Тургенев Иван Сергеевич

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Тургенев Иван Сергеевич родился 28.Х(9.ХI).1818 г. в городе Орле — писатель.

    Мать его, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из старинной дворянской семьи. В детстве она испытывала оскорбления и унижения со стороны дикого и необузданного отчима. Это ожесточило ее, и она не только не стала более чуткой к людским страданиям, но в течение всей жизни вымещала свои обиды на других. Когда - ей исполнилось тридцать лет, скончался ее дядя — богатый помещик-крепостник Иван Иванович Лyтовинов, который оставил ей все свое наследство, в том числе село Спасское с прилегающими к нему «колониями». Варвара Петровна стала самой богатой помещицей в Орловской губернии— обладательницей 5 тыс. крепостных крестьян и 100 тысяч десятин земли. Вскоре она вышла замуж за красивого и молодого гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева, который был моложе ее на 10 лет и женился по расчету.

    Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Луниным (об этом смотрите очерк «Пунин и Бабурин»), первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

    В 1827 Тургеневы переехали в Москву, поселившись во вновь приобретенном доме на Самотеке. Иван Сергеевич провел полтора года в пансионе Вейденгаммера, затем вместе со своим братом Николаем учился в пансионе Армянского института (позднее Лазаревский институт восточных языков) и, наконец, в пансионе Краузе.

    В 1833 Иван Сергеевич поступает на словесное отделение Московского университета

    Но осенью 1834, в связи с переездом семьи в Петербург, зачисляется студентом Петербургского университета (по филологическому отделению философского факультета). Тургенев проявляет большой интерес к наукам и искусствам, изучает иностранные языки. Это было время романтических привязанностей и увлечений; молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о красоте, добре, истине.

    В 1837 на утреннем концерте в зале Энгельгардта впервые видит Пушкина.

    Окончив Петербургский университет и получив степень кандидата, Тургенев в мае 1838 выехал в Германию для поступления в Берлинский университет. В Берлине в 30-х гг. находились видные русские общественные деятели: Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин. Студенты изучали Гегеля, слушали лекции гегельянца Вердера, друга Станкевича.

    В 1839 Иван Сергеевич приехал в Петербург, ему довелось познакомиться с Лермонтовым на вечере у княгини Шаховской. Вскоре он снова покидает Россию, едет в Италию и поселяется в Риме. Здесь он сближается со Станкевичем и начинает дружить с М. А. Бакуниным.

    Тургенев увлекается искусством Италии, посещает Колизей, римские катакомбы, любуется пейзажами Лациума и произведениями Рафаэля. Оставив Италию, он путешествует по Швейцарии и Германии.

    В 1841 закончив Берлинский университет, Иван Сергеевич едет в родное Спасское, где проводит весну и лето; осенью он гостит в имении Бакуниных — Премухине. Весной 1842 Тургенев сдает экзамены в Петербургском университете на степень магистра философии и в этом звании снова отправляется за границу. К концу года он возвращается в Россию, знакомится с Белинским, на суд которого вскоре поступает первая реалистическая поэма Тургенева — «Параша».

    40-е гг. были очень насыщенными в духовной жизни писателя; наименьший след оставила служба в канцелярии министерства внутренних дел (1843—45).

    1 ноября 1843 произошло знаменательное событие в жизни писателя — он познакомился с известной певицей Полиной Виардо, приехавшей в Петербург на гастроли в составе итальянской оперы. Это знакомство длилось около сорока лет и заложило отпечаток на многие произведения Тургенева.

    В русской литературе 40-х гг. сформировалась и приобретала большое влияние «натуральная школа», идейными вдохновителями которой были Гоголь и Белинский. Дань «натуральной» школе с ее вполне демократической тематикой отдали такие писатели, как Некрасов, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин.

    Тургенев в это время очень часто встречается с Белинским, сближается с Некрасовым, Достоевским, пробует свои силы в духе «натуральной школы». В эти годы уже выходят в свет стихотворения, критические статьи и некоторые повести писателя.

    В 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова была напечатана повесть Тургенева «Три портрета» и его поэма «Помещик», которую Белинский считал характерным произведением «натуральной школы» и назвал стихотворным физиологическим очерком.

    В 1847 в «Современнике» печатается первый рассказ из будущих «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч», положивший начало всему циклу. Наиболее острые в социальном отношении очерки «Записок охотника»

    («Контора»,

    «Бурмистр»,

    «Малиновая вода») были созданы летом 1847, когда Тургенев провел лето в Зальцбрунне вместе с Белинским, писавшим тогда свое знаменитое «Письмо к Гоголю».

    В 1848 Иван Сергеевич был очевидцем революционных событий в Париже, которые произвели на него сильное впечатление. Здесь же он сблизился с Герценом, а осенью совершил путешествие по Франции.

    В 1850 по возвращении в Россию, он сближается с семьей С. Т. Аксакова, вместе с актером М. С. Щепкиным навещает в Москве Гоголя, интересуется вопросами драматургии и осуществляет постановку в Петербурге первых своих комедий. В эти же годы появляется в «Современнике» рассказ Тургенева. «Три встречи».

    В июле 1856 Иван Сергеевич уезжает за границу и живет там почти постоянно, лишь иногда летом посещая Петербург и Спасское. Он видится в Лондоне с Герценом и посылает ему свои материалы для печатания; знакомится в Англии с Теккереем и Маколеем, а в Риме — с художником А. Ивановым.

    До 1860 Тургенев печатается в «Современнике» («Рудин», «Дворянское гнездо») и становится всемирно известным писателем. Его заслуги признаны русским обществом.

    В 1859 он избирается действительным членом Общества любителей российской словесности, а также членом комитета Литературного фонда. Порвав с демократическим журналом «Современник» (1860), Тургенев начинает печатать свои произведения в либеральных журналах— «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения», «Эпохе». Переписка с редакцией «Колокола», встречи с Герценом в Лондоне, материальная помощь осужденному правительством Бакунину — все это не могло пройти для писателя бесследно.

    В 1863 его вызывают из-за границы в сенат по «делу 32-х», однако Иван Сергеевич, вместо того чтобы ехать, посылает в Петербург свои письменные показания по этому делу и пишет письмо Александру II, в котором уверяет царя в своей политической благонадежности. По этому поводу в «Колоколе» появляется заметка Герцена, резко осуждающая верноподданническое письмо Тургенева. Не удовлетворившись письменными показаниями Тургенева, сенат добивается в январе 1864 его личной явки. После объяснений сенат снимает с Тургенева обвинение по «делу 32-х» и разрешает ему выезд за границу. С этого времени писатель больше живет за границей (Баден-Баден, Париж), изредка приезжая в Россию.

    В 60—70-х гг. связи с различными общественными деятелями и публицистами, с видными представителями литературы и искусства расширяются: так, в связи с выходом в свет романа «Дым» Иван Сергеевич знакомится с Д. И. Писаревым и вступает с ним в переписку.

    В 1872 в Париже встречается с бежавшим из царской ссылки П. Л. Лавровым, работы которого изучает для написания своего романа «Новь». В Петербурге писатель часто видится с народником Германом Лопатиным, судьба которого очень интересовала писателя. В эти же годы начинается сближение его с крупнейшими французскими писателями: Г. Флобером, Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, в кружке которых русский писатель по праву считался метром. За границей Тургенев неустанно пропагандирует идеи русской литературы. Когда в Париже его посещают русские писатели Салтыков-Щедрин, Гл. Успенский, А. Ф. Писемский, писатель вместе с ними и с П. Виардо организует ряд литературных выступлений в пользу русской читальни Парижа. Салтыкова-Щедрина он знакомит с Золя и Флобером.

    В 1877 не без участия Тургенева в Париже организуется Общество вспомоществования русским художникам, в состав которого вошли М. Антокольский, Боголюбов, сам Иван Сергеевич и другие. Колоссальная деятельность Тургенева в области литературы, науки и искусства была по праву оценена во Франции и в Англии.

    В 1878 он избирается вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже.

    В 1879 Оксфордский университет присваивает ему степень доктора обычного права. Не менее активную общественную и культурно-просветительскую деятельность развивает Тургенев в последние годы своей жизни в России. Он часто выступает перед московскими студентами, в Петербурге в пользу Литературного фонда читает вместе с знаменитой артисткой М. Г. Савиной сцены из своей комедии «Провинциалка», наконец, встречается с кружком молодых писателей-народников (Наумов, Г. Успенский, Златовратский и другими.).

    7 июня 1880 Иван Сергеевич Тургенев на заседании Общества любителей российской словесности произносит свою великолепную «Речь о Пушкине».

    Лето 1881 было последним, которое Тургенев провел в своем родном Спасском-Лутовинове. Его навещали здесь друзья: Я. Полонский, Д. Григорович, М. Савина, Л. Толстой, Е. Гаршин (брат писателя Всеволода Гаршина). Осенью Тургенев Иван Сергеевич уехал за границу, где и скончался.

    Творчество Тургенева можно разделить на шесть периодов:

    1) с 1834 по 1848,

    2) с 1848 по 1859,

    3) с 1859 по 1862,

    4) с 1862 по 1869,

    5) с 1869 по 1877,

    6) с 1877 по 1883.

    С 1834—48 - первый период творчества писателя характеризуется постепенным переходом от романтизма к реализму, преодолением подражательности и выработкой собственной художественной манеры. К этому периоду относятся стихотворения:

    «Вечер»,

    «К Венере Медицейской»,

    «Русский»,

    «Я всходил на холм зеленый»,

    «Дай мне руку» и другие,

    поэмы:

    «Стено» (1834, опубл. в 1913),

    «Параша» (1843),

    «Поп» (1844, опубл. в 1917),

    «Разговор» (1845),

    «Помещик» (1845, 1846),

    а также повести и рассказы:

    «Андрей Колосов» (1844),

    «Три портрета» (1846),

    «Бреттер» (1847),

    «Петушков» (1848) и другие.

    Романтическая лирика Ивана Сергеевича (ряд стихотворений, опубликованных в конце 30-х гг. в «Современнике» П. А. Плетнева) и романтические поэмы не отличались оригинальностью и не имели большого значения для развития творчества писателя.

    В своей первой, подражательной «драматической поэме» «Стено» Тургенев отдал дань модному в 30-е гг. увлечению романтизмом. Современная критика отметила подражательность, слабость поэмы «Стено». П. А. Плетнев писал о том, что в поэме «все преувеличено, неверно, незрело... И если есть что-нибудь порядочное, то разве некоторые частности...».

    В романтической манере, в форме диалога между стариком-пустынником и молодым человеком написана поэма Тургенева «Разговор». Она уже затрагивала проблему, которой посвящены и первые романы писателя,— проблему рефлексии и простоты, разочарованности и беспомощности молодого поколения перед жизнью. Поэмой «Разговор» Тургенев говорил русскому обществу: если у прежнего поколения была какая-то вера в жизнь, в земные радости, в перспективы, в торжество труда и правды на земле, то молодое поколение пасует перед жизнью, склоняется перед неправдой и корыстью, царствующими в мире, чувствует себя преждевременно состарившимся. Эту главную мысль поэмы прекрасно понял Белинский, который к этому времени, уже сблизился с Тургеневым и ценил его как умного, проницательного художника слова.

    Поэма «Поп» явно перекликается с лермонтовской поэмой «Сашка», а повести «Бреттер» и «Три портрета» напоминают лермонтовское повествование о дуэлянтах. Пушкинско-лермонтовская традиция чувствуется и в поэме «Параша» — произведении реалистического плана. Эпиграф поэмы взят из лермонтовской «Думы». Строфика «Параши» почти совпадает со строфикой «Сказки для детей». Однако образы поэмы «Параша», основные сюжетные ситуации и конфликты, непринужденная манера повествования, большое число лирических отступлений, умелое использование разговорной лексики — все это свидетельствует о влиянии Пушкина. В статье о поэме «Параша» Белинский писал: «Вся поэма проникнута таким строгим единством мысли, тона, колорита, так выдержана, что обличает в авторе не только творческий талант, но и зрелость и силу таланта, умеющего владеть своим предметом». (Полн. собр. соч., т. VII, М., 1955, с. 79).

    В 40-х гг. когда в русской литературе уже сформировалась во главе с Гоголем и Белинским «натуральная школа», сделавшая главным героем своих произведений обыкновенного человека и подвергнувшая резкому сатирическому разоблачению представителей высшего дворянства и чиновничества, Тургенев пишет поэму «Помещик» (1845, опубликована в 1846) и повесть «Петушков» (1848), в которых дает яркие портретные зарисовки провинциального и столичного дворянства, по-гоголевски высмеивает «любезных маменек в чепчиках огромных», болтливых, как «трещотки», провинциальных девиц, а также тупых и ограниченных самодуров, бесцеремонно распекающих своих подчиненных. Эти произведения близки к жанру физиологического очерка.

    Развивая лучшие традиции классиков 1-й половины XIX века —Иван Сергеевич в то же время совершенствовал свое художественное мастерство и примерно в середине 40-х гг. нашел свою тему и стал вырабатывать собственную манеру повествования. Писателя стали волновать проблемы, которыми жила вся прогрессивная Россия 40-х гг.

    Во-первых, проблема жизни русского крестьянства, во-вторых, проблема положительного героя эпохи в среде русской дворянской интеллигенции. Разрешение первой проблемы привело к созданию такого значительного произведения, как «Записки охотника».

    Вторая проблема определила в творчестве Тургенева так называемую «рудинскую линию» и послужила благодатным материалом для его будущих романов — «Рудин» и «Дворянское гнездо», которые явились вершинами второго периода творчества Тургенева И.С.

    Период с1848-59. В первом номере журнала «Современник» за 1847 был напечатан очерк Толстого «Хорь и Калиныч», который получил высокую оценку Белинского. Критик указывал, что в очерке ярко нарисованы типы русских крестьян, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Успех очерка «Хорь и Калиныч» окрылил Тургенева. Вскоре в «Современнике» появился ряд других очерков, в которых автор с большим мастерством раскрыл различные стороны провинциального быта, познакомил читателей с жизнью людей различных состояний и званий.

    Всего в «Современнике» за 1847—51 был напечатан 21 очерк. Прибавив к ним очерк «Два помещика» и разделив весь цикл на две части (по 11 очерков в каждом), Тургенев выпустил в 1852 отдельное издание «Записок охотника».

    В 1860 в 1-м томе Сочинений, изданных Н.А. Основским, «Записки охотника» пополнились еще двумя очерками: «О соловьях» и «Поездка в Полесье». В последующих изданиях сочинений (1865 и 1869) Тургенев исключил эти два очерка из «Записок охотника».

    В 1872 он напечатал в № 11 «Вестника Европы» - «Конец Чертопханова», «Стучит!» и в сборнике «Складчина» — «Живые мощи». Эти три очерка были включены Тургеневым в отдельное издание «Записок охотника» 1880, ставшее каноническим и включающее в себя 25 очерков.

    «Записки охотника» — одно из крупнейших произведений русской литературы XIX века, которое по достоинству может быть названо художественной летописью русской народной жизни. Основная тема их — взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве. Иван Сергеевич сосредоточил основное внимание в них на темах вопиющей социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Нетрудно заметить, что с наибольшей социальной остротой эти темы раскрываются в очерках, которые были написаны до 1848, то есть до смерти Белинского. К ним относятся такие очерки, как «Ермолай и мельничиха»,

    Однодворец Овсяников»,

    «Бурмистр»,

    «Контора»,

    «Малиновая вода» и другие.

    Большинство из них создавались в 1847, в пору наибольшего идейного сближения писателя с Белинским. В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться» (Собр. соч., т. 10, с. 261). Писатель выполнил эту клятву. Разоблачая отрицательные качества помещиков, он показывает, как их жестокость и черствость проявляются даже в тех случаях, когда они не являются непосредственными виновниками трагедии своих крепостных. Так, для помещика Зверкова трагическая судьба горничной Арины, погубленной из-за прихоти барыни-самодурки,— всего лишь «маленький анекдотец» («Малиновая вода»).

    Во многих очерках («Певцы», «Свидание», «Бежин луг» и других) Тургенев показал те огромные душевные силы, которые были заложены в русском народе. Однако писатель не только поэтизировал крестьян, но и запечатлел различные возможные в те годы формы протеста против помещиков («Бирюк», «Бурмистр»).

    В «Записках охотника» Иван Сергеевич выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа. Особенно поэтичны в «Записках охотника» лирически окрашенные летние пейзажи: июльское утро с росистой, побелевшей травой и воздухом, напоенным свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки («Лес и степь»); вечерний лес, преображающийся под лучами заходящего солнца, знойный полдень с его неповторимой тишиной и, наконец, незабываемые ночные краски, шорохи и запахи. Пейзаж у Тургенева динамичен и соотносится с субъективным состоянием автора и его героев. Читатели и революционно-демократическая критика восторженно встретили «Записки охотника». О том огромном впечатлении, которое произвели на них очерки Тургенева, писали Белинский и Герцен, Некрасов и Гончаров, Короленко и Л. Толстой. Зато в правительственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое антикрепостническое издание. Цензор, допустивший выход в свет «Записок охотника», был отстранен от должности по распоряжению Николая I. Сам писатель также не избежал наказания. В том же 1852, когда вышло отдельное издание «Записок охотника», Иван Сергеевич был арестован и затем отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя. Но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».

    К «Запискам охотника» по тематике примыкает рассказ «Муму», который был написан во время ссылки в конце апреля — первой половины мая 1852 и опубликован в «Современнике» (1854, № 3) после двух лет цензурных мытарств. В основу рассказа положена подлинная история немого Андрея — крепостного матери Тургенева, Варвары Петровны, которого она взяла в качестве дворника с собой в Москву.

    В 40— 50-х гг. Иван Сергеевич Тургенев написал ряд пьес,

    «Безденежье»,

    «Завтрак у предводителя»,

    «Нахлебник»,

    «Холостяк»,

    «Провинциалка»

    комедии

    «Где тонко, там и рвется»,

    «Месяц в деревне».

    Одной из актуальных тем русской литературы в середины XIX века стала тема положительного героя. Тургенев искал такого героя в среде дворянской интеллигенции. В очерке

    «Гамлет Щигровского уезда»,

    «Дневнике лишнего человека»,

    в повестях

    «Затишье» (1854),

    «Фауст» (1856),

    «Ася» (1858),

    в романах

    «Рудин»,

    «Дворянское гнездо» писатель доказывает, что русская действительность тех лет, когда, по выражению Горького, «замкнуты были уста народа, связаны крылья души», не представляла благоприятной почвы для расцвета личности, для раскрытия и применения ее богатейших возможностей. В повестях и романах 40—50-х гг. о положительном герое-дворянине Тургенев запечатлел существовавший тогда разлад высокоразвитой, одаренной, но лишенной нужных волевых качеств личности с социальными условиями эпохи. Иван Сергеевич художественно убедил читателя в том, что этот разлад был причиной появления так называемых «лишних людей».

    К разновидности «лишнего человека», «умной ненужности» относится и герой повести «Ася», от имени которого ведется рассказ, и болезненно воспринимающий мир Чулкатурин в «Дневнике лишнего человека», и слабовольный Рудин в одноименном романе, и, наконец, Лаврецкий в «Дворянском гнезде». Прототипом главного героя романа «Рудин» Тургенев взял радикального западника Михаила Бакунина. Однако характер Рудина следует рассматривать, во-первых, в связи с идейной борьбой эпохи, как отражение жизненных противоречий той поры и, во-вторых, не сводить типический образ Рудина только к его прототипу — Бакунину. Рудин, как и всякий тип, значительно шире своего прототипа; Рудин — типический интеллигент 40-х гг. Как типический герой он противоречив. С одной стороны, Рудин умен, талантлив, благороден, в нем не угас огонь любви к истине, он умеет зажечь этот огонь в Наталье, Басистове. Он с колоссальным увлечением и энтузиазмом говорит о высоком призвании человека, о значении науки и просвещения, о будущности своего народа, критикует бесплодный скептицизм, малодушие и лень, вдохновенно любит музыку, поэзию, красоту, готов всегда жертвовать своими личными выгодами, обладает удивительной способностью схватывать в любой проблеме основное, освещать его мыслью. Все эти личные достоинства Рудина заметно отличают его от других представителей провинциального дворянского общества (Пандалевского, Пигасова, Дарьи Михайловны Ласунской). Но в Рудине есть и отрицательные черты, возникшие в результате отвлеченного воспитания в дворянской семье, в кружке Покорского (Станкевича), сыгравшем большую роль в духовном развитии интеллигентов-дворян 30—40-х гг. Рудин получил широкое, но отвлеченное образование, он оказался не готовым к практической деятельности. Он был способен глубоко думать, горячо спорить, но не умел ничего делать, и это его качество представлено Тургенев как исторически обусловленная черта дворянской молодежи 30—40-х гг. Писатель объясняет это не столько личными качествами Рудина, сколько условиями русской действительности того времени, весьма благоприятными для различных Чичиковых и Хлестаковых, для процветания общественного молчалинства, но тягостными и невыносимыми для подлинно благородного человека.

    Еще более характерным итогом поисков положительного героя в среде дворянства является роман «Дворянское гнездо». В этом романе Иван Сергеевич, несмотря на свои глубокие симпатии к дворянству, остался верным жизненной правде и привел своего главного героя Лаврецкого в финале к полному крушению и в личной жизни, и в социальном плане. Лаврецкий, один из передовых представителей дворянства, остро ощутил кризис и бесперспективность своего класса, понял, что торжество дворянства неизбежно уходит в прошлое, и не пытался создавать радужные прогнозы на будущее. Такое раскрытие образа Лаврецкого свидетельствует о победе великого художника-реалиста. Центральная проблема романа — столкновение личного счастья и долга — в этическом плане раскрывается на истории взаимоотношений Лаврецкого и Лизы Калитиной. Эта история и является основным сюжетным стержнем «Дворянского гнезда». Герой романа Федор Лаврецкий склонился перед долгом. Он, проповедующий Лизе право на личное счастье вопреки долгу, заговорил в конце романа о смирении, покорности и долге. Тургенев подходит к обобщению, что, сколько бы человек ни стремился к личному счастью, он не достигнет его, ибо препятствует этому неумолимый долг. Человек должен смириться с тем, что личное счастье невозможно. Писатель утверждает, что человек не имеет права на личное счастье, а потому надо раз и навсегда побороть свое стремление к нему и надеть на себя тяжелые вериги долга. В свете статьи Чернышевского об «Асе» и статей Добролюбова следует рассматривать и финал «Дворянского гнезда». Лаврецкий высказывает такие грустные мысли в конце романа не только потому, что он переживает большое личное горе. Он, как один из наиболее передовых представителей дворянства, очень остро ощущал бесперспективность своего класса, невозможность каких-либо настоящих преобразований для изменения жизни этого класса, что и выразил в крахе иллюзий Лаврецкого. Тургенев романом «Дворянское гнездо» как бы подвел итог второму периоду своего творчества, периоду, ознаменовавшемуся поисками положительного героя в среде дворянства, вскрыл слабые стороны «лишних людей» 40-х гг. и подчеркнул их историческую бесперспективность. Стремление Тургенева показать человека энергичного, цельного, человека дела привело писателя к изучению противоположного ему социального лагеря — лагеря разночинцев-демократов. Несмотря на то, что идейно Тургенев все более расходился с демократами и даже перестал сотрудничать в «Современнике», как художник он не мог пройти мимо нового героя, который в 60-е гг. уже сформировался в среде идейных противников писателя.

    Третий, наиболее важный период творчества Тургенева Ивана Сергеевича (1859—62) почти совпадает с периодом революционной ситуации в России и знаменуется появлением двух крупных романов —

    «Накануне» (1859, опубликован в 1860),

    «Отцы и дети» (1861, опубликован в 1862), в которых показан новый положительный герой эпохи — разночинец-демократ. Под влиянием освободительной, демократической тенденции, ярко выраженной в публицистике Чернышевского и Добролюбова, Писарева и Салтыкова- Щедрина, Тургенев разочаровывается в перспективности любимых им некогда героев — представителей либерального дворянства и ищет нового героя в лагере своих политических противников.

    К моменту появления романа «Накануне» Иван Сергеевич фактически уже разошелся с революционными демократами по ряду философских, политических и эстетических вопросов. В то время когда революционные демократы видели крепостнический характер готовящейся реформы, либерал Тургенев возлагал на нее большие надежды и считал ее якорем спасения для крестьянства. Болгарин Инсаров — это уже человек дела, а не слова. Писатель изобразил его волевым, целеустремленным, борющимся за освобождение родины от турецкого владычества, за объединение всех сил страны против внешнего врага.

    Следующий свой роман «Отцы и дети» — роман, о котором существовали и сейчас еще существуют прямо противоположные мнения и в отношении которого до сих пор нет единой точки зрения. Этот роман Тургенев посвящает образу русского разночинца, демократа 60-х годов. В нём Тургенев отразил некоторые существенные черты революционно-демократического движения 60-х гг. То обстоятельство, что либерал Тургенев сделал главным героем романа демократа Базарова, не дает повода к обвинению его в намерении оклеветать, опошлить демократическую молодежь 60-х годов. Подобные обвинения, возводимые на Тургенева некоторыми современными ему критиками, а также позднейшими исследователями, базируются на ложном, вульгарно-социологическом, «вечном» прикреплении художника к классу, на утверждении, что писатель в любом художественном образе якобы воспроизводит только свою собственную классовую сущность, а потому не в состоянии правдиво отразить сущность классово противоположного ему героя. В творческий замысел писателя, как это видно из ряда писем, входило дать критику дряблости и ограниченности русского либерализма 60-х гг., несмотря на то, что это противоречило классовым симпатиям автора. В философских взглядах Базарова отразился сложный синтез материализма Чернышевского — Добролюбова и вульгарного материализма. В политических взглядах Базарова обнаруживаются и революционные черты, присущие лидерам демократического движения 60-х гг., отрицание некоторых общественных устоев (аристократизм, принципы, парламентаризм, адвокатура), резкая критика либерализма, ненависть к феодалам — «барчукам проклятым», наконец, стремление «место расчистить» для будущего. Тургенев не пытался скрыть или исказить факт революционности представителей молодого поколения. Он показал его так, как видел и понимал. Классовая ограниченность писателя сказалась в том, что не революционный путь, а реформизм он считал перспективным и единственно правильным и приемлемым путем для России. Подлинный демократизм Базарова, как типичного шестидесятника, заключался в смелой критике народных заблуждений, суеверий и предрассудков, рабской покорности народа, его забитости, невежества, пассивности и долготерпения. Естественнонаучные взгляды Базарова не плод досужего авторского вымысла, а обобщение конкретных жизненных фактов. Во взглядах на искусство Базаров лишь частично перекликается с Чернышевским и Добролюбовым, утверждая подчинение искусства высокому гражданскому долгу, отрицая «чистое искусство», прикрывающее социальную несправедливость и сглаживающее классовые противоречия. В целом же эстетические взгляды Базарова преисполнены крайностей и заблуждений, присущих некоторым радикальным разночинцам. В том, что Иван Сергеевич, нарисовав типичный образ разночинца- демократа 60-х гг. в коллизиях первой половины романа, развенчивает его не в общественной борьбе, не в столкновениях различных классовых групп, а с помощью такого старого и испытанного автором средства, как любовная интрига, романтическая любовь к женщине, и распространяет действие этого средства на общественную практику героя, сказалась слабость писателя, его классовая тенденциозность. В романе «Отцы и дети» разоблачается беспочвенное фразерство либеральных дворян Кирсановых. Особенно резкой критике писатель подвергает принципы консервативного либерализма: аристократизм на английский манер и самое откровенное низкопоклонство перед западной буржуазной культурой. «Отцы и дети» были высшей точкой реализма Тургенева. После 1862, когда в России все более и более усиливается реакция, писатель заявляет об умеренности своих либеральных взглядов и чуть ли не раскаивается в своих симпатиях к демократическому лагерю. Писатель вступает в полосу идейного кризиса. Этот кризис нашел наиболее яркое отражение в повестях

    «Довольно»,

    «Призраки»

    в романе «Дым» (1867) и определил собой границы четвертого периода творчества писателя (1862— 1869).

    В эти годы Тургенев Иван Сергеевич стремится уйти от общественной борьбы в мир искусства, он даже обращается к пессимистической философии Шопенгауэра.

    Роман «Дым» возник из полемики писателя с революционной эмиграцией в 60-х гг. и свидетельствовал об изменении взглядов писателя на русскую прогрессивную молодежь, лучшие представители которой в те годы учились в Гейдельберге. В романе «Дым» подвергается резкой критике кружок Губарева (Огарева), все члены которого изображаются в карикатурном свете. Такое изображение молодежи и явилось основной причиной отрицательного отношения прогрессивной критики к «Дыму». Однако в этом романе Тургенев не ограничился критикой кружка Губарева; эти сцены, названные им «гейдельбергскими арабесками», не заслонили перед писателем всей картины жизни. Как великий реалист, Тургенев с неменьшей силой критикует в романе реакционный лагерь, то есть лагерь баденских генералов во главе с Ратмировым. Прогрессивную критику тех лет не удовлетворил ни главный герой Литвинов, скептически называющий «все русское» дымом и паром, ни закоренелый западник Потугин. Не случайно А. И. Герцен направил основной удар своей критики именно на Потугина.

    С 1869—70 в русской жизни отмечается начало нового общественного подъема, что не могло не отразиться и на творчестве писателя.

    С этого времени начинается пятый период творчества Тургенева (1869—77). Высшей точкой этого периода был написанный в 1876 роман «Новь» (опубликованный в 1877). В нем писатель резко разоблачает реакционное и либеральное дворянство в образах Сипягина и Калломейцева, показывает его полную несостоятельность перед новыми жизненными запросами. Иван Сергеевич ясно видит и новую силу, появившуюся на общественной арене,— народничество, он старается изучить ее во всех разновидностях — от мирной пропаганды до проповеди террора. В романе «Новь» Тургенев запечатлел в образах Маркелова, Нежданова, Марианны различные группы и настроения народников конца 60-х и 1-й половины 70-х гг. Подвергнув критике программу и тактику различных групп народничества, Писатель отдает свои симпатии Соломину — демократу, тяготеющему к буржуазному постепеновству. Влияние «трезвого и аккуратного» Соломина на Марианну Тургенев трактует как победу постепеновской, культурно-просветительской тактики борьбы над революционной, народнической. Не случайно в августе 1876, объясняя слова эпиграфа романа относительно того, что новь надо поднимать не «поверхностно скользящей сохой», а «глубоко забирающим плугом», Тургенев писал редактору «Вестника Европы» М. М. Стасюлевичу: «Плуг в моем эпиграфе не значит революция — а просвещение». Плугом писателю казалась длительная, повседневная работа именно таких постепеновцев «снизу», как Соломин.

    Роман «Новь» был единодушно осужден почти всеми органами печати: народники не могли признать путь тургеневского Соломина правильным, и были недовольны изображением Нежданова и Маркелова в романе. Либералы обиделись на Ивана Сергеевича за сатирическое изображение Сипягина и Калломейцева. Реакционеры критиковали его за выбор революционной темы, со всей силой прозвучавшей одновременно с «процессом 50-ти». Тургенев признал окончательный провал романа и даже решил совсем сойти со сцены как писатель. Он, действительно, после «Нови» не написал ни одного романа.

    С конца 70-х гг. писатель создает ряд повестей —

    «Клара Милич»,

    «Песнь торжествующей любви»,

    «Стихотворения в прозе».

    Конец 70-х гг. обычно и датируется последний период творчества Тургенева (1877—83), прошедший под знаком поисков новых художественных средств для выражения серьезных философских раздумий писателя о смысле жизни, о моральных и эстетических категориях. В творчестве Ивана Сергеевича появляется ряд фантастических произведений («Песнь торжествующей любви» и другие), а также многочисленных лирических миниатюр, окрашенных горестными раздумьями писателя.

    Немалую роль в появлении таких произведений сыграло и тяжелое состояние здоровья Тургенева И.С. в последние годы его жизни. И все же, несмотря на это, ряд стихотворений в прозе преисполнен веры писателя в жизнь, большой и горячей любви к своему народу, к его борьбе за светлые идеалы, к его языку. Среди стихотворений в прозе есть много оптимистических, жизнеутверждающих, насыщенных гражданским пафосом и призывающих к подлинной гуманности. Таковы, например, стихотворения

    «У-а... у...а»,

    «Порог»,

    «Мы еще повоюем!»,

    «Памяти Ю. П. Вревской» и другие.

    Иван Сергеевич глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного. Вот почему писатель имел законное право произнести пламенные слова, преисполненные великой национальной гордости: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

    Умер 22.VIII(3.IX).1883 г. в г. Буживаль, близ Парижа; похоронен в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100