Солея и иконостас

церкви Спаса на Сенях

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом
  • Солея и иконостас церкви Спаса на Сенях

    Как уже было отмечено, вся восточная часть храма, где совершается богослужение, — алтарь и предалтарная площадка (солея) — значительно выше уровня пола церкви. На солею ведет лестница в восемь ступеней. Пол алтаря приподнят над солеёй еще на одну невысокую ступень. Этот прием отражает представление об иерархическом соотношении частей храмового пространства. Подчеркивается разница уровней не только между пространствами для мирян и священнослужителей, но и между двумя частями богослужебного пространства — солеёй и алтарем.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    Начиная с XIX века, исследователи объясняли повышение уровня алтарной части и солеи в церкви Спаса на Сенях стремлением заказчика храма — митрополита Ионы — подчеркнуть значимость архиерейского сана, возвыситься над народом или приближенными. Однако на солее находился не только архиерей, но и весь клир, включая певцов, которые вовсе не имели духовного сана. Клиросы (площадки для певчих) в ионинских храмах поднимаются до уровня солеи и составляют с ней неразрывное целое. Именно их каменные стенки образуют парапет на краю солеи. Более вероятно, что увеличение высоты солеи выражает общую идею превосходства духовного начала над мирским, идею отрешения от мирской суеты для божественной службы.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    На восточной стене церкви Спаса на Сенях написан иконостас с традиционным составом изображений праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов. Фресковые иконостасы — самая устойчивая черта в своеобразном оформлении ростовских храмов. Первоначально считалось, что такие иконостасы устраивались из чисто эстетических соображений, дабы не нарушать единства живописного оформления интерьеров. Такое мнение впервые высказал Ю. Шамурин, хотя он тут же отметил и соответствие каменной алтарной преграды «древнему византийскому укладу церковной красы». Впоследствии возникновение каменных преград в ростовских церквах исследователи стали связывать с символическими толкованиями алтарной преграды в писаниях византийских богословов — Германа Константинопольского и Симеона Солунского. Эти толкования, которые прежде были известны на Руси по отрывочным пересказам, стали широко доступными после выхода в 1656 году книги «Скрижаль», изданной по указу патриарха Никона.

    Иконостас церкви Спаса на Сенях имеет уникальную пространственную разработку. Три его верхних ряда — праотеческий, пророческий и деисусный — написаны на сплошной стене. Изображения, составляющие праздничный чин, помещаются ниже, между арками, соединяющими восточную стену с аркадой солеи, и располагаются кольцеобразно, занимая, кроме восточной стены, внутреннюю сторону аркады.

    Наряду с традиционным деисусным чином в составе иконостаса на восточной стене, в роспись предалтарного пространства храма включена еще один вариант деисусной композиции — «Союзом любве связуеми апостоли». Эта композиция находится на лицевой стороне аркады солеи. Такое расположение само по себе достаточно закономерно, поскольку аркада солеи церкви Спаса на Сенях, как не раз отмечалось, воспроизводит исходную форму иконостаса и в наиболее сжатом виде выражает его символическое содержание. Деисус на аркаде обращен к людям, которые стояли в западной части храма, то есть к мирянам и непосвященным в духовный сан. При этом аркада солеи полностью закрывает от взглядов молящихся иконостас на восточной стене . Необычное пространственное решение иконостаса с удвоенным деисусом было, по-видимому, рассчитано на два уровня восприятия, между которыми существовало определенное иерархическое соотношение.

    Аркада, замещая иконостас для простых молящихся, вместе с тем служит величественным фасадом и торжественным обрамлением входа в восточную часть храма, а точнее, в необыкновенно пышно оформленное преддверие алтаря. Творческая мысль создателя храма была направлена именно на выделение предалтарной зоны архитектурными средствами. Зодчий не только отделяет солею от остального пространства храма парапетом с аркадой, но и обозначает верхнюю границу этой зоны, перебрасывая четыре арки между аркадой солеи и восточной стеной.

    Эти арки не имеют конструктивной функции. Однако многие исследователи называли все сооружение над солеёй «галереей-сенью». По-видимому, эта идея близка к замыслу митрополита Ионы. Известно, что в его постройках каменные сени на золоченых столбах сооружались над важнейшими в символическом отношении зонами храма — над царскими вратами и Горним местом в алтаре. В церкви Спаса на Сенях, где своеос разные архитектурные идеи Ионы представлены в наиболее полном виде, сень перекрывает все предалтарное пространство.

    Не совсем удачно распространенное уподобление высокой солеи театральной сцене. Высота солеи вовсе не способствует тому, чтобы молящиеся лучше видели пышное богослужение. Как уже было сказано, каменный парапет аркады почти полностью закрывает солею от взгляда человека, стоящего в западной части церкви. Через парапет трудно разглядеть фигуры священнослужителей и боковые входы в алтарь, и даже царские врата видны не отовсюду. Таким образом, аркада действительно выполняет роль преграды, и, подобно тому, как иконостас скрывает от взоров непосвященных святыню алтаря, аркада загораживает солею и происходящее на ней богослужебное действо, оставляя открытым лишь небольшое пространство перед царскими вратами.

    К сожалению, у нас нет сведений о богослужебном обиходе Ростовского Митрополичьего дома. Мы не знаем, как совершалось богослужение в уникальных интерьерах его храмов — возможно, их архитектурные особенности имели, кроме символического, и чисто функциональное значение и были созданы для какого-то определенного богослужебного чина. Все входы в алтарь церкви имеют вид перспективных порталов. Портал царских врат оформлен окладом из золоченой меди, северный и южный порталы украшены многоцветной орнаментальной росписью. С пышностью убранства солеи контрастирует крайняя простота внутреннего устройства алтаря, в котором, в отличие от других домовых церквей, нет каменной сени над Горним местом.

    Первоначальное убранство интерьера церкви Спаса на Сенях зафиксировано в Описи Митрополичьего дома, составленной в 1691 году: «На Спаской церкви одна глава крест железной золочена... Церковь Спаса Нерукотворного Образа у митрополичьих келей. В церкве у царских дверей столпы и ростески и фрамуга каменные, обложены медью золоченою. Царские двери писаны по золоту красками. На евангелистах венцы серебряные чеканные золочены, по полям оклад серебряной золоченой резной. На правой стороне царских дверей образ Спасов на престоле седящей со ангелы, венцы чеканные, на полях оклад резной золоченой. На левой стороне образ Пресвятыя Богородицы с Превечным Младенцем, венцы чеканные, на полях оклад резной золоченой. Перед Спасовым образом и перед Богородичным два паликадила медные небольшие о трех поясах. Деисус и вся церковь писана по камени стенным писмом. Перед деисусом паликадило медное болшее, вверху ломпада медная спускная».

    Согласно Описи, убранство церквей Митрополичьего дома различалось пышностью немногочисленных предметов и было обусловлено местом храма в иерархии домовых церквей. Показательно разнообразие светильников перед местными иконами. В Спасской церкви это были небольшие трехъярусные паникадила, в церкви Воскресения — также паникадила, но двухъярусные, а в церкви Иоанна Богослова — только лампады. Очевидно, что типы и размеры этих светильников соответствовали торжественности оформления предалтарного пространства. В церкви Спаса на Сенях убранство было наиболее роскошным — в нем соединялось великолепие архитектурного решения солеи, оформление портала царских врат золоченым окладом, богатое украшение самих врат, имевших золотой фон и чеканные венцы на фигурах святых, пышные паникадила перед местными иконами.

    Как и другие домовые храмы, церковь Спаса на Сенях имела наружные фресковые росписи. На северном фасаде на уровне аркатурного пояса помещается ниша с почти утраченным изображением Христа на троне с припадающими святыми (скорее всего, ростовскими). В своде и на фасадах крыльца имелись изображения ангелов и херувимов, от которых остались только фрагменты графьи — процарапанного по штукатурке контура фигур.

    Далее: Стенопись церкви Спаса на Сенях
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос