Церковь Спаса на Сенях

в Ростове Великом

Дата публикации или обновления 01.05.2015
  • Храмы Ярославской области
  • Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом.
    История и реставрация церкви Спаса на Сенях.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Церковь Спаса на Сенях

    С использованием материалов из книги «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.

    Книгу можно приобрести, посетив Ростовский Кремль в Ростове Великом.

    Оглавление

  • Архитектура церкви Спаса на Сенях
  • Солея и иконостас церкви Спаса на Сенях
  • Стенопись церкви Спаса на Сенях
  • Роспись алтаря церкви Спаса на Сенях
  • Роспись центральной части церкви Спаса на Сенях
  • Страшный Суд. Церковь Спаса на Сенях

  • Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома — архитектурного ансамбля 70-80-х годов XVII века, более известного сейчас под названием «Ростовский кремль». По замыслу создателя этого ансамбля — ростовского митрополита Ионы — церковь Спаса входила в комплекс важнейших парадных построек: центрального корпуса Митрополичьих палат (ныне «Самуилов корпус») и парадной трапезной (Белая палата).

    Датой постройки церкви Спаса на Сенях считается 1675 год. Эта дата упоминалась в надписи на храмозданном кресте, еще сохранявшемся в церкви в XIX веке: «Освятися алтарь и сооружен бысть крест сей церкви Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7183 (1675) Августа 17 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при Великом Государе Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России, и при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском. Освятил его сам Иона митрополит со всем освященным собором». Церковь была освящена в честь Нерукотворного образа Спасителя. Одно из древнейших известий о церкви Спаса на Сенях содержится в описи Ростовского Митрополичьего дома, составленной в 1691 году, вскоре после смерти митрополита Ионы. В этом документе был кратко охарактеризован наружный вид церкви и подробно описано ее внутреннее убранство.

    В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.

    В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.

    Другой крупный пожар Архиерейского дома, случившийся в 1758 году, вновь уничтожил покрытие церкви. После этого пожара в Ростов был прислан архитектор Сергей Ухтомский с указанием составить проекты новой застройки погорелых мест в городе и восстановления Архиерейского дома. Проектные предложения Ухтомского имели целью обеспечить в будущем пожарную безопасность зданий, для чего предполагалось заменить на всех церквах деревянные кровли несгораемыми металлическими покрытиями по металлическим же кровельным конструкциям. Осуществление этого проекта стало для архиерейского дома столь экономически затруднительным, что работы по сооружению металлических покрытий затянулись на десятилетия. Вскоре после пожара на церкви была вновь спешно устроена деревянная кровля. Лишь в 1781-1783 годах церковь Спаса на Сенях получила металлическое покрытие, конструкции которого были выполнены из кованого железа сибирских заводов.

    В 1788 году архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль. После этого церковь Спаса на Сенях, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения, а помещения под ней переданы в гражданское ведомство и отданы под соляные и винные склады.

    Уже в первой половине XIX века древние здания Ростовского кремля пришли в плачевное состояние. Оставались без ремонта кровли и фундаменты, сырость разрушала кирпичную кладку стен и сводов, содержатели помещений в подклетах замуровывали окна, подтесывали арки и своды, выпиливали железные связи. Путешественники, посещавшие в эти годы Ростовский кремль, не раз с сожалением писали о бедственном положении его древних зданий. Наиболее известны заметки графа М.В. Толстого, передавшего свои впечатления в книге «Святыни и древности Ростова Великого». Наконец, в 1850 и 1851 годах бывший Архиерейский дом удостоился посещений августейших особ — великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича и будущей императрицы Марии Александровны. Высокие посетители, обратив внимание на ветхость замечательных по своему зодчеству церквей и палат, выразили желание видеть их обновленными.

    В 1852 году по распоряжению государя в Ростов прибыл для осмотра зданий Кремля директор духовно-учебного управления статский советник Карасевский. Как сообщает А.А. Титов, это было откликом на прошение ростовских граждан о возобновлении митрополичьего дома и об открытии в нем духовного училища. По представлении Карасевским подробного отчета о состоянии построек последовало высочайшее повеление о передаче всех кремлевских зданий в церковное ведомство и вслед за тем указ Синода об их обновлении соответственно их древнему назначению. По оценке Карасевского, церковь Спаса на Сенях «так же, как и церковь Воскресения, имеет трещины в стенах и требует поправок».

    В 1 860-е годы по инициативе ростовского купца И.И. Хранилова и с благословения ярославского архиепископа Нила церковь была частично отремонтирована на средства ростовского купечества и освящена 6 августа 1865 года. Однако возобновление церкви ограничилось, в основном, устройством новых кровель и обновлением стенописи. Между тем, многолетнее использование нижних этажей церкви в качестве погребов и соляных складов привело к значительным повреждениям и трещинам в кладке стен и сводов. Поэтому, несмотря на произведенный И.И. Храниловым ремонт, состояние церкви оставалось аварийным.

    Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.

    Обследование церкви Спаса на Сенях, предпринятое в 1888 году, показало, что церковь «дала значительную осадку, и эта осадка увлекала за собою смежные с церковью здания Отдаточной палаты и переходов; стены дали широкие трещины; деревянная лестница у старинного крыльца... обрушилась; подпружныя и подпорчатыя арки и их пилоны, на которых прежде покоились древние каменные переходы, покрытые чугунными плитами, развалились».

    В 1891-1892 годах был произведен ремонт подклетных помещений, а в 1893 году работы развернулись в здании храма. Томский купец В.И. Королев, уже вписавший к тому времени свое имя в историю восстановления Кремля крупным пожертвованием на реставрацию Белой палаты, перевел кремлевской Комиссии двенадцать тысяч рублей на восстановление церкви Спаса на Сенях. При этом он поставил условие, чтобы в память о жертвователе в храме была поставлена икона его святого покровителя — князя Всеволода Псковского, в день именин совершался молебен о здравии благотворителя, а после его смерти — панихида. Кроме того, в условии Королева оговаривалось создание доски с памятной надписью. Такая доска по решению Комиссии была заложена в южную стену храма.

    «Капитальные стены в храме и своды в алтаре и ризнице прочно вычинены чрез сквозную проборку кирпичем на цементе; оторвавшийся северо-восточный угол у алтаря связан со стенами посредством скрепления железными перевязями... заделанные в новейшее время оконницы как в храме, так и в подвалах освобождены от этих заделок», — сообщается в отчете Комиссии о реставрации церкви Спаса на Сенях. Мстерский художник В.В. Лопаков с пятью помощниками возобновил в храме нижние ярусы стенописи и отреставрировал местные иконы.

    В ходе реставрации возник вопрос о форме первоначального покрытия церкви. И.А. Шляков считал, что четырехскатное покрытие здесь, как и в других кремлевских церквах, было изначальным. По мнению архитектора A.M. Павлинова, древнее покрытие церкви было трехлопастным. Автору проекта Н.В. Султанову удалось установить, что первоначально церковь Спаса на Сенях имела восьмискатное пощипцовое покрытие. Тем не менее реставрацию покрытия кремлевской Комиссии осуществить не удалось, и оно еще долгое время оставалось четырехскатным.

    После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником». Кремлевские церкви, имея музейный статус, были освящены и готовы для богослужения, а в штате музея имелась должность священника кремлевских церквей. Однако службы совершались главным образом в церкви Григория Богослова, которая считалась домовым храмом музея, а в других церквах служили только в исключительных случаях. После революции 1917 года Ростовский Музей Церковных Древностей изменил свое название и статус, став краеведческим музеем. В 1919 году в его ведение были переданы все кремлевские церкви с находившимся в них имуществом. В этот период интерьер церкви Спаса на Сенях был закрыт для посетителей, а помещения в подклете сдавались музеем в аренду.

    24 августа 1953 года над Ростовом пронесся смерч необыкновенной разрушительной силы, затронувший все здания Кремля и сорвавший кровлю и главу с церкви Спаса на Сенях. На следующий же день в Ростове работала правительственная комиссия, оценивая масштабы разрушения. Было принято решение не просто ликвидировать повреждения, но произвести полную научную реставрацию всего ансамбля, вернув ему первоначальный вид, и превратить Ростовский кремль в популярный туристический объект. Исполнение работ было поручено Ярославской специализированной научно-реставрационной мастерской, руководителем которой стал архитектор B.C. Баниге.

    Церковь Спаса на Сенях реставрировали в 1954-1957 годах. В ходе реставрации на основании сохранившихся элементов и следов первоначальных конструкций кровель были восстановлены пощипцовое покрытие четверика с системой водометов и трехчастная кровля алтаря. По замыслу B.C. Баниге, покрытие было восстановлено в первоначальном материале — дереве, однако спустя несколько лет тесовые кровли обили железом. С 1977 по 1 997 год была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера церкви Спаса на Сенях. Реставраторы промыли и укрепили красочный слой, удалили записи XIX века, укрепили левкас в местах его отставания от стены. Чтобы предохранить стенопись от дальнейшего разрушения, реставраторы церкви Спаса на Сенях удалили из стен множество металлических левкасных гвоздей и заменили их керамическими кламмерами. На местах утрат живописи были сделаны тонировки акварельными красками.

    Далее: Архитектура церкви Спаса на Сенях
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100