождения Богочеловека Иисуса Христа нужна была чистейшая и непорочная Дева. Бог-Отец Саваоф избрал для сего дочь благочестивых Иоакима и Анны. У них до старости не было детей, и это было для супругов весьма прискорбно, поскольку бесчадие считалось у евреев бесчестием и знаком лишения милости Господа. Однажды священник не принял в праздник даров от Иоакима как от грешника. Пораженный, тот удалился в пустыню, где сорок дней молился и постился. Анна, узнав об оскорблении мужа за ее бесплодие, «усугубила» свои молитвы Богу. По возвращении Иоакима Господь обрадовал праведных супругов ангельским благовестием о рождении у них Преблагословенной Девы Марии, что чрез положенный срок и сбылось. Великий праздник в честь рождения Божией Матери установлен церковью 8 (21) сентября.

    Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. По Переписной книге Воронежского уезда 1646 года она значится так: «Церковь во имя великия Христовы мученицы Парасковьи нарицаемые пятницы в казачьей слободе, во дворе поп Иван да поп Максим». В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня названа Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни - красные ряды. Сама церковь была основана посадскими торговыми людьми. Архимандрит Димитрий (Самбикин) отмечает, что, несмотря на малые размеры, деревянная Пятницкая церковь была трехпрестольной: помимо главного алтаря были два придельных, во имя мученицы Параскевы и во имя святого великомученика Никиты.

    Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась гостиница купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова (1700-1744). Долго жить ей было не суждено: она сгорела в результате пожара в ночь с 9 на 10 мая 1748 года.

    Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Церковь разделялась на холодную и теплую, между ними была капитальная стена с низкой дверью. В трапезной или теплой церкви по-прежнему имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. Дочь богатых родителей, жившая в IV веке, она родилась в пятницу и по этому дню получила имя Параскевы. Потеряв родителей, она приняла обет девства и принялась яро распространять христианскую веру. Язычники, схватив ее, долго мучили и затем убили. Поминовение мученицы Параскевы осуществляется 28 октября по старому стилю. В России к ее имени прибавили еще и буквальный перевод с греческого и стали звать Параскевой Пятницей. Придел св. Никиты Мученика в новой церкви уже не был устроен, а в сентябре 1772 года был освящен новый придельный алтарь - «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

    В 1825 году Пятницкая церковь, до того имевшая мрачный вид изнутри, капитально перестраивалась - были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть, позолотили купола церкви и колокольни. Все работы стоили тридцать тысяч рублей. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили и позолотили придельные иконостасы, вся церковь стала отапливаться амосовскими печами. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали.

    Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии - Казанская икона Божией Матери и Владимирская икона Божией Матери, икона Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.

    Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. Прихожан в 1805 году насчитывалось 947 человек в 115 дворах.

    В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович (1692-1757) и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. Здесь отмечено несколько десятков захоронений купцов из семей Алтуховых (1765), Елисеевых (1757, 1770), Замошниковых (1768), Молоцких (1766), Плюшкиных (1764), Постоваловых (1744,1766), Типцевых (1770), Шуклиных (1766).

    Еще в 1921 году, как отмечал В.В. Литвинов, на подворье Пятницкой церкви сохранялись две чугунные доски, некогда венчавшие могилы Ф.М. Постовалова и Г.Н. Елисеева. Первая из них содержала даже имя мастера, отлившего ее: «Феодосии Минин сын Постовалов родился генваря 5 дня 1700 году преставился апреля 3 дня 1744 году и погребен того же апреля 7 числа при церкви Рождества Богородицы всего лет поживе 43 года (44? - А.А.), а сия церковь построена тщанием и старанием Феодосия Минина сына Постовалова. М. Зейзеров».

    Торжественным было погребение матери хроникера, П.Ф. Елисеевой: «1770 года ноября 15 дня представися раба Божия матушка наша Параскева Федоровна пополудни в 7 часу, а сего 17 погребение было у Рождества Богородицы Преосвященным Тихоном И-м епископом и архимандритом Феодосием и со всеми соборными и приходскими священниками; при выносе мертвого тела в церкву к погребению сам изволил быть Его Преосвященство, а как несли покойницу, звон был в соборе во все колокола, и у Вознесения Христова тож, и у приходской церкви тож... а жития ее было от роду около 80 лет. Да и дай Боже нам умереть с таким покаянием и трудами». «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу». В 1771 году размеры кладбища были четко ограничены, а в 1860-е годы от него уже не осталось и следов.

    За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. Первый из них упоминается в 1648 и 1656 годах - Максим Степанов. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718-1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном Задонским. По мнению архимандрита Димитрия, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился диакон Иоанн Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал преосвященный владыка с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону.

    Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов (1699-1779), служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий Замахаев (1749-1781), внук Филиппа Алексеева, состоял у Рождества Богородицы только два года. Иоанн Иванович Семеновский (1753-1812), служивший в церкви с 1782 года, отличался особым даром проповедничества и был любим прихожанами. Наследовавший ему сын Иоанн (1787-1823) из-за слабости здоровья служил в Пятницкой церкви недолго.

    С 1824 по 1854 год по выбору прихожан настоятелем церкви был протоиерей Василий Скрябин (1783-1856), активно жертвовавший на нужды церкви и радевший о ее благолепии. В 1857 году церковные требы отправлял известный проповедник протоиерей Лука Ефремов (1788-1877), а в 1857-1864 годах служил профессор Воронежской духовной семинарии Андрей Яковлевич Донченков (1820-1864), магистр Киевской академии.

    В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Димитрий Иванович Самбикин (1839-1908). Позже он стал ректором Воронежской духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского. В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий (Самбикин) издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей нашего края. Без этого труда практически невозможны были бы современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. Димитрий Самбикин стал инициатором создания при Пятницкой церкви в 1867 году городской благочиннической библиотеки.

    Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта (один, в переулке от Круглых рядов до Девицкой улицы, достался в 1819 году по завещанию церковного старосты Василия Епифановича Золотарева) и примыкавшая к колокольне богадельня из трех комнат. На жалованье причту шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб.

    С декабря 1899 года и до своей смерти настоятелем служил священник Всеволод Андреевич Соболев (1868-1918), представитель известной священнической фамилии (внук Евфимия Светозарова), диаконом с 1867 года был Василий Азаров, псаломщиком с 1862 года - Алексий Попов. Старостой с 1909 года был коллежский советник Петр Павлович Дмитревский. Приход составлял 105 дворов, 438 мужчин, 462 женщины. В июне 1918 года, после смерти Соболева, священником был избран Василий Горьковский, в будущем - епископ Богучарский Владимир, в 1938 году расстрелянный в Ульяновске. В 1919 году священником стал бывший келейник преосвященного Тихона (Никанорова) протоиерей Иоанн Житяев, оставивший на склоне лет воспоминания о религиозной жизни Воронежа советской поры.

    По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась посередине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с малоусеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза.

    Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане.

    Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой.

    Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

    Должен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариинской кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Колокольня была «о четырех ярусах», на ней звонили 8 колоколов, самый большой весил 172 пуда (2,75 т).

    Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы с боем были на Пятницкой церкви, а в 1790 году некий прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда и увез в Павловск. В 1845 году церковная усадьба была обнесена каменной оградой.

    В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени.

    О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны здание пострадало, но еще в 1944 году церковь стояла, приспособленная под жилье, а в 1958 году оставалась лишь колокольня, но и ту решено было снести. Но двухэтажное основание звонницы сохранилось, оно находится во дворе военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположился ОВИР.

    Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора A.M. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны сейчас для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало

     
    Rambler's Top100