Трехмерные иконы

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Трехмерные иконы златоустовских мастеров

    Златоустовская гравюра на стали - самобытное искусство уральских мастеров, за два столетия своего существования приобретшее всемирную известность. Этот вид гравюры изначально в основном использовали для украшения оружия, сегодня же его часто применяют и для создания работ православной тематики, где соединяются два вида искусства - гравюра и наборная икона, в которой фоном изначально служили поделочные камни и минералы.Такие образа очень редки, два из них не так давно были возвращены в храм Горного института Санкт-Петербурга.

    Со времен средневековья имелась традиция устанавливать на рудниках поклонные кресты или статуи Спасителя, основанием для которых служили горки, сложенные из минералов. Возможно, этот стиль послужил прообразом для наборных икон

    Наборные иконы: зарождение искусства

    На сегодня известно до сорока наборных образов златоустовского происхождения, находящихся в различных музеях страны. Златоустовские художники имели своеобразную живописную школу. Создателями искусства наборной иконы стали сыновья талантливых живописцев Иван Бушуев и Иван Бояршинов. В 2004 году в Санкт-Петербурге была восстановлена и вновь освящена церковь Горного института, когда-то - Горного кадетского корпуса.

    Среди старинных икон этого храма - два необычных наборных образа работы Николая Бушуева и Петра Бояршинова. Николай Никитович Бушуев с 1808 по 1811 год занимался росписью храмов в Оренбурге - в частности, им была украшена Петропавловская церковь, которую позднее, в 30-х годах XX столетия, снесли безбожные потомки. Там-то и увидел наборные иконы император Александр I, посетивший Златоуст в 1824 году.

    Сочетание природы и мастерства

    Иконы, украшающие сегодня храм Горного института, почти сто лет простояли в хранилище Златоустовского краеведческого музея, забытые или не признанные интересными. По счастливой «случайности» их нашла старший научный сотрудник этого музея Любовь Лаженцева. Когда иконы освободили от столетней пыли, они вызвали восторг. Иконы отреставрировали и вернули на историческое место, в церковь Горного института.

    Первое описание наборных образов можно найти в статье горного инженера Версилова. Оно было напечатано в «Горном журнале» в 1905 году: «Вне алтаря, за клиросами, две иконы, сложенные из камней, присланные из Екатеринбурга в 1826 году. Существует предание, что отдельные камни были собраны горными инженерами. Одна икона, за правым клиросом, изображает Преображение Господне (работа Петра Клементьевича Бояршинова), другая, за левым, - Воскресение Христа Спасителя (работа Николая Никитовича Бушуева). В той и другой по два самородка. Размеры этих икон внушительны - высота два аршина, ширина один аршин (в переводе на современные размеры 142 х 72 см). Вес икон тоже солидный: сама иконная доска имеет толщину около семи сантиметров, на мастику закреплено несколько сотен различных по весу и размеру цветных, драгоценных и полудрагоценных уральских камней. Иконы помещены в киот со стеклом, толщина которого десять миллиметров. Во всех четырех самородках два с половиной фунта веса золота...».

    В 1917-м, когда в стране устанавливался новый порядок, самородки были переданы на дело революции. Но один, самый маленький, уцелел и хранится в сейфе музея Горного института.

    Фон образов составляют 42 аквамарина и сердолика, 23 халцедона, 46 черных шерлов, а также топазы, амазониты и яшма. Можно сравнить уникальные златоустовские образа с хандштайнами - соединением природы и искусства. Этот стиль пришел к нам из Германии. Со времен средневековья там сложилась традиция устанавливать на рудниках поклонные кресты или статуи Спасителя, основанием для которых служили горки, сложенные из минералов. Возможно, этот стиль послужил прообразом для наборных икон златоустовских мастеров. Наборные иконы отличают необычное решение религиозного сюжета и хорошая, «крепкая» живопись с сочетанием различных приемов, техник и материалов. Это достаточно необычный для России жанр. Православные иконы традиционно имеют двумерную плоскость, а наборные образа - это трехмерное пространство. Фоном идет иконопись, расписные фигуры сделаны из папье-маше, на переднем плане - уральские минералы.

    Возрождение

    На металл иконописное искусство златоустовских художников вернулось в девяностых годах прошлого столетия. Его возрождением занимались художники Надежда Карпова и Валентина Мельникова. Одна из первых работ была представлена в Патриархию Русской Православной Церкви для Святейшего Патриарха Алексия II. Эту работу выполнила одна из ведущих художников-граверов Рауфа Галямова. Сейчас этой темой занимаются лучшие художники фабрики, некоторые из которых имеют опыт работы в Патриарших мастерских поселка Софрино.

    Кроме традиционных способов работы на металле мастера златоустовской гравюры выполняют лики святых в стиле пуантилизма. Образцами для работ служат канонические православные иконы.

    Есть и панно с изображениями храмов, природы. Одним из первых на металле воплотилось изображение Свято-Троицкого собора г. Златоуста, выполненное по старым фотографиям.

    Красивейшее архитектурное сооружение, которое в XIX веке сравнивали с Исаакиевским собором, было разрушено в 1934 году. Виды православных храмов России - популярная тема в работе художников-граверов. Сейчас развивается еще одно направление: златоустовские мастера изготавливают церковную утварь в стиле гравюры на стали.


    Наталья Вотинова

    Журнал «Церковный ювелир», № 35, осень 2012 г.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100