Московская епархия

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Московская епархия.
  • Муниципальные районы Московской области
  • Городские округа Московской области
  • ЗАТО Московской области

  • История Московской епархии неразрывно связана с историей собственной епархии митрополитов Всероссийских, иначе именуемой митрополичьей (а с учреждением в 1589 г. Патриаршества - Патриаршей) областью. Первоначально престол русских митрополитов пребывал в Киеве, «матери городов Русских». Однако во время монгольского нашествия митрополичий двор был разорен, и, вслед за своей паствой, русские Первосвятители вынуждены были искать пристанища на северо-востоке страны. Так, Митрополит Максим в 1299 г. перенес кафедру во Владимир. Его преемник, святитель Митрополит Петр, сблизившись с московским князем Иваном Калитой и избрав в 1325 г. местом своего проживания Москву, приобрел для себя и своих преемников новую епархию - Владимиро-Московскую. Даже с окончательным отделением в 1461 г. южнорусской митрополии и утратой там Московскими Митрополитами своей власти, их епархия была достаточно обширна и включала в себя города Москву, Владимир, Нижний Новгород, Городец, Дмитров, Кострому, Галич, Грязовец, Пошехонь, Череповец, Вятку и земли в Вологодском крае.

    Исполнение первосвятительских обязанностей и управление столь обширной и непрерывно увеличивающейся в размерах епархией требовало значительных усилий и вызвало нужду в помощниках. Ими явились епископы Коломенские, которые временами, в качестве викариев, даже вступали в управление Митрополией, в то время как Митрополичья кафедра была вакантна. После перенесения во второй половине XV в. кафедры Сарайского епископа в Москву на Крутицы статус викария перешел к Сарайскому (Сарскому и Подонскому) Владыке, который с учреждением Патриаршества получает титул митрополита.

    Со смертью 16 октября 1700 г. Патриарха Адриана и фактическим Упразднением Патриаршества в управление бывшей Патриаршей областью вступает местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

    Осознавая, что для руководства столь значительной по объему епархией необходим отдельный епископ, Преосвященный Стефан просил назначить ему для этой цели викария. Просьба долгое время оставалась без ответа. Лишь 27 января 1719 г. Крутицкому митрополиту Игнатию (Смоле), назначенному на кафедру двумя днями ранее, было поведено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский». Деятельный митрополит Игнатий с ревностью взялся за обустройство вверенной ему епархии, несмотря на всю трудность стоявшей перед ним задачи - совмещать управление двумя епархиями, одна из которых. Патриаршая, по своим размерам была одной из самых крупных в Русской Православной Церкви. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода деятельность митрополита Игнатия стала встречать препятствия со стороны его членов, смотревших на бывшую Патриаршую, а теперь Синодальную область как на свой непосредственный удел. 14 июня 1721 г. митрополит Игнатий был вызван в Петербург на суд Синода по обвинению его в участии в тайном политическом заговоре. Во время его отсутствия бывшая Патриаршая область и Крутицкая епархия возглавлялись своего рода «коллегиальным управлением»: Мелиникийским епископом Григорием и тремя архимандритами (Чудовским Геннадием, Новоспасским Сергием и Златоустовским Антонием), а с 23 августа 1721 г. еще и Фиваидским митрополитом Арсением.

    Преемником митрополита Игнатия по кафедре стал архимандрит Высоко-Петровского монастыря Леонид, 3 марта посвященный на Крутицы с титулом архиепископа, а 10 апреля назначенный к управлению Синодальной областью.

    Положение, при котором Синодальная область не имела собственного епископа, сохранялось вплоть до 1742 г., когда именным указом императрицы Елизаветы Петровны было определено: «...понеже усмотрели мы, что оныя Синодального ведомства монастыри и церкви без собственнаго архиерея в церковных делах довольнаго надзирания над ними и исправления не имеют; того для повелеваем, чтобы оныя Синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственнаго архиерея, к чему определяем ныне Иосифа Волчанского, епископа Белорусскаго, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии». 3 сентября указ был подтвержден определением Святейшего Синода. Таким образом, дата 1 сентября 1742 г. может считаться датой учреждения собственно Московской епархии. К этому времени в нее входило. помимо присоединенной Тамбовской епархии и Москвы (266 церквей) семью десятинами Московского уезда (Загородской, Пехрянской, Селецкой, Перемышльской, Хатунской, Вохонской и Радонежской) (462 церкви) - 46 городов Московской, Белгородской, Воронежской, Казанской, Новгородской и Архангелогородской губерний. Всего во вновь образованной епархии насчитывалось 4285 церквей, 205 мужских и 59 женских монастырей.

    Вскоре по учреждении в составе епархии произошли некоторые изменения: из нее были выделены Переяславль-Залесская (1744), Костромская (1745), Владимирская (1748) и Тамбовская (1758) епархии. По преставлении 10 июня 1745 г. Владыки Иосифа (Волчанского) управление епархией было поручено архиепископу Сарскому и Подонскому Платону (Малиновскому). 14 апреля 1748 г. он был возведен на Московскую кафедру с титулом архиепископа Московского и Севского. Московской и Севской кафедра именовалась до 1764 года.

    В результате секуляризационной реформы 1764 г. епархию определили к I классу, и она получила наименование Московской и Калужской. При этом в ее составе образовалось Севское и Брянское викариатство, практически независимое от власти Московского архиерея.

    В 1768 г. на Московскую кафедру вступил Преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский), известный церковный деятель и писатель, пользовавшийся особым благоволением императрицы Екатерины II. В числе его научных заслуг перевод Псалтири с еврейского языка на русский, а также переводы «Посланий» свт. Игнатия Богоносца, «Огласительных и Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского, «Изложения веры» прп. Иоанна Дамаскина. Владыка Амвросий проявил себя и как гимнограф: им составлена служба и акафист святителю Димитрию Ростовскому. Архиепископ Амвросий погиб 16 сентября 1771 г. во время чумного бунта в Москве. После его смерти Московская кафедра около трех с половиной лет оставалась вдовствующей.

    21 января 1775 г. последовало назначение на нее архиепископа Платона (Левшина), который в 1787 г. был возведен в сан митрополита. Проявив себя выдающимся проповедником, богословом и историком, Владыка Платон обладал и практическими талантами. При нем под власть Московского архиерея перешли Славяно-греко-латинская академия, Чудов, Высокопетровский и Николаевский Греческий монастыри в Москве и Саввино-Сторожевский близ Звенигорода. Он привел в порядок расстроенное архиерейское управление, восстановил Архиерейский дом, при нем расцвели богословские школы, улучшилось состояние духовенства и поднялся его престиж. Развитие русскоязычного богословствования, введение Первого систематического курса русской церковной истории, множество Проповедей, составление акафистов прп. Сергию и блгв. кн. Даниилу - вот лишь немногое из того, что принадлежит трудам этого выдающегося архиерея, управлявшего Московской епархией.

    При вступлении архиепископа Платона на кафедру в его ведении находилось 1106 церквей, что делало епархию одной из самых сложных в управлении. В ответ на личную просьбу архиерея императрица Екатерина сократила пределы Московской епархии: теперь в нее входили только Москва с шестью десятинами Московского уезда, Калуга и Звенигород с уездами. Число церквей равнялось 850. Управляя епархией, митрополит Платон состоял членом Святейшего Синода и ректором Славяно-греко-латинской академии.

    6 мая 1788 г. Святейший Синод получил высочайший указ, повелевавший привести границы епархий в соответствие с границами губерний. Следствием этого указа стало упразднение Крутицкой и Переславской епархий; церкви этих епархий, находившиеся в пределах Московской губернии, причислялись к Московской кафедре. Из состава Московской епархии выделилась Орловская и Севская епархия, прежде бывшая Севским и Брянским викариатством. Взамен было образовано Дмитровское викариатство.

    Желание сообразовать границы епархий с границами губерний было не столь легко осуществимым. Следующая попытка была предпринята в 1799 г. В результате прекратила свое существование Коломенская епархия, а Московская кафедра стала называться Московской и Коломенской. Начиная с 1819 г. назначение на кафедру было сопряжено с возведением в достоинство митрополита.

    Даже простое последовательное перечисление епископов, занимавших Московскую кафедру вслед за митрополитом Платоном, позволяет видеть, сколь видные иерархи и яркие личности поставлялись во главе епархии и каково было ее духовное величие: Августин (Виноградский, 1818-1819), Серафим (Глаголевский, 1819-1821), святитель Филарет (Дроздов, 1821-1867), святитель Иннокентий (Вениаминов, 1868-1879), Макарий (Булгаков, 1879-1882), Иоанникий (Руднев, 1882-1891), Леонтий (Лебединский, 1891-1893), Сергий (Ляпидевский, 1893-1898), священномученик Владимир (Богоявленский, 1898-1912), святитель Макарий (Невский, 1912-1917), святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всероссийский.

    К концу XIX в. в Московской епархии насчитывалось - 1581 церквей и соборов 50 монастырей (31 мужской и 19 женских) с 1200 монашествующими.

    С возрождением в 1917 г. Патриаршества Московская епархия вновь стала «Патриаршей областью», собственной епархией Предстоятеля Всероссийского. Указом святого Патриарха Тихона от 16 января 1918 г. управление ею было поручено Иоасафу (Каллистову), который был утвержден в должности Патриаршего Наместника с титулом архиепископ Коломенский и Можайский; с 28 сентября (11 октября н.ст.) 1919 г. архиепископ Иоасаф титуловался архиепископом Крутицким.

    Кафедральным храмом его преемника - митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) стал храм Успения Божией Матери на Крутицком подворье в Москве. Владыка Евсевий скончался (возможно, был отравлен) 15 января 1922 г. Его отпевание было совершено сонмом иерархов во главе со святым Патриархом Тихоном в храме Христа Спасителя. Через несколько дней после отпевания Владыка Евсевий был погребен у северного крыльца Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. Погребение возглавил будущий священномученник, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), в 1923 г. (после архиепископа Никандра (Феноменова) принявший на себя труды по управлению Патриаршей областью.

    В 1924 г. Крутицким архиереем стал сщмч. митрополит Петр (Полянский), с 7 января 1925 г. исполнявший обязанности Патриаршего Местоблюстителя.

    В годы смуты и большевистских гонений на Церковь управление епархией сталкивалось с большими трудностями. Новые власти стремились разрушить церковное управление: провоцировали расколы, арестовывали и ссылали епископов, добивались их удаления с кафедры. Именно с этим связана кратковременность пребывания на кафедре некоторых архиереев.

    Около 3 месяцев (с декабря 1925 г. до марта 1926 г.) Московской епархией временно управлял сщмч. архиепископ Петр (Зверев). В это время раскольники-григорианцы прилагали все усилия к захвату высшей церковной власти в свои руки, пользуясь арестом Патриаршего Местоблюстителя. Своим указом от 3 марта 1926 г. руководители раскола устранили от управления епархией архиепископа Петра и назначили на его место епископа Можайского Бориса (Рукина). В противовес григорианцу Борису (Рукину) указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) для управления Московской епархией был создан Совет викариев, осуществлявший коллегиальное руководство с февраля 1926 г. по апрель 1927 г.

    29 октября 1933 г. викарием Московской епархии с титулом епископа Коломенского стал Сергий (Воскресенский), будущий митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Латвии, погибший от рук убийц 28 апреля 1944 г.

    27 апреля 1934 г. митрополитом Московским и Коломенским стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), которому титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» присвоен вместе с правом ношения двух панагий. Епископ Сергий (Воскресенский) продолжал помогать митрополиту Сергию в Управлении Московской епархией в качестве викария. В 1934 г. ему присвоен титул епископа Бронницкого, а в феврале 1938 г. - епископа Дмитровского; 8 октября 1938 г. Владыка Сергий возведен в архиепископское Достоинство.

    Массовые гонения на Церковь и аресты священнослужителей привели к тому, что епископат сильно поредел. В 1935 г. митрополит Сергий (Страгородский) был вынужден распустить Временный Патриарший Синод. Управление Русской Церковью он осуществлял с помощью своего викария епископа Сергия (Воскресенского) и маленькой канцелярии из двух человек. 1 января 1937 г. митрополит Сергий занял пост Патриаршего Местоблюстителя, а 8 сентября 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси.

    Попечением Патриарха Управляющим Московской епархией с титулом митрополита Крутицкого 12 февраля 1944 г. стал бывший митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). По установившейся традиции вместе с титулом митрополита Крутицкого Владыка Николай сохранил постоянное членство в Священном Синоде и явился ближайшим помощником Патриарха в его делах по управлению Русской Православной Церковью. Митрополит Николай стоял у истоков издания «Журнала Московской Патриархии», сначала как член редколлегии, а затем в течение ряда лет как председатель Издательского отдела и глава редакции журнала. В числе наиболее ответственных церковных послушаний, которые приходилось нести митрополиту Николаю, было руководство Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Пользовался известностью и проповеднический талант Владыки.

    31 января 1945 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви принял «Положение об управлении Русской Православной Церковью», в котором канонически закрепил функции Крутицкого архиерея по управлению им Московской епархией.

    25 марта 1947 г. в связи с 25-летием епископского служения митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий I своим указом присвоил митрополиту Николаю титул «Крутицкий и Коломенский».

    С того времени все архиереи, занимающие эту кафедру, именуются Крутицкими и Коломенскими. Преемником митрополита Николая в сане митрополита Крутицкого и Коломенского 19 сентября 1960 г. был назначен постоянный член Священного Синода, митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов), осуществлявший управление епархией до последних дней своей жизни.

    Высокопреосвященнейший Питирим выполнял многие поручения Святейшего Патриарха и Священного Синода по связям с зарубежными христианскими церквами и объединениями, за что был удостоен высших церковных наград как Русской Православной Церкви, так и других Автокефальных Церквей.

    После кончины митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима, последовавшей 10 августа 1963 г., 9 октября 1963 г. митрополитом Крутицким и Коломенским стал будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). После кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Пимен вступил в права Патриаршего Местоблюстителя. В 1971 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Пимена Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 3 июня 1971 г. в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

    25 июня 1971 г. митрополитом Крутицким и Коломенским и постоянным членом Священного Синода был назначен архиепископ Курский и Белгородский Серафим (Никитин). 11 июня 1977 г. митрополит Серафим был уволен на покой согласно прошению в связи с ухудшением здоровья.

    В этот же день, митрополитом Крутицким и Коломенским стал митрополит Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков), осуществляющий руководство епархией в настоящее время.

    Секретарем Московского епархиального управления с 20 июня 1977 г. стал игумен Григорий (Чирков). Для совершения богослужений в Москве митрополиту Ювеналию был определен Успенский храм Новодевичьего монастыря, на территории которого расположена епархиальная резиденция.

    Время, в которое Владыка пришел к управлению епархией, было сложным: остался позади период открытых гонений, но их сменили более изощренные методы психологического воздействия на верующих, чтобы заставить их отречься от Христа. К моменту вступления митрополита Ювеналия в управление Московской епархией в ней не было ни одного монастыря и действовало всего 132 прихода.

    В 1984 г. в связи с присоединением к Москве части территории Московской области Владимирская церковь села Виноградово Мытищинского района и Владимирская церковь села Куркино Красногорского района отошли к Москве.

    С 1985 г. начала изменяться внутриполитическая ситуация в стране, и, как следствие, постепенно улучшались церковно-государственные отношения. В 1988 г. состоялось широкое празднование 1000-летия Крещения Руси, явившееся знамением возрождения церковной жизни. В этом году в Московской епархии открылось 6 церквей.

    1989-й год становится годом возрождения монашеской жизни в епархии - 15 февраля начались регулярные богослужения в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре Коломны, возвращенном Церкви в апреле 1989 г. В том же году в епархии открылось еще 27 церквей, в том числе Успенский кафедральный собор Коломны.

    В 1990 г. в Коломне с благословения Владыки Ювеналия возобновило свою работу Московское епархиальное духовное училище, которое своей главной задачей поставило подготовку священников для Московской епархии. Поначалу училище было двухгодичным. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1996 г. училище было преобразовано в семинарию. С 1999/2000 учебного года Коломенская духовная семинария перешла на 5-летний срок обучения.

    На 1 января 1990 г. в приходах епархии совершали служение 268 священнослужителей. Из них 238 священников и 30 диаконов. В связи с ростом числа церквей учредили и новые благочиния: 1990 г. - Ногинский благочиннический округ (в его состав входили 9 церквей), из Егорьевского округа был выделен Воскресенский благочиннический округ. В 1991 г. появилось еще 8 новых благочинии, в следующем 1992 г. - еще 6. В настоящее время Московская епархия разделена на 43 благочиния. Из числа недавно образованных можно назвать Звенигородский (2007 г.) и Долгопрудненский (2008 г.) округа.

    Знамением возрождения духовной жизни стало открытие новых обителей: в 1991 г. возродилась монашеская жизнь в Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, который стал ставропигиальным; на Пасху 1992 г. состоялась первая Литургия в Свято-Екатерининском мужском монастыре (Видное). 16 августа 1992 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил торжественное открытие Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1993 г. открылись Лужецкий Ферапонтов монастырь и Троицкий Белопесоцкий монастырь.

    В 1994 г. Церкви был передан Старо-Голутвин монастырь, в стенах которого в 1995 г. обосновалась Коломенская духовная семинария. В 2010 г. в Московской епархии было открыто уже 25 монастырей, из них 12 мужских и 13 женских.

    13 сентября 1987 г. за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе архимандрит Григорий (Чирков), являвшийся секретарем Московского епархиального управления, был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 25 февраля 1997 г. Владыка Григорий был возведен в сан архиепископа.

    10 августа 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II и собор Преосвященных архиереев совершили посвящение во епископа Видновского викария Московской епархии архимандрита Тихона (Недосекина).

    С 21 января 1991 г. секретарем Московского епархиального управления является настоятель Троицкого собора Подольска протоиерей Александр Ганаба.

    28 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви утвердил Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. В нем так определен статус митрополитов Крутицких и Коломенских: «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси» (Устав Русской Православной Церкви IV, 9).

    Бессменные помощники Всероссийских митрополитов и Патриархов, Крутицкие архиереи долгое время управляли и своей собственной, одной из самых древних в Русской Православной Церкви, епархией, которая имела самостоятельную историю.

    В начало

     
    Rambler's Top100