Святыни обители Алексеевской

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Чудотворная икона Божией Матери «Свеча Неугасимая Огня Невещественного», или «Вратарница Угличская»
  • Святыни обители Алексеевской.

    В начале XX века в России было явлено много святынь во укрепление верующих перед страшными испытаниями. Скорее всего, одним из таких даров Божиих стал и образ «Вратарница Угличская», или «Свеча Неугасимая». Ее особое почитание должно было прийтись на первое десятилетие XX века, когда распространилась молва о явленных от нее чудесах, свидетельства о которых, собранные Духовной консисторией, возможно, безвозвратно утрачены в годы гонений на Церковь. В архивных материалах сохранились сведения о том, что в 1907 году в Алексеевском монастыре «с северной стороны Алексеевской церкви с разрешения епархиального начальства устроен на средства угличской купчихи Марии Васильевны Серебрениковой новый каменный придел во имя святителя и чудотворца Николая и иконы Божией Матери Афонской», и скорее всего – это была «Вратарница Угличская», которую в то время в документах называли «Афонская».

    В «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1907 год содержится описание освящения этого придела, правда, к сожалению, нигде не упоминается не только «Вратарница Угличская», но и «Афонская» икона. В «Епархиальных ведомостях» приводится только одно название: «зимняя церковь святителя Николая Чудотворца». Конечно, неточность в статье можно объяснить. Ведь Углич в то время был труднодоступной тихой окраиной губернии, откуда в Ярославль доходило мало известий. Возможно, не нашло бы отражения в «Епархиальных ведомостях» и событие освящения придела святителя Николая, если бы на освящение не приехал архиепископ Тихон (Белавин), будущий святитель-исповедник Патриарх Московский и всея Руси, возглавлявший Ярославскую епархию с 1907 по 1914 год.

    Подробный рассказ о посещении владыкой Тихоном Углича для освящения нового храма в Алексеевском монастыре приводим из «Ярославских епархиальных ведомостей», причем как из неофициальной, так и из официальной части от 4 и 11 ноября 1907 года.

    «10-12 октября текущего года, к великому удовольствию угличан, неожиданно посетил Углич Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский. Молва о новом Ярославском архипастыре, прибывшем на Ярославскую кафедру из Америки, о его доброте, доступности и внимательности ко всякому, высшему и низшему, о новых приемах его в назначении священников, об особенном внимании его к интересам паствы, подстрекала любопытство угличан, всегда весьма интересующихся личностью владык, и пробуждала в них естественное желание поскорее познакомиться с новым святителем Ярославской Церкви. Желанию этому неожиданно скоро суждено было осуществиться, несмотря на то, что только в июне Углич в первый раз знакомился с архипастырем Угличским, Преосвященнейшим Евсевием.

    При Угличском Алексеевском монастыре заботами настоятеля его, ревностного строителя, отца архимандрита Власия устроен (на средства угличской купчихи М.В. Серебрениковой и московского купца С.С. Егорова) при зимнем храме новый придел во имя святителя и чудотворца Николая. Освятить этот придел и приглашен был Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон. Несмотря на прекращающийся водный путь до Углича, энергичный молодой архипастырь, неоднократно предпринимавший путешествия по далеким странам, тотчас же принял приглашение посетить Углич, уже тем самым как бы отвечая любовью на любовь угличан».

    «Октября 8-го числа, в 9 часов вечера на пароходе Общества "Самолетъ" Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский, выбыл из Ярославля для освящения храма в Алексеевском монастыре в городе Угличе. <...> В город Углич Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон прибыл в 12 часов ночи 9-го числа. Здесь в полночь на пристани архипастыря встретили и приветствовали настоятели монастырей: Алексеевского монастыря - архимандрит Власий, Покровского - архимандрит Макарий, Николоулейминского монастыря - игумен Сергий, соборный протоиерей Николай Розов, благочинные градских церквей: протоиерей Константин Приоров и священник Константин Ярославский, смотритель и помощник смотрителя духовного училища, господин исправник и чины городской администрации; городской голова купец Василий Николаевич Кашинов с членами городской управы приветствовал архипастыря и поднес ему на блюде хлеб-соль». «Поднося владыке хлеб-соль, городской голова сказал: "По древнему русскому обычаю дорогого гостя встречали хлебом-солью; и древний город Углич в лице моем встречает Ваше Высокопреосвященство хлебом-солью". Архипастырь отвечал, что "благодарит и молит Бога, чтобы хлеб-соль не оскудевали в граде Угличе за хранение добрых русских обычаев и сердечное внимание к гостям"». «Благословив всех, Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон отправился на ночлег в Алексеевский монастырь, где имел временное пребывание.

    10 октября владыка посвятил обозрению некоторых достопримечательностей и учреждений города. <...> С 5 часов вечера начался благовест в Алексеевском монастыре ко всенощному бдению, которое совершил сам владыка, выходил на литию и величание и помазывал освященным елеем сослужащих и богомольцев. Бдение всенощное кончилось в 10 часов вечера. Октября 11-го числа перезвон колоколов к праздничному торжеству в Алексеевском монастыре начат с 8 часов утра. По прибытии Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона в храм, с 9 часов начато им освящение престола, антиминсов и жертвенника вновь устроенного придельного храма в честь и славу святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

    По окончании освящения протодиакон возгласил многолетия: Государю Императору и всему Царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и господину нашему Высокопреосвященнейшему Тихону, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, и господину Преосвященнейшему Евсевию, епископу Угличскому, со всею богохранимою их паствою, устроителям и благотворителям святого храма сего и всем православным христианам».

    «Несмотря на будний день на торжество собралось множество народа во главе с представителями местной администрации. Прекрасно пел хор послушников Алексеевского монастыря. По окончании освящения храма перед Литургией архипастырь обратился к народу со словом: "Возлюбленные о Христе братие, - приблизительно так говорил владыка, - сейчас совершилось в вашем древнем граде, в сей святой обители, радостное торжество освящения нового храма во имя святителя и чудотворца Николая. Русский народ с тех пор, как он стал христианским православным, известен своею преданностью вере православной, любовью к посещению храмов Божиих, к построению и украшению их. Множество храмов по лицу земли Русской создано нашими предками. Ничто так прекрасно не доказывает древности и вашего города, как, именно, обилие в нем храмов Божиих... Если современные города гордятся красивыми улицами и мостовыми и громадными зданиями, то древние города славны обилием в них храмов, свидетельствующих о благочестии их создателей... Из всех святых особенною любовью русского народа в создании храмов почтен святитель Николай Мирликийский, в характере которого и жизни русский народ находит много сродных себе черт. В честь кого больше создано храмов на святой Руси, как не в честь этого великого Мирликийского чудотворца, хотя мощи его и почивают в чужеземной стране?.. Вот и освященный ныне храм посвящен его имени... Ныне, братие, дабы смутить вашу совесть, может быть, скажут вам: к чему храмы, когда молиться можно и дома и, пожалуй, лучше дома, чем в церкви. То правда, что и домашняя молитва доходит до Бога и привлекает на нас Его милость; правда и то, что иногда домашняя молитва и усерднее церковной... Но послушайте, что говорят святые отцы о силе церковной молитвы: «Молиться, говорит святой Златоуст, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно возсы-лается песнь Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо». Итак, мы молимся и должны молиться и дома, наедине, утром и вечером, пред обедом и после него, пред началом и по окончании доброго дела, но должны молиться и в храме, где за нас молится вся церковь и священники, где приносится Безкровная Жертва и где потому сильнее привлекается на нас благодать Божия... Недаром Господь заповедал шесть дней делать, а седьмой день Ему посвящать: шесть дней среди дел мы можем молиться и дома, а в седьмой день должны приходить в храм Божий, место молитвы не только людей, но и Ангелов... Что молитва в храме доходнее до Бога, сильнее и властнее, это можно разъяснить примерами: если в комнате горит одна свечка, то бывает темно, но если мы засветим две, три и более, то комната засияет светом; так и молитва одного не так тепла и сильна, как молитва многих. И еще: если мы начнем ломать один прут, то легко это сделаем, но пук прутьев связанных мы не сломаем совсем; так и молитва многих крепче, властнее молитвы одного..." В заключение архипастырь призвал слушателей, чтобы они, молясь ежедневно дома, в дни воскресные и праздничные непременно посещали храмы Божий, дабы молитвою вкупе, всею церковью усугубить милость Божию на град свой. С редким вниманием была выслушана простая, сердечная и убедительная речь владыки, а как совершенно свободная речь талантливого оратора - и с особенным удовольствием».

