Беседы

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • Христорождественская церковь в селе Беседы в разделе «Храмы Московской области»
  • Ильинский Святой источник рядом с храмом Рождества Богородицы в селе Беседы.
  • Путешествие в Беседы к церкви Рождества Христова и к святому источнику.

    Исторические сведения о церкви Рождества Христова.
    Подробный рассказ о поездке в город Дзержинский, и в том числе и в Беседы.
    Все фотографии церкви Рождества Христова.
    Посмотреть на карте яндекса:
    Рождества Христова церковь в Беседах.

    Адрес: Московская область, Ленинский район, с. Беседы.
    В храм можно приехать от станции метро "Домодедовская" на автобусе № 95 или 995, остановка "с.Беседы".
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Поездка в пос.Беседы Московской области была также связана с путешествием в г.Дзержинский в Николо-Угрешский мужской мужской монастырь.

    Беседы, церковь Рождества Христова
    Церковь Рождества Христова в Беседах (1590-е г.).
    Беседы, церковь Рождества Христова
    Церковь Рождества Христова в Беседах.
    Беседы, церковь Рождества Христова, колокольня
    Колокольня.
    Беседы, церковь Рождества Христова, смотровая площадка
    Обошли церковь сзади и вышли на смотровую площадку.
    Беседы, церковь Рождества Христова, смотровая площадка
    Со смотровой площадки виден город Дзержинский.
    Беседы, церковь Рождества Христова, Николо-Угрешский монастырь
    Вдали – Николо-Угрешский монастырь, откуда мы только что приехали.
    Беседы, церковь Рождества Христова, святой источник, часовня Илии Пророка
    Рядом с храмом находится небольшая кирпичная надкладезная часовня - часовня Илии Пророка в Беседах, построенная в начале 2000-х гг.
    Также рядом с церковью Рождества Христова находится Ильинский святой источник.

    О церкви Рождества Христова, что в селе Беседы.

    Одно из древнейших селений Подмосковья, село Беседы, берет свое начало со времен святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. Известный исследователь московской старины А. Мартынов в 1889 году писал: «В Московском уезде в 18 верстах от столицы раскинуто между оврагами село Беседы, на правом крутом берегу Москвы-реки, при впадении в нее рек Нетечки и Городенки. В древности оно окружено было дремучими лесами».

    С тех пор, когда были написаны эти строки, прошло немногим более 100 лет, а Беседы оказались почти в черте самой столицы. Рядом проходит Московская окружная автодорога, от которой в 700 метрах стоит старинный шатровый храм Рождества Христова.

    Народное предание, которое подтверждают и литературные источники, рассказывает о событии, происшедшем в этих местах накануне Куликовской битвы.

    В непроходимых лесных чащах, близ стечения трех рек, любил отдыхать и позабавиться охотой Великий князь Димитрий. На высоком берегу Москвы-реки, видно уже с давних времен, стояли 3-4 построенных деревянных дома-сруба, с маленькими подслеповатыми оконцами. В этих домах жили лесные княжеские сторожа, пчельники и перевозчики. Речная переправа была устроена здесь еще во времена князя Ивана Калиты, деда Димитрия Донского.

    Однажды, во время своего посещения этих мест, князь получил от прибывшего гонца известие о том, что огромные полчища татар во главе с Мамаем идут на Москву. Бывшие вместе с князем его двоюродный брат Владимир, князь Серпуховской, князь Боброк Волынский, женатый на его сестре, князь Белозерский, отважный воин, храбрый воевода Тимофей Васильевич Волуй и другие высокие гости, не были удивлены этим неприятным известием, ибо давно, еще два года назад, Мамай грозился отомстить непокорному князю за разгром войска татарского воеводы Бегича в Рязанской земле и наказать его, заставив платить большую дань.

    В раскинутом на берегу Москвы-реки большом княжеском шатре, Великий князь немедля собрал на беседу — на военный совет — своих ближайших и испытанных во бранях князей и воевод. Помолившись Богу, в этой беседе все детально обсудив, составили они план сражения.

    За лето 1380 года князь собрал небывалую до того времени рать — до 150 тысяч конных и пеших воинов. Это были ополченцы, ремесленники, крестьяне, русские, украинцы, белорусы. С воодушевлением и надеждой на помощь Божию шла эта огромная армия из Москвы и других городов и селений, чтобы дать сокрушительный отпор врагу в сражении за родную землю. Именно на военном совете в Беседах также было принято решение, что Великий князь Димитрий Иоаннович, когда соберет многочисленную рать воинов, обратится к полкам с призывным словом.

    И действительно, перед самым сражением на поле Куликовом, он обратился к воинам с такими словами: «Мы пришли сюда защищать родную землю, православную веру христианскую. Честная смерть лучше позорной жизни. Или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы». От войска по всему Дону прокатился громовой ответ: «Не посрамим земли русской!» И не посрамили: одолели грозного врага, одержали победу.

    Возвратившись в Москву с поля битвы, благодарный Богу князь Димитрий, нареченный Донским, повелевает: на том месте, где он по весне собрал на беседу, на военный совет своих князей и воевод, поставить церковь Христову в память о славной победе. С той поры место это называется Беседы.

    Из вековых, толстенных бревен построенная, уже через два месяца церковь Божия красовалась на крутом берегу Москвы-реки. Любил князь увековечивать большие победы, как знаки милости Божией к нему, и за свою жизнь «многи храмы и церкви постави на земли русской».

    На протяжении почти двухсот лет неоднократно сменялись владельцы этих бывших княжеских Подмосковных угодий. Построенная некогда по повелению Великого князя Димитрия деревянная церковь, пришла в ветхость, да и само село Беседы приходило в упадок. И лишь в конце 16-го века здесь заново возрождается жизнь.

    В 1584 году в Успенском соборе Кремля на царство венчается сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины — Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. По поводу этого исторического события историк Н. М. Карамзин писал: «На громоносном престоле свирепого мучителя Россия увидела постника, и молчальника, более для келий и пещеры, нежели для Державной рожденного».

    С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары. В числе этих даров царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы.

    Вскоре подав царю Феодору челобитную, боярин с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь.

    В 1598-99 годах было завершено сооружение, хотя и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским, возведенным в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмирику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой сложена из кирпича.

    Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе дубовые, а в верхнем ярусе железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время. Об этом говорит и мраморная доска, укрепленная на стене храма, которая свидетельствует, что это исторический памятник архитектуры XVI века и охраняется государством.

    Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед. К этому надо еще заметить, что был и третий придел, созданный в подклете церкви, и освященный в честь преподобной Феодосии.

    Известно, что у Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины была рождена дочь, крещенная Феодосией, умершая в раннем возрасте. Она приходилась родной племянницей Борису Годунову. Можно полагать, что в честь ее небесной покровительницы и был освящен третий придел Рождественской церкви.

    Таким образом прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Ивановича, а в последствии и царя Алексея Михайловича.

    После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси.

    В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

    В писцовых книгах по Московскому уезду за 1623-1624 годы по этому поводу, в частности, говорится: ...боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгинею Анной Васильевной в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Солунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии...

    В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет А Мартынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приводье для отдыха и охоты...»

    Об усердии к этому храму царя Алексея Михайловича свидетельствуют два его вклада — богослужебные книги:

    Евангелие напрестольное, напечатанное в Москве в 1658 году. На его листах царской рукой было написано: «...В лето 7176, августа в 31 Великий государь царь и Великий князь Алексей Михайлович всея малыя и велия России Самодержец пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в бархатели с евангелисты медными, в переплете, в Московский уезд, в свое Государево дворцовое село Беседы, в церковь Рожество Христова из Приказа большого дворца...

    Триодь цветная, 7179 года с подобной надписью по листам.

    На запрестольном кресте, имеется следующая надпись: «Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653 по современному календарю) при державе Благоверного и Христолюбивого Государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день...»

    Это новое повторное освящение Беседской церкви говорит о том, что до этого какое-то длительное время в ней не совершались богослужения, или, как говорили в старину, церковь стояла без пения...

    Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной — св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой — св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии. Взирая на эти иконы писанные «старинным пошибом» служители храма невольно поминали в своих молитвах поименно царя-благодетеля и первую его супругу царицу Марию Милославскую и его детей — царевича Феодора и царевен Ирину и Софию.

    Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа: время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг.

    От прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами. Фотоснимки этого памятника архитектуры 16-го века воспроизводятся во многих солидных научных работах, в разного рода справочниках и альбомах.

    В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, всегда пребывающий в северной столице и в царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы начинают постепенно приходить в запустение.

    Но милость Божия, с давних времен почивающая на этом месте, не оставляет своею благодатью святой храм и молящихся в нем.

    В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма: старая каменная ходовая паперть сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и с южной стороны пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром.

    В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе. Вся настенная роспись храма выполнена на темы евангельской истории в строгом академическом стиле.

    Здесь представлены и сюжетные композиции, и персональные изображения святых, прославившихся христианскими добродетелями и подвигами. Роспись дополнена небольшими орнаментальными вставками и фризами. Центральная, основная часть древней церкви — четверик имеет два яруса росписей сюжетных композиций, заключенных в прямоугольные рамы, выполненных в технике «гризайль», имитирующие профилированные тяги.

    На северной стене первого яруса живописно расположена композиция «Явление Ангела пастырям», на южной стене — «Бегство св. семейства в Египет». На втором ярусе северной стены — «Рождество Христово», на южной стороне стены — «Поклонение Волхвов». На западной стене и над аркой, которая соединяет трапезную, изображены два летящих Ангела несущие образ Спаса Нерукотворного. Восточную сторону четверика, как и положено занимает четырехярусный иконостас не древнее XVIII века. Резной декор иконостаса сияющий позолотой на его фоновых поверхностях, окрашенных масленой краской в темно-красный цвет, выглядит торжественно и богато.

    В трапезной на центральном своде изображена многофигурная композиция, прославляющая Пресвятую Троицу, которая поражает входящих в храм своею грандиозной тематикой. На фоне голубого неба, на облаках, восседает Господь Савооф и Христос. Над ними в сиянии голубь — Дух Святой. От Христа и Бога Отца по всему периметру свода расположены на облаках группами святые: Архангелы, Богоматерь с Апостолами и евангелистами, Св. Иоанн Предтеча с пророками, далее святители, преподобные и т.д. Кажется весь этот небесный собор едиными устами поет слова гимна, писанные словенской вязью по всему своду: «Тебе вся земля величает, Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувимы и Серафимы...»

    Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона XVIII века Воскресение Христово в киоте, образ святителя Николая Чудотворца с чудесами в золоченой ризе XVIII века и другие достопремечательные святые иконы сияющие жемчугом и самоцветными камнями, искусно и с любовью украшенные доброй прихожанкой церкви.

    Упомянутые ранее приделы в честь Покрова Божией Матери и пророка Илии, после пожара, случившегося в 1988 году, в ходе восстановительных работ и капитального ремонта, были обновлены новой росписью и сооружением нового иконостаса в правом Ильинском приделе. Тогда же интерьер церкви получил новое оформление.

    К этому надо добавить и об устройстве церкви, заново восстановленной в подклете храма. В период безбожного гонения 30-х годов Беседский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был передан в пользование верующим.

    В последнее время силами прихожан была восстановлена поруганная церковь в нижней части храма, где и был освящен престол в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

    В последствии при Скорбященской церкви были созданы просфорная и обширный учебный класс, где проводятся занятия и духовные собеседования. Просторное помещение класса расписано картинами на евангельские темы.

    Таким образом, Беседский храм теперь имеет четыре престола. Следует отметить и тот небезинтересный факт, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым с эмалевыми вставками металлическим облачением.

    Вышеупомянутый иследователь русской старины А. Мартынов еще в начале XIX века писал «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» /небольшой ниши/ этого престола найден был деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус и осмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Под верхней доской, лежащей на этом каменном престоле были положены и хранимы древние св. Антиминсы. К сожалению до наших дней эти святыни не сохранились, как и многое другое в прошедшей истории нашей Русской церкви. Но и за то, что мы имеем на сегодняшний день, надо возблагодарить Господа, столь благодеявшего нам.

    В связи с празднованием 400-летия храма Рождества Христова по благославению Митрополита Ювеналия 21 сентября 1999 года в деревню Беседы прибыл для совершения Божественной Литургии архиепископ Григорий. Накануне великого праздника Рождества Богородицы было совершено большое всенощное бдение местным клиром, который возглавлял настоятель храма, митрофорный протоирей Василий Изюмский, прослуживший в этом храме 20 лет и по милости Божией в этот же день, отметивший 50-летие своего пастырского служения.

    Ровно в 9 часов утра колокольный звон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Его Высокопреосвященства Архиепископа Григория. У входа в храм его встретил с хлебом-солью Председатель приходского совета, а одна из прихожанок преподнесла Владыке благоухающий букет цветов. Поднявшись по мраморным ступеням паперти Высокопреосвященнейший Владыко вошел в храм, где его встретил кратким приветственным словом настоятель: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Григорий, мы искренне рады видеть и приветствовать Вас в стенах этого древнего храма, прихожане которого долго ждали этой встречи. Мы верим и надеемся, что наши маломощные молитвы сольются с Вашей святительской молитвой и тогда благодатный Покров Царицы Небесной, Рождество Которой мы сегодня празднуем, осенит невидимо всех молящихся своею благостью и любовью. Вниди же Владыко святый в храм сей и преподаждь милостивно святительское благословение всем собравшимся здесь почтить Вашу святыню и разделить с Вами славное торжество — 400-летие этого храма».

    В сослужении собора священников и диаконов Владыко Григорий вдохновенно совершил божественную Литургию. Во время Б. Литургии был рукоположен в сан диакона алтарник храма Стефан Котруца. По окончании отпуста был пропет благодарственный молебен Спасителю. Затем с общенародным пением престольных тропарей под звон колоколов начался торжественный Крестный ход вокруг белоснежного храма. Духовное ликование, переполняющее сердца верующих, было видно на их лицах, омоченных слезами умиления радости и благодарения Богу.

    В заключении этого незабываемого торжества архиепископ Григорий поздравил прихожан с великим праздником Рождества Богородицы и знаменательным днем — 400-летием рождения этого храма: «Я разделяю с Вами эту духовную радость», — сказал Владыко, — «и желаю, чтоб Вы всегда пребывали под спасительным Покровом этого древнего храма, в котором вот уже 20 лет ревностно Богу служит настоятель отец Василий. За свое полувековое служение в сане священника он прошел тяжелый жизненный путь, оставаясь верным пастырем церкви Христовой».

    По представлению Высокопреосвященнейшего митрополита Ювеналия патриарх Алексей II удостоил протоиерея Василия Изюмского, во внимание к усердным многолетним пастырским трудом, орденом святого благоверного князя Данила Московского. Который и был вручен юбиляру по окончании литургии. В своем ответном слове отец Василий, сознавая свое недостоинство, выразил Его Высокопреосвященству Митрополиту Ювеналию свою сердечную благодарность за ту теплую отеческую заботу, которую он всегда чувствует по отношению к себе со стороны своего Архипастыря. Громогласным многолетием и пением «Тебе Бога хвалим» завершилось Юбилейное торжество верующих прихожан древней Церкви Рождества Христова. Во время проводов Владыки Григория состоялась Его беседа с главой местной администрации, который обещал приложить все усилия, чтобы помочь Совету Церкви с. Беседы. Колокольный звон долго-долго еще был слышан за кольцевой дорогой, радуя сердца верующих.

    С использованием материалов из книги «Церковь Рождества Христова, что в селе Беседы».

    Места, связанные с путешествием в пос.Беседы.

    Дзержинский, Николо-Угрешский мужской монастырь
    Дзержинский, Николо-Угрешский мужской монастырь.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос