Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Вознесенская церковь

    Старинная церковь, находившаяся в ста метрах от Благовещенского собора, а затем у стен Митрофановского монастыря, всегда пребывала в их тени. О ее существовании знает далеко не каждый воронежец старшего поколения. Между тем у нее была вполне самостоятельная жизнь и свой круг прихожан. В сороковой день по воскресении Иисуса Христа ученики его собрались вместе. Явился им Господь и сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Ибо Иоанн крестил вас водою, а через несколько дней вы будете крещены Духом Святым». Слова эти обрадовали апостолов.

    Они вопросили у Иисуса Христа о сроках его второго пришествия. Он ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти...». После сего Господь пошел с учениками к Вифании, поднялся на Елеонскую гору и здесь, воздев руки, благословил их и вознесся на Небо. Спаситель уже скрылся в облаках, а ученики все провожали Его взглядом. В это время спустились два ангела в белых одеждах и сказали: «Галилеяне, что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики возвратились в Иерусалим с великой радостью.

    Праздник Вознесения Господня не имеет точной календарной даты: он совершается в четверг на шестой неделе по Пасхе и продолжается восемь дней. Праздник установлен в глубокой христианской древности. В IV веке на горе Елеонской, на историческом месте Вознесения Христа, царицей Еленой был построен величественный храм в честь этого события. В день Вознесения в православии существует обычай совершать крестный ход вокруг церкви с иконами, иногда отправляясь даже на поля. Вознесение относится к числу двунадесятых праздников, в Воронежской епархии ему была посвящена едва ли не сотня храмов.

    Вознесенская церковь в Воронеже имела достаточно древнюю и сложную в строительном отношении историю. Первоначально это была церковь Рождества Христова с приделом, по словам Е.А. Болховитинова, святого страстотерпца Георгия. Находившаяся на ином месте, на взгорье к реке, церковь была освящена в 1639 году (у Е.А. Болховитинова указан 1739 год, но из контекста понятно, что это опечатка); в следующем году она упомянута в грамоте царя Михаила Федоровича. Однако в «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года она значится как церковь Рождества Христова с приделом во имя Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, а «во дворе» поп Сергей, да пономарь Минка, да просвирница Марфица. Тридцатью годами позже, в «Переписной книге» 1678 года, придел не упомянут вовсе, а «у церкви во дворе поп Евстрат Сергеев, с ним же живут братья его родные во дьячках Сенка, Наумко, Алешка. Во дворе просвирница Екатериница Иванова дочь, у ней сын Устинка Самойлов».

    При очередной перестройке (дата нигде не названа) храм был переименован в Вознесенский. Эта деревянная церковь сгорела в пожаре 1748 года. В феврале следующего года ее прихожане, купцы Демидов, Глумов, Жидков и Русинов, просили благословения епископа Феофилакта (Губанова) построить каменную Вознесенскую церковь на прежнем месте. Но работы не могли начаться: местность признали весьма неудобной для строительства.

    Несколько лет спустя полковник Лосев уступил для церкви усадьбу близ подворья епископа, где прежде стоял его сгоревший дом. 18 апреля 1754 года архимандрит Акатова монастыря Сампсоний и кафедральный протоиерей Димитрий Кристальников торжественно отметили закладку церкви. В мае 1757 года владыка Феофилакт молитвовал основное здание. В 1768 году прихожане обратились к новому епископу Тихону (Якубовскому) с предложением устроить в их церкви придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Поскольку церковь была мала и тесна, одновременно они просили разрешения ее распространить. Епископ Тихон распорядился «дать из Консистории благословительный указ о разобрании и построении пока трапезы с приделом во имя Пресвятой Богородицы». В апреле 1768 года совершен был «оклад», то есть освящение места для предполагаемой трапезы с приделом. Ахтырский придел был устроен в 1770 году; в это время верующие хлопотали об определении к придельному храму второго священника, сына их же батюшки Алексия - Михаила. Просьба не была уважена, и церковь осталась одноштатной.

    В 1776 году по левую сторону в трапезной основали еще один придел во имя святой великомученицы Варвары. Варвара была дочерью богатого и знатного язычника Диоскора из Илиополя. Узнав, что она проповедует христианство, отец стал ее истязать, затем передал властям. После пыток ее казнили, отрубив голову мечом. Мощи великомученицы в XII веке были перенесены из Константинополя в Киев дочерью византийского императора Алексея Комнина, Варварою, вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича. Православные приписывали святой Варваре благодать спасения от внезапной смерти.

    Прихожане в очередной раз не были довольны своим храмом. Они писали о церкви, что она «мала, тесна и темна», «к священнослужению не удобна», к тому же построена «не у места». Не случайно владыка Тихон III (Малинин) в 1785 году испросил у наместника В.А. Черткова разрешение на перенос церкви в удобное место и на ее перестройку. Была даже заведена «книга записная» на сбор пожертвований.

    Но церковь осталась на том же месте в прежнем состоянии. В 1798 году трапезная с приделами пришла в такую ветхость, что епископ Мефодий (Смирнов) запретил совершать там богослужения. В силу этого прихожане перестали зимой посещать свою церковь, а расходились по другим храмам, где имелись теплые приделы. Причт, лишившийся доходов, добился у преосвященного отмены запрета и продолжил службу. Однако 30 июля 1800 года благочинный городских церквей Иоанн Сахаров сообщил новому епископу Арсению (Москвину): «В придельном храме каменные своды вверху попортились разеелинами, так что нахожу я сумление в опасности к падению». Архитектор В.Б. Белокопытов, осмотрев трапезную, тоже нашел ее ветхой и склонной к обрушению. Для исправления кладки требовалось две тысячи шестнадцать рублей; таких денег не отыскали, и владыка закрыл приделы и запечатал их. Но его печать не остановила грабителей. В ночь на 2 мая 1801 года они похитили из придела часть драгоценного оклада иконы Смоленской Божией Матери, книгу акафистов святой Варвары. Украденное так и не нашли.

    В 1801-1815 годах трапезная все же была восстановлена, украшена и стала действовать. В 1877 году капитально отремонтировали интерьеры церкви: стены отделали под мрамор, устроили великолепные иконостасы. Работы были осуществлены усердием церковного старосты Алексея Анкиндинова (1826-1884) и местного протоиерея Д.В. Адамова. Епископ Серафим (Аретинский) в очередной раз освятил церковь 18 сентября 1877 года.

    Воссоздать облик Вознесенского храма довольно трудно, четких довоенных изображений его отыскать не удалось. Как и прежде, придется обратиться к книге Ю.И. Успенского «Старый Воронеж» (1922). Правда, он уделил церкви всего лишь несколько строк: «Главный неф храма с классическими портиками и поместившимся на четверике круглым ампирным барабаном, украшенным легким карнизом с гирляндами, выдержан в классических формах, тогда как входящая в план церкви колокольня, с грушевидным куполом и изогнутыми фронтонами, еще не утратила барочных форм и напоминает более раннюю эпоху». Общий вывод автора был таков: Вознесенская церковь является в своих главных частях образчиком хорошего классицизма.

    При Вознесенской церкви, как и при прочих приходских церквах, существовало небольшое кладбище, простиравшееся от строения к северу на 24 и к югу на 16 аршин. В «Синодике купцов Елисеевых» нет упоминаний о том, чтобы на этом погосте погребались прихожане, хотя бы и знатные. Отмечены в летописи лишь два случая захоронения: «1766 года марта 23 дня в архиерейском доме померли Иов Агафонович Плешивый, да конюх Иаков внезапной смертью и погребены Иов у Вознесения, а конюх у Пятницы». И следующая запись относится к тому же году: «1766 года июня 4 дня представися раб Божий отца протопопа Димитрия сын Иоанн и погребен у Вознесения Господня отцами архимандритами Нифонтом и Феодосием сего июня 6 дня».

    Самое раннее упоминание о священниках Вознесенской церкви относится к 1765 году. В этот год здесь служили Константин Минин да Стефан Гаврилов, в 1780-е годы - Михаил Алексеев, а в начале XIX века - Алексий Игнатьевич Куликовский. В Клировых ведомостях 1805 года отмечено, что церковь «за ветхостью состоит в запрещении», священник Стефан Тимофеев исправляет при ней должность дьячка. Ее приход насчитывал 49 дворов, где проживали 125 лиц мужского пола и 145 - женского. В 1840-е годы настоятелем храма был протоиерей Стефан Гаврилович Смирницкий (ок. 1777-после 1842), родной брат тогдашнего воронежского архиепископа Антония П. С 1855 года более четырех десятилетий настоятельские обязанности исполнял протоиерей Димитрий Васильевич Адамов (1821-1899). Он удостоился погребения за алтарем церкви.

    С конца XIX века и вплоть до революции при Вознесенской церкви служил Димитрий Петрович Казаневский. Диаконом с 1879 года был Илия Колтунов, псаломщиком с февраля 1911 года — Сергий Мухин. Старостой с 1904 года был купец Митрофан Агафонов. Приход складывался из 142 домов, где проживали 450 мужчин и 516 женщин.

    Церковь владела 48 десятинами земли, которые сдавала в аренду. Были у нее два подцерковных дома, один из которых - двухэтажный, с деревянным верхом под железной крышей, построенный в 1878 году. Второй дом был деревянным, довольно ветхим, при нем состояли четыре флигеля. Дома находились близ Митрофановского монастыря и адресовались так: Мещанской части, 26 квартала, номера 300 и 301. Церковь владела также торговыми лавками, их было немало: к каменной ограде пристроили 13 помещений, которые отдавали внаем.

    В середине XIX века Вознесенская церковь открыла богадельню, которая помещалась в деревянном полутораэтажном доме. Здесь призревались 28 престарелых женщин, на их содержание шли проценты с капитала в тысячу четыреста рублей. И сама церковь не бедствовала: на текущие ремонтные работы в 1880-е годы имелись кредитные билеты на сумму семь тысяч триста пять рублей, на содержание причта было пожертвовано за поминовение разных лиц семь тысяч сорок шесть рублей. Для него имелся подцерковный каменный дом (по всей видимости, это современный дом № 46 по улице Володарского).

    За 1909 год имеется полный список прихода: только за один этот год сохранились исповедные росписи. По ведомости значится 146 домов, 436 мужчин и 512 женщин, всего 948 человек. Среди них - титулярный советник Михаил Михайлович Зеленский с семьей, вдова коллежского асессора Елена Петровна Граженская, семья потомственного почетного гражданина Леонида Дмитриевича Крутикова, купец Василий Матвеевич Трубицын и его домочадцы... Желающие отыскать имена предков могут это сделать в Государственном архиве Воронежской области (фонд 209, опись 1, дело 10).

    В большевистскую эпоху история церкви осталась практически неизвестной. Ни в одном из документов 1920-х годов, просмотренных мною, Вознесенский храм не упоминается, точно его и не было вовсе. Но он действовал после революции, по крайней мере, еще десятилетие. Его судьба решилась в начале 1930-х годов. В предвоенное десятилетие церковное помещение занимало архивохранилище, как и несколько строений соседнего Митрофановского монастыря. В Вознесенской церкви размещалась дирекция Областного исторического архива - об этом извещала табличка на стене.

    В годы Отечественной войны Вознесенская церковь, как и другие, стоявшие на правобережных холмах, использовалась немцами под наблюдательный пункт. Советская артиллерия полностью разрушила с левого берега храмовую часть и трапезную, уцелела только двухъярусная колокольня с порталом. Через этот портал со стороны монастыря и входили в храм. Руины простояли до начала 1960-х годов. Окончательно церковь была разобрана в тот момент, когда началось строительство пятиэтажного жилого дома на углу улиц Таранченко и Володарского. Она оказалась во дворе новостройки, и торчавшую столбом колокольню поспешили убрать с глаз долой, а заодно и из памяти вон.

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос

    Комментарии к странице

     
    Rambler's Top100