Тютчев Федор Иванович

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Тютчев Федор Иванович

    Тютчев Федор Иванович - один из самых ярких русских поэтов, творчество которого проникнуто духом православия и патриотизма.

    Поэт Тютчев Фёдор Иванович родился 23.ХI.(5.ХII).1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинном дворянском роду.

    Первоначальным образованием Федора Ивановича руководил его домашний учитель, поэт- переводчик С. Е. Раич.

    С 1819-21 Тютчев учился на словесном отделении Московского университета, которое закончил со степенью кандидата.

    С 1822—37 находился на дипломатической службе: сверхштатным чиновником и вторым секретарем русской миссии в Мюнхене.

    С (1837—39), первым секретарем и поверенным в делах в Турине.

    В Мюнхене завязал дружеские отношения с Г. Гейне и часто встречался с философом Ф. Шеллингом. Из русских литературных деятелей, бывавших в это время за границей, общался с братьями И. В. и Киреевским и П. В. Киреевским, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, В. А. Жуковским. Уволенный со службы в результате просроченного отпуска (1841), жил преимущественно в Мюнхене. Осенью 1844 вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

    С 1845 снова служил в ведомстве министерства иностранных дел. Один из образованнейших и остроумнейших людей своего времени, Тютчев был завсегдатаем петербургских придворных и светских гостиных, что не мешало ему иметь достаточно обширный круг знакомств в литературной среде (П. А. Плетнев, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, А. А. Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Апухтин и другие).

    В 1858 был назначен председателем Комитета цензуры иностранной и занимал эту должность до смерти.

    Самые ранние стихи Федора Ивановича относятся к годам, предшествовавшим его поступлению в университет.

    В 1818 за одно свое подражание Горацию он был избран в сотрудники Общества любителей российской словесности. Выступать в печати начал с 1819 (первое опубликованное стихотворение — «Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду»).

    В 20— 30-х гг. произведения Тютчева печатались в различных альманахах и журналах («Урания», «Северная лира», «Денница», «Галатея», «Телескоп» и других).

    В 1836 вышел большой цикл тютчевских стихов (под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии») в «Современнике». Стихотворения Тютчева продолжали появляться в «Современнике» вплоть до 1840, но не были отмечены тогдашней критикой.

    Только в 1850 Н. А. Некрасов посвятил им особую статью, в которой талант Тютчева впервые был отнесен к «русским первостепенным поэтическим талантам».

    Через несколько лет, сначала в виде приложения к «Современнику», а затем отдельным изданием (1854), вышел сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым. В напечатанной тогда же статье «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» Тургенев писал, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». Сочувственную оценку вызывала его поэзия со стороны революционно-демократической критики (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).

    В 1868 вышло второе прижизненное издание стихотворений Федора Ивановича.

    Поэтическое наследие поэта составляют около четырехсот лирических стихотворений. Эпические и драматические жанры оставались чуждыми поэту. Непреходящее эстетическое значение лирики Тютчева, отличающейся глубиной мысли и совершенством ее художественного воплощения, хорошо определил А. А. Фет в известных стихах «На книжке стихотворений Ф. И. Тютчева»:

    «...эта книжка небольшая

    Томов премногих тяжелей».

    Лирике Федора Ивановича свойственна большая внутренняя сложность, отражающая противоречивость отношения поэта к современной действительности. В юные годы поэт испытывал влияние свободолюбивых идей, характерных для раннего этапа русской дворянской революционности (в пределах программы Союза благоденствия, членом которого был его учитель С. Е. Раич). Монархические убеждения сочетались у поэта с неприятием режима «канцелярии и казармы», символизировавшими в его глазах официальную Россию. Остро ощущая переломный характер своей эпохи, Тютчев утверждал, что с 1830 Европа вступила в «революционную эру» истории.

    К 40-м гг. его политические убеждения приобретают славянофильскую и даже панславистскую окраску. Он пишет публицистические статьи на французском языке:

    «Россия и Германия» — 1844;

    «Россия и революция», —1849;

    «Папство и римский вопрос» —1850 которые печатает за границей. В них он противопоставляет самодержавно-православную Россию революционному и «безбожному» Западу, пропагандирует в качестве оплота против революции идею единения славянских стран под эгидой России. В своих политических стихах:

    «Русская география» — 1848 или 1849;

    «Рассвет» — 1849;

    «Пророчество», 1850, и других Тютчев открыто призывает к захвату Константинополя. Созданная Т. политическая концепция «Великой грекороссийской восточной империи» была сильно подорвана в его собственном сознании событиями Крымской войны 1853—56. Под впечатлением военных и дипломатических поражений, понесенных Россией, поэт резко критикует в своих письмах «глупость, развращенность и злоупотребления» русского правительственного аппарата, легкомыслие и антипатриотизм аристократических кругов, пишет эпиграммы на Николая I («Не богу ты служил и не России...» — 1855) и другие представителей власти.

