Успенский собор в Хельсинки

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • Иконы кафедрального Успенского собора в Хельсинки
  • Кафедральный Успенский собор.
    Главный храм Православного прихода г. Хельсинки.

    Кафедральный Успенский собор города Хельсинки

    Kanavakatu 1, 00160 Helsinki, Финляндия, тел. +358-(0)9-634267

    Богослужения совершаются по субботам и в кануны праздников в 18 часов и по вокресеньям и в праздники в 10 часов утра.

    Кафедральный Успенский собор. Главный храм Православного прихода г. Хельсинки.

    Прекрасный вид на Хельсинки открывается при подходе на морском пароме к городу с юга. Доминирующими великолепными монументами этого панорамного вида являются храмы двух церковных традиций - лютеранской и православной. С запада возвышается белый лютеранский Кафедральный собор и восточнее, православный Успенский собор, увенчанный тринадцатью куполами с позолоченными главками. Здание Успенского собора возведено из красного кирпича на покрытом кустами сирени скалистом холме, расположенном вблизи южной пассажирской гавани и Президентского замка. Успенский собор - это самый большой православный храм в Западной Европе и Скандинавии.

    Форма главки, в народе называемой луковкой, символизирует явление разделяющих языков, как бы огненных, почивших по одному над каждым из апостолов в день Пятидесятницы (Деяние Св. Апостолов 2:1 -4). Число главок равно числу апостолов, вместе с Иисусом Христом.

    Успенский собор был построен в XIX веке. Финляндия в те времена, в качестве Великого княжества Финляндского, входила в состав Российской империи. В 1812 году столица Финляндии была перенесена из Турку в Хельсинки и численность населения города и тем самым членов православной церкви стала быстро расти.

    Наряду с действовавшими в Хельсинки храмами - Свеаборгским собором Св. Александра Невского, лазаретной и Свято-Троицкой церквами стала потребность в четвертом храме.

    В Святейшем Синоде России на службе тогда был известный архитектор церковных зданий, профессор A.M. Горностаев. Ему поручили составить проект и выбрать место строительства храма в Хельсинки. Он выбрал место у моря на вершине скалистого холма Катаянокка, составившего естественный фундамент для кирпичного здания храма.

    Составление архитектурного проекта, проектирование и само строительство храма заняли 11 лет. Начальный строительный капитал надеялись получить за счет взимаемых за соль, сахар и табак пошлин, которые в то время перечислялись в фонд строительства лютеранских и православных храмов. Однако, на строительство Успенского собора из этого фонда не были выделены средства. Из окончательных затрат около половины была покрыта с помощью субсидий, полученных от Святейшего Синода и Императорского министерства; другую половину составили пожертвования, полученные от знатных людей, состоятельных лиц, мешан и простых верующих прихожан.

    Храм был освящен 25 октября 1868 года во имя Успения Пресвятой Богоматери, празднуемого Церковью 15 августа, и провозглашен Успенским Кафедральным собором.

    Внешняя архитектурная форма Успенского собора восходит к древнерусскому деревянному зодчеству и архитектуре, которые были развиты умелыми и одаренными народными мастерами. В начале XIV века стали строить рубленные деревянные церкви, внешние очертания которых гармонировали с окружающей природой: дремучими лесами, зелеными равнинами, реками и озерами. Этим деревянным церквам придавалась форма конуса, напоминающего ель. Возведенная в этом стиле церковь - узкая и высокая, отличающаяся от окружающих деревьев только за счет большей своей высоты. В лесной глуши они служили ориентирами, подобно маякам в море.

    Постепенно церкви подобной формы стали строить также из камня. Стиль Успенского собора в Хельсинки восходит к прекрасному каменному храму, построенному в XVI веке в Коломенском, недалеко от Москвы. В отличие от построенных в XVIII и начале XIX века храмов в стиле классицизма, в середине XIX века отметилось возвращение к формам, созданным народным искусством.

    При выборе строительных материалов для храма были учтены климатические условия. Успенский собор возведен на месте, обдуваемом юго-западными влажными морскими ветрами, вследствие чего штукатурка как материал покрытия была неподходящей. Таким образом, стены собора возвели из кирпича с малым содержанием железных связок и проработанными швами. Большое количество кирпича было получено из крепости Бомарсунд, которую было велено снести.

    Главки куполов собора покрыты сусальным золотом.

    Во внутреннем плане Успенского собора четко прослеживается византийское наследие, корни которого восходят к началу первого тысячелетия. Обширное центральное подкупольное пространство собора увеличивается отсутствием рядов сидений, а размещение колонн вблизи стен создает впечатление целостности. Во время богослужения прихожане стоят. Скамьи вдоль стен предназначены для пожилых и слабых лиц.

    Каждая массивная колонна высечена из одной гранитной глыбы. Колонны поддерживают арочные своды, расписанные византийскими орнаментами. Верхняя часть плоскости свода и арочное перекрытие над алтарем представляют собой голубое звездное небо с изображением Святого Духа по центру.

    На арках сводчатого перекрытия по славянски написаны библейские изречения: "Приидите ко мне, все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы", "Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем", "Верующий во мя имут живот вечный" и "Благословен грядыи во храме святыя славы Твоея".

    Православные храмы традиционно строятся в восточно-западном направлении так, чтобы алтарь и таким образом и лица молящихся были обращены к востоку. Святой отец VIII века Иоанн Дамаскин обосновывает это следующим образом: по Библии Бог создал рай в Эдеме, на востоке. Когда молящийся устремляет свой взор на восток, он этим выражает свое томление и жаждет того естественного для человека состояния чистоты, которое в начале было свойственно жителям рая. И еще, Восток - это, та часть света, в которой Христос Вознесся в день Вознесения на небо и второе пришествие Христа согласно Библии совершится на Востоке. Солнце также восходит на востоке и подобно тому, как солнце своими лучами освещает мир, так и Христос Солнце правды освещает души людей.

    Иконостас отделяет алтарь от средней части храма. Алтарь представляет собой Царство Божие, т.е. небо. Когда священник готовится к совершению богослужения, он облачаясь в богослужебные одежды символически принимает на себя духовный облик, представляя собой непорочного, райского жителя.

    Из алтаря в храм ведут трое врат, из которых средние Царские Врата - через эти врата выносят Царя небесного, Святое Причастие верующим. Только епископы, священники и дьяконы имеют право проходить этими вратами. В иконостасе установлены иконы, свойственные византийской традиции и иконы святых, размещенные по трем стенам средней части храма.

    На иконах алтарной части храма, установленных на аналоях, изображены: Иисус Христос, Богоматерь, Великомученики и Святые, а также события из Священного Писания.

    В особенности монастыри развивали и берегли традицию иконописи. С сюжетом нельзя обращаться свободно: иконы пишутся согласно той древней традиции, создавшейся в свое время на основании Священного Писания и житийских писаний. Таким образом, иконы передают нам святое учение канонов: богословская мысль передана в иконописной форме.

    Икону, кроме канонов иконописи, отличает от других изображений их назначение, как часть богослужения. Каждой иконе в календаре соответствует день памяти какого-либо библейского события или святого. Икону соответствующую дню события выставляют в центре храма на аналое.

    Храм приходилось ремонтировать несколько раз. Основательный ремонт был сделан перед столетним юбилеем храма в октябре 1968 года. При ремонте заделали трещины в наружной стене, сохраняя при этом декоративность поверхностей. Крышу и купола покрыли медными листами, башни выполнили из железобетона, главки и кресты позолотили. Прежние оконные рамы были сняты и заменены бронзовыми оконными блоками. Внутренние стены храма оштукатурили и окрасили масляными красками, сохраняя при этом прежние расцветки и орнамент. Иконы были расчищены и отреставрированы.

    В Успенском соборе внимание привлекает стоящий в алтаре за Царскими вратами красивый серебряный Престол, позолоченный и украшенный благородными камнями. Престол был привезен с Валаамского монастыря на Ладоге. Остров Валаам, место основания монастыря, после войны остался на территории, отошедшей к СССР.

    С Валаама привезены также сикусно изготовленные монахами Валаамского монастыря, декорированные гравюрными миниатюрными иконами, восемь роскошных подвешников, подвешенных перед иконами иконостаса.

    Во время богослужений прихожане перед иконами ставят свечи, образующие мерцающее море язычков пламени.

    Горящая свеча символизирует пламенную любовь молящегося к образу иконы. Свечи изготовлены из чистого пчелиного воска. Медовый запах свечи напоминает о вечной жизни, мед - символ вечной жизни.

    Молитва - это суть православного богослужения. Все есть молитва, кроме, часто короткой, поучительной проповеди. Божественная Литургия символически передает всю историю спасения человечества.

    Литургия построена вокруг Таинства Евхаристии, свою форму она приобрела еще в IV веке.

    Во время богослужения евангелие, апостол и молитвы читаются церковным речитативом, с той целью, чтобы никто своим характерным образом чтения, охваченный личными чувствами, не выделял ударение на определенные слова больше чем на другие.

    Текст, который читается и поется во время богослужения восходит к текстам богослужений, написанным до 900-х годов. В то время в Церкви служили самые одаренные и образованные люди своего времени и тогда Церковь была еще единой.

    Тексты богослужения очень красивые, сильные и поэтические.

    В православном богослужении много стройного хорового песнопения; запрещено пользование музыкальными инструментами. Это обосновывают тем, что человеку при прославлении Бога не следует пользоваться мертвыми металлом и деревом, а быть самому живым инструментом прославления Бога.

    В православных церквах Финляндии песнопение большей частью представляет собой хоровое пение на четыре голоса. Хотя тексты и восходят к первому тысячелетию, большая часть мотивов созданы в более позднее время, в основном - это произведения русских композиторов. Из ранних мотивов высокочтимы сохраненные Валаамским монастырем древние мотивы.

    Официальный язык финляндской Православной церкви и Хельсинкского прихода - финский. Богослужения совершаются также и на славянском, и при надобности шведском и греческом языках.

    Православная вера по торговому пути из варяг в греки через Русь достигла восточной Финляндии, т.е. Карелии, где она стала укореняться, начиная с XII века.

    После провозглашения Финляндией независимости в 1917 году, православная Церковь Финляндии в 1923 году в виде автономной Архиепископии вошла в состав Константинопольского патриархата. В Финляндии в настоящее время три православных епархии - это епархии Хельсинки, Карелии и Оулу. Вследствие второй мировой войны карельскому населению пришлось рассеяться и поселиться в разных частях Финляндии. В Финляндии две государственных Церкви: евангелическо-лютеранская и православная. В православной Церкви около 56.000 прихожан, из которых 13.500 человек являются членами Хельсинкского прихода.

    Православная Церковь Финляндии - единственная древняя национальная Церковь в Западной Европе. Она продолжает в наше время вековые традиции византийской Церкви, ужившейся к культурной среде Финляндии.

    Успенский собор находится в распоряжении своих прихожан, но по словам святого Николая приветствуются также и "моряки, воины и дети", т.е. путешественники со всех уголков мира.

    Издатель: Православный приход г. Хельсинки.

    Продолжение: иконы кафедрального Успенского собора в Хельсинки
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100