Бог

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Бог

    Бог – высшая духовная личность, находящаяся за пределами нашего понимания, но открывающая Себя людям через творение мира и участие в мировой истории.

    Бог создал все живое и саму жизнь, которая продолжается только благодаря Ему.


    Бог — высочайшее существо Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

    Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

    Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

    Когда Бог сотворил первых людей — Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

    Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

    Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святой.

    Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

    Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

    Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.

    Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, — Отец, Сын и Святой Дух, — вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь. Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24).

    Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем. Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом — в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

    Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

    Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).

    Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог — вне времени.

    Бог всегда есть.

    Поэтому Он называется вечным.

    Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).

    Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

    Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

    Бог всегда одинаковый.

    Поэтому Он называется неизменяемым.

    Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).

    Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

    Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

    Бог все может сделать, что пожелает.

    Поэтому Он называется всемогущим.

    Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).

    Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

    Бог — везде.

    Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

    Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).

    Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

    Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

    Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

    Бог всеблагий (Матф. 19, 17).

    Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

    Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

    Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

    Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

    И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

    Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7).

    Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

    Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

    Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

    Бог вседовольный (Деян. 17, 25).

    Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

    Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

    Поэтому Он называется вседовольным.

    Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).

    Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

    Поэтому Бог называется всеблаженным.

    И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

    Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

    Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

    Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

    В храме и в доме иконы Христа занимают главное место.

    Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: «... благотелесный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен телом лица, имеющий темную бороду цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...»

    Существует два канонических типа изображения Спасителя: в виде Вседержителя и Судии и в том виде, в каком Он был среди людей ( в том числе младенца и отрока). Иконы Христа относятся к шести основным иконографическим канонам: Спас Нерукотворный; Спас Вседержитель (Пантократор) - символ Церкви Небесной; Спас

    Б
    Базилика Баптизм Баптистерий Барабан Барма и Постник Барокко Басма Батюшка Бдение Безбожие Безмолвник Белое духовенство Бес, бесы Бессребреник Библейские песни Библия Благо Благоверный Благовест Благовещение Пресвятой Богородицы Благоговение Благоволение Благодарственные молитвы Благодать Благословение Благословенны Благочиние Благочинный Блаженный Блуд Бог Богадельня Богомильство Богородица (Матерь Божия, Дева Мария, Пресвятая Дева) Богородичен Богословие или теология Богослужебные книги Богослужебный круг Богослужение Богохульство Богочеловек Богоявление Божественная Литургия Божия Матерь Божница Бортнянский Дмитрий Степанович Брак Брака таинство Брань невидимая Братия Братья Господни Бремя Буддизм Булгаков Сергей Николаевич Бургомистр Бухвостов Яков Григорьевич

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100