Патриарх Адриан

Дата публикации или обновления 01.04.2016
  • Патриарх Иов
  • Патриарх Гермоген
  • Патриарх Филарет
  • Патриарх Иоасаф I
  • Патриарх Иосиф
  • Патриарх Никон
  • Патриарх Иоасаф II
  • Патриарх Питирим
  • Патриарх Иоаким
  • Патриарх Адриан
  • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
  • Патриарх Сергий
  • Патриарх Алексий I
  • Патриарх Пимен
  • Патриарх Алексий II
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Патриарх Адриан


    Патриарх Адриан

    Преемником Патриарха Иоакима стал митрополит Казанский Адриан, строгий и убежденный ревнитель православного благочестия и традиций старины. Патриарх Адриан, в миру Андрей, родился в Москве 2 октября 1627 года (по некоторым данным -1639 года). О жизни его до пострижения в монашество достоверных сведений не сохранилось. Очевидно только, что своим благочестием и добродетелями он был известен самому Патриарху Иоакиму, который в 1678 году назначил его архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Архимандрит Адриан «много споспешествовал устроению» этой обители. Под его наблюдением был сооружен соборный храм во имя святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Весь монастырь с палатами, прилегающими к храмам, трапезной и монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на его средства. Положение архимандрита Адриана в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества настолько выдающимися, что в 1686 году Патриарх Иоаким поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно только, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».

    В последние дни жизни Патриарха Иоакима митрополит Казанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, оставаясь митрополитом Казанским и Свияжским. При выборе Патриарха высшие власти указывали на Маркелла, митрополита Псковского, человека ученого и образованного, но низшее духовенство указывало на Адриана. Царь Петр поддерживал архиереев и хотел избрания Маркелла, но царица Наталья Кирилловна с архимандритами, игуменами и низшим духовенством стояла за Адриана. Врагам Маркелла не нравилась его обширная ученость, они говорили, что ученый Патриарх будет благоприятствовать иноверцам. Противники Маркелла пересилили, и Адриан 24 августа 1690 года был возведен на Всероссийский Патриарший престол. В своем слове на интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. Он продолжал дело своего предшественника, только не так энергично и не всегда так обдуманно, как Патриарх Иоаким. Подобно Иоакиму, он предостерегал правительство от иноверной пропаганды в Москве, очищал (часто до крайности) московскую заиконоспасскую духовную школу от подозреваемого в ней чуждого православию влияния; отстаивал неприкосновенность церковного суда от стремлений правительства ограничить его и с этой целью велел составить «статьи о святительских судах». Для упорядочения церковной жизни Патриарх Адриан издал «Инструкции к старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам». В своих указах он предписывал снабжать храмы исправными печатными книгами и церковными принадлежностями, требовал наблюдения за тем, чтобы не принимались священники без письменных грамот, чтобы бродячие священники не отбивали у приходских треб и т.п. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве Патриарх преподал каждому из сословий духовно полезные наставления.

    В 1698 году Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую, мощи которой были обретены еще в XVI веке, и совершать ей память 25 сентября. Перу Патриарха Адриана принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому, несколько поучений, письма разным лицам (в том числе Петру I) и несколько грамот. В своем духовном завещании, составленном за три с половиной года до кончины, Патриарх призывал свою паству беречь «веру православно-кафолическую», «чествовать Церковь Святую и Апостольскую, защищати ее от всяких ересей и соблазненных наветов».

    Новое направление русской жизни пришлось Патриарху Адриану не по нраву, он резко высказывался в старом духе против иноземных обычаев и новшеств - брадобрития, курения, отмены русской национальной одежды и других бытовых нововведений Петра I, а в особенности против его сумасбродных «потех». Это обострило его отношения с царем. Когда совершались страшные казни стрельцов, взбунтовавшихся в 1698 году во время заграничной поездки Петра I, Патриарх, по древнему обычаю печалования, с иконой Богоматери отправился к царю в Преображенское, моля его о пощаде преступникам. Петр гневно воскликнул: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и поставь икону на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность и делаю богоугодное дело, когда защищаю народ и казню злодеев, против него умышлявших». Сознавая свое бессилие бороться и влиять на решения царя, Патриарх Адриан принужден был замолчать и даже вовсе уехал из Москвы и жил в своем любимом подмосковном Перервинском монастыре. Он не мешал реформам, но царю Петру этого было мало, нужно было, чтобы Патриарх ему содействовал: безучастное положение первосвятителя было тем же отрицанием новых порядков, только безмолвным. 15 октября 1700 года Патриарх Адриан скончался в Перервинском монастыре «от рождения своего имеше семьдесят третье лето», был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

    Петр I не назначил предполагавшихся выборов нового Патриарха, временно возложив обязанности управления Церковью на митрополита Рязанского Стефана (Яворского) в звании Местоблюстителя Патриаршего престола. Так фактически начался новый период в истории Русской Православной Церкви, получивший название Синодального после учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода, при котором был приставлен императором обер-прокурор.

    В начало

     
    Rambler's Top100