Архитектура церкви Спаса на Сенях

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом
  • Архитектура церкви Спаса на Сенях

    Бесстолпная церковь Спаса на Сенях поставлена на высоком прямоугольном в плане подклете. Основной объем храма, в плане близкий к квадрату, перекрыт крещатым сводом с восьмискатной кровлей и увенчан одной главой. В отличие от других кремлевских церквей, внешние формы Спасской церкви соответствуют внутренней конструкции. В частности, пощипцовая форма покрытия основного объема церкви отвечает крещатой конструкции свода, а трехчастная кровля алтаря — его трехчастному перекрытию с отдельным сводом над каждой из апсид.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    К основному объему церкви Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая трехапсидная алтарная часть, с запада — здание парадной трапезной (Белой палаты), а с севера — открытое гульбище. Церковь не имеет притвора. Ее внутренние помещения никак не соединяются с примыкающей трапезной, а единственный вход устроен с северной стороны, с гульбища. По замыслу митрополита Ионы, при церкви существовала звонница, располагавшаяся в восточной части гульбища и разобранная в XVIII веке.

    Церковь Спаса почти не видна с северной и западной сторон Ростовского Кремля, где расположены парадные входы в Архиерейский дом. Она выделяется при взгляде с озера, особенно при подходах к восточным («водяным») и южным («дровяным») воротам комплекса. Прямо за воротами располагались тесные хозяйственные дворики, вплотную примыкавшие к зданию церкви. С этой стороны оно выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения смотрящего не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть, лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Все фасады церкви Спаса трудно обозримы с ближних точек зрения, изнутри Митрополичьего дома — они видны в сильном ракурсе или закрыты другими зданиями. Находясь в кремлевском дворе, можно разглядеть только венчающую часть храма — щипцы покрытия и барабан с главой. Таким образом, самое важное и самое высокое здание ансамбля оказывается самым незаметным. Только из-за стен Кремля, со значительного расстояния можно увидеть, что церковь Спаса отличается от других построек своей высотой, массивностью, крупными формами завершения и четким силуэтом единственной главы.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Декоративное убранство церкви кажется очень скромным. Между тем в ее оформлении применены разнообразные элементы декора. Каждый из фасадов завершается щипцовым фронтоном, на котором обозначены очертания трехлопастной арки. Фасады расчленены по вертикали лопатками, а по горизонтали — рельефными тягами и украшены поясом килевидных арок. В верхней части стен алтаря, продолжая аркатурный пояс, проходит фриз из пятиугольных нишек. На углах четырехгранного постамента барабана поставлены тройные полуколонки, а переход к барабану подчеркнут ярусом треугольных щипцов. Оконные проемы купольной части оформлены перспективно разработанными наличниками.

    Фасады храма делятся на несколько крупных частей. Над высоким подклетом поднимаются стены центрального объема церкви, разделенного, в свою очередь, на две части аркатурным поясом. Каждый из ярусов имеет свой порядок расположения лопаток, не согласующийся с членениями соседних. Эта особенность не раз отмечалась исследователями, причем несовпадение лопаток подклета и церкви вызвало у B.C. Баниге ошибочное предположение о более ранней постройке подклета.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Кроме различного расположения лопаток, фасады имеют и другие особенности оформления. Так, окна подклета и верхний ярус окон четверика помещены в глубокие арочные ниши, что дает возможность почувствовать толщину стены, тогда как в нижней части северного и южного фасадов четверика подчеркивается ее плоскость: окна здесь неглубокие и к тому же обведены плоскими прямоугольными орнаментальными рамками. Окна на слабо выступающих апсидах не имеют обрамлений и помещены в ниши, но не столь глубокие, как у окон подклета и верхнего яруса.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Трехчастное деление имеет лишь верхняя часть фасадов центрального объема церкви, начиная от уровня аркатурного пояса. Отсюда массив стены убывает кверху двумя уступами. Это придает зданию некоторую пирамидальность и зрительно уменьшает тяжесть его завершения. Несмотря на значительную высоту храма, впечатление от его облика определяют, скорее, горизонтальные членения фасадов и пологие скаты пощипцового покрытия. Важную роль здесь играет и контраст между огромной статичной массой основного объема и стройным, динамично устремленным ввысь завершением церкви.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Алтарь церкви Спаса на Сенях состоит из трех частей, объединенных в интерьере широкими арочными проемами. Каждая из этих частей перекрыта коробовым сводом и с востока завершается полукружием апсиды. Такой структуре алтаря соответствует трехчастная форма его покрытия с особой трехскатной кровлей над каждой апсидой.

    Необычно архитектурное решение завершения храма: барабан с главой утвержден на четырехугольном постаменте, причем обе части примерно равны по высоте. Переход от четырехугольного основания к круглому барабану снаружи отмечен ярусом щипцов, а в подкупольном пространстве оформлен при помощи парусов, которые не несут реальной нагрузки, поскольку барабан опирается на стены постамента. Оконные проемы купольной части также расположены в два яруса. Барабан освещают шесть окон, а в стенах постамента окна имеются лишь с трех сторон. Его восточная стена остается глухой (в интерьере здесь помещено изображение Христа Великого Архиерея). Нельзя исключить, что завершение храма было задумано как миниатюрное подобие церковного здания, воспроизводящее его основные структурные элементы.

    В отличие от других храмов Архиерейского дома, в архитектуре церкви Спаса на Сенях главенствуют формы, которые к XVII веку устарели и почти не употреблялись. Помимо одноглавия и пощипцового покрытия, к ним относится крещатый свод, распространенный в московской архитектуре XVI века. В 1566 году храм с таким сводом был построен и в Ростове — это церковь Вознесения, возведенная по заказу Ивана Грозного над погребением ростовского юродивого Исидора Твердислова. Скорее всего, именно этот храм стал непосредственным образцом для церкви Спаса на Сенях. Однако необычный характер интерьеру Спасской церкви придает, прежде всего, повышение уровня пола алтаря и предалтарного пространства почти на высоту человеческого роста, а также сооруженный на краю предалтарной площадки (солеи) парапет с аркадой на золоченых колонках, соединенной арками с восточной стеной церкви.

    Внутреннее пространство церкви Спаса на Сенях делится на три основные части — алтарь, солею и пространство для молящихся. Границы между ними сделаны предельно осязаемыми — зодчий отделил их друг от друга каменными стенами, причем пространство солеи оказалось ограниченным не только по сторонам, но даже сверху. По вертикали пространство храма также разделяется на три крупные части — нижнюю и верхнюю зоны основного объема четверика, граница между которыми проходит на уровне верха аркады солеи, и купол. Соотношение этих частей строится на контрастах: затесненной нижней части четверика противопоставлена просторная верхняя зона, а ей, в свою очередь,- узкий купол. В интерьере церкви царит полумрак. Семь окон верхнего яруса четверика расположены не на плоскости фасадов, а в глубоких нишах, и свет проникает сквозь них неширокими рассеянными лучами. При этом свод четверика в любое время дня сильно затенен, что подчеркивает наполненность светом купольной части. Всегда затенены апсиды, на фоне которых выделяется ярко освещенный престол. Всего в храме двадцать четыре окна, из которых пять освещают алтарь, десять — четверик и девять — купол.

    Масштабные соотношения в Спасском храме задуманы так, что его интерьер оказывается несоразмерным человеку. Пол алтарной части и граница между ярусом «полотенец» и сюжетными росписями располагаются почти на уровне человеческого роста. Прямоугольное световое отверстие в центре крещатого свода сделано небольшим, из-за чего высокий свод кажется еще выше. Внутри этого отверстия в совсем запредельной высоте сквозь кольцо барабана видна полуфигура Бога Отца в куполе. Высота фигур, особенно в нижних ярусах стенописи, также больше человеческого роста. Соразмерны человеку лишь евангельские сцены в верхних ярусах четверика, «портреты» сыновей Иакова на парапете солеи и «Сотворение мира» в алтаре.

    Далее: Солея и иконостас церкви Спаса на Сенях
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос