Из летописи монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2021
  • Оглавление: Свято-Троицкий Сканов женский монастырь
  • Из летописи Сканова монастыря.

    Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 250-ти лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 г. (1676г.) на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

    Так, в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя святителя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими говорится, что «В оном 7184г. (1676) апреля в 26 день в Скановой пустыни сгорели три церкви и монастырь мало не весь выгорел» (Грамоты между актами монастыря).

    На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное с. Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748-1800 гг., нижегородского—с 1800-1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря).

    Вместе с с. Наровчат и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит.

    Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии» т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Испанским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться Исканская пустынь, а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии времени. В народе эта пустынь называлась Скань.

    Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

    Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось.

    Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

    Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу неопустительно.

    Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою — в больничной, а летом — в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время — в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.

    На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу — акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу — акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем — помянник и вечерние молитвы.

    Свято-Троицкий Сканов женский монастырь.
    Свято-Троицкий Сканов женский монастырь.

    Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два — вокруг монастыря в храмовые праздник Святой Троицы и праздник Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один — в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября).

    Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 г.

    Колокольня с надвратной Свято-Никольской церковью, конец XVIП в.
    Колокольня с надвратной Свято-Никольской церковью, конец XVIII в.

    Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.

    1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673)г. об отводе Скановой обители «земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, дл сенных покосов по смете на семьсот копен», по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие «челобития мерного попа Феодосия с Балтией да старца Кирилла».

    2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов в книге Семена Секиотова на отведенную выше землю «20-ти десятин с полдесятиною»: первая — от 19 декабря 7189 (1681)г., данная «мерным попом Феодосию и строителю Иоанну с Братией», вторая — от 31 июля 7197 (1689)г., данная строителю иеромонаху Моисею с братией.

    3. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте, из Приказа Большого двора: «против челобития Нижеломовского уезда Наровчатского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и масовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину». Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) г. 19 февраля, второй — строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688)г. 10 февраля.

    4. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные по «челобитию мерного попа Феодосия с Братией, да казначея старца Кирилла»: первая от 28 августа 7184 (1676)г. на построение деревянной церкви во имя святителя Николая.

    После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято-Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Феофила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.

    С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

    Свято-Троицкий Собор, XVIII — XIX вв.
    Свято-Троицкий Собор, XVIII — XIX вв.

    Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трёх святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием.

    29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

    На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

    Внутренний вид Свято-Успенской церкви.
    Внутренний вид Свято-Успенской церкви.

    В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена и тем же Преосвященным освящена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

    Внутренний вид надвратной Свято-Никольской церкви.
    Внутренний вид надвратной Свято-Никольской церкви.

    В 7181 (1673) году по Указу Царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и Царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля: «а по мере той земли в той округе, что отказано Сканову монастырю, пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете по семьсот копен, и как сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, а в дву потому ж, т.е. как яснее выражено еще в ином акте, распашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле мерного большого леса около нея».

    Внутренний вид Свято-Троицкого собора.
    Внутренний вид Свято-Троицкого собора.

    Земля, пожалованная в 7192 (1684) г. в с. Наровчат и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.

    Внутренний вид церкви Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
    Внутренний вид церкви Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

    Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

    Часовня в честь свт. Николая Чудотворца в с. Наровчат.
    Часовня в честь свт. Николая Чудотворца в с. Наровчат.

    В с. Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной Царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем — каменная часовня в честь свт. Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный.

    При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, в настоящее время сохранилась.

    Далее: Настоятели Сканова монастыря
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос