Короленко Владимир Галактионович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Короленко Владимир Галактионович родился 15(27).VII.1853 г. в Житомире в семье уездного судьи — писатель.

    Первоначальное образование получал в частных пансионах.

    С 1864-66 — в Житомирской классической гимназии.

    С 1866-71 в Ровенской реальной гимназии, которую окончил с серебряной медалью.

    С 1871 — январь 1873 был студентом Петербургского технологического института.

    С 1874 — март 1876, учился в Петровской земледельческой и лесной академии города Москвы.

    С 1877 — апрель 1878 студент Горного института.

    Петербургские институты ему пришлось бросить из-за крайней нужды, не покидавшей семью после смерти отца (1868). Из Петровской академии Владимир Галактионович был исключен за составление и подачу коллективного заявления студентов с протестом против незаконных действий администрации. Его первое общественное выступление повлекло за собой арест и высылку на год сначала в Вологодскую губернию, а затем под надзор полиции в Кронштадт.

    Тюрьмы, этапы и ссылки вскоре стали для него своеобразными «университетами». В столичных городах студент, а большей частью «интеллигентный пролетарий», он добывает средства уроками, рисованием, черчением, корректурой и переводами французских романов.

    В 1878 совместно с братом Юлианом сделали перевод книги Ж. Мишле «Птица». Наряду с занятиями литературной поденщиной Короленко пробует перо как репортер и беллетрист.

    7 июня 1878 в газете «Новости» появляется его первая заметка «Драка у Апраксина двора».

    В 1879 журнале «Слово» печатается рассказ «Эпизоды из жизни искателя». В молодом писателе идет большая внутренняя работа. Человек высокой духовной активности, прямой и честный, он чутко отзывается на развитие освободительного движения в России. Любовь к русской литературе, проникнутой идеями добра и справедливости, обостряет его гражданское чувство и усиливает интерес к пропаганде революционного народничества. Он разделяет многие стремления народников, прежде всего их мечту о социальном перевороте, и укрепляется во взгляде на «хождение в народ» «не как на революционную экскурсию с временными целями, а как на изменение всей жизни». Однако его намерение приблизиться к народу осуществилось, как иронически отметил сам Короленко, за казенный счет.

    4 марта 1879 Владимир Галактионович был арестован. Несмотря на настойчивый протест шефу жандармов против беззаконного заключения (в 20 веке было установлено, что причиной ареста было разоблачение Короленко и его братьями Юлианом и Илларионом секретного агента охранки), его высылают 13 мая 1879 в г. Глазов Вятской губернии. Там Владимир Галактионович заканчивает обучение сапожному ремеслу, и оно становится для него источником заработка. Через пять месяцев по рапорту исправника, просившего губернатора избавить его от беспокойного поселенца «в отвращение влияния его самостоятельных и дерзких наклонностей на других политических ссыльных», писателя переведен в глухую деревню Березовские Починки. Вскоре по проискам тамошнего урядника за мнимую «самовольную отлучку», квалифицированную как побег, он отправлен в Восточную Сибирь. Об открытии жандармского подлога он узнает в Томске, откуда его водворяют на жительство в Пермь.

    С сентября 1880 по август 1881 Владимир Галактионович живет под полицейским надзором и служит на железной дороге табельщиком и письмоводителем. Но скитальческая эпопея «государственного преступника» на этом не закончилась. Когда от ссыльных потребовали особой присяги на «верность подданства» новому царю Александру III, Короленко В.Г. отказывается подписать ее. Этот смелый поступок весьма значителен для истории развития писателя как личности. Осознавший себя врагом самодержавия и мысленно готовый «содействовать перемене этого строя на лучший», он и формально не пожелал поступиться своими убеждениями. В письме пермскому губернатору он мотивировал свой отказ тем, что «совесть запрещает» ему присягать общественному порядку, поощряющему насилие и произвол.

    С августа 1881 - сентябрь 1884 его снова арестовывают и ссылают в Якутию, где он ведет жизнь крестьянина и не опубликовал ни одной строки.

    Его литературная работа не прекращается в период ссылок.

    Были написаны:

    рассказы «Чудная» 1880, (в 1892 опубликовано за границей без ведома автора, в 1905 — в России под заглавием «Командировка»),

    очерк «Ненастоящий город» (1880),

    «Временные обитатели подследственного отделения» («Яшка») (1881).

    Переводит рассказ Г. Сенкевича «Янко-музыкант» (впервые опубликован в 1957).

    12 октября 1880 газете «Молва» публикуется его письмо в редакцию о ссыльно-тюремных мытарствах.

    С рукописью рассказа «Чудная» познакомился Г. И. Успенский. Он просил передать автору, чтобы тот продолжал писать. В слободе Амге Владимиром Галактионовичем были написаны или набросаны начерно рассказы:

    «Сон Макара» (1885),

    «Соколинец» (1885),

    «Убивец» (1885),

    «В дурном обществе» (1885), которыми Короленко В.Г. дебютировал после возвращения из ссылки. В это же время появляются:

    «В ночь под светлый праздник» (1885),

    «Старый звонарь» (1885),

    «Глушь» (1885),

    «Лес шумит» (1886) и другие.

    Он работает над повестью «Слепой музыкант» (1886),

    очерками «Содержающая» (опубликован в 1921 в 3-й кн. «Истории моего современника»),

    рассказами

    «Федор Бесприютный» (опубликован в 1927),

    «Прохор и студенты» (1887),

    «На заводе» (1887),

    «3а иконой» (1887),

    «Табельщик» (1887, 1958),

    «Черкес» (1888),

    «С двух сторон» (1888),

    «Ночью» (1888) и другими.

    В 1886 выходит его первая книга «Очерки и рассказы», высоко оцененная А. П. Чеховым и В. М. Гаршиным. «Это большой талант, это тургеневский талант», — говорит о нем Н. Г. Чернышевский.

    Выбрав после ссылки местом жительства Нижний Новгород, Короленко прожил в нем с 1885 по 1896. Это наиболее плодотворный период его творчества, отмеченный к тому же активным влиянием писателя на местную общественную жизнь. Он интенсивно работает в поволжской и столичной печати, в газете «Русские ведомости». Как журналист Владимир Галактионович интересуется преимущественно правовыми вопросами, занимается разоблачением всяческих махинаций и злоупотреблений, что укрепляет за ним репутацию человека «неблагонадежного» и опасного для властей.

    Беллетристика Короленко В.Г. завоевала популярность очень скоро. Уже первые сибирские рассказы выделили его как замечательного мастера слова. Невольные странствия дали ему также темы более поздних рассказов этой серии:

    «Ат-Даван» (1892),

    «Искушение» (1891, опубликовано в 1914),

    «Марусина заимка» (1899),

    «Мороз» (1901),

    «Последний луч» (1901),

    «Государевы ямщики» (1901),

    «Феодалы» (1904).

    Под пером молодого писателя в них ожили гордые и независимые обитатели вольной сибирской тайги, политические ссыльные, каторжане, ямщики. На фоне суровой природы, в обстановке нелегкой борьбы за существование, автор знакомил с их бытом и нравами, стремлением к правде и свободе. Он выпукло показал зарождение активного протеста в своих героях, чутких и отзывчивых, а порой и незаурядно талантливых людях из народа.

    В рассказе «Сон Макара» Короленко подчеркивает скрытую возможность протеста в темном, забитом крестьянине, аргументирует силу его возмущения. Макар, страдающий от несправедливо устроенной жизни, без робости держит защитную речь перед большим Тойоном. Несмотря на фантастическую обстановку потустороннего мира, она воспринимается как страстное требование земного счастья.

    В «Соколинце» он рисует эпопею отчаянной бродяжьей борьбы за волю. Основываясь на подлинной истории беглого каторжника с Сахалина, Владимир Галактионович мастерски написал портреты смелых, сильных людей. Их жизнь полна лишений и опасностей. Но тоска по «вольной волюшке» намного сильнее страха. «Ваш «Соколинец», кажется, самое выдающееся произведение последнего времени», — писал Чехов в 1888 в письме к Короленко, восторгаясь его талантом художника.

    Повесть «Слепой музыкант» была написана на новую и труднейшую тему, явившуюся экзаменом для писательского воображения и для способностей его как психолога. Решив выяснить, может ли человек тосковать по неизведанному, недостижимому, дал картину отношения личности, угнетенной слепой, стихийной силой, к людям, горизонт возможностей которых ограничен не только природой, но и социальными условиями. Проходя через решение запутанных философских и житейских проблем, герой повести нравственно «прозревает». Он приходит к пониманию жизненного назначения человека, преодолевает эгоизм собственного безысходного страдания и находит свое счастье в служении народу. Опытом Петра Попельского писатель словно перечеркивал оправдание общественной пассивности, моральное право уклоняться от общественной борьбы. Художественная ценность и глубина повести по достоинству признавались писателями, критиками и общественными деятелями (Р. Люксембург, М. И. Калинин и др.).

    В рассказе «Парадокс» (1894) описано стремление человека к полноте духовной жизни, осуществлению своего права на счастье.

    Во 2-й половине 80-х гг. определилось значение Короленко как выдающегося представителя русского критического реализма, продолжателя традиций русской демократической литературы. Оригинальный, сильный талант, любовь к свободе и ненависть к деспотизму резко выдвинули его из среды беллетристов-народников, продолжавших призывать учиться у «счастливого» мужика «мудрости жизни». Владимир Галактионович тоже был глубоко заинтересован в судьбах послереформенного крестьянства, так как именно в нем он видел решающую силу общественного преобразования. Однако он без слащавости рисует жизнь подневольных тружеников, изнемогающих под феодально-крепостническим игом.

    В «Павловских очерках» (1890), на которые ссылается В. И. Ленин в «Развитии капитализма в России», Короленко рассказал о варварском «прижиме» кустарей, подвергающихся жестокой эксплуатации капиталистов- скупщиков.

    В 1889—90 он четырежды посетил село Павлово Нижегородской губернии и убедился в обреченности кустарных промыслов, задавленных нищетой. «Павловские очерки» разбивали иллюзорные надежды народников на сохранение «кустарного строя», «самобытности» которого они пророчили будущее.

    Особым вниманием Владимира Галактионовича пользовались подмеченные им как художником социально- исторические тенденции нарастающего народного протеста, возможность его проявления в различных видах и в разной среде.

    В «Сказании о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды» (1886) писатель направляет удар против толстовской проповеди «непротивления злу насилием» и в условно-историческом повествовании доказывает гуманность и необходимость освободительной борьбы. В вооруженном восстании Иудеи против тирании римских завоевателей улавливается напоминание о революционной борьбе современников автора, о благоразумии их противоборства. В аллегорическом этюде он подчеркивает, что, хотя борьба была неравной и вооруженный отпор подавлен, гибель славных борцов с тиранией служила на пользу правому делу.

    В аллегорическом этюде «Море» (1886, в 1900 переработан в «Мгновение») возвеличивает подвиг революционера, в котором «безрассудное» стремление к свободе берет верх над «благоразумной» покорностью.

    Рассказ «Река играет» (1892) посвящен красоте человека, олицетворяющего готовность к подвигу. Обыкновенно вялый и безалаберный Ветлужский перевозчик Тюлин мгновенно преображается в минуту опасности. Вспышка его дремлющей силы вырастает под пером писателя в символ пробуждения народного могущества. Общественность и критика восхищенно восприняли образ «взыгравшей» реки и пробудившегося от апатии русского мужика. Роли Тюлина в русской истории посвящен реферат Горького, прочитанный рабочим. Об образе Тюлина он высказывался неоднократно и считал, что «в этой фигуре нам дан исторически верный тип великоруса».

    В 1893 Владимир Галактионович совершил поездку в Америку на Всемирную выставку в Чикаго. Он использовал лишь небольшую часть собранного материала в очерках:

    «Драка в доме» (1894),

    «В борьбе с дьяволом» (1895),

    «Фабрика смерти» (1895, опубликован в 1896),

    в рассказе «Без языка» (1895), который вышел в 1902 отдельным изданием, увеличенный почти вдвое.

    «Эта книга... о том, как Америка представляется на первый взгляд человеку из России»,— писал Короленко. Эмигрант украинец Матвей Лозинский очень скоро познает цену буржуазной демократии Соединенных Штатов. Честный труженик сталкивается с безработицей, всеобъемлющей властью денег, закрепощением негров. Через восприятие своего земляка писатель показывает, как такое столкновение приводит к осознанию идеи солидарности жертв капиталистической эксплуатации независимо от того, понимают ли они язык друг друга.

    80—90-е гг. — особенно важный период в творчестве Владимира Галактионовича. В нем идет сложный процесс преодоления идеологии либерального народничества, укрепления симпатий к активному революционному действию демократически настроенных слоев общества. Он критикует народников за мещанский радикализм, не будучи марксистом. Свои творческие устремления он связывает с общенародной борьбой за свободу и демократию. Идейно-художественные искания писателя получили отражение в особенностях художественного метода и стиля. В его творчестве гармонически взаимодействуют реалистический и романтический элементы, сплав которых он сам определял как «романтизм в реализме». Романтизм Короленко ни в коей мере не был уходом от правды жизни, он помогал выразить, в подчеркнуто лирических формах настроение исторического оптимизма, присущее его художнической натуре. Романтические тенденции характерно сказались в произведениях писателя, написанных в 80—90-е гг. Вместе с тем в 90-е гг. все более сильной становится реалистическая струя его творчества, увеличивается внимание к вопросам общественного развития. Интерес к жанровым формам легенды, сказки и аллегории находит своеобразный выход в исторической тематике.

    Владимир Галактионович, становится, широко известен и как публицист. Говоря о своей деятельности, он называл себя «писателем и политическим партизаном». В этой автохарактеристике обозначена вторая половина его работы — выступления общественного деятеля. Начав с мелких вопросов провинциальных будней, Короленко не ослаблял внимания к злободневным проблемам любого масштаба в течение всей жизни. Такого рода легальная деятельность создала ему славу опасного агитатора и революционера. Чувство личной ответственности за все происходящее побуждало его решительно выступать за национальное равноправие, веротерпимость, свободу слова и печати, за демократические реформы, в том числе за национализацию земли. В этом он был выдающимся преемником русских прогрессивных публицистов.

    В 1891—92 Владимир Галактионович принял активное участие в кампании помощи голодающим в Нижегородской губернии.

    В 1892 вышли очерки «В голодный год». Как очевидец, он показал, что крепостническая правительственная политика привела к ужасающей нищете земледельческого населения, его бесправию и темноте. Очерки с трудом прошли через цензуру.

    В 1895—96 вышли очерки «Мултанское жертвоприношение» в них прослеживается правозаступническая линия публицистики написанных в защиту группы вотяков, облыжно обвиненных в принесении языческим богам человеческих жертв. Владимир Галактионович сам выступил на процессе защитником, и невиновные были оправданы. Оправдательный приговор, по существу, реабилитировал целую народность. Его очерки явились первыми произведениями такого рода в мировой публицистике, их автор сравнивался современниками с такими борцами против неправосудия, как Вольтер и Золя.

    В 1896 писатель с семьей переехал в Петербург, однако столичная жизнь, «окололитературная суета» пришлись ему не по душе, отвлекали от творчества.

    Лишь в 1900, накануне переселения в Полтаву, Владимиру Галактионовичу удалось поехать в Уральск для собирания материалов о восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Замысел исторического романа «Набеглый царь» зародился еще в 80-х гг. Фрагменты начатого романа примыкают к ряду других исторических сочинений, стоящих как бы особняком в его творчестве. Это серия историко-бытовых очерков:

    «К истории отживших учреждений. 1768-1771 гг.» (1892),

    «Божий городок» (1894),

    «Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII в.» (1895),

    «Колечко» (1896).

    Короленко тяготел к изучению истории не только как художник, но и как исследователь.

    В начале 90-х гг. рождаются замыслы первых историко-художественных сочинений— повестей

    «Арзамасская муза» (1923, фрагменты),

    «Художник Алымов» (1923, незакончен) и другие.

    Поднимаясь выше бытовых подробностей местного исторического материала, он в поисках своего подхода к истории приходит к высшему пониманию исторического процесса и роли народа как героя и творца истории, которую движет именно он, а не «солисты истории». Эти его взгляды нашли отражение в брошюре

    «Дело об описании прежних лет архивы. Сто лет назад в наше время» (1895),

    в статье «Материалы к биографии И. П. Кулибина» (1895).

    Устойчивый интерес к истории проходит через все творчество Короленко как писателя и публициста. К числу его своеобразных исторических работ относится работа над биографией революционера- народника И. Н. Мышкина, очерки

    «Современная самозванщина» (1896),

    «Русская пытка в старину» (1912),

    «Легенда о царе и декабристе» (1911),

    «Пугачевская легенда на Урале» (1922),

    «Падение царской власти» (1917) и др.

    Историческая струя в творчестве Владимира Галактионовича , внимание его к «атомам народной жизни», нашли выражение в путевых очерках

    «В пустынных местах» (1890),

    «Над лиманом» (1897),

    «У казаков» (1901),

    «В Крыму» (1907),

    «Наши на Дунае» (1909),

    «Нирвана» (1914) и другие.

    Цикл «У казаков» чрезвычайно понравился Чехову и Толстому. Мастерский сплав художественного повествования и публицистических раздумий, яркий и живописный язык, одухотворенные пейзажи — отличительные признаки очерков. В этой излюбленной форме писатель с поэтическим вдохновением раскрывает народные характеры.

    В начале полтавского периода Владимир Галактионович написал множество газетных корреспонденций, последние сибирские рассказы, работал над рассказами «Софрон Иванович» (1903),

    «Не страшное» (1903).

    Это одно из лучших его творений, посвященное драме чуткого, одаренного интеллигента, пасующего перед «нестрашными» в своей обыденности, но жестокими и калечащими человека условиями.

    В 1900 Владимир Галактионович был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Нежелание царя видеть среди академиков Горького вызвало возмущение писателя. В июле 1902 он отказался от своего звания в знак протеста, вслед за ним так же поступил Чехов.

    Накануне революции 1905 он еще настойчивее выступает на арене общественной борьбы.

    В 1902 он энергично защищает крестьян — участников аграрных волнений на Украине,

    В 1905 борется с волной еврейских погромов. Шовинистически настроенные элементы были заклеймены им в очерке «Дом № 13» (заграничное издание 1903—1904, в России — в 1905), посвященном событиям кишиневского погрома.

    12 января 1906 в газете «Полтавщина» появляется «Открытое письмо статскому советнику Филонову», в котором писатель обвинил того в истязаниях крестьян села Сорочинцы и потребовал привлечь к суду за преступления или судить автора статьи за клевету. Через несколько дней Филонов был убит террористом. На писателя посыпались угрозы отомстить за «подстрекательство». Следствие раскрыло картину преступлений Филонова, и писатель был оправдан.

    В 1905—1907 Владимир Галактионович опубликовал около 150 статей и заметок. Он приветствовал революцию. Даже после ее поражения не отошел от своей позиции и в статье «Роковой путь» (впервые опубликован в 1965) писал, что «революции решаются не одной генеральной битвой, а нарастанием новых общественных сил и обветшанием старого строя». В условиях реакции писатель неустанно выступает против «оргии казней». Статья «Бытовое явление» (1910) разоблачала преступления полиции и суда, показывала ужас обстановки смертных казней, ставших привычным, бытовым явлением. Л. Н. Толстой был потрясен ее силой и писал Короленко в марте 1910: «Ее надо перепечатать и распространять в миллионах экземпляров. Никакие думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья». С письмом Толстого в качестве предисловия книга была издана на многих языках. Огромную силу ее воздействия отмечали крупнейшие юристы. Большевистская «Правда» писала, что «Бытовое явление» «по силе впечатления можно поставить рядом с лучшими произведениями нашего века».

    Очерки «Черты военного правосудия» (1910) продолжили разоблачение разнузданного террора. За свои статьи писатель неоднократно привлекался к суду, самые значительные из них цензура запретила включить в единственное прижизненное Собрание сочинений писателя, вышедшее в 1914.

    Публицистику Владимира Галактионовича отличает сочетание художественного таланта и яркого гражданского темперамента. Она всегда была убедительна и понятна широкому читателю благодаря отточенности ясного, по-короленковски простого и одновременно полемически острого стиля. Он почти не пользуется иносказаниями, эзоповским языком. Особую группу литературных работ писателя составляют воспоминания, критические статьи о творчестве ряда писателей. К их числу принадлежат:

    «Памяти Белинского» (1898),

    «О Г. И. Успенском» (1902),

    «Воспоминания о Чернышевском» (1894, опубликовано в Лондоне без ведома автора, в 1904 — в России),

    «А. П. Чехов» (1904),

    «В. М. Гаршин» (1910),

    статьи и воспоминания о Н. К. Михайловском (1904, 1914), о Л. Н. Толстом (1908, 1922), о Н. В. Гоголе (1909), И. А. Гончарове (1912), М. Е. Салтыкове-Щедрине (1927) и другие.

    У писателя есть наброски статей теоретического характера:

    «О тенденциозности в литературе»,

    «О литературе, критике и обществе» (частично опубл. в 1964).

    Им написано много рецензий и библиографических заметок. Огромное значение для русской литературы имела его деятельность как редактора журнала «Русское богатство» в 1894-1918, куда он пришел после кратковременной редакторской работы в журнале «Северный вестник» (1887-88). Под влиянием Владимира Галактионовича журнал «Русское богатство» приобрел демократическую направленность. В нем сотрудничали Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, В. В. Вересаев и другие. Горький, называвший Короленко своим учителем, напечатал здесь рассказ «Челкаш».

    Бурное развитие первой русской революции укрепило в писателе давнее намерение широко охватить события освободительного движения и дать историческую перспективу предреволюционных лет с точки зрения одного человека, принимавшего активное участие в борьбе с монархическим режимом. Стремившийся к высшему синтезу литературы и истории, писатель в соответствии с этим избрал и форму для осуществления своего монументального замысла.

    «История моего современника» — самое крупное произведение писателя (т. 1 — 1906 — 1908; т. II —1910—18; т. III —1921; т. IV—1922). В предисловии к нему он особо указывал на идейную близость «того, о чем мечтало и за что боролось мое поколение», общественным интересам в революционную эпоху 1905. Он описывает жизнь своего современника, в которой узнается его собственная биография. История внутреннего роста, духовные поиски молодого революционно настроенного разночинца — стержень мемуарной эпопеи. Герой предстает типичным представителем целого поколения демократической интеллигенции, которому довелось впервые ощутить силу революционного взрыва. Круг тем, затронутых писателем, чрезвычайно обширен. Велик и географический диапазон деятельности его героя. Современник выдающихся исторических событий, он оживляет в своей памяти эпизоды собственной жизни, вспоминает о встречах со многими интересными людьми, воссоздает их художественные портреты. В этом отношении его метод почти не отличается от использованного им при написании очерков и рассказов. Однако стиль «Истории моего современника» как задушевного рассказа о былом отличается более глубокими поэтическими тонами. Повествование проводит читателя через атмосферу общественных стремлений 60—80-х гг. и воссоздает ее в стройной системе, казалось бы, сугубо биографических фактов. «Это автобиография Короленко, высокохудожественное произведение и в то же время первоклассный культурно-исторический документ» (Р. Люксембург).

    Его мемуарное повествование исторически продолжало и развивало традиции автобиографических хроник А. И. Герцена, С. Т. Аксакова и трилогии Л. Н. Толстого. Владимир Галактионович не закончил свой труд из-за перерывов, вызванных общественными выступлениями, изданием произведений, поездками в Румынию (1907, 1911, 1915), во Францию, где он жил с января 1914 по май 1915. Повествование охватывает период до приезда его в Нижний Новгород.

    Цельность облика Короленко В.Г., высокая нравственная культура вызывала глубокое уважение к нему у современников. «Мне лично этот большой и красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не умел сказать»,— писал Горький, называя его «редким человеком по красоте и стойкости духа», «идеальным образом писателя».

    Высокий нравственный авторитет, цельная система прогрессивных эстетических взглядов характеризовали Владимира Галактионовича как человека и писателя, близкого всем передовым литераторам, учившимся у него стойко бороться за политически острое, реалистическое искусство. Творческая его деятельность, основывалась на лучших традициях революционно-демократической литературы и явилась крупнейшим достижением искусства русской классической прозы. По манере письма он родствен Тургеневу и Г. Успенскому, с которыми его сближает внимание к крестьянству, ряд особенностей обработки новеллистического и очеркового материала, построения художественной формы. Его произведения отличает глубокое раскрытие духовной красоты человека, высокое мастерство психологического портрета, тонкий лиризм. Многие из них по душевному настрою истинно поэтичны. Владимир Галактионович тяготел к ритмической напевной фразировке, мелодическая звучность особенно приметна там, где он использует аллегорический материал.

    Творческое наследие писателя чрезвычайно обширно. Кроме художественных и публицистических произведений, в него входят записные книжки и дневники, которые он вел на протяжении четырех десятилетий, около 10 тысяч писем.

    Умер 25.XII.1921 г. в Полтаве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100