    «Затем Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон <...> повелел начать чтение часов, во время которых псаломщик Угличской Христорождественской, или Филиппа апостола, церкви, Александр Урусовский посвящен владыкою в стихарь. Вслед за тем на новоосвященном престоле началась Божественная литургия, совершенная Высокопреосвящен-нейшим архиепископом Тихоном. Архипастырю сослужили: настоятель Покровского монастыря и благочинный архимандрит Макарий, настоятель Николоулейминского монастыря игумен Сергий, ключарь кафедрального собора протоиерей Валентин Розин, соборный протоиерей Константин Приоров, Богоявленского женского монастыря старший священник и благочинный Константин Ярославский и местный иеромонах Варфоломей.

    Освящение храма и Божественная литургия окончены в час пополудни, после чего отцом настоятелем Алексеевского монастыря предложены в келлии его всем чай и трапеза». «Все присутствовавшие за трапезой были утешены общительностью владыки, умного собеседника, много видавшего и охотно делившегося впечатлениями».

    Знаменательное событие освящения святителем Тихоном Никольского придела, возможно, связано с еще одной удивительной святыней Алексеевской обители - образом святителя Николая, который, как гласит надпись на оборотной стороне, был получен в дар с Афона в начале XX века. Скорее всего, этот образ чудного афонского письма создавался именно для вновь устроенного придела усердием настоятеля Андреевского скита архимандрита Иосифа. По устным монастырским преданиям, от иконы святителя Николая тоже совершались исцеления.

    Образ святителя и чудотворца Николая. Икона Афонского письма. Святыня Алексеевского монастыря.
    Образ святителя и чудотворца Николая. Икона Афонского письма. Святыня Алексеевского монастыря.

    Удивительно сложилась судьба этой иконы в годы лихолетья. После закрытия монастыря одному человеку было поручено сжечь монастырские иконы. Он разжег из них большой костер, в который почему-то все не решался бросить образ святителя Николая. Возможно, он пытался разрубить его - на задней стороне иконы имеется скол, но топор чудесным образом не мог расколоть дерево. В это время мимо шли две женщины, и человек, сжигавший иконы, предложил им забрать образ святителя Николая. Женщины, одной из которых оказалась изгнанная из разоренного монастыря монахиня Екатерина Бакалина, с радостью согласились. Монахиня Екатерина жила в Угличе до своей кончины и бережно хранила образ святителя Николая. Перед смертью она завещала эту икону крестнику Николаю.

    В начале 90-х годов XX столетия, в трудное время от нужды Николай сдал эту икону в антикварный московский магазин. Магазин был через день закрыт, а икона святителя Николая бесследно исчезла. Через несколько лет Николай случайно узнал, что она находится на Крутицком подворье в Москве. Он сообщил об этом настоятельнице монастыря игумений Магдалине, и по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла матушка отправилась в Москву. На Крутицком подворье уже успели полюбить образ Святителя и соглашались отдать его только в обмен на точную копию. Денег на написание копии в монастыре не было. Матушка Магдалина благословила повесить на двери Дивной церкви объявление с просьбой о помощи. На следующий же день подошел человек и предложил сделать пожертвование на написание копии иконы святителя Николая - им оказался директор московского предприятия Геворг Арутюнович Кесоян. В Ярославских реставрационных мастерских была написана точная копия, а сама монастырская икона святителя Николая Чудотворца торжественно вернулась в Алексеевский монастырь 24 августа 2005 года. Теперь перед иконой ежедневно читается акафист.

    Далее: Свеча неугасимая
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100