Зеленоград (Ржавки), Никольская церковь
Храмы Московской области
Церковь Святителя Николая Мирликийского
Г. Зеленоград (с. Ржавки, в черте Москвы).Старинное с. Ржавки получило название по р. Ржавке, на которой в XV-XVI вв. находился Никольский погост, до середины XVI в. принадлежавший к обширной вотчине бояр Симских-Хабаровых. Представитель этого рода воевода Иван Иванович Хабаров, наследник богатейших вотчин Симских, участник многих ратных походов, в том числе взятия Казани, наместник царя Иоанна Васильевича в разных roродах, боярин с 1547 г., попал в опалу и постригся в монахи с именем Иона.
Он упоминается князем А.М.Курбским в списке казнённых Иоанном Грозным:
По писцовой книге, датированной 1585 г., в Московском уезде в Горетове стане "за Новинским монастырем в вотчине пустошь, что был погост Николая Чудотворца на Ржавце.
В 1709 г. пустошь, на которой когда-то располагался Никольский погост, по именному указу продана монастырским приказом из домовых патриарших вотчин Ивану Ивановичу Бутурлину (1661-1738). Он с молодых лет был близок к Петру I, занимая при нём должности спальника и стольника и помогая в борьбе с Софьей. По сформировании лейб-гвардии Преображенского полка Бутурлин был назначен премьер-майором и в этой должности участвовал в Азовских походах и в сражении под Нарвой в 1700 г., где был взят в плен и выменян лишь в 1710 г. на генерала Мейерфельда.
Затем до конца Северной войны провёл все время в военных действиях насушен море, отрываясь лишь для розысков по делу царевича Алексея, смертный приговор которому подписал в числе других, а также состоя членом кригсрехта над Меншиковым, Апраксиным и Долгоруковым.
По кончине Петра I Бутурлин не сразу стал на сторону Екатерины I и перешёл лишь по убеждению Меншикова, в заговоре против которого принял впоследствии участие. По вступлении на престол Петра II Меншиков отомстил Бутурлину: он был лишён чинов, орденов и всех поместий, кроме родового села Крутцы во Владимирской губернии, где и скончался в ссылке.
В 1760 г. Бутурлин возведён в графское достоинство. Шла Семилетняя война, главнокомандующий Салтыков был болен, и в армии произошло много упущений. На место Салтыкова был назначен Бутурлин. Статный, как отзываются о нём современники, красивый, Бутурлин мог быть придворным, может быть администратором, но не полководцем. Сохранился анекдот, что великий князь Павел Петрович, тогда 6-летний ребёнок, сказал про него, когда тот явился во дворец перед отъездом в армию: "Петр Семенович (Салтыков) поехал мир делать и мира не сделал, - а этот теперь, конечно, ни мира, ни войны не сделает". Это предсказание сбылось, излишняя осторожность Бутурлина, натянутые отношения с австрийским главнокомандующим Лаудоном давали явный перевес Фридриху. Бутурлин объяснял свою осторожность, граничившую с трусостью, тем, что он щадит солдат.
Когда он выехал в Санкт-Петербург оправдываться; скончалась императрица, а Пётр III из расположения к прусскому королю оправдал Бутурлина и вновь назначил генерал-губернатором в Москву. Екатерина II пожаловала ему шпагу, осыпанную бриллиантами.
В 1820 г. князь А.Н. Долгоруков подал прошение о том, чтобы строящаяся каменная церковь в «с. Никольском что в Ржавках» заключала в себе пять престолов: в нижнем этаже во имя святителя Николая и великомученицы Екатерины, в верхнем Воскресения Христова, святителя Митрофания Воронежского и святого мученика Иоанна Воина.
В 1827 г. были освящены храмы святителя Николая и великомученицы Екатерины, в 1828 г. - верхний храм. На месте алтаря сломанного в 1828 г. деревянного храма была построена часовня.
В 1836 г. в нижнем храме освящён центральный престол во имя празднования Покрову Пресвятой Богородицы, храм стал шестипрестольным.
С 1886 г. настоятелем храма в Ржавках назначен о. Алексей Садковский. Он открыл при церкви отделение Московского уездного совета Кирилло-Мефодиевского братства, устраивал собеседования с раскольниками. По его инициативе в 1897 г. по проекту московского епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832-1900) надстроен третий ярус колокольни.
Богадельня при храме была упразднена после декрета 1918 г. об отделении церкви от государства, запрещавшего существование при храмах больниц и богаделен.
В советское время здание использовалось как склад и мастерские.
Конец ознакомительного фрагмента.