Иконы истесанные, издолбленные, изваянные

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Об использовании в религиозном искусстве скульптурной формы


    Запрещается «...иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные, ...от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды» - гласило постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 г. Этот документ послужил поводом для почти полного исчезновения объемных изображений из православных храмов. Между тем, речь шла лишь об образцах, не соответствующих требованиям красоты. Впрочем, и сегодня в церквях нет-нет, а встретишь старинную статую Николы Можайского или вмц. Параскевы. Что это: традиция или исключение? С этим вопросом мы обратились к заместителю заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, заслуженному работнику культуры РФ Галине Васильевне Сидоренко.

    — Галина Васильевна, традиционна ли для православного храма скульптура, в частности, деревянная?

    — Традиция религиозной скульптуры в Христианстве существует с первых его веков. В качестве примера можно назвать хотя бы первохристианские статуи «Доброго Пастыря», дошедшие до нашего времени (правда, они были каменными, но речь идет не о материале, а об использовании в религиозном искусстве самой скульптурной формы). Скульптура всегда присутствовала в храме, просто до наших дней сохранилось не так много ее образцов, как образцов традиционной живописной иконы на плоскости доски. Объемное изображение святых не противоречит никакому из церковных канонов. Правда, во времена Петра I было издано распоряжение, запрещающее помещать в храмах скульптуру, но речь шла именно о неумело сделанных, почти гротескных образах. Заметим, что этот запрет имел место лишь в России. В других православных поместных церквях речи о запрете объемных изображений не шло.

    — Кто же решал, какие скульптуры достойны находиться в храмах?

    — Изображения были свезены на дворы владык, и архиереи рассматривали, какие из них оставить, а какие - нет.

    — В храмах других православных поместных церквей можно увидеть объемные образы?

    — Мне объемные образы видеть не приходилось, но следует сказать об иконостасах, украшенных рельефной резьбой с сюжетными композициями. Такие иконостасы распространены в церквях Греции и Румынии.

    — С каких времен в христианском искусстве присутствуют объемные образы?

    — Точно сказать нельзя. Наиболее ранние изображения известны нам лишь из литературных и письменных источников. В странах Запада это многочисленные деревянные скульптуры Богоматери, некоторые из них относятся к ХII-ХIII векам. Западноевропейская скульптура оказывала определенное влияние и на искусство Древней Руси. Одним из ранних образцов такого влияния считается известная скульптура XIV века «Никола Можайский». Особенно широкое распространение она получила начиная с XVI в. Другой пример — скульптура «Христос в темнице» или, по-народному «Спас Полунощный» распространилась у нас преимущественно в XVIII-XIX веках, а на Западе, откуда пришел этот тип изображения, его история прослеживается с XV столетия.

    Традиция резных икон была известна по всей территории России: на севере, в центральных областях, Перми, Поволжье и т.д. Просто где-то скульптурные образа сохранились до наших дней, а где-то — нет. Существует немало образов деревянной скульптуры, выполненных в три четверти объема, которые можно увидеть в православных храмах и сегодня: уже упоминавшийся нами святитель Николай Можайский, вмц. Параскева-Пятница, Архангел Михаил, Нил Столобенский и другие. К скульптурным изображениям относятся и резные рельефные иконы из дерева любой породы. В первой четверти XVIII века были изготовлены рельефные копии с находившейся в Успенском соборе Московского Кремля почитаемой иконы Богоматери Влахернской, присланной в 1654 году из Греции.

    — Православная религиозная скульптура отличается от католической?

    — Католическая скульптура полностью объемна, ее можно назвать «круглой». В Православии же «круглой» религиозной скульптуры практически нет. Никола Можайский — это тоже высокий рельеф: его задняя сторона предполагает наличие приставной доски. То же можно сказать почти обо всех скульптурах такого рода. Все изображения киотные, рассчитаны на осмотр в фас. К сожалению, доски-фоны до нас не дошли. Единственное, что мы можем узнать - в источниках упоминается, что фон Николы Можайского был весь выложен золотыми пластинами басмы.

    — Собственно, к чему ближе православный резной образ по технике исполнения - к статуе или писаной иконе?

    — Изначально объемный образ уподоблялся иконописному. Дерево покрывали левкасом, по нему делалась роспись. До наших дней она, к сожалению, практически не дошла. Но мы можем сказать, что технология создания таких образов — та же, что и у иконы. Католическая скульптура, в принципе, создается так же: на основу наносится левкас, делается роспись.

    — Можно ли в современных православных храмах встретить старинную деревянную скульптуру? В каком состоянии она находится?

    — Да, образцы деревянной скульптуры в храмах встречаются. Некоторые находятся в неплохом состоянии. Но есть и весьма печальные случаи. Так, в некоторых провинциальных храмах я видела статуи вмц. Параскевы, раскрашенные обыкновенной краской, которую используют в быту. Почему-то к деревянной скульптуре реже, чем к иконе, подходят как к ценному памятнику искусства, каковым она является на самом деле. А ведь эти памятники древности так же требуют профессиональной реставрации и бережного хранения, как и старинные иконы.

    — А до революции к сохранению старинных образов подходили более бережно?

    — Далеко не всегда. Причем, речь идет не только о деревянной скульптуре. Как правило, если образ нельзя было поновить, его в лучшем случае относили в рухлядную комнату при храме или монастыре. Впрочем, в значительной мере это было естественно для того времени — ведь технология «раскрытия» старинных икон из-под слоя потемневшей олифы появилась лишь в конце XIX столетия. Многие древние иконы были записаны двумя-тремя слоями более поздней живописи — когда образ темнел, по нему писали новый. Кстати, это неплохо - записи как бы консервировали древнюю иконопись, скрытую под ними.

    — Какова Ваша позиция: старинные иконы, представляющие собой культурную и художественную ценность, следует передавать в храмы или оставлять в музеях.

    — Я считаю, что все древние произведения должны находиться там, где о них заботятся, где их хранят. Древний образ способствует более глубокому знанию и пониманию нашей истории и культуры. В музее образ доступен всем желающим увидеть его и находится под наблюдением специалистов, защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Храм тоже может создать условия, необходимые для хранения, что, естественно, требует немалых средств на изготовление витрин и содержание квалифицированных сотрудников — реставраторов, хранителей... Во многих храмах находятся замечательные памятники старины.

    И когда настоятели осознают, какую ценность хранят, они приглашают специалистов, прислушиваются к их рекомендациям. Икона ведь тоже может «болеть» при неблагоприятном температурно-влажностном режиме: образуются трещины, появляется плесень, темнеют лак и олифа, осыпается красочный слой. Необходимо вести постоянное наблюдение, чтобы вовремя обнаружить начало этих процессов и пресечь их развитие.

    — Но, может быть, приходу лучше не содержать на зарплате штатного реставратора, а приглашать его из музея?

    — Существуют различные формы сотрудничества, договорных условий между музеем и храмом. Например, храм св. Исидора в Ростове Великом расписан ценными фресками. Настоятель заключил с Ростовским музеем-заповедником договор, и церковь постоянно осматривают реставраторы, научные сотрудники, которые работают над тем, чтобы предотвратить разрушение этого уникального памятника древнерусского искусства. Конечно, и у музеев денежные средства ограничены... Все памятники искусства должны быть учтены государством, где бы они ни находились — в храме или в музее. Есть и такая форма сотрудничества: икона остается в музее, а для храма делается ее точный список.

    Так, сейчас для Грузинского Патриархата делается список образа свт. Николая Чудотворца, находящегося у нас, в Третьяковской галерее. Иконописец делает обмеры, затем готовит доску, снимает кальку, переносит изображение. Все музеи рады предоставить такую возможность. А если государство передает икону в храм, Церковь должна предоставить специальную витрину с контролем влажности и температуры для хранения и сотрудничать со специалистами, чтобы они регулярно осматривали образ. Я считаю, что за иконы, являющимися памятниками религиозной мысли и творчества русского народа, находятся ли они в совместном пользовании, или в музее, или в церкви, должно нести ответственность, прежде всего государство. Необходимо, чтобы все стороны осознавали свою причастность к сохранению этого драгоценного народного достояния.

    Беседовала Алина Сергейчук


    Журнал «Благоукраситель» № 27 (зима 2010-2011 г.).

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100