Успенский Глеб Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Успенский Глеб Иванович родился 13(25).X.1843 г. в семье небогатого чиновника.

    Семья будущего писателя была многодетной. Начальное образование получил в родительском доме и в Калуге у деда, куда его часто отправляли погостить. Именно там он слышал много историй из семейной жизни своих близких и истории, сказки, призказки, приметы, поверья разных спутников которые бывали в их доме.

    С 1853—56 учится в Тульской гимназии.

    С 1856-61 в Черниговской гимназии. Уже в гимназические годы под воздействием преподавателей стремящихся к чему-то новому, чтения «Современника» и прогрессивной русской литературы начинают определяться литературные склонности писателя (он участвует в рукописном журнале), формируются его принципы, образ мыслей, взгляды на жизнь.

    В 1861 приезжает в Петербург и поступает на юридический факультет университета, но в связи с волнениями в студенческой среде учиться не пришлось. Кратковременное пребывание в Петербурге позволило ему лучше понять все значение революционных идей Чернышевского и Добролюбова, разобраться в сложной общественной обстановке, сложившейся в связи с начавшимся наступлением сил реакции против деятелей революционного движения и студенческой молодежи.

    Успенский вновь возвращается в Москву с желанием поступить в Московский университет, но, увы, из-за бедственного материального положения мечта не была осуществлена; нужда сопутствует будущему писателю с первых шагов самостоятельной жизни. Некоторое время он работает корректором в «Московских ведомостях».

    В 1862 печатается первый рассказ «Михалыч» в журнале «Ясная Поляна» Л. Н. Толстого. Рассказ «Идиллия» в журнале «Зритель», — написанные по воспоминаниям детства и на основании наблюдений в чиновничьей среде.

    Отец Глеба Ивановича служил в палате государственных имуществ. Чиновничий и ремесленный быт Тулы, знакомство с жизнью трудового люда промышленного города и близлежащих деревень дали материал для многих ранних произведений писателя. Богатства народного языка, народного творчества также раскрылись перед ним с детства. Так началась литературная деятельность Успенского Г.И. В эти годы он сближается с кругом писателей-демократов (Левитовым, Решетниковым и др.), ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца.

    В 1864 умирает отец, и материальное положение писателя становится ещё более тяжёлое. Он работает в разных изданиях, подчас весьма убогих и безвестных, но всё же значительная часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». Особенно важным было установление связи с последним; начавшееся знакомство, а затем и близость с Некрасовым знаменовали выход Глеба Ивановича на широкую литературную дорогу.

    Рассказы и очерки 1-й половины 60-х гг. многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем — жизнь и быт чиновничества

    «Гость»,

    «Эскизы чиновничьего быта»,

    «Зимний вечер»,

    мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц

    «Народное гулянье во Всесвятской»,

    «Старьевщик»,

    «Бесприютные»,

    «Дворник»,

    тогда же появляются первые произведения на деревенские темы

    «В деревне»,

    «Побирушки»,

    «Сельские сцены».

    В 1866 вышел очерк «Нравы Растеряевой улицы» это было первое крупное произведение писателя, обобщившее ранний опыт и явившееся важным этапом в его творческом развитии.

    В «Нравах...», написанных по материалам наблюдений над жизнью родной Тулы, писатель с глубоким состраданием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин»,

    «Балканиха»,

    «Медик Хрипушин» и др.).

    Большим достижением художника явились образы мелких буржуазных хищников, дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве; особенно ярко очерчен образ Прохора Порфирыча, являющегося сюжетным центром произведения. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.

    После закрытия «Современника» Глеб Иванович оказался в трудном положении, снова приходилось искать сотрудничества в различных органах.

    В 1867 работает учителем в городе Епифан Тульской губернии. Затем этот период был описан в очерках:

    «Спустя рукава»,

    «Разоренье».

    Вслед за «Нравами...» он пишет серию новых рассказов и очерков, свидетельствующих о росте мастерства писателя-демократа:

    «Первая квартира»,

    «Нужда песенки поет»,

    «По черной лестнице»,

    «Извозчик» и другие, в которых рисуются образы простых тружеников с их незадачливыми судьбами, радостями и горестями.

    В 1868 написан очерк «Будка» — первое произведении, напечатанное в «Отечественных записках», перешедших в руки Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Так началось сотрудничество писателя с этим журналом, которое продолжалось до 1884г., где он был ведущим сотрудником.

    Крупнейшим произведением писателя конца 60-х - начала 70-х гг. явился цикл его повестей:

    «Разоренье» — «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869),

    «Тише воды, ниже травы» (1870),

    «Наблюдения одного лентяя» (1871).

    Характеризуя пореформенное «разоренье», писатель без всякого сожаления рисует «лихоимные гнезда» чиновников, называя их «взяточными полипами». Выразителем протеста против как «старых», крепостнических пережитков, так и «новых», буржуазных порядков выступает простой рабочий, «бунтарь» Михаил Иванович, являющийся главным героем первой части трилогии. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х гг.

    В конце 1860-х гг. Успенский женится на А. В. Бараевой — учительнице, близко входившей в литературные интересы мужа и не чуждой литературного труда (известен ее перевод рассказов французского писателя Л. Кладеля, появившийся в 1877 с предисловием И. С. Тургенева).

    1870-е гг. ознаменовались в общественном движении развертыванием деятельности революционных народников, отразивших в своем учении и практике социальные противоречия пореформенной жизни России. В творчестве Успенского Г.И., в его мировоззрении данного и последующего периодов нашли яркое воплощение, как идейные искания народнической интеллигенции, так и положение народа, прежде всего крестьянства, пореформенной деревни. Писатель лично связан со многими представителями революционного народнического движения (Н. К. Михайловским, П. Л. Лавровым, С. М. Кравчинким, Д. А. Клеменцем, Г. А. Лопатиным и др.).

    В 1872 состоялась первая поездка за границу, где знакомится с русской эмиграцией.

    В 1875—76 вторая поездка, в Париже он знакомится с Тургеневым, их дружеские связи не прекращались долгие годы.

    Знакомство с народническими кругами способствовало более обостренному и пристальному интересу писателя к крестьянской жизни. Пребывание за границей — в Париже, в Лондоне и других— дало возможность писателю ознакомиться с буржуазными порядками, с тяжелым положением рабочих масс на Западе. Вопрос о развитии буржуазных отношений в России для Успенского становится также существенной проблемой его творчества. Его зарубежные впечатления нашли отражение в ряде его очерков и рассказов 70-х гг.

    «Больная совесть»,

    «Из памятной книжки»,

    «Заграничный дневник провинциализма» и другие.

    В 1876 вышла серия «Письма из Сербии», в которых писатель рассказал об увиденном им в Сербии (в связи с развернувшейся борьбой славянских народов за свою национальную независимость). Главнейшие очерки и рассказы 70-х гг. Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма.

    В рассказе «Книжка чеков», рисуется картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях нового цикла рассказов:

    идет ли речь об идейных исканиях интеллигенции

    «Неплательщики»,

    «Хочешь — не хочешь»,

    «Три письма»,

    или о буржуазных порядках на Западе

    «Больная совесть»,

    или о военных событиях в Сербии

    «Не воскрес».

    В произведениях Глеба Ивановича 70-х гг. полностью определилась иная творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, критическими замечаниями. Он считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа. Любимым жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов. Захваченный проблемами народной, крестьянской жизни, Успенский в конце 70-х гг. решает ближе узнать деревенскую жизнь.

    В 1877 писатель все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии.

    В 1878 с женой едет в Самарскую губернию и работает письмоводителем ссудо-сберегательного товарищества в селе Сколково.

    В 1877-80 вышел цикл очерков «Из деревенского дневника» - это был результат наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни. Эти очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Они вызвали большую волну откликов, как в критике, так и в широких читательских кругах, писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники. Воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т. д. Очерки явились ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника», крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.

    В 1880 писатель с семьей поселяется около станции Чудово Новгородской губернии, потом приобретает там же небольшой участок с домом в деревне Сябринцы. Деревни Новгородчины и пригородных мест Петербурга становятся предметом длительных и пристальных изучений писателя. Итогом стали такие очерки и рассказы как:

    «Крестьянин и крестьянский труд» 1880,

    «Власть земли» 1882,

    «Равнение «под окно»,

    «Малые ребята»,

    «Не порванные связи»,

    «Без определенных занятий» и другие.

    В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только хищничеству кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В данном отношении весьма характерен образ Ивана Ермолаевича («Крестьянин и крестьянский труд»).

    Во «Власти земли» Глеб Иванович стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей — «власть земли» в широком смысле слова. Стремление вскрыть материальные основы условий крестьянской жизни обусловило силу и убедительность размышлений писателя, реалистических зарисовок современной ему деревни. Но всё же, писатель не избежал односторонности, преувеличений значения чисто естественных факторов (смена времен года, почва, уход за домашними животными и т. д.); он не понял до конца действия общественно-исторических причин, ломающих и «власть земли», и устаревшие условия труда. Показывая крушение крестьянской общины, он, подобно другим народникам, не смог увидеть новых исторических сил, определяющих будущее страны. Писатель не смог избежать народнических иллюзий в оценке общины, роли интеллигенции по отношению к крестьянству и так далее. Реалистическое его мастерство в очерках о деревне, о русской пореформенной действительности поставило его в ряды виднейших русских писателей.

    Об очерках «Крестьянин и крестьянский труд» Тургенев писал: «Тут не одно знание деревенского быта... но проникновение в самую его глубь, художественное схватывание черт и типов».

    Наряду с новыми явлениями, происходящими в деревне, Успенского занимают проблемы, связанные с развитием капитализма в России. Особенно ярко это отразилось в творчестве писателя 2-й пол. 80-х гг. В связи с закрытием «Отечественных записок» (1884) положение писателей демократического направления очень осложнилось. Ему также приходится искать нового литературного пристанища. Пришлось сотрудничать в ряде либеральных органов — газете «Русские ведомости», журналах «Русская мысль», «Северный вестник» и других. Это, совсем, не означало, что писатель поступался своими принципиальными взглядами.

    В 1883—86 выходит первое Собрание сочинений писателя в 8-ми томах (ранее выходили отдельные сборники его рассказов и очерков).

    В 1887 общественность отметила 25-летие литературной деятельности писателя. А его материальное положение было весьма плачевно. Литературного заработка с трудом хватает на содержание семьи, заметно ухудшилось состояние здоровья. Несмотря на это, писатель занят напряженной литературной работой. В целях изучения все новых сторон русской жизни Глеб Иванович часто ездит по стране.

    В 1887 побывал в Болгарии. Вскоре были написаны новые очерки и рассказы:

    «Волей-неволей»,

    «Письма с дороги»,

    «Кой про что»,

    «Живые цифры», в которых дана широкая картина русской жизни в период реакции 80-х гг. Особенно много говорит писатель о возрастающей «власти капитала», засилье «господина Купона» в стране.

    В 1888 вышел очерк «Живые цифры», в котором ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих цепляться за свой нищенский надел земли, или уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерк явился выдающимся достижением художественного метода Успенского— сочетания кропотливого исследования, страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.

    В 1888 - 1889 писатель предпринимает поездки в Сибирь и в Приуралье с целью изучения переселенческого дела, результатом чего явился большой цикл «Поездки к переселенцам».

    К концу 80-х гг. Глеб Иванович часто болеет. Вскоре тяжелая душевная болезнь оборвала его литературную деятельность. Его имя появляется в печати до 1893, но это были в основном перепечатки прежних произведений. Последние годы жизни писатель не покидал больницы. Его смерть вызвала широкий отклик общественности. На страницах ленинской «Искры» в статье «По поводу смерти Г. И. Успенского» (1902, № 20) дана оценка заслуг писателя в революционно-освободительном движении, в развитии русской литературы.

    В трудах В. И. Ленина содержатся неоднократные обращения к произведениям Успенского Глеба Ивановича.

    Умер 24.111(6.1 V).1902 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100