Гаршин Всеволод Михайлович

Дата публикации или обновления 18.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Гаршин Всеволод Михайлович, писатель, родился 2(14).II.1855 г. в имении Приятная долина, Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии в семье офицера.

    В детстве его воспитателем был П. В. Завадский, участник революционного кружка, связанного с Герценом.

    В 1864 Всеволод Михайлович был определен в реальную гимназию в Петербурге и окончил ее в 1874. В гимназические годы он много читал, интересовался общественными науками и естествознанием. В студенческие годы Гаршин сблизился с кружком молодых художников-передвижников и начал писать критические статьи о живописи. Окончив гимназию, он мечтал поступить в университет или в Медицинскую академию, но воспитанников реальных гимназий туда не принимали, и он поступил в Горный институт.

    В 1876 в газете «Молва» появилось первое его печатное произведение «История Энского земского собрания» — остросатирический очерк, в котором шла речь о голоде в деревне и о полном равнодушии земских учреждений к народным нуждам.

    Учение в институте было прервано русско-турецкой войной, начавшейся в апреле 1877. Всеволод Михайлович, увлеченный идеей помощи славянским братьям, пошел добровольцем в действующую армию. 11 августа в сражении при Аясларе (Болгария) он был ранен.

    В 1877 под свежим впечатлением пережитого на войне был написан рассказ «Четыре дня», появившийся в «Отечественных записках», и сразу принесший известность автору. За ним последовали другие военные рассказы Гаршина:

    «Трус» (1879),

    «Денщик и офицер» (1880),

    «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

    Герои этих рассказов, молодые люди народнического поколения, мучительно размышляют над вопросом о природе и смысле страшного и загадочного явления — войны. Они ясно видят ее ужасы, остро осуждают ее противоестественность, враждебность человеку («Четыре дня»), в то же время они не могут и не хотят противиться живому чувству справедливости, вызывающему непреодолимое стремление разделить вместе с народом «общее горе, общее страдание» («Трус»). Характерно поэтому, что именно на войне герой Гаршина обретает душевное спокойствие и мир с самим собой («Из воспоминаний рядового Иванова»). Положение народа на войне, его участь, его суровая доля — это другая сторона гаршинской военной темы.

    В конце 70-х гг. Всеволод Михайлович Гаршин задумал целый цикл рассказов под общим заглавием «Люди и война». Замысел этот не осуществился, частью его был упомянутый выше очерк «Денщик и офицер», в котором, как и в более позднем рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова», показаны быт и настроения рядовых солдат, образы которых согреты душевным сочувствием автора.

    Во многих произведениях Гаршин сталкивает своего героя, человека уязвленной совести и тревожной мысли, с картинами повседневного, будничного зла, в которых проявляется сущность всего общественного строя. Это — проституция, растлевающая человеческую душу («Происшествие», 1878; «Надежда Николаевна», 1885), это — эксплуатация рабочего, физически убивающая человека изнурительным трудом («Художники», 1879), это — циничное буржуазное хищничество («Встреча», 1879), это — гибель души, пораженной индивидуализмом, разобщенностью с миром («Ночь», 1880). Столкновение с фактом вопиющей неправды потрясает гаршинского героя и порождает глубокий душевный кризис.

    В рассказе «Происшествии», он разрешается самоубийством.

    В рассказе «Художники» уходом «в народ».

    В рассказе «Ночь», нравственным переломом, отказом от решения покончить с собой, зарождением первых проблесков мысли о необходимости «идти туда, в это горе, взять на свою долю часть его...». Человек, равнодушный к социальному злу, как, например, герой «Встречи», для Гаршина нравственно мертв. Зато подлинным восхищением овеяны у писателя образы, воплощающие начало активного протеста и самоотверженной борьбы, даже если борьба не приводит к победе.

    В 1880 вышла аллегорическая сказка «Attalea princeps», героиня которой, мятежная пальма, разбивает стеклянную крышу своей темницы и гибнет под ударами топора, испытав к тому же горечь предсмертного разочарования при виде того серого и унылого мира, который открылся перед ней за решетками ее тюрьмы.

    В 1883 написан рассказ «Красный цветок». Его герой — безумец, томящийся в сумасшедшем доме,— также гибнет в призрачной борьбе со всем злом мира, но его гибель, пусть бесплодная, в глазах Гаршина возвышенна и свята. Его болезнь полна высокого значения: в «безумии» своём. Герой Всеволода Михайловича провидит грядущие времена, когда «распадутся железные решетки», когда «весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». Такими же благородными «безумцами» были для писателя и его революционные современники. Он видел безрезультатность их борьбы и в то же время преклонялся перед величием их подвига. В «Красном цветке» отразилась, таким образом, трагедия целого поколения.

    В 1886 написан рассказ «Сказании о гордом Агее».

    В 1887 вышел рассказ «Сигнал». К самоотвержению и героизму призывает писатель своих героев в этом рассказе.

    Наряду с рассказами Всеволод Михайлович Гаршин писал также статьи о живописи. Он был тесно связан с передвижниками и отстаивал художественные принципы их тревожного, беспокойного искусства. Недаром его самого называли передвижником в литературе.

    Герой рассказа «Художники» живописец Рябинин, обращаясь к фигуре замученного рабочего, изображенного им на полотне, восклицает: «Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами призраком, убей их спокойствие, как ты убил мое!» В этом возгласе выражена краткая формула эстетики Гаршина и одновременно тех художников, проникновенным истолкователем которых он был.

    С юности Гаршин страдал психическим недугом; болезнь его питали нерадостные впечатления социальной действительности. Тягостное влияние на всю его дальнейшую жизнь оказала безрезультатная попытка вступиться за осужденного на смертную казнь революционера Млодецкого (1880).

    В 1888 в состоянии тяжелой тоски Гаршин Всеволод Михайлович бросился в пролет лестницы.

    В историю русской литературы Гаршин В.М. вошел как большой мастер психологического рассказа, главной темой которого была трагедия сознания, потрясенного зрелищем социального зла. Картины современной ему жизни приобретают в его рассказах характер широчайшего обобщения, и образы его иной раз наполняются аллегорическим смыслом. Характерно, что «Красный цветок» — это одновременно и психологический рассказ, и аллегорическая сказка.

    Во многих рассказах писателя герой мучительно разбирается в своем положении, наедине с собой решает вопрос о своем долге и поведении. Рассказы Гаршина наполняются раздумьями над самыми больными вопросами жизни и превращаются в своеобразные трагические монологи, отражающие в разной форме предчувствие неизбежности обновления мира.

    Творчество Всеволода Михайловича было высоко оценено и корифеями русской литературы старшего поколения (Л. Толстой, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Г. Успенский) и его литературными сверстниками (Чехов, Короленко).

    Умер 24.III(5.IV).1888 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100