    В 1857 он подает в официальные сферы докладную записку «Письмо о цензуре в России», в которой доказывает, что «нельзя налагать на умы безусловное и слишком продолжительное стеснение и гнет без существенного вреда для всего общественного организма». Однако в своей критике окружающей действительности Федор Иванович никогда не сходил с консервативных позиций.

    Несмотря на ограниченность своих политических взглядов, Тютчев напряженно стремился проникнуть в исторический смысл событий. Переломные моменты истории в особенности привлекали к себе его жадное и настороженное внимание. Для мироощущения поэта характерны строки из стихотворения «Цицерон», вызванного сообщениями об июльской революции 1830 во Франции:

    «Блажен, кто посетил сей мир

    В его минуты роковые!»

    Повышенный интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений своеобразно преломляется у Тютчева-поэта в страстное влечение к бурям и грозам в природе и в человеческой душе. Его лирика проникнута чувством трагизма жизни. Явления внешнего мира и душевные состояния человека изображаются им в непрестанной борьбе противоположностей. Но в то время как природе свойственна «гармония в стихийных спорах» (отсюда характерный для Тютчева переход «грозового» мотива в мотив «успокоения»), человек испытывает неразрешимость раздирающих его противоречий, безысходность борьбы. Ощущение «страшного раздвоения» обрекает его на «двойное бытие». Пламенная любовь к «матери-земле», стремление жить «в настоящем» постоянно отравляются неотвязной внутренней тревогой, неотступной мыслью о скоротечности жизни, о неумолимой власти времени над человеком:

    «Нет, моего к тебе пристрастья...»,

    «Весна»,

    «Сижу задумчив и один...» — 30-е гг.;

    «Как дымный столп светлеет в вышине...» — 1848 или 1849 и другие.

    Жажда веры и готовность верить никогда не перерастают в способность верить:

    «Проблеск» — 20-е гг.;

    «Наш век» — 1851;

    «О вещая душа моя!..» — 1855).

    Желание «хоть раз» приобщиться к активной деятельности парализуется невозможностью угнаться за своим веком, острым сознанием своей принадлежности к «обломкам старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому младому племени»

    «Бессонница» — 20-е гг.;

    «Как над горячею золой...» — 1830;

    «Как птичка раннею зарей...» — 30-е гг.;

    «Когда дряхлеющие силы...» — 1866.

    В поэзии Тютчева отчетливо звучат фаталистические мотивы. Одно из самых светлых чувств, доступных человеку,— любовь окрашивается в трагические тона, превращается в «поединок роковой» двух сердец, исход которого предуказан судьбой:

    «О, как убийственно мы любим...» — 1851;

    «Предопределение» — 1851 или 1852.

    Однако отвлеченное понятие судьбы под пером Федора Ивановича обычно облекается в реальные образы — либо одного человека, выступающего ее слепым орудием, либо «света», «толпы», «суда людского»

    «Не говори: меня он, как и прежде, любит...»,

    «Чему молилась ты с любовью...» — 1851 или 1852;

    «Две силы есть — две роковые силы...» — 1869.

    Для любовной лирики Тютчева характерно перенесение основного внимания на внутренний мир женщины, образ которой наделен у него ярко индивидуализированными психологическими чертами

    «С какою негою, с какой тоской влюбленной...» — 1837;

    «Она сидела на полу...» — 1858;

    «Весь день она лежала в забытьи...» — 1864;

    «Есть и в моем страдальческом застое...» — 1865.

    Поэт-мыслитель, взволнованный вековечными и глубинными вопросами бытия, Тютчев был проникновенным и тонким художником. Его часто называют «певцом природы». Это название оправдано как постоянным стремлением поэта философски понять жизнь вселенной, так и присущим ему живым и непосредственным отношением к природе. Завидуя «древним народам», которые «книгу Матери-природы читали ясно без очков» («А. Н. М.»— 1821), Тютчев во многом как бы приближался к античному миропониманию. В некоторых его стихотворениях подвергаются переосмысливанию традиционные мифологические образы:

    «Весенняя гроза»,

    «Видение» — 20-е гг., в других, пользуясь олицетворениями, Тютчев прибегает к своего рода мифотворчеству:

    «Летний вечер» — 20-е гг.;

    «Весенние воды» — 1830.

    Еще характернее для поэта романтическое представление о всеобщей одушевленности природы, лежащее в основе всей его образной системы. Доказывая, что природа «не слепок, не бездушный лик», он говорит о ней теми же словами, что и о «существе разумном»:

    «В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык»

    («Не то, что мните вы, природа...» — 30-е гг.).

    Часто через обращение к явлениям и картинам природы Федор Иванович раскрывает сложный мир человеческих переживаний. У него есть стихотворения, построенные по принципу параллелизма между образом, заимствованным в природе, и тем или иным состоянием человека:

    «Поток сгустился и тускнеет...»,

    «Еще земли печален вид...»,

    «Фонтан» — 30-е гг...

    Иногда аналогия между природой и человеком скрыта в подтексте, придавая стихотворению символический характер

    «Что ты клонишь над водами...» — 30-е гг.;

    «Обвеян вещею дремотой...» — 1850.

    Но, независимо от того, присутствует или нет в стихах прямая аналогия или скрытый символ, его лирике природы свойственны реальные зримые приметы. «Пейзажи в стихах» (Некрасов) у Тютчева всегда отличаются обобщенностью, что не мешает ему подчеркивать в них немногие, но существенные признаки. Еще Некрасов восхищался его способностью «двумя-тремя чертами» вызывать в воображении читателя всю полноту впечатления. Тютчевский эпитет обычно логически ясен и в то же время эмоционально выразителен. Таков, например, эпитет «как бы хрустальный», которым передается ощущение погожего дня ранней осени («Есть в осени первоначальной...» — 1857).

    Поэт умеет открывать в слове «новый, еще не подмеченный оттенок смысла» (И. С. Аксаков). У него березы неодеты, а «овеяны» молодой весенней листвой («Первый лист» — 1851>), ночь «испаряется» при свете «лениво и несмело» возникающего зимнего дня («Декабрьское утро» — 1859). Очень точные слова находит поэт, чтобы передать зрительное впечатление от радуги:

    «Один конец в леса вонзила,

    Другим за облака ушла —

    Она полнеба обхватила

    И в высоте изнемогла»

    («Как неожиданно и ярко...» — 1865).

    Тютчев Федор Иванович— один из крупнейших мастеров русского стиха. Традиционные размеры — ямб и хорей, преобладающие в его творчестве, отличаются исключительным богатством ритмических ходов. В некоторых стихотворениях поэт виртуозно пользуется сочетанием различных метров «Silentium»,

    «Весеннее успокоение»,

    «Сон на море» — 30-е гг.;

    «Мотив Гейне» — 1868 или 1869).

    Утонченная ритмическая гамма стихотворения «Последняя любовь» (1-я половина 50-х гг.) достигается путем введения дополнительных безударных слогов в метрическую схему четырехстопного ямба. Но, как у всякого настоящего художника, форма никогда не была для Тютчева Ф.И. самоцелью и неизменно подчинялась задаче наиболее полного раскрытия лирического содержания.

    Поэзия Тютчева далеко не сразу получила широкое признание. Вспоминая о своем первом знакомстве с ним в 1856, Л. Толстой назвал его «тогда знаменитым». Однако, начиная с 60-х гг. и до самых последних десятилетий XIX в., наблюдается постепенный упадок интереса к Тютчеву. Внимание читателей к его стихам оживает лишь во 2-й половине 90-х гг. К Тютчеву как к своему учителю и «предтече» обратились поэты-символисты; некоторые из них, в особенности В. Я. Брюсов, немало потрудились над изучением и популяризацией его творчества.

    Новый, значительно более интенсивный рост интереса к поэзии Тютчева Ф.И. как со стороны научных кругов, так и со стороны массового читателя падает на послереволюционные годы.

    Книга стихов поэта постоянно находилась в рабочем кабинете В. И. Ленина в Совнаркоме.

    Еще в 1918 имя Тютчева было включено в перечень имен русских классических писателей, которым Советское правительство наметило воздвигнуть памятники.

    Музей имени поэта открыт в 1920 в подмосковной усадьбе Тютчевых Мураново. Этот музей стал основным центром по изучению жизни и творчества Тютчева.

    Умер Тютчев Фёдор Иванович 15(27).VII.1873 г. в Царском Селе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

    Т
    Таинства Таинства Церкви Тайна исповеди Тайная вечеря Тезоименитство Теология Теософия Теплота Терпение Тетраморфы Тетраптих Типикон Толстой Лев Николаевич Тон Константин Андреевич Торжество Православия Трапезная Требник Требы Трезвон Третий Рим Третий час Трикирий Триодь Триодь постная Триодь цветная Трисвятое Троица Троицкая родительская суббота Троицын день Троичен Трон на Горнее место Тропарь Трубецкой Евгений Николаевич Туринская Плащаница Турчанинов Петр Иванович Тютчев Федор Иванович Тябло

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100