Писемский Алексей Феофилактович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Писемский Алексей Феофилактович родился 11(23).III.1821 г. в деревне Раменье, Чухломского уезда, Костромской губернии в бедной дворянской семье — писатель.

    Детство провел в маленьком уездном городке, где служил его отец.

    В 1834 его отдали во 2-й класс Костромской гимназии. Учился хорошо и прилежно. С годами в нем стали обнаруживаться актерские и писательские способности: уже в 6-м классе написал рассказ «Черкешенка», а в 7-м классе сочинил повесть «Чугунное кольцо».

    В 1840 Алексей Феофилактович кончил гимназию и поступил в Московский университет на математический факультет. Сам Писемский отмечал благотворное влияние на него точных наук, которые отрезвляли от фразерства и приучали говорить только то, что ясно понимаешь. В университете он не был близок к различным философским и политическим кружкам, не принимал в них участия, но увлекался литературой, как русской, так и зарубежной. Особенно его интересовала драматургия.

    При окончании курса (1844) Писемский стяжал себе славу актера — блестяще сыграл роль Подколесина в пьесе Гоголя «Женитьба». Знатоки театра даже приравнивали его игру к игре знаменитого М. С. Щепкина.

    В 1844 Алексей Феофилактович поступил на службу в Костромскую палату государственных имуществ, а вскоре перешел в то же ведомство в Москву. Но смерть отца и болезнь матери заставили его оставить службу и переехать в деревню.

    В 1848 женился на Екатерине Павловне Свиньиной — дочери известного писателя 20-х гг., основателя «Отечественных записок», П. П. Свиньина и поступил на службу чиновником особых поручений к костромскому военному губернатору А. А. Суворову. В этой должности прослужил 5 лет.

    В 1854 переехал в Петербург, где был зачислен по министерству уделов (при этом министерстве он прослужил до 1859).

    В 1856 морское министерство пригласило Алексея Феофилактовича (к этому времени уже напечатавшего несколько художественных произведений) для участия в экспедиции по изучению речных и морских промыслов и быта промышленников в разных краях России. Писемский отправился в Астрахань; в результате этой поездки он написал ряд этнографических очерков из быта волжских и каспийских промышленников того края, которые были напечатаны в «Морском сборнике» и в «Библиотеке для чтения».

    Возвратившись в Петербург, Алексей Феофилактович с 1857 по 1862 активно занимается журнальной деятельностью. Совместно с А. В. Дружининым принимает участие в редактировании «Библиотеки для чтения».

    С 1860, после ухода Дружинина, становится ответственным редактором журнала. Под псевдонимом Никита Безрылов печатает на страницах «Библиотеки для чтения» фельетоны, направленные против демократического движения, и в частности против «Современника». В фельетонах Никиты Безрылова содержалась критика воскресных школ, эмансипации и вообще развивались реакционные идеи, которые привели писателя к антинигилистическому роману «Взбаламученное море». На фельетоны Писемского дал резкую отповедь сатирический журнал «Искра». После фельетонов и антинигилистического романа «Взбаламученное море» Алексей Феофилактович утратил симпатии читающей публики и больше не смог их восстановить до конца своей жизни.

    В мае 1866 он был назначен советником Московского губернского правления. Его попытки выступать на страницах «Отечественных записок» и «Вестника Европы» не имели успеха, ибо репутация его как писателя уже была основательно подорвана.

    В 1848 был написан небольшой рассказ «Нина», который в урезанном и измененном виде был напечатан в журнале «Сын Отечества».

    В 50-х гг. публикует несколько повестей, рассказов и комедий, написанных в духе «натуральной школы» и принесших ему заслуженную популярность. Это повести:

    «Тюфяк» («Москвитянин», 1850),

    «Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына, брак по страсти» («Москвитянин», 1851),

    «М-r Батманов» («Москвитянин», 1852),

    рассказы:

    «Комик» («Москвитянин», 1851),

    «Фанфарон» («Современник», 1854),

    «Старая барыня» («Библиотека для чтения», 1857),

    комедии:

    «Ипохондрик» («Москвитянин», 1852),

    «Раздел» («Современник», 1852).

    В 1856 появилась книга «Очерки из крестьянского быта», получившая высокую оценку демократической критики. В нее вошли три рассказа, напечатанные в журналах:

    «Питерщик» («Москвитянин», 1852),

    «Леший» («Современник», 1853),

    «Плотничья артель» («Отечественные записки», 1855).

    Еще в 40-х гг. (с 1844 по 1846) Алексей Феофилактович пробовал свои силы в жанре романа: он написал роман «Виновата ли она?», который в 1847 был запрещен цензурой. Писемский продолжил работу, и в результате из одного произведения получилось два: повесть «Виновата ли она?», увидавшая свет на страницах «Современника» в 1855, и роман под заглавием «Боярщина» («Библиотека для чтения», 1858), сохранивший основу первоначального замысла.

    К середине 50-х гг. относится второй роман Писемского А. Ф. — «Богатый жених» («Современник», 1851—52). Как в повестях, так и в романах 50-х гг., он подвергал резкой критике быт и нравы дворянского общества, убедительно показал, как оно опустошает душу человека.

    Вершинами творчества писателя 50-х гг. по праву считаются антикрепостнический роман «Тысяча душ» («Отечественные записки», 1858) и народная драма «Горькая судьбина» (1859).

    В этих произведениях Писемский рисует яркие образы простых людей (Ананий Яковлев из «Горькой судьбины», семья Годневых из «Тысячи душ»), резко критикует представителей великосветского общества (сатирический образ князя Ивана Раменского, воплощающий в себе все худшие черты этого общества) и, наконец, создает сложный образ героя эпохи практицизма и делячества — Калиновича.

    В реалистической манере Алексей Феофилактович продолжает писать и в начале 60-х гг., когда печатает рассказы «Старческий грех» («Библиотека для чтения», 1861), «Батька» («Русское слово», 1862).

    Все эти произведения давали основание критике поставить Писемского в один ряд с крупнейшими русскими реалистами середины XIX в. — Гончаровым, Островским, Тургеневым и даже выше их (как это сделал в своих статьях Писарев).

    Но после 1862 направленность творчества Писемского изменилась. Самым ярким показателем этого изменения был антинигилистический роман «Взбаламученное море», опубликованный в «Русском вестнике» М. Н. Каткова. В этом романе писатель пытался дискредитировать весь лагерь русских революционеров 60-х гг. В произведении есть явные выпады против Герцена и Чернышевского. Реакционная политическая тенденция обусловила и художественную несостоятельность этого романа. Он уже не отличается ни стройностью композиции, ни глубиной изображения характеров. Здесь все построено на запутанных интригах; герои романа напоминают мелодраматических злодеев. Реакционная тенденция «Взбаламученного моря» была настолько ясна, что его осудили критики почти всех направлений. Но Алексей Феофилактович не оставил литературной деятельности. Он пробует свои силы в ином жанре, более далеком от современности.

    В 1864—68 он печатает в журнале «Всемирный труд» исторические драмы «Самоуправцы» и «Бывые соколы», пишет пьесу «Поручик Гладков», которая не увидела света, а также цикл рассказов «Русские лгуны», в котором есть яркие зарисовки быта провинциальных помещиков. Однако все эти произведения не могли возродить уже утраченного интереса к писателю.

    В 1869 писатель опубликовал в журнале «Заря» автобиографический роман «Люди сороковых годов» — произведение рыхлое и композиционно неорганизованное. Он попытался дать в этом романе широкую панораму русской жизни от начала 40-х гг. до реформы 1861, но картина получилась слабой и неубедительной: в романе даже не затронуты главные идейные течения 40-х гг., представленные именами Герцена, Белинского, Грановского. Главный герой этого романа — Павел Вихров, в котором запечатлены некоторые автобиографические черты самого Писемского,— оказался человеком слабым и бездеятельным, стоящим в стороне от острых вопросов общественного движения.

    В 70-х гг., когда в русской литературе становится весьма злободневной тема разоблачения буржуазного хищничества, писатель посвящает ей большинство своих произведений.

    В 1871 в журнале «Беседа» опубликовал роман «В водовороте», в котором во многом реалистически запечатлел контрасты буржуазно-дворянской России. Главный герой этого романа, князь Григоров, пытается вступить в борьбу с окружающей его буржуазной средой, но его благородные порывы гибнут в страшном водовороте жизни, где благоденствуют лишь те, кто покорен существующим порядкам. В романе есть попытка изобразить революционерку (образ Елены Жиглинской). Она выступает как лицо трагическое, оторванное от народа и обреченное на гибель. Несмотря на это, писатель наделяет Елену привлекательными чертами: честностью, горячей убежденностью в справедливости своего дела, готовностью к подвигу и самопожертвованию.

    Разоблачению буржуазных хищников Писемский посвятил в 70-х гг. несколько пьес:

    «Подкопы» («Гражданин», 1873),

    «Ваал» («Русский вестник», 1873),

    «Просвещенное время» («Русский вестник», 1875),

    «Финансовый гений» («Газета А. Гатцука», 1876).

    В них писатель, по его собственному выражению, «принялся за сильнейшего, может быть, врага человеческого, за Ваала и за поклонение золотому тельцу». Главными объектами сатиры писателя стали стяжательство, власть денег, мошенничество, грабеж, обман и другие разновидности буржуазного хищничества, породившие циническую философию наживы и бессердечного чистогана. Этой же тематике посвящен и роман «Мещане» (журн. «Пчела», 1877), герои которого гибнут в столкновении со стяжателями и хищниками. В произведении Писемский А. Ф. создает целую галерею аферистов, дельцов и других представителей капиталистического мещанства. Перед этими алчными и злыми людьми не может устоять и благородный дворянин Бегушев, которого Писемский сделал положительным героем романа, придав ему некоторые черты сходства с Герценом. Этот герой мечтает о нравственном самоусовершенствовании, но весьма туманно и неопределенно. В будущее России он не верит, а конкретных перспектив для Европы не видит.

    В 1878—80 Алексей Феофилактович работает над последним романом — «Масоны». В образе главного героя этого романа, масона Марфина, писатель решил запечатлеть некоторые черты своего дяди по матери масона Ю. Н. Бартенева. Для этой цели писатель изучил колоссальное количество масонских наставлений и проповедей, историю масонства в России и на Западе. Однако весь этот материал оказался в романе в недостаточной мере художественно обработанным. Получилось произведение, напоминающее во многом научный трактат о масонстве. Правда, сквозь религиозную оболочку романа просвечивает конфликт двух социальных сил, облеченных в образы откупщика Тулузова и масона Марфина. Однако, хотя последнего Писемский наделил необыкновенным благородством и бескорыстием и старается склонить к нему симпатии читателя, побеждает в романе тупая сила меркантилизма. Такое решение вопроса ему подсказывала не столько его эпоха, сколько пессимистическая философия писателя, к которой он пришел в последние годы жизни. В художественном отношении последние романы Писемского значительно слабее романов 50-х гг., несущих на себе следы плодотворного влияния реалистической школы Гоголя.

    Умер 21.I(1.II).1881 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100