Иконопись: краткий обзор истории

Дата публикации или обновления 01.07.2015
  • К оглавлению: Журнал «Иконописец»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Сегодня очень важно, чтобы современные мастера, используя те возможности, которые предоставляет наше время, одновременно следовали канону и традиции, причем следовали не путем слепого копирования, а творчески ее развивали, претворяя в жизнь самое главное, что есть в церковном каноне. Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться».

    Митрополит Иларион (Алфеев)


    Современное церковное искусство в лучших своих образцах стремится к традиционности и каноничности. История иконописания представлена множеством направлений, существовавших в разное время в различных регионах - от Средиземноморья до Новгорода. Возникает вопрос: продолжателями каких школ иконописи становятся современные мастера? Иконописцы по-разному решают для себя дилемму: следует ли подчинять свою работу какому-то одному стилю - или творческий поиск в том и состоит, чтобы осваивать более широкий, нежели отдельная иконописная школа, пласт культуры, сочетать художественные направления, подбирать для каждого объекта особое, именно для него подходящее решение...

    Наше время уникально тем, что мы можем обозреть путь, пройденный человечеством. Сравнить фрески древней Каппадокии и росписи Дионисия, стиль письма преподобного Андрея Рублева и Симона Ушакова. В этом есть и своя опасность.

    Думается, древние иконописцы не слишком много размышляли над тем, к какому направлению относится их письмо. Работа над иконой для преподобных изографов Святой Руси была продолжением молитвы, недаром изучение их творений невозможно без (конечно, теоретического!..) знакомства с такими понятиями, как исихазм, Нетварный свет.

    Дадим обзор основных школ иконописи, являющихся источником вдохновения для современных мастеров. Конечно, обзор этот будет краток и неполон - для более подробного потребуется иной формат, нежели публикация в журнале.

    Первохристианская иконопись начала складываться еще в катакомбный период истории Церкви. Она аккумулировала опыт античного искусства, наполняя его новым смыслом. В росписях катакомб встречается множество символов (Пастырь Добрый, Агнец, рыбы, якорь), но есть и прямые изображения: например, фрески римских катакомб «Богоматерь с Младенцем», «Христос и самарянка» (II в.), «Христос» (IV в.)

    К IV столетию традиция иконописания, а вместе с ней и богословие иконы вполне сформировались. Древнейшие из сохранившихся до наших дней икон относятся к VI столетию. Самое крупное собрание их находится в музее при монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове (Египет). Эти иконы принадлежат кисти византийских мастеров. Наиболее известная из них — «Спас Синайский»: достаточно реалистичное портретное изображение Спасителя, в то же время чуждое плотяности и написанное в обратной перспективе. Интересно, что некоторые исследователи считают прототипом этого образа Туринскую Плащаницу - нерукотворный плат, запечатлевший черты погребенного во гробе Божественного Страдальца.

    О такой аналогии говорит, в частности, некая ассиметричность лика, словно хранящего на себе следы крестных мук. Интересно также, что поза Христа на этой иконе (одна рука благословляет, другая держит Евангелие) стала классической для более поздних изводов иконописи вплоть до нашего времени. А ведь «Спас Синайский» был открыт в достаточно позднее время! Это говорит о том, сколь велика преемственность и традиционность в православном иконописании.

    Вместе с Крещением Русь приняла от Византии и сложившуюся систему церковного искусства, которая на новой почве стала меняться в соответствии с условиями жизни и ментальностью усвоившего ее народа. Это указывает, что христианское искусство органично прижилось в Киевской Руси - не стало засушенной ветвью, неспособной к росту и изменениям, но принесло новые плоды. Художники Новгорода, Владимира и других княжеств брали за образец работы византийских мастеров, но тем не менее в каждом регионе вырабатывался свой, особый стиль. Наиболее полно до нас дошли памятники новгородской школы живописи. (Новгород менее других пострадал от татаро-монгольских завоевателей.) Кстати, в те времена имя Святого Спиридона Тримифунтского почиталось наравне с именем Николая Чудотворца и в Москве, и в древнем Новгороде.

    В этих образах заметны и византийские черты, и новые, присущие именно искусству древнего Новгорода. Характерен иконографический тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица, прямо смотрящего на зрителя широко раскрытыми глазами. К этому типу относится образ великомученика Георгия XII столетия, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля.

