Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Иоанна Богослова церковь

    Спускаясь к реке по овражной улице Чернышевского при ее пересечении с улицей Софьи Перовской (прежде Большая Успенская) еще три десятилетия назад мы увидели бы возвышающуюся одинокую звонницу. Это были остатки церкви Иоанна Богослова, которой улица обязана своим прежним, отнюдь не революционно-демократическим названием - Богословская.

    Евангелист Иоанн Богослов, как и родной брат его Иаков, был родом из Вифсаиды. Вскоре после своего крещения Иисус Христос призвал братьев вместе с Андреем Первозванным к апостольскому служению. Иоанн Богослов последовал за Спасителем и стал возлюбленным и ревностным Его учеником. Распятый на кресте, Иисус Христос поручил попечению Иоанна свою мать, Пречистую Деву Марию, которая стала жить в его доме вплоть до блаженного Успения.

    После ее смерти Иоанн Богослов разделял труды благовествования с апостолом Петром, затем переселился в Малую Азию, в город Эфес, где опекал христианские церкви. В царствование императора Домициана (81-96 годы) Иоанна в оковах отвели в Рим, где долго истязали, а затем сослали на остров Патмос. В ссылке апостол написал Апокалипсис («откровение»), ставший одной из книг Нового завета. Апокалипсис содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и Антихристом, о Страшном суде и грядущем воскресении верующих.

    В 97 году Иоанн Богослов вернулся в Эфес и умер здесь в царствование императора Траяна, имея от роду более ста лет. Поминовение его отмечается в день кончины, 26 сентября (9 октября). Этот день в XIX веке совпадал с днем рождения Марины Цветаевой:


    Красною кистью

    Рябина зажглась.

    Падали листья.

    Я родилась.

    Спорили сотни

    Колоколов.

    День был субботний: Иоанн Богослов.


    Апостолу Иоанну Богослову была посвящена церковь на берегу реки Воронеж. Основание ее относится к 1676 году, когда часть приречных дворов воронежцев решила отделиться от церкви Успенского мужского монастыря. Рязанский митрополит Иосиф (тогда собственная епархия еще не была учреждена) разрешил построить помимо существовавшей монастырской приходскую церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. В благословенной грамоте упоминался уже и священник, отец Василий. Как предполагал архимандрит Димитрий (Самбикин), в 1676 году началось строительство не всей церкви, а только придела, который десять лет спустя превратили в главную церковь; тогда же был достроен новый алтарь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радости». В Переписной книге Воронежского уезда за 1678 год храм упомянут так: «В Успенской слободе на посаде ж церковь Иоанна Богослова, у церкви поп Василий Терентьев».

    Наверное, постройка не пришлась по душе окрестным обитателям, и они ее продали на своз в пригородную Троицкую слободу. Осталось неизвестным, почему желание жителей тамошней слободы иметь собственный храм переменилось и они отказались от его строительства. Здание перепродали в село Богословское, где он стоял еще в конце позапрошлого века. Вместо него горожане построили у реки новую, тоже деревянную, церковь, сгоревшую несколько десятилетий спустя. В ночь с 9 на 10 мая 1748 года в Воронеже произошел сильный пожар. В пепел превратилась вся приречная часть города, Немецкая слобода, жилые дома и казенные здания, почти все деревянные храмы.

    В том же 1748 году началось строительство каменной церкви. Прежде всего наскоро был устроен придел во имя иконы Скорбящей Божией Матери, освященный 25 октября 1748 года. Через десять лет была достроена и стала действовать вся церковь Иоанна Богослова, освященная 25 сентября 1759 года. В 1799 году расширили придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости» (праздник установлен в память об исцелении от этого образа сестры патриарха Иоакима, Евфимии), для работы был употреблен кирпич от разобранной тесной колокольни. Ее же к 1807 году возвели вновь. Звонница стояла отдельно, не соединяясь с трапезной, была четырехъярусной и намного выше самого храма. В нижнем этаже разместились кладовая и лавка.

    Строительная хроника Богословской церкви на этом не заканчивается. Около 1820 года в трапезной появился придел во имя апостола Андрея Первозванного. В 1860 году на средства старосты Дмитрия Анохина соорудили новый иконостас для главного алтаря. Цеховой Тихон Тарасович Шахов (f 1848) завещал на его устроение сто рублей серебром. В 1864 году церковную усадьбу опоясала каменная ограда. С восточной стороны церкви, против главного алтаря, находилась каменная часовня, устроенная над колодцем, в который впадал родник. Часовня с колодцем появились в 1847 году вследствие божественного видения одной из прихожанок.

    Главной достопримечательностью Богословского храма считалась икона праведной Богородицы «Всех скорбящих Радость». Икона была «весьма древней живописи», начало ее чествования восходило ко времени пребывания в Воронеже Петра Великого. В 1835 году икону покрыли 14-фунтовой позлащенной ризой со множеством драгоценных каменьев. Икона участвовала во многих крестных ходах, ее брали для молебнов городские торговцы в магазины и лавки, жители в свои дома. В Ильинской и Пятницкой церквах имелись сделанные с этой иконы копии.

    Как и при всех приходских церквах, у Иоанна Богослова существовало небольшое кладбище. «Синодик купцов Елисеевых» упоминает там несколько погребений купцов Нечаевых, Сахаровых, Чеботаревых, а также мелких чиновников губернской канцелярии, которая находилась тогда в приречной части города. Вот несколько записей: «1764 года апреля 15 дня представися раб Божий Воронежской губернской канцелярии секретарь Роман Григорьев сын Пахомов, то есть об святой неделе и погребен в приходе Иоанна Богослова в субботу об святой неделе Преосвященным Тихоном епископом; гроб был покрыт кофейного парчею, из которой сшит саккос в соборе». В 1921 году у алтаря церкви еще сохранялась на каменном фундаменте чугунная плита с текстом: «Под сею доскою телеса умерших родителей Воронежской канцелярии секретаря Романа Григорьева сына Пахомова».

    Особо торжественными, с участием всего городского духовенства, были похороны купца Нечаева: «1759 года генваря 6 дня представися раб Божий воронежский купец Стефан Федоров сын Нечаев и погребен в приходе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова сего ж генваря 10 дня Преосвященным епископом Кириллом со всеми соборными и приходскими священниками, а гроб был покрыт зеленым люстрином, а жития его было от роду 90 лет».

    Из числа священников Богословской церкви (а в ней с 1818 года были два штата) в анналах остался белорус Спиридон Ильич Шимкевич (1775-1830), беженец из Могилева, оказавшийся в наших краях в дни наполеоновского нашествия. С 1820 года и до конца жизни был иереем Богословской церкви. Сын его Федор (1802-1843), преподававший одно время философию в духовной семинарии, стал крупным ученым-лингвистом. Составленный им «Корнеслов русского языка, сравненного с главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» был удостоен Демидовской премии в 1842 году. Возможно, к той же фамилии принадлежал и настоятель Алексеевского Акатова монастыря, викарный епископ, а затем глава Воронежской епархии в 1923-1926 годах митрополит Владимир (Шимкович).

    По ревизии 1815 года в Богословском храме служили: священник Иаков Иванович Климентов (ок. 1774 - 1824), священник на диаконском месте Ермил Ефимович Ефимов (ок. 1779 - после 1827), диакон на дьячковской вакансии Михаил Борисович Демидов (ок. 1789 - после 1827), пономарь Михаил Иванович Перов (ок. 1779 - после 1827). В 1809 году «отослан за непорядочные поступки в военную службу» прежде служивший здесь пономарь Антон Яковлевич Ключанский. В XVIII веке в церкви долго священствовал протоиерей Иоанн Симеонов (ок. 1729 - 1811), в 1800 году он вышел за штат.

    Священник Александр Смирнов 22 сентября 1824 года внес в метрическую книгу Богословской церкви запись о рождении днем ранее у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жены его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеев сын Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогенова дочь Кутянская. Семья будущего поэта жила тогда в начале тихой Богословской улочки недалеко от церкви. Случайно уцелевшая метрическая книга Богословской церкви за 1814-1817 годы дает нам статистику жизни прихода: число браков за эти годы колебалось от 5 до 15, рождений от 41 до 75, смерти от 15 до 60. Наиболее неблагоприятными для жителей были 1822 год (5 браков, родились 61 человек, умерли 60) и 1824 год (10 браков, родились 55 человек, умерли 56).

    В 1842-1847 годах настоятелем Богословского храма был отец Павел Эсманский (1808-1863), ставший позднее кафедральным протоиереем в Смоленском соборе. В 1851-1885 годах в церкви служил протоиерей Феодор Никонов (1822-1885), публиковавший историко-церковные статьи и редактировавший «Воронежские епархиальные ведомости». В течение двадцати лет церковным старостой был купец Дмитрий Анохин (1807-1878).

    Революционную годину в храме Иоанна Богослова встречали священники Иоанн Путилин (служил с 1887 года) и Петр Таиров (служил с 1893 года) и псаломщики Евгений Попов (служил с 1897 года) и Евфимий Перепелицын (служил с 1908 года). Приход здесь был небольшим — 58 дворов, 184 души мужского пола и 191 душа женского пола.

    В ограде храма стояла каменная богадельня, где призревались восемь-десять стариков на добровольные пожертвования верующих. Сама церковь не имела ни земли, ни домов для причта.

    В конце 1918 года священники Иоанн Путилин и Петр Таиров и псаломщик А. Метальников составили весьма краткий отчет о наличии в церкви предметов с содержанием золота и серебра. Иконы в нем не значились вовсе, а числились напрестольные кресты (84 и 72 золотника серебра), сосуд с ажурной резьбой с прибором (360 золотников), кадила да лампады.

    В архитектурном отношении церковь Иоанна Богослова не представляла особого интереса, никто из исследователей воронежской старины не уделил ей внимания. Трудно описать ее и мне: чертежи не сохранились, есть лишь изображения разного времени на открытках и послевоенных фотографиях. Строение имело размеры 34 на 18 аршин (24 на 13 метров), храмовая часть была низкой, боковые фасады украшали портики. Над окрестными частными домишками возвышалась колокольня со строгими фасадами. Четыре ее яруса свечой устремлялись вверх. Церковь стояла на бойком месте, на пересечении нескольких улиц — Богословской (ул. Чернышевского), Большой Богоявленской (улица 25 Октября), Большой Успенской (улица Софьи Перовской) и Вознесенской (улица Таранченко).

    В начале 1930-х годов церковь закрыли. Снаряды и бомбы ее, укрытую в приречье, почти миновали. В 1944 году в здании значилась ремонтная мастерская Волго-Донского пароходства, возможно, она была там и в прежние тридцатые годы. На рубеже 1950-1960-х годов храмовую часть и трапезную взорвали, уцелела на десятилетие только отдельно стоявшая звонница. В начале 1970-х годов, когда начали прокладку теплотрассы от ТЭЦ вверх по Большой Богоявленской, взорвали и ее. Церковная усадьба так и осталась незастроенной: место не очень удобное. До недавнего времени здесь стоял пивной ларек, но потом и его передвинули метров на сто, к переулку Мордовцева, а затем и совсем убрали.

    Если копнуть землю на этом пятачке, можно сразу наткнуться на фундаменты церковных построек - в глубине земли они избежали превратностей судьбы.

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100