Археологический дневник

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Церковь апостола Иоанна Богослова в Коломне

Археологический дневник

Чтобы вполне почувствовать атмосферу начала XX века, есть смысл обратиться к одному интересному документу. В 1903 году в Коломну приехали для обследования Маринкиной башни столичные археологи Георгий Синюхаев и Михаил Ратманов. Но для нас интересно, прежде всего, то, что они не ограничились раскопками, а заодно осмотрели и несколько храмов Коломны. Описание города очень колоритно, и трудно удержаться от его подробного цитирования, тем более, что дневник был недавно опубликован профессором А.Б. Мазуровым.

Интересующий нас фрагмент начинается описанием площади.

«Попытка наша отыскать какой-нибудь приличный ресторанчик, утолить голод, осталась безрезультатной, а указанный нам трактир на углу главной улицы и торговой площади, хотя и считается лучшим в городе, но в действительности не возвышается над уровнем третьеразрядного петербургского трактира...

В ожидании обеда изучаем площадь, видную из окна «зало». Лицом к главной улице лежит большая церковь во имя Иоанна Богослова. Церковь не древняя, окрашенная в белый цвет, напоминает своей архитектурой петербургский Сергиевский собор, но только с более выдвинутой и более высокой колокольней. С южной стороны к церкви примыкает один из каменных флигелей Гостиного двора, а с северной и восточной выходит на обширный двор, поросший травой и обнесённый крепкой решёткой на каменных столбах. За церковью виднеются крохотные деревья городского садика, где в полуденный зной все скамьи заняты спящими оборванцами. Налево от нашего окна трёхэтажный каменный красный дом, где, между прочим, помещается штаб мортирного полка, расположенного в городе. Немного далее по той же главной улице дом Лажечникова, а за этим домом улица довольно круто спускается к свайному мосту на речке Коломенке, ведущему на Московскую дорогу.

Рядом с церковью Иоанна Богослова в Коломне возвышается на железных столбах грандиозный бак городского водопровода... Около водопроводного бака, являющегося самым высоким пунктом в городе, имеется чугунный балкончик, мало доступный непривычному человеку; не видя под собой точки опоры, кружится голова, и был даже случай, что чуть живым сняли с балкона одного из местных фотографов, соблазнившегося снять город с птичьего полёта.

Было около трёх часов дня, когда мы подошли к церкви Иоанна Богослова для ознакомления с ней. Все двери заперты... Делать нечего — выходим на площадь и у прохожих начинаем расспрашивать о местожительстве настоятеля. Какой-то оборванный мальчуган ведёт нас по площади, вводит в тесный дворик маленького каменного домика, и мы у настоятеля отца Алексея Карташёва, священствующего уже пятьдесят третий год! Узнав о нашем желании осмотреть церковь, батюшка немедленно сам лично ведёт «чиновников из Петербурга»...

Снова переходим площадь и вступаем на церковный двор. Около сторожки в стене — железный крюк, исполняющий обязанности кронштейна, и на нём старинное било очень оригинальной формы. Двенадцать вершков вышины и десять ширины, било в верхней своей части имеет грубую форму двуглавого орла. Толщина этой доски около полутора сантиметра, а вес более пуда. На нижнем, правом углу виднеется значительная трещина. По словам отца Алексея, било это служит ночному сторожу при дежурстве, что, очевидно, вполне подходит подобному осколку старины! Через просторный притвор подходим к двери самого храма. Целый ряд затворов и замков необходимо привести в ход, чтобы открыть тяжёлые церковные двери.

Храм, светлый и обширный, имеет три придела: главный — во имя Иоанна Богослова, северный — во имя Иоанна Воина, и южный — во имя Скорбящей Богоматери. В храме масса старины. На северной стене, между первым и вторым окном от входа, образ Иоанна Богослова и Богоматери со Спасителем на левой руке. Оба изображения горельефные, высечены из камня и раскрашены. Кажется, что часть хитона Богоматери была отбита и впоследствии приделана из дерева; к такому заключению меня приводит звук, издаваемый фигурой при выстукивании металлическим стержнем. Нимбы у фигур вызолочены, также как и оклад Евангелия, которое держит Иоанн Богослов... Фигуры высечены довольно грубо — лица без выражения. Размеры этого образа: 2 аршина 5 вершков вышины на 1 аршин 10 вершков ширины.

По преданию, эта каменная икона находилась на кремлёвских Ивановских воротах. Когда ворота были разобраны, то икона была перенесена в близлежащую церковь Иоанна Богослова, где находится и поныне. Говорят, что игуменья женского Брусенского монастыря, лежащего в кремле, требовала передачи иконы монастырю и что долго ещё шли всевозможные споры и пререкания из-за обладания старинной святыней.

По той же северной стене, между вторым и третьим от входа окном, помещается симметричная икона Николая чудотворца. Фигура святого также горельефная и раскрашенная, но не каменная, а деревянная. Очевидно, что этот образ сделан уже по перенесении в церковь иконы Богоматери с Иоанном Богословом. В левой руке святитель держит обнажённый меч, а в правой модель храма. Облачение святительское, на голове митра, покоящаяся на золотом нимбе.

Над царскими вратами северного придела открытый полукупол с Распятием, вырезанным из дерева. По сторонам Распятия — Богоматерь и Иоанн Богослов, изображения коих вырезаны из дерева. С правой стороны придела икона Иоанна Воина «в житии».

Над царскими вратами южного придела — такой же точно открытый полукупол, как и над северными царскими вратами. В левом углу алтаря южного придела небольшая барельефная и раскрашенная икона Богоматери с Младенцем на руках, держащим в ручке свиток. Судя по надписи — икона резана в 1797 году.

По южной стене церкви, между первым и вторым от входа окном — ниша размером 2 аршина 5 вершков вышины и 1 аршин 10 верш, ширины, и в ней фигура сидящего Спасителя. Фигура в натуральную величину деревянная и раскрашенная в натуральный цвет. Тело Спасителя худощаво, на чреслах повязка, лик молодой. Волосы каштановые, волнистые, бородка небольшая, курчавая с раздвоением. На голове терновый венец; по лицу течёт кровь. В правой руке золочёная трость, напоминающая своей формою камыш с листьями. Левая рука поднята к лицу, как бы поддерживая голову, склоняющуюся к ней. Выражение лица — скорбное и измученное.

Это изображение — статуя в прежние времена стояла открытой, затем долгое время, по распоряжению духовного начальства, — была закрыта иконой, совершенно закрывающей нишу. Теперешний церковный староста, «радея», распорядился открыть снова изображение.

Икона, закрывавшая нишу, была перенесена на левую колонну, первую от входа, и поставлена лицом на север, а сама фигура Спасителя облачена в своеобразный стихарь и вся ниша изукрашена искусственными белыми и красными розами...

Церковь Иоанна Богослова богата старинными богослужебными книгами. Так, например:

Евангелие 1677 года;

Служебник 1751 года;

Типикон 1744 года;

Пятидесятница 1660 года;

Проповеди Гедеона 1754 года;

Ермолой 1772 года;

Пролог 1675 года;

Жития Святых 1706 года, издание в Могилёве Василием Вощанкой;

Минеи 1756 года;

Евангелие 1789 года.

Кроме этого, имеется крайне интересная рукопись конца 18-го века «Чин благословения и освящения икон и священнических одежд», и два старинных напрестольных креста, один серебряный 1755 года, а другой серебряный вызолоченный 1790 года.

Кроме этих двух крестов, в ризнице хранится деревянный крест — длиною в 13 вершков, шириною в 8 верш, и толщиною в 0,5 вершка. Крест осьмиконечный, гладкий, без украшений, выкрашен в серый цвет, и на нём надпись чёрными буквами: «Святися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей в церкви святого возлюбленного девственника и евангелиста Иоанна Богослова лета 7264 от Рождества Христова 1756 года месяца октября 22-го на память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского чудотворца при благочестивейшей и самодержавнейшей великой Государыни нашей императрице Елисавете Петровне и при наследнике ея, внуке Петра Великого, благоверном Государе Великом князе Петре Фёдоровиче и при супруге его благоверной Государыне Екатерине Алексеевне».

На другой стороне креста также надпись такими же чёрными буквами: «лета 1756 града Коломны построена сия церковь во имя Святого апостола Иоанна Богослова при преосвященном Гаврииле епископе Коломенском и при священнике тоя церкви Сергии Петрове, да при церковном старосте Косме Михайлове, подаянием доброхотных дателей».

В сундуке, в числе церковного имущества, хранится чугунный медальон, диаметром в 3,5 вершка, с барельефным изображением Богородицы. Фигура раскрашена...

Все достопримечательности церкви отец Алексей охотно показывает и лично вынимает из громадных шкафов, стоящих в алтаре, старинные богослужебные книги. Надо отдать справедливость батюшке, что у него в церкви заметна заботливость о сохранении старины, и только здесь мы не находили положенных для ежедневного употребления двухсотлетних книг, что является обыкновением во всех других церквах, осмотренных нами в Коломне. Поблагодарив настоятеля за менторство, мы уже одни лезем на колокольню. Узкая деревянная винтовая лестница, тьма кромешная, приходится идти ощупью, держась друг за дружку. Наконец сверху забрезжил свет, и мы, вымазанные в пыли, выбираемся на свет Божий. Узкая деревянная площадка обнесена деревянной же балюстрадкой. Колокольная площадка, как самое высокое место города, (не считая водопроводного бака), служит наблюдательным пунктом для городской пожарной команды, так как её собственная каланча весьма невелика. Два дежурных пожарных служителя мирно беседуют на скамейке, поставленной под самым «набатным» колоколом.

Чудный вид открывается с этой высоты! Город и его округа как на ладони! ...Тонкой лентой вьётся река Коломенка и, разбиваясь на два рукава, впадает в реку Москву... за ней Бобренев монастырь, а ещё правее... завод Струве и Старо-Голутвенный монастырь... зеленеющие поля и рощицы указывают местоположение деревень и сёл... тянется так называемое «Девичье поле». На левом берегу Коломенки, против Девичья поля, тянется далеко село Городище, а ещё дальше купа дерев, так называемые «Таборы»...

Город очень богат стариной, но никто ею не интересуется и не оберегает её. Говорят, образуется нечто в роде общества любителей древности в городе Коломне. Если это верно, то дай Бог!».

Какими наивными кажутся рассуждения археологов о небрежном хранении церковных реликвий!.. Пройдёт всего пятнадцать лет и почти все драгоценные памятники православной старины будут сметены безумной «культурной революцией».

Далее: Драма столетия

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос