Между Рязанью и Москвой

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Газета «Знаменский благовестник»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Это где-то между Рязанью и Москвой
    Заметки о паломничестве воскресной школы в город Коломну

    Рано утром 9 октября прошлого года из поселка Дубровицы выехал большой комфортабельный автобус, основными пассажирами которого были ребятишки из воскресной школы при нашем храме, а также их мамы, папы, дедушки и бабушки. Направлялся автобус в Коломну, город с богатейшей историей и полный достопримечательностей.

    Почему этот город зовется «Коломна», версий существует около десятка: например, что оно происходит от финно-угорского слова «колм», что значит «кладбище, могила» (Эта местность в древности заселялась финно-угорскими племенами) или от рязанских слов «коломень», «коломенье» - означающих границу. Но нам особенно понравилось объяснение матушки Татьяны, что «Коломна» есть «Ока ломанная». Коломна расположена на правом берегу Москвы-реки, у ее впадения в Оку, примерно в 110 километрах к юго-востоку от Москвы. Стоя у стен древней крепости на высоком берегу недалеко от места слияния рек Москвы и Оки, мы сами могли в этом убедиться: с удивлением наблюдали за корабликом, который сначала двигался по реке в одну сторону, потом исчезал из виду и появлялся, повернувшись к нам другим боком, как будто петляя. На самом деле такие крутые изгибы делает в этом месте река Ока.

    Оказавшись в Коломне, нельзя не сказать хоть немного об истории этой земли.

    Итак, Коломна моложе столицы всего на тридцать лет. Первое письменное упоминание города датировано 1177 годом, Лаврентьевская летопись говорит о пограничном уделе в составе Рязанского княжества.

    После присоединения Коломны в 1301 году к Московскому княжеству, она быстро вошла в систему обороны столицы с юго-востока.

    История города изобилует военными событиями и раздорами, переходил он из рук в руки, опустошался набегами, пожарами и эпидемиями. Много бед город пережил от Золотой Орды и позднейших татарских государств. Коломна неоднократно разорялась в XIII—XVI веках (1 января 1238 года — Бату-ханом, в 1293 году — Туданом, в 1382 году — Тохтамышем, в 1408 году — Едигеем, в 1440 году— казанским ханом Улу-Мухаммедом. Два раза город сжигался крымскими войсками: в 1521 — Мехмедом Гиреем ив 1571 — Девлетом Гиреем. Но уже примерно с 1358 года во время правления московского князя Димитрия Ивановича Коломна стала большим торговым центром.

    В середине XIV века была учреждена коломенская епархия.

    Здесь собирал войска для битвы с Ордой Димитрий Донской. А до этого, в 1366 году венчался в Воскресенской церкви с княжной Евдокией Суздальской. После победы в Куликовской битве на поле Куликовом он и его соратник Боброк-Донской открыли Бобренев монастырь.

    1 июля 1552 года Иван Грозный устроил в Коломне военный совет из бояр и воевод и утвердил план похода на Казань. 3 июля 1552 года 150-тысячная армия, во главе которой находился царь, двинулась к волжским берегам. На этот раз Казань была взята. В честь победы над Казанью в Коломне был основан Брусенский монастырь и в этом монастыре выстроена церковь Успения. Впоследствии Коломна была определена местом ссылки для новгородцев и псковичей, что помогло развитию коломенского купечества.

    После утверждения Романовых город, превратившийся в крупный центр торговли и ремесел, лишился политических притязаний. Этому способствовала роль в истории Смутного времени, а также и неприятие церковной Реформы патриарха Никона. В раскол ушел коломенский епископ Павел (один из наиболее почитаемых священномучеников в русском старообрядчестве).

    Не только своими торговыми людьми славилась Коломна. Издавна в этих местах жил народ мастеровой, умелый. Еще во время царствования Алексея Михайловича на реке Оке в селе Дединове Коломенского уезда правительством было решено построить военный корабль, так как дединовские мастера делали барки - "коломенки" для коломенских купцов. В мае 1669 г. первый русский военный трехмачтовый парусный фрегат "Орел" был построен и испытан. Корабль отправили для охраны торгового пути между Россией и Ираном, проходившего по Волге и Каспию. Но вскоре он был сожжен разницами в Астрахани.

    С XIX века начинают появляться текстильные мануфактуры, шелкопрядильная, канатная фабрики. 1863 год стал годом основания коломенских паровозостроительного и машиностроительного заводов. Там, в 1878 году, выпустили первый в России речной пароход «Кулебаки», в 1892 году - первый русский трамвай для города Киева, (кстати, в самой Коломне трамвай как общественный транспорт действует с 1948 года ), а в 1915 году здесь изготовили мост, последний в заводской истории - Дворцовый мост для Санкт-Петербурга.

    Революционные события начала XX века задели Коломну своим кровавым крылом. Забастовки, стачки.

    С целью «уничтожения крамолы» 18 декабря 1905 года солдатами присланного из столицы отряда лейб-гвардии Семеновского полка было расстреляно в Голутвине 27 человек.

    И только после история смилостивилась над этой землей, не допустив здесь кровопролитий.

    На сегодняшний день в Коломне расположено 420 памятников федерального и областного значения, например, церковь Иоанна Предтечи на Городище, Успенский собор в Коломне, Богоявленский храм в Коломне, Вознесенский храм в Коломне, церковь Михаила Архангела в Коломне, соборы Успенского Брусенского монастыря и Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Неподалёку от Коломны находятся Староголутвинский монастырь (основан в XIV веке) и Бобренев монастырь (основан в XIV веке). Из гражданских сооружений можно обратить внимание на пожарную часть с каланчой (XVIII в., в классическом стиле), дома купцов Шевлягина и Мещанинова (в стиле барокко), Торговые ряды (первая половина XIX века). В Коломне работают Краеведческий музей, музей Боевой Славы, музей «Коломенская пастила. У Николы на Посадях».

    И вот мы в сердце Коломны, у каменных стен величественного Кремля. Постоянные набеги татар во второй половине XV — начале XVI века, подтолкнули Василия III к решению сделать Коломну неприступной крепостью на пути захватчиков с юга. Специальным указом великий московский князь распорядился «делать в Коломне град каменный».

    Строительство каменного кремля в Коломне началось 25 мая 1525 года. По некоторым данным, велось оно под руководством фряжских (итальянских) архитекторов Алевизов — Большого и Малого, которые принимали участие в возведении стен и башен Московского Кремля.

    Каменная крепость была окружена повстанцами Ивана Болотникова (1606 г), в Смутное время несколько раз занималась поляками (1609, 1611 г.), Марина Мнишек пыталась отсюда править, а потом была заточена в одной из башен ( Маринкина башня).

    Любуемся памятником Св. Кириллу и Мефодию, установленном на Соборной площади в 2007 году в дни славянской письменности и культуры, кафедральным Успенским Собором, прекрасным видом на стоящий на другом берегу Бобренев монастырь.

    Однако от современности не скрыться - близ Кремля выстроена стеклянно-металлическая таблетка ледового дворца для конькобежцев. А вообще, как рассказывают отец Андрей и матушка Татьяна, еще не так давно, в начале 90-х годов Соборная площадь и прилегающие земли представляли собой заросший бурьяном заброшенный пустырь. Сейчас же все по-другому: красиво и ухоженно.

    Следуем по территории Кремля. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. С 1350 по 1799 гг. на нынешней территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.

    В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В Коломне остался древний архиерейский дом, пустой и без способов поддержания. Митрополит Московский Платон, опасаясь, что опустевшие здания приспособят под казармы, в 1800 г. решился перевести сюда часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. Опасения митрополита подтвердились менее чем через три года, когда 12 сентября 1803 года он получил письмо от графа А.А. Аракчеева. Граф сообщал, что коломенский архиерейский дом удобен, «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог аргументировано отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Получив отказ, граф Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 уведомил владыку.

    А мне-то казалось, приспосабливать храмы и монастыри под различные хозяйственные нужды - изобретение Советской власти. Ан нет, за много лет до нее та же участь чуть не постигла коломенский Кремль.

    Добрая и приветливая экскурсовод знакомит нас со Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем - крупнейшим на территории современной России (там живут примерно сто насельниц), который возродился практически из семидесятилетнего небытия в 1989 году, спустя почти два века после основания. Это - первая открывшаяся в Московской епархии православная женская обитель.

    Мы побывали в Троицком, Покровском храмах, поклонились святыням в храме, освященном в честь св. блаженной Ксении Петербургской, «первом в России», как пояснила нам экскурсовод. Поразительно! В храмах подсвечники, оклады икон, паникадила с листочками, виноградинками - все сине-бело-золотое! Узнаем, что задуманы и сделаны предметы руками самих сестер, которые владеют техникой гжели и применяют свое мастерство для украшения обители. А еще они вышивают образа, занимаются резьбой по дереву, ухаживают за яблоневым садом. Да-да, оказывается, при монастыре действуют несколько мастерских: керамическая, золотошвейная, резьбы по дереву. Сестры владеют плотницким делом, работают на сварочном аппарате, выкладывают мозаику, расписывают своды храмов. Над источником соорудили прекрасную часовню. Своими руками создали уникальный керамический лепной иконостас.

    А не так давно на территории монастыря открылся выставочный зал, где регулярно проводятся бесплатные концерты классической камерной музыки и где можно посмотреть на изделия из фарфора, шитья и иконописи, сделанные монахинями.

    А еще есть в монастыре совсем необычный житель. Это верблюд Синай, подарок от Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта. Его привезли с Байконура маленьким и невзрачным верблюжонком, а теперь это взрослый пушистый красавец! Ребята с удовольствием кормили его свежесорваной травой, удивляясь, как аккуратно он берет губами зелень из рук.

    Оказалось, что в монастыре еще разводят исчезающих ныне вятскую породу лошадей, среднеазиатских овчарок и бурятмонгольских волкодавов. Сестры обучаются в Тимирязевской Академии, аграрном колледже и ведут сельское хозяйство на высоком профессиональном уровне.

    Есть в обители и монастырский сад, где собрана уникальная коллекция фруктовых деревьев. Кормясь от трудов своих, монахини не только ухаживают за садом, но и содержат свое хозяйственное подворье с коровами и лошадьми, с молочным цехом и сыроварней.

    Потом, покидая обитель, проголодавшиеся, мы запаслись в церковной лавке монастырским сыром и перепелиными яйцами.

    Отдельное слово - о настоятельнице Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря - матушке Ксении. Матушка Ксения, в миру Ирина Зайцева, москвичка, профессорская внучка, училась в авиационном институте, затем окончила журфак МГУ, отделение тележурналистики. Автор серьезных работ по творчеству Ф.М.Достоевского.

    Пришла к вере еще в те, советские времена. Поступила в регентский класс при Московской Духовной семинарии и Академии. И, несмотря на протесты родителей, приняла постриг.

    С 1990 г., став игуменьей, поднимала вместе с сестрами этот монастырь из руин.

    А сейчас в монастыре не только отлично налажено хозяйство, но и создан также удивительный хор, который поет во время служб, на митрополичьих и патриарших богослужениях, а также выступает с концертами в России и за рубежом.

    В 1997 году там открыт Православный Медицинский центр в честь святой блаженной Ксении Петербургской, создано Православное медицинское общество г. Коломны. Центр, в котором прием ведут монахини — специалисты по терапии, невропатологии, гомеопатии и другим направлениям, создан для оказания бесплатной медицинской помощи прихожанам и всем нуждающимся. И это еще не все! Есть при монастыре и приют для мальчишек-сирот, и еще один — в Топорково, под Сергиевым Посадом — всего 110 ребят на попечении монахинь, окончивших Педагогический институт, ныне филиал МОГУ.

    Есть в монастыре свое издательство, круглосуточно работает в интернет-сети радио «Благо» (102,3 FM), монахинями снято несколько фильмов о монастыре.

    Мы были удивлены обилием печатных изданий, которые предоставлялись бесплатно в храмах!

    И, конечно же, взяли несколько газет с собой. Вот передо мной «Медицинский вестник», в нем статьи: о пользе поста, о «перфотране»-кровезаменителе «голубая кровь», который производится в г.Пущино; о том, что делать, если рядом человек превращается в алкоголика; о том, как надо молиться и другие. «Агрономический вестник» рассказывает о влиянии на сад засухи и как помочь саду осенью; «Праздничный вестник», где главный редактор игумения Ксения, - о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, об интересных особенностях церковно-славянского и современного языков. (К примеру, если «требовати» в русском значит «решительно просить», то в славянском - «сильно нуждаться»).

    Благодаря матушке Татьяне Грицышиной мне удалось познакомиться с творчеством игуменьи Ксении: книгой, которая называется «О пути к Богу. Простые беседы». Признаюсь, не все в ней просто для моего восприятия: термины, ссылки на философов, богословов, цитаты; что-то не усваивается, скорее всего, в силу личных ощущений, у меня вызывает протест: например, «Любовь-это жертва» (стр. 418). Уж очень много вспоминается мне в нашей истории жертв: революции, голодомора, репрессий, войны, перестройки, приватизации, кризиса, всех не перечесть). В общем же книга замечательная, потому что она живая, откровенная. О жизни, ошибках и их исправлении, о восхитительных, интересных, мыслящих и верующих людях, об их делах во славу Божью. И все с фотографиями, с любовным оформлением. Матушка Ксения рассуждает на многие темы, касающиеся любого человека: «Так любое осуждение», - говорит она, - «это просто не попадание в цель. «Представьте себе, что мы встретили Марию Египетскую до ее призвания Богом, сколько бы бранных слов мы наговорили бы в ее адрес. И считали бы себя правыми. Ведь она же грешница. Но такое покаяние, какое она принесла, и такая святость, которой она достигла,- никогда не вместятся в души тех, кто столько времени тратит на осуждение» (стр.150). Почитайте, ведь это касается всех. Истории описаны порой удивительные! Представьте себе, чтоб заставить своих воспитанников делать утреннюю пробежку, сестры сами бежали во главе ребят! Пригласили десантников, и ребята совершили по прыжку с парашютом. А плотину, которую все недосуг было построить, хотя советовал старец, за монахинь построили бобры! Сестры сами учатся в институтах, некоторые - в аспирантуре, и все их воспитанники получили и получают образование, профессию.

    И вот из центра Коломны мы приехали на окраину города - в Щурово - к храму Пресвятой Троицы.

    Окраина это лишь географически, а в культурном, духовном смысле - самый настоящий центр.

    Храм восстановлен и обихожен. При нем с 1998 года действует Воскресная школа, а в 2008 году была создана Детская школа искусств.

    Не забыты и взрослые. Для них есть вечернее музыкальное отделение, где учат вокалу и игре на гитаре и фортепиано.

    При церкви Пресвятой Троицы в Щурово с 23 октября 2008 года работает детский социально-реабилитационный центр. Дети, оставшиеся без попечения родителей, обретают там второй дом, все старшие воспитанники обучаются в Православной гимназии при Храме и в Детской школе искусств, ежемесячно путешествуют по интересным местам.

    В жизни приюта приглашают поучаствовать всякого желающего. В свободное время можно прийти, поиграть с ребятами, почитать им книжки, рассказать сказку. Пожалуйста, приходите!

    На территории храма - мини-зоопарк. В вольерах живут писец, енотовидная собака, разные кролики. Рядом разместились цесарки, фазаны, павлин и другие птицы. И таблички, на них описание животного, а также чем его можно покормить.

    Детишки были в восторге! Особо ловкие раздобыли себе перья фазанов, выудив их из клеток, на память о пребывании в Щурово. Вот такой случилась наша поездка в Коломну, пусть город не самый большой, но с историей очень богатой.

    Кириллова Елена


    Газета «Знаменский благовестник», издаётся храмом Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, № 1 февраль 2011 года.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос