Учим никогда не сдаваться

Дата публикации или обновления 15.07.2016
  • Оглавление: Книга «Лоцман по жизни»
  • Глава 5. Дорога к знаниям

    Генриетта Кобякова, заслуженный учитель РТ, отличник народного просвещения РСФСР, преподаватель русского языка и литературы в Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 4 (VI вида), создатель и бессменный хранитель музея «Мужество»

    Учим никогда не сдаваться

    Интересоваться судьбами людей, которые, преодолевая боль и моральные страдания, смогли достичь успеха в жизни, Генриетта Лукинична начала еще в школьные годы. Даже не думая о создании музея, она стала собирать вырезки из газет и журналов с рассказами об этих удивительных людях. И вот что из этого получилось: 22 экспозиции, рассказывающие очень разные потрясающие истории о людях со всех континентов земного шара! Но есть одно, что их объединяет. Это мужество и героизм, проявленные в борьбе со своими недугами, в стремлении приносить пользу людям.

    Я их так и называю: «Герои моего музея». Сейчас в музее их представлено свыше 500. Без преувеличения скажу – наш музей уникален. Такого обширного материала о знаменитых инвалидах больше нет ни в одном из школьных музеев. В 2009 году Министерством образования РФ официально ему был присвоен именно такой статус: «школьный музей».

    Проходит время и появляются новые герои, которые занимают свои почетные места в нашем музее. Вот только в прошлом, 2013 году, мы оформили четыре новых экспозиции.

    Музей «Мужество» для нашей школы имеет очень большое значение.

    У нас учатся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, страдающие детским церебральным параличом. Кто-то ходит на протезах, кто-то с палочкой, некоторые с помощью ходунков. Многие ребята очень переживают из-за своей инвалидности. Им требуется моральная поддержка.

    И здесь на помощь приходят Герои нашего музея. «Посмотрите, – говорим мы своим ученикам, – им тоже было нелегко. Но они выстояли!». Истории их жизни производят неизгладимое впечатление! Многие имена всем хорошо известны. Например, Николай Островский, Алексей Маресьев, которые наперекор судьбе вернулись в строй, чтобы до последнего оставаться на переднем крае борьбы за лучшее будущее человечества. О других известных людях мы порой даже не знаем, что по жизни они шли, преодолевая свой недуг.

    Я литератор, поэтому первая появившаяся в музее экспозиция, конечно же, была посвящена писателям и поэтам. Ф. М. Достоевский, А. Р. Беляев, Р. Л. Стивенсон, Д. Г. Байрон, А. Маршалл, Н.З. Бирюков – все они страдали разными недугами, но несмотря ни на что: ни на плохое самочувствие, ни на трудности в передвижении, изо дня в день работали не покладая рук и в конце концов добились успеха – их книги знают и любят миллионы людей.

    Наша школа имеет давнюю историю. Открыта она была 1 сентября 1966 года для детей, перенесших полиомиелит и, как следствие, получивших полный или частичный паралич ног. Эти дети не могли учиться в обычных школах, поэтому для них открывались специальные коррекционные учебные заведения. Появилась такая школа и в Казани.

    Все эти годы я провожу в музее экскурсии для ребят. И надо сказать, что музей снискал славу не только в нашем учебном заведении. Ознакомиться с его экспозицией приходят ученики из других школ, студенты вузов и даже слушатели курсов повышения квалификации при Институте развития образования РТ. Последние – не столько, чтобы расширить свой кругозор, сколько, чтобы перенять опыт по воспитанию лучших черт характера, патриотизма у подрастающего поколения. Это еще одна из актуальных задач музея. На примере фронтовиков, защитивших ценою жизни и здоровья независимость нашей страны, мы стараемся воспитать в учениках чувство долга и любви к Родине. И материал у нас в музее в этом плане собран обширный. Целый раздел экспозиции посвящен участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, получившим это звание на полях сражений.

    Участница Великой Отечественной войны Мария Лагунова – единственная из женщин – механик-водитель танка.

    Она твердо решила получить эту специальность, чтобы отомстить за погибшего брата.

    Но на курсы не брали – и она, не задумываясь, написала письмо Михаилу Ивановичу Калинину, который, к удивлению, разрешил ей учиться на танкиста. Во время боев на Курской дуге 20-летняя Мария лишилась ног, но осталась на фронте и встретила Победу в качестве фронтовой телеграфистки. И еще раз, уже в мирное время, Марии Лагуновой довелось показать стойкость духа советского человека. В Германии, где они были по приглашению вместе с Алексеем Маресьевым, ей предложили показать, как она управляла танком во время войны. Самым сложным было подняться в танк на протезах, а когда она там оказалась, Мария показала такой класс вождения, что сомнений в ее мастерстве не осталось.

    Советский писатель Николай Бирюков, хотя и не воевал, потому что с 18 лет был прикован к кровати, но сражался с врагом другим способом: во время Великой Отечественной войны Николай Бирюков пишет рассказы и очерки о героизме и мужестве советских людей: «Перед дыханием смерти», «Дисциплина сердца», «Русские глаза», «Песнь в лесу» и другие. Но главный его роман «Чайка» о партизанке Лизе Чайкиной, которая сумела выстоять, выдержать пытки немцев и не сломаться, знают все.

    Он имел огромную популярность, в том числе и на фронте: поднимал боевой дух наших солдат. Фронтовик, поэт Эдуард Асадов. Вот таким красавцем он был до ранения, когда сразу после окончания школы ушел добровольцем на фронт.

    В Крыму под Севастополем его тяжело ранило – он лишился части лица, глаз.

    С тех пор – в черной маске. По моему приглашению он трижды был в нашей школе, выступал перед ребятами. Нельзя не вспомнить и о Семене Степановиче Гейченко – хранителе Пушкинского музея-заповедника в Михайловском. Семен Степанович прошел всю войну, где потерял часть руки. Его перу принадлежит множество книг о Пушкине и о заповеднике. Мы с ребятами были у него в гостях в Михайловском.

    При любой возможности я старалась организовать для своих учеников интересные и познавательные поездки. Если подсчитать, то мы совершили не менее 120 поездок по стране и даже были за рубежом. Я думаю, что не во многих обычных школах проводится такая воспитательная работа. А мы с нашими учащимися – не забывайте, что они у нас пользуются протезами, костылями, палочками и ортопедической обувью, – побывали во всех крупных литературных музеях-заповедниках: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, М. Горького, были в Краснодоне – на родине молодогвардейцев. Побывали, и не один раз, во всех Городах-героях: Москве, Петербурге, Киеве, Минске, Одессе, Керчи, Новороссийске, Севастополе, Волгограде и в Брестской крепости. А также посетили три прибалтийских республики: Литву, Латвию и Эстонию, ездили в Карелию и в Красноярск – в знаменитый заповедник «Столбы», побывали на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Армении, Азербайджане и за границей: в Польше, Венгрии, Чехословакии, Германии и Греции.

    Конечно, ознакомились и с жизнью наших соседей – республик Поволжья. В родном Татарстане не единожды были в Елабуге, Болгарах, Свияжске, Билярске, в Лаишеве – в музее Державина, в Красновидове – в музее М. Горького. В Пестречинском районе побывали в музее Героя Советского Союза Петра Гаврилова, единственного оставшегося в живых защитника Брестской крепости, а на обратном пути заехали на страусиную ферму. Все эти поездки, кроме физической закалки, дают хорошую закалку для ума, расширяют кругозор наших учеников и позволяют им ознакомиться с нравами и обычаями разных народов.

    Я стараюсь организовать для учеников встречи с интересными людьми, чтобы дети сами могли расспросить их о том, как они шли к достижению успеха.

    Каждый год у нас в гостях бывает и устраивает концерты для ребят наш казанский журналист, поэт и исполнитель своих песен Владимир Гаранин. Володя передвигается на коляске, но это не помешало ему получить высшее образование, создать семью и заниматься творчеством.

    В музее у нас представлены деятели искусства. Например, казанский полностью парализованный художник Герман Соколов. Во всем теле у него работал только один палец на левой ноге, и он, зажимая им кисточку, создавал прекрасные картины. В художественном фонде устраивались его выставки.

    Сейчас его уже нет в живых. И мы бережно храним одну из его картин, которую он подарил нашему музею. Дмитрий Дидоренко – тоже художник, но только слепой. Он лишился зрения уже будучи взрослым, участвуя в поисковом отряде на Украине.

    Он не заметил мину, которая взорвалась. Свои картины он рисует по памяти. После того как потерял зрение, он создал 195 картин, которые разошлись по всему миру.

    Следующий стенд посвящен артистам и деятелям кино. Известные имена: Аркадий Райкин, Валерий Золотухин, Зиновий Гердт, Станислав Ростоцкий, Леонид Филатов, Павел Луспекаев, Владимир Винокур, Эммануил Виторган, Вахтанг Кикабидзе, Спартак Мишулин, София Ротару, Диана Гурцкая, Анна Герман, Александр Малинин, Екатерина Шаврина, Мирей Матье – все они в определенный период жизни имели серьезные проблемы со здоровьем, но смогли подчинить себе болезнь и вновь выйти на сцену. Например, Сергей Лемешев с удаленным легким 30 лет пел на сцене Большого театра.

    Спортсмен Юрий Вересков дважды был у нас в интернате. Он из Нижнего Тагила. В детстве он попал под трамвай, и часть бедра и нога полностью отсутствуют, протезироваться нельзя. Но он настолько свободно, легко ходит, даже танцует. Например, танцевал вальс когда был у нас в школе. Он имеет черный пояс по каратэ и преподает восточные единоборства в школе милиции в Нижнем Тагиле. Занимается плаванием, классической борьбой, стрельбой из лука, ружья, играет в шахматы и шашки. Мало того, окончил Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта и аспирантуру – кандидат наук. Уникальная личность.

    Частая гостья в нашей школе известная татарстанская спортсменка Ирина Полякова.

    Наши знаменитые спортсмены: Ирина Роднина, Вячеслав Фетисов, Елена Бережная – тоже в нашем музее: после тяжелейших травм они долго восстанавливались, но вернулись в большой спорт.

    Шаварш Карапетян – это настоящий герой! Он – мастер спорта по подводному плаванию, спас из тонущего троллейбуса людей. Когда он приехал в Казань, я потеряла покой, пока не добилась, чтобы он выступил перед нашими ребятами. Вот он вместе с автором книги о нем. Есть их автографы.

    Вот он раздает автографы, а вот на нашей сцене награждает ребят, которые написали о нем самые лучшие сочинения.

    Вообще наши ребята очень умные и любознательные дети. А в остальном они самые обычные мальчишки и девчонки, день у которых расписан по часам.

    Поскольку наша школа – это интернат, то в 7 часов утра у ребят подъем, заправка постелей, обязательная зарядка, завтрак. У школы два здания – учебный корпус и спальный. Так вот, в 8 часов все должны быть в учебном корпусе.

    В половине 9-го утра начинаются уроки. К 14 часам все занятия заканчиваются, и школьники идут в столовую обедать. У нас пятиразовое, санаторное питание. После завтрака, в 11.05 – второй завтрак, потом обед, затем полдник и ужин.

    После занятий по графику проводится лечение. Одни классы лечатся, другие занимаются внеклассной работой. А в 16 часов начинается самоподготовка, то есть все, кто остается ночевать в школе, учат уроки. В 21 час – отбой.

    В 21.30 наступает мертвая тишина, в это время все должны спать.

    Вот такой у нас распорядок дня.

    Надо сказать, что в нашей школе дети, хотя и учатся двенадцать лет – этого требует их состояние здоровья, но получают хорошие знания и полноценное среднее образование. Со дня основания школы 32 ученика окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Многие выпускники потом поступают в средние специальные и высшие учебные заведения. У нас много знаменитых учеников. Все прекрасно знают в нашей республике выпускника нашего интерната – депутата Госсовета, председателя Татарской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всеросийское общество инвалидов» Рифата Ганибаева и помощника депутата Госдумы, члена избиркома Казани Дамира Хамзина.

    Выпускник нашей школы Марат Губайдуллин, благодаря своему неустанному труду, тоже достиг немалых высот.

    Но уже в науке. После окончания школы он поступил в Казанский технический университет им. Туполева, окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Теперь по приглашению одного из московских вузов работает там преподавателем.

    Нередко, вступая во взрослую жизнь, нашим ученикам приходится сталкиваться со многими трудностями. К сожалению, общество до сих пор еще не научилось принимать людей с ограниченными возможностями здоровья как равных.

    И хотя мы постепенно внушаем нашим воспитанникам, что они ничем не отличаются от здоровых детей и, как все граждане государства, имеют те же самые права и обязанности, нередко им приходится сталкиваться с совершенно другим отношением к себе