    Московская школа иконописи сложилась в эпоху усиления Московского княжества и в дальнейшем оказывала влияние на прочие иконописные школы Руси. Она вобрала в себя традиции владимиро-суздальской школы, с ее мягкостью письма и гармоничностью цветовых сочетаний, византийского и южнославянского искусства. Образцы иконописи этого направления, относящиеся к XIV столетию, можно увидеть, например, в Успенском соборе Московского Кремля: это знаменитые «Спас Ярое око», «Спас оплечный». Дальнейший расцвет московской школы иконописания связан с такими именами, как преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. О работе каждого из этих мастеров можно сказать столько, что, пожалуй, краткий обзор их творений стоит отложить до написания отдельных материалов.

    Творчеству этих величайших изографов свойственны воздушная легкость и исполненный глубочайшего смысла лаконизм, способность перенести предстоящего образу в иной, Горний мир... «Троица» преподобного Андрея Рублева - это всего лишь три фигуры, в которых заключено ВСЕ: история явления Аврааму трех Ангелов, Предвечный Божественный Совет, идея Евхаристии... А светские искусствоведы видели в ней еще и отсвет русской природы, васильковых полей...

    Позднейшая иконопись стала постепенно отходить от древней лаконичности, сосредоточенности на главном. На иконе Пресвятой Троицы архангельских мастеров XVI века мы видим уже множество деталей: хлопочущие вокруг гостей Авраам и Сарра, снеди на столе...

    Сложность композиции, множественность скрупулезно прописанных мелких деталей, богатство декоративных элементов особенно свойственны строгановской школе иконописи, сформировавшейся в конце XVI столетия на стыке новгородского и московского письма и выработавшей свой особый стиль. Основание этой школы связано с именем богатых купцов и промышленников Строгановых, перебравшихся из Новгорода в Сольвычегодск и создавших там фактически «государство в государстве».

    Любители иконописного искусства, Строгановы собрали лучших мастеров. Они ценили тонкое письмо, яркие краски, изящную и богатую позолоту. Эти черты и легли в основу иконописного стиля, в XVII веке распространившегося не только на Севере, но и в Москве, и в городах Верхнего Поволжья. Многосложность композиции свойственна и ярославской школе иконописи, так же, как и строгановская, сформировавшейся в XVI – XVII столетиях. Говоря о школах иконописи разных регионов России и о времени их существования, стоит иметь в виду, что, безусловно, иконы в этих местах создавались во все века - в указанное же время искусство иконописцев данного города сложилось как самобытное явление. Ярославскую школу иконописи принято считать завершающим этапом древнерусского периода иконописного искусства, переходным к живописи XVIII столетия, перенявшей многие черты западного светского искусства.

    В конце XVII века распространилась так называемая фряжская (итальянская) манера письма, отличающаяся от традиционной не только художественными приемами, но и технологией. В частности, ее применяли мастера строгановской школы. Наряду с темперой она использовала и масляные краски (для сцепления между собой столь различных материалов мастера использовали такие простые приемы, как смазывание поверхности масляной живописи срезом луковицы, а позолоты - яичным белком).

    Живоподобную манеру написания объемных ликов при сохранении традиционной условности фигур одним из первых ввел знаменитый Симон Ушаков - глава иконописной школы Оружейной палаты, творивший во второй половине XVII века.

    XVIII столетие подчинило иконопись веяниям светского искусства: создавались образа, росписи, иконостасы в стиле барокко, классицизма. Не останавливаясь на них, отметим интересное явление, существовавшее параллельно и как бы в противовес: каноническую иконопись Центральной России. Иконописные школы Палеха, Холуя, Мстеры имели свои особенности.

    Например, палешанам была свойственна особая тонкость письма, а также стремление писать в древнем стиле - за образец художники Палеха брали псковскую икону XVI столетия с ее темными, землистыми цветами, на фоне которых ярко вспыхивает красная киноварь. При этом их письмо вобрало в себя и строгановское внимание к деталям, стремление прописать мельчайшие элементы композиции, декоративность и яркость. Палехская школа иконописи сложилась в середине XVIII столетия и существовала на протяжении всего XIX и начала XX века - до самой революции.

    Иконопись Мстеры отличает особая колористика, отличная от палехской: предпочтение цветам охристой гаммы (оливковому, золотистому), применение сложных цветовых сочетаний (например, зеленого и розового). Именно эти школы иконописания, относительно близкие нам по времени, но сохранившие верность канонам церковного искусства, стали образцом для многих современных иконописцев.

    История иконописания вобрала в себя духовную и политическую историю христианских народов. Оставаясь верной своему главному назначению - создавать образа для молитвы, - иконопись запечатлела взгляды православных христиан разных эпох и стран на жизнь, степень их устремленности к Богу, художественные вкусы... И лишь Богу ведомо, о чем расскажет иконопись XXI столетия нашим потомкам.


    По материалам статьи из журнала «Иконописец» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Алина Сергейчук

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100