Благовещенский монастырь

в Киржаче

Дата публикации или обновления 14.10.2015
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    Г. Киржач.

    Благовещенский монастырь

    Промысел Божий превратил искушение, которому подверглась обитель Сергиева от людских грехов и слабостей, в дело основания нового дома молитвы - Благовещенского Киржачского монастыря.

    Когда в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому возвратился его брат Стефан, он стал наущать других против преподобного. Многие были недовольны введением общежития. Сергий Радонежский по своему смирению счёл за лучшее тайно удалиться из монастыря и направился к своему другу, преподобному Стефану Махрищскому. Сообщив ему о намерении поставить новый монастырь, Сергий просил дать монаха, который знал бы окрестности и помог найти место. Стефан отпустил монаха Симона.

    Был выбран берег реки Киржач верстах в 12 от Махрищского монастыря. Вскоре к преподобному пришло некоторое количество братии из Троицкого монастыря. Построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроена обитель (1358 г.). Наладив монашеское общежитие, преподобный Сергий по увещанию святого митрополита Алексея и настоятельным просьбам братии Троицкого монастыря вернулся в монастырь Святой Троицы, поставив игуменом Романа, который был «пастырем добрым обители Киржачския до скончания живота». Скончался преподобный Роман Киржачский в 1392 г., в один год с преподобным Сергием Радонежским. Его память- 11 августа, мощи погребены под спудом в палатке под Благовещенской церковью.

    Затем монастырём управляли настоятели Протасий до 1453 г., Сильвестр до 1454 г., Андроник 1492 г., Иоанн Лопотуха – 1519 г., Арефа - 1531 г., Арсений - 1542 г., Никандр - 1544 г., Вассиан - 1554 г., Пантелеймон -1557 г., Варлаам Путятин -1562 г., Константин - 1566 г., Киприан -1568 г., Тимон Боброков -1573 г., чернец Ферапонт Козлов - 1608-1609 гг., Феоктист Мешковатый - 1620 г., иеромонах Феодосии - 1624 г., Нифонт Кобылий - 1652 г., Аентоний Переславцев - 1654 г., Иоасаф Певцов - 1700 г., Макарий Теряев - 1704 г., Илларион Ремезов с 1705 г., Викентий Попков - 1718 г., Ипполит - 1719 г., Антоний - 1720 г.. Филарет Венёвец - 1722 г., старец Иосиф Колюбакин -1722 г., иеромонахи Галактион - 1734 г., Варлаам - 1736 г., Мартиниан - 1738-1740 гг., Савва Княжецкий - 1746 г., Лука Полтавский 1747 г., Азарий Петруковский - 1750-1752 гг., Лаврентий Богдановский - 1752-1753 гг., Тарасий Земнецкий -1753 г., Макарий Златоустовский -1758 г., Филимон - 1760 г., Иоанникий - 1763-1764 гг. (потом монастырь упразднён, его храмы обращены в приходские, а настоятель, иеромонах Иоанникий, переведён в Пешношский монастырь).

    Во всё время своего существования Благовещенский монастырь находился в зависимости от Троице-Сергиева монастыря, настоятелями которого давались все распоряжения, все царственные грамоты, касавшиеся Киржачской обители, и сама она именовалась «Троице-Сергиева монастыря, монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче».

    Основанный знаменитейшим иноком Русской земли и связанный со знаменитейшим на Руси монастырём, Киржачский монастырь с самого начала своего существования стал пользоваться особым расположением московских государей, получал от них вотчины. Через 200 лет после своего основания, в 1562 г., он владел одним селом, тремя погостами, 113 деревнями, четырьмя пустошами - дворов из них было 594 да 18 пустых, пашни - чёрной земли 4165 четей, «добрые худые» земли 2390 четей, перелогу и поросших лесом 34 чети (четь, или четверть, - 1200 кв. сажен, или 0,56 гектара). Владения находились во Владимирском, Дмитровском, Межегородском уездах, в них находились 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви», в самом монастыре было 90 человек братии.

    В 1571 г. голод и моровая язва сильно уменьшили население, многие деревни обратились в пустоши.

    В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII столетия от литовского разорения.

    По переписным книгам 1627-1631 гг. в монастыре значились «церковь Благовещенья Пречистая Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия Чудотворца с трапезою, обе каменные, да колокольница деревянная; монастырь келья келарская да палатка казённая, да сушило, ледник каменные, да 8 келий братских, столовая и хлебная ржаная, двор конюшенной, изба да амбар; вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поберег (по берегу реки) 70 сажен, на воротах шатёр, верх каменный». Вблизи расположилась подмонастырная слободка и неподалеку с. Селиванова Гора, где жили монастырские слуги и работники.

    Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 г. как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 г. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь - с тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре - глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор, крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма западной, северной и южной - устроена каменная крытая галерея.

    Храм имеет два этажа: на верхнем находится собственно храм, н нижнем под сводами палатки, в одной из них, под алтарём, находилисьпод спудом мощи преподобного Романа, первого после Сергия Радонежского игумена монастыря.

    Над местом его погребения была устроена деревянная, с лицевой стороны обитая медью гробница с живописным изображением на верхней доске лица преподобного и с чеканной надписью тропаря и кондака ему. Преподобный Роман причислен к лику местночтимых святых.

    Внутри храма алтарь отделяется каменной стеной. Престол один - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ним была резная из дерева сень. В описи церкви 1764 г. иконостас показан пятиярусный, вверху был образ Господа Вседержителя и Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими. По стенам храм украшен живописью. Особо чтились иконы Господа Вседержителя и Благовещения. Замечательны были царские врата, о которых в описании сказано: «Сень и столбцы деревянные, из них изразцы литые свинцовые позолочены сусальным золотом».

    В папертях находилась древняя икона Нерукотворного образа с надписью: «Лета 7057 (1551) поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе келаре Пантелеймоне». В церкви хранились деревянный посох, принадлежавший настоятелям монастыря, и напрестольный серебряный вызолоченный крест с надписью: «Лета 7144 Сентября в 26 день сделал сей крест в обитель Пречистая Богородицы Благовещению на Киржаче Спаса нового монастыря архимандрит Иосиф о своём душевном спасении и по своих родителях в вечный поминатель». В этом кресте заключались частицы святых мощей мученика Стефана, Феодоры царицы, Козьмы и Дамиана, святого великомученика и целителя Пантелеймона, Иакова Персского, мученицы Татьяны, земля Гроба Господня, млеко Пречистой Богородицы, камень проведения из Черного моря, мученика Прокопия, миро великомученика Димитрия, святителя Иоанна Златоустого (всё значится в надписи на кресте). Также хранились икона Спасителя в окладе (поля и венец серебряные, цата золотая), иконы Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы «Знамение», обе шитые шёлком и унизанные жемчугом и драгоценными камнями, и напрестольное Евангелие печати 1717 г. с обложенной серебром верхней доской.

    Всё это было разграблено и частично уничтожено.

    В монастыре сохранился братский корпус - растёсанные окна и гладкие стены скрывают под поздней штукатуркой XVIII в. стёсанные кирпичные украшения XVII в. Составитель истории г. Киржача Токмаков писал: «После упразднения монастыря в 1764 г. его собор стал городским. В середине XIX в. храм был расписан Александром Петровичем Соловьёвым, церковным старостой Благовещенского собора с 1844 г. Он обучался иконописи в Троице-Сергиевой Лавре. В течение 17 лет служения церковным старостой, не щадя своих сил и своего состояния, он как Благовещенский, так и все храмы, находящиеся с ним в одной ограде (Спасский и Сергиевский), благолепно украсил. Со своим сыном Петром, также обученным живописному искусству, он своими руками украсил своды и стены храмов сплошными живописными изображениями, а в главном Благовещенском храме и все иконы в иконостасе изобразил своею же кистью. За такое благочестие и ревностное попечение о славе Божией Господь благословил верного своего раба и весь дом его.

    Приняв в соображение обстоятельства города и местности, Александр Петрович с сыновьями своими, замечая между прочим большой ущерб в семействах граждан своих от отлучки мужчин из своих домов для работ в отдалённых местах, решились, помолясь преподобным Сергию и Роману, в самом Киржаче устроить небольшие фабрички для производства шёлковых материй, коему уже приобучена была на стороне большая часть киржачских жителей. Опыт увенчался неожиданным успехом. Киржачские обыватели с охотою и радостно оставались в своём городе, не отрываясь от своей семьи, стали дома производить знакомое им дело; а учредители этого полезного предприятия в короткое время настолько увеличили свои средства, что в 1849 г. вблизи самого города имели возможность устроить бумагокрасильное заведение, где до 400 человек могли приобретать достаточные средства для своих семейств. До 1862 года продолжалась многопопечительная заботливость Александра Петровича о своём родном городе; в этом году он скончался.

    И какой замечательной кончины удостоил его Господы изображал он в святой великий пост икону Снятия со Креста Господа, которую преднамеревался поставить в Благовещенском храме над св. Плащаницею. Благочестивый труд иконописца-старца к концу уже приближался, оставалось немногие тени пополнить на священном изображении; но болезнь отняла силы у художника, не дала возможности привести в окончание начатый им труд, и в самый день Великой Пятницы Господь воззвал к себе благочестивого труженика сретить день Господня Воскресения в невечернем дне царствия Своего, дарованного людям крестною жертвою Сына Божия. О характере жизни Александра Петровича и о замечательной кончине его коротко, но ясно, начертано на надгробном камне, установленном над его могилою: "Дышал он дружбою святою, любил и бедным помогать, своей искусною рукою любил он храмы украшать. Семнадцать лет при них старался, потом Предвечного Христа икону Снятия с Креста писав, в Страстной Пяток скончался". - С кончиною приснопамятного Александра Петровича не окончилась благая деятельность его семейства. Восемнадцать лет протекло от кончины его и сколько добра сделано им для Киржача.

    Два сына его Пётр и Александр Александровичи, унаследовав вместе с материальными средствами и благочестивое настроение родителя, вскоре после кончины его пошли по следам его и первое доброе дело исполнили во славу Божию. Имея избытки в средствах и желая почтить память благочестивейших своих родителей, в 1864-1869 годах воздвигли они вблизи могилы их великолепный храм в честь Всех Святых Божиих, с высокою и оригинальной архитектуры колокол ьницею, снабдив этот храм Дорогою церковною утварью, а колокольню большим колоколом. Устроение этого храма с колокольнею придало особое величие всей группе храмов, находящихся в ограде некогда бывшей обители; а в 1867 г., когда был поднят большой колокол, густой и гармонический, благовествующий и призывающий к молитве, торжественно разнёсся его звон над храмами бывшей Киржачской обители и далеко над окружающею Четностью». Вокруг церкви было кладбище, уничтоженное в советское время, сохранилось только несколько надгробных памятников: Якова Григорьевича и Татьяны Васильевны (1821-1897) Арсеньевых, киржачского купца Алексея Григорьевича Вихляева (1822-1902), здесь же похоронена жена киржачского купеческого сына Николая Петровича Соловьёва, Надежда Егоровна Соловьёва (урождённая Бочарова, умерла в 1865 г. на 23-м году жизни, и 2-я супруга его же София Николаевна (ум. 1871 г.) - два одинаковых маленьких белокаменных памятника.

    Александр Александрович Соловьёв, будучи избран на место покойного родителя в церковные старосты, не только поддержал в благолепии все храмы за оградой Благовещенской, но и довёл украшения в них до великолепия, а вне церквей, внутри церковной ограды, всей местности придал прекрасный вид с изящно расположенными аллеями и цветниками. В 1869 г. новая церковь высокопреосвященнейшим архипастырем освящена и в сентябре того же года определён второй священник к Благовещенскому приходу. Усердие А.А. Соловьёва не ограничилось заботой о благолепии храмов. Он расположил своих сограждан испросить Благовещенской церкви другого священника, опытного в законоучительстве, и на свои средства в 1871 г. устроил вблизи храмов большой двухэтажный каменный дом, в котором открыл женское училище, обеспечив его навсегда взносом значительного капитала. В том же корпусе временно помещалось мужское училище, внизу.

    В 1874 г. А.А. Соловьёв хлопотал на губернском земском собрании о привлечении учительской семинарии в Киржач, для чего выделил до 30 000 рублей и 40 десятин земли, ходатайствовал пред епархиальным начальством об открытии собра в Киржаче, на каковой предмет пожертвовал 11 000 рублей.

    При таком благоустройстве и благоукрашении храмов Божиих и при увеличившемся населении города недостаточным уже оказывался причт при двух священниках, и церковная служба представлялась не довольно торжественной. Во внимание к капитальному пожертвованию А.А. Соловьёва на содержание церковного причта Святейший Синод в 1875 г. согласно представлению бывшего епархиального преосвященного архиепископа Антония (Павлинского, ум. в 1878), определил быть Благовещенской церкви соборной, с назначением в оную штата из протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Таковое разрешение было в октябре 1875 г., в этом же месяце старший из священников Благовещенской церкви получил назначение на вакансию соборного протоиерея, а на его место назначен новый. Но торжественное открытие Собора отложили до лета; тем временем определился и третий псаломщик.

    20 июля 1876 г. архипастырь прибыл в Киржач на празднество. 21-го числа отслушал литургию и сделал необходимые распоряжения к следующему дню. Наутро, в 9 часов, звон к поздней литургии возвестил начало самого торжества. Божественную литургию совершал владыка в сослужении протоиерея уездного города Покрова В.И. Александровского и трёх местных священников. За часами совершено было посвящение одного из учителей Киржачского женского училища, А.В. Молчанова, в стихарь. За литургией же, во время малого входа, настоятель собора священник Александр Благоцветов удостоен возведения в сан протоиерея.

    В конце литургии им же произнесено было слово о важном значении Собора в Церкви. По окончании литургии начался благодарственный молебен с каноном святой Марии Магдалине, на который, кроме совершавших литургию, облачились ещё пять священников. По прочтении Евангелия протодиаконом прочитан был указ Святейшего Синода о переименовании Благовещенской церкви в соборную. По окончании молебна началось молебствование: почтён был таковым и главный виновник торжества, ктитор собора А.А. Соловьёв. А когда владыка совсем уже приготовился к выходу и оставил алтарь, он с амвона обратился к виновнику торжества: «Возлюбленный о Господе Александр Александрович! Думаю, что ГЬ|, водясь духом смирения, не ищешь славы от сынов века сего за твои благие деяния. Но Святая Церковь, которую ты возлюбил паче всего и которая обязана воздавать всем должное, не может оставить эти деяния без внимания. Она знает, что никто более тебя не заботился о водворении здесь просвещения, никто более тебя не трудился в деле благоукрашения храмов Божиих и совершения в них благолепного Богослужения, - и она усердно бы желала воздать тебе за оные деяния. Но чем мы, смиренные служители церкви, воздадим тебе за оные? Почти ничем, кроме искренней усердной молитвы о твоём спасении, здравии и долгоденствии. И мы молимся, и всегда будем молиться, да дарует тебе Господь вместо тленных нетленная, вместо временных вечная, да благословит Он все дела и начинания твои для блага ближних и твоего собственного. Знамением сих наших благожеланий да послужит эта святая икона Христа Спасителя с ликами на ней святых, коих имена носили и теперь носят дорогие сердцу твоему лица». Владыка благословил Александра Александровича иконой, и тот со слезами умиления принял её, как дар священнейший.

    На обеде, данном по этому случаю А.А. Соловьёвым, с благословения Его

    Высокопреосвященства предложена была подписка в пользу страждущих братьев славян в Турции. Собрано и отправлено в Московский Славянский Комитет 347 рублей; кроме того А.А. Соловьёвым пожертвовано 100 рублей на Владимирскую епархиальную библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском соборе решено открыть цер-ковно-публичную библиотеку в память этого дня. Вечером город был иллюминован. Но празднество этим не закончилось. Наутро владыка снова прибыл к литургии и; исполняя обычай древности (хранимый на юге России и доселе), совершил после литургии соборную панихиду по родителях радушного хозяина и благотворителя. В тот же день владыка отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города.

    После этого церковная служба не только стала совершаться в нескольких храмах, но приобрела характер соборной торжественности.

    В 1881 г. А.А. Соловьёв был снова переизбран церковным старостой Благовещенского собора. Духовенство и прихожане поднесли ему Благодарственный адрес: «Ваше Высокородие, Милостивый Государь, Александр Александрович! Мы, нижеподписавшиеся, в общем собрании, состоявшемся по распоряжению отца благочинного, почтили Вас новым избранием в должность церковного старосты при соборе г. Киржача, избрали Вас единогласно-единодушно.

    Вы изъявили свою готовность посвятить труды, при помощи Божией, интересам церкви. И при этом случае считаем справедливым долгом выразить Вам наши общие чувства искренней, глубочайшей признательности за Ваше служение.

    Двадцать почти лет, без перерывов, Вы несёте обязанности ктитора, и полезная деятельность Ваша на виду. Храмы Божий (Благовещенский соборный, Всехсвятский и Сергиевский), благодаря Вашей ревности, приведены Вами в благоустроенный и благолепный вид, невольно возбуждающий в сердцах наших религиозное чувство; любуются и восхищаются благоукрашением их и посторонние посетители и богомольцы. Священная утварь и церковная ризница, предметы их составляют ценное и редкое приобретение. Вы дали разумное направление ведению церковного хозяйства и прилагаете заботы о приумножении церковных доходов. Самая обстановка местности в церковной ограде настолько прелестна в летнее время, что душа радуется, когда идёшь на молитву в храмы Божий по её дорожкам, среди аллей и цветников, и говорит о Вашем чувстве красоты.

    Но не здесь предел Вашей ревности по службе. Вот Вы, совместно с достопочтеннейшим братом Вашим, нашим согражданином Петром Александровичем, на нераздельный капитал соорудили Всехсвятский храм с его величественною колокольнею и устроили на ней прекрасный звон. Затем этот храм Вы великолепно украсили, снабдив его утварью и ризницею ценною, на средства, составляющие Вашу личную собственность. Пожертвования Ваши простираются ещё далее. Так, Киржачская приходская Благовещенская церковь Высшим Духовным Правительством переименована в соборную, с образованием при ней причта в настоящем его составе; но, для осуществления столь важного для города факта, требовался взнос капитала на обеспечение содержания причта, и Вы, нимало не задумываясь, внесли на вечное время свой капитал, - что и дало возможность епархиальному начальству ходатайствовать об учреждении собора и соответственного при нём причта. Вы устроили и содержите на собственное иждивение хор певчих, участие коего при церковных Богослужениях в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни возвышает ещё более торжественность их. Вы, наконец, на избытки Богом благословенного достояния своего, воздвигаете ещё каменный трёхпридельный храм с колокольнею на новом городском кладбище, чтобы и усопших, покоящихся на нем, окрилить отрадою чрез молитвы и принесение Святейшей бескровной жертвы о упокоении душ их в царстве славы.

    Все сии приношения Ваши в благоприятную жертву Богу служат истинным свидетельством Вашего благочестного настроения; а для нас, Детей и потомков наших, составляют драгоценные памятники.

    Столь многими видными заслугами на пользу Церкви (а о том, что творит Ваша десница и чего, быть может, не знает и шуйца Ваша, мы не смеем говорить) Вы приобрели полное право на нашу благодарную признательность. Не одни мы, впрочем, чтим Ваши заслуги; Ваша многолетняя ревностная и полезная служба в звании Ктитора всегда обращала на себя просвещённое внимание и досточтимых Архипастырей Владимирской паствы, и по ходатайству их Вы удостоены Всемилостивейших Монарших наград.

    Усерднейше просим Вас, Александр Александрович, принять от нас сей адрес как знак выражения нашей искренней благодарности за Ваши труды, заботы и пожертвования.

    Благодарим Вас, благодарим! Спаси Вас Бог молитвами великого предстателя и молитвенника пред престолом Божиим, Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия Радонежского, положившего основание нашему граду!»

    В течение своей службы А.А. Соловьёв приобрёл более чем на 19 000 от сторонних лиц на украшение храмов, 40 000 стоило ему вместе с братом П.А. Соловьёвым сооружение Всехсвятской церкви с колокольней и приобретение колокола в 500 пудов, П. Соловьёв пожертвовал из своего личного капитала в пользу церкви 15460 руб. и причта - 11 800 руб., употребил на содержание певчих 8 400 руб. и на строительство кладбищенского храма до 40 000 руб.

    Вместо прежнего, установленного в 1837 г., 1896 г на пожертвования дочери А.А. Соловьёва, Марии Александровны Недыхляевой, был поставлен новый иконостас, вызолоченный на полимент! В 1916 г. настоятелем собора был благочинный 2-п округа протоиерей Павел Иванович Лепорский.

    В 1927 г. в соборе устроен краеведческий музей, в который собраны иконы и утварь из местных храмов и предметы обстановки из дворянских усадеб князя И.Н. Вадбольского и графа Н.И. Салтыкова, а также библиотека Благовещенского собора - почти 2000 книг, из них 500 рукописных.

    Потом музей был закрыт и собор использовался как склад, керосинная лавка и колбасный цех.

    Храм был разорён. Проведённая в 1960-х гг. реставрация вернула ему предполагаемый древний вид. В1656 г. в монастыре возведён каменный храм в честь Всемилостивого Спаса (Происхождения честных древ Креста Господня) под колокольней. Надпись на стене свидетельствовала, что боярин Иван Андреевич Милославский «строил сию церковь своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок». Он был начальником Ямского приказа, во время «медного бунта» 1662 г. в Москве на стенах появились прокламации, в которых обвинялись в народных бедах «изменники-бояре», родственники царицы И.Д. и И.М. Милославские, и среди прочих также Иван Андреевич. Он владел сельцом Фёдоровским вблизи Киржача, по дороге на Борисоглебский Погост. Внизу храма находится семейная усыпальница, где похоронены Андрей Степанович Милославский (ум. 1640), его жена Мария Семёновна, схимница Маремьяна (ум. 1641), боярин (с 1657 г.) Иван Андреевич Милославский (ум. 1663), его жена Агриппина Никитична (ум. 1654). Она была дочерью Никиты Дмитриевича Бестужева, тоже похороненного в Спасском храме. После смерти супруги Иван Андреевич (все его дети от первого брака умерли в раннем возрасте, во втором браке детей не было) женился на внучке князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Анне Петровне. В 1653 г. она вышла замуж за стольника, князя Афанасия Фёдоровича Репнина, а по смерти его вышла за боярина Ивана Андреевича Милославского. Скончалась в 1669 г. Надгробия уничтожены в советское время.

    Пришедший в запустение в советское время Спасский храм реставрирован одновременно с Благовещенским собором в 1960-х гг.

    В XVII в. построены также ограда с воротами, надвратная церковь (перестроена в XIX в., восстановлена в 1990-х гг.), братский корпус (тоже перестроен). Кроме Святых врат, в монастырь можно попасть через боковые ворота и калитку.

    По переписным книгам 1678 г. владения Киржачского монастыря, кроме подмонастырской слободки и с. Селивановская Гора, в одном только Переславском уезде насчитывали 26 деревень, в них 354 крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за монастырём значилось 2307 состоявших в подушном окладе (то есть считали только мужчин), в частности в подмонастырной слободке слуг и служебников монастырских 208, в с. Селиванова Гора - 239. Комиссия, описывавшая церковные имения для их секуляризации (отобрания), отметила следующие данные: три каменных церкви, каменная настоятельская келья, кухня, баня и сторожка; вокруг монастыря каменная ограда, в ней двое ворот, над ними деревянная галерея, при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Монастырю принадлежали 74 пустоши.

    Его вотчина состояла из слободки, в которой 179 душ мужского пола, с. Селиванова Гора (230 душ) и 26 деревень в Переславском уезде, кроме этого во Владимирском уезде монастырю принадлежало Ваганово с тремя деревнями, в них числилось 339 душ мужского пола. Всего за Киржачским монастырём состояло 2105 крестьянских душ.

    В 1764 г. монастырь упразднён, его церковь обращена в приходскую. Монастырское имущество переправлено в Троицкую Лавру, братия переведена туда же, часть в другие монастыри.

    В соборной ограде на месте прежнего монастыря стояли четыре каменные церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы, Преподобного Сергия Радонежского, Происхождения Честных Древ Креста Господня, Всех Святых.

    До 1876 г. жителей Киржача хоронили в ограде собора, затем городской Думой было отведено место для нового кладбища. Здесь (рядом с медно-латунным заводом) щедрый благотворитель города А.А.Соловьёв построил каменную трёхпрестольную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В советское время она разрушена, закрыты и все церкви города, полностью уничтожен храм Преподобного Сергия Радонежского (в наше время на его месте установлен поклонный крест), а также монастырские стены, каменная часовня над источником (по преданию, ископанным самим преподобным Сергием), монастырское кладбище.

    В июле 1995 г. монастырь возрождён, но теперь уже как женский (настоятельница - монахиня Мария Сташевская). В 1997 г. обретены святые мощи преподобного Романа Киржачского. Обретение празднуется 12 по ст. ст. (25 по н. ст.) ноября.

    Уже в наше время устроен домик вратарниц. Построен настоятельский корпус. Воссоздана на старых фундаментах часовня над колодцем преподобного Сергия Радонежского (к сожалению, срублены огромные деревья вокруг).

    В 1865-1866 гг. Александром и Петром Александровичами Соловьёвыми над могилами родителей была построена, по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-1882, член Императорского археологического общества, Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, Общества древней письменности в Петербурге), Всехсвятская церковь с колокольней. У центральной апсиды храма похоронен Александр Петрович Соловьёв (ум. 1862). «Обучившись иконописному делу в Троице-Сергиевой Лавре, он вместе с сыном Петром расписал стены Благовещенского собора и Сергиевского храма. А.П. Соловьёв - один из основателей текстильной промышленности в Киржаче. Красивая литая металлическая сень над его могилой уничтожена в советское время. Церковь Всех Святых закрыта и разорена, в ней размещён хлебокомбинат.

    В начале 1870-х гг. причт Благовещенского собора по штату состоял из настоятеля-протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Настоятелем был священник Алексей Белоцветов, ему помогали священники Дмитрий Аменицкий и Алексей Цветаев. Диаконов было два Иоанн Любимов и Павел Беляев.

    В 1876 г. по просьбе А.А. Соловьёва и жителей города в Киржач был переведён о. Александр Виноградов (1834-1908 гг.). Он был возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем Благовещенского собора. Александр Иванович Виноградов родился в 1834 г. в г. Вязники Владимирской губернии в семье диакона. В 1843 г., поступил во 2-й класс Владимирского Духовного училища. После окончания семинарии в 1855 г. рукоположен во иерея и назначен полковым священником в Варшаву. После окончания Крымской войны переведён в соборный храм г. Покрова.

    В 1870 г. о. Александр-священник Успенского собора г. Владимира. Современники отмечали его благоговейное совершение богослужений, сердечное, отеческое отношение к пастве. Отец Александр также окормлял арестантов, будучи духовником при Владимирском исправительном отделении, преподавал закон Божий в Уродском женском училище. В то же самое время по его совету восстанавливались княжеские гробницы в соборе, а в странноприимном доме при соборе установлено непрерывное чтение Псалтыри с поминовением всех почивающих в Успенском кафедральном соборе. О. Александр в 1876 г. написал книгу об истории и святынях собора.

    В Киржаче протоиерей Александр был законоучителем в городских школах и в Учительской семинарии. Не оставил он и своей исследовательской работы. Вскоре вышел его труд по истории Благовещенского монастыря и города Киржача.

    В 1880 г. начались работы по реставрации Владимирского Успенского собора. Преосвященный Феогност благословил протоиерея Александра Виноградова на служение во Владимир, на место ключаря собора, намереваясь поручить ему руководство восстановительными работами. Протоиерей Александр переехал во Владимир и принял непосредственное участие в реставрации. Жил он при соборе, собирал деньги на реставрационные работы. Он настаивал на поисках древней росписи собора, сделанной во время княжеского правления Андрея Боголюбс-кого и Всеволода Большое Гнездо (XII в.), а также в XV в., когда собор расписывал преподобный Андрей Рублёв. В связи с этим из с. Палех был приглашен иконописец Н.М. Сафонов. Поиски древней росписи собора как внутри, так и снаружи увенчались успехом. Раскрытые фрески были тщательно зарисованы и сфотографированы.

    Московское Археологическое общество и известный историк и археолог И.Е. Забелин по достоинству оценили вклад протоиерея Александра Виноградова в изучение истории древнего храма. Около 10 брошюр исторического и археологического содержания принадлежат перу о. Александра. Он был награждён тремя орденами Святой Анны (всех степеней) и двумя орденами Святого Владимира -4-й и 3-й степеней. В1903 г. назначен настоятелем Успенского кафедрального собора. Скончался в 1908 г. и похоронен в ограде Успенского собора.

    В 1887 г. был рукоположен во иерея к Благовещенскому собору в г. Киржаче Александр Георгиевич Знаменский (1861 - после 1917). Он окончил в 1886 г. Московскую Духовную академию, стал кандидатом богословия, с 1889 г. протоиерей, настоятель Георгиевского собора г Юрьева-Польского. Благочинный, член уездного училищного совета, депутат от духовенства в Юрьевской думе. В 1895 г. организовал общество трезвости. При его деятельном участии и на собранные им средства был перестроен Георгиевский собор, об истории которого он написал книгу. Депутат III Государственной Думы от Владимирской губернии, входил во фракцию правых, был товарищем председателя комиссии по делам Православной Церкви. Отказался от членства в Думе 17 октября 1911г.

    В 1924 г. Георгиевский собор был закрыт, в нём устроена электростанция. Отец Александр продолжал служить в Троицком соборе, построенном на собранные им средства.

    В 1930 г. на одном из секретных заседаний президиума Юрьев-Польского райисполкома решались вопросы о раскулачивании части населения района. Дело о раскулачивании А.Г. Знаменского было названо так: «О дополнительной муниципализации жилого дома с двумя сараями бывшего протоиерея Георгиевского собора, ныне закрытого, бывшего члена Государственной Думы и Святейшего Синода Знаменского А.Г». Сказать проще - протоиерея А.Г. Знаменского выгнали с семьёй из дома на улицу.

    В этой церкви в 1927-1930 гг. служил протоиерей Николай Павлович Прозоров (1878-1964). По окончании Ярославской Духовной семинарии в 1903 г. он работал учителем. В 1907 г. рукоположен в иереи архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (будущим патриархом и святителем) и до 1909 г. служил на приходе. В 1913 г окончил Московскую Духовную академию со званием кандидата богословия. До 1961 г. служил в различных приходах Ярославской епархии. Был членом епархиального совета. Награждён митрой и вторым крестом с украшениями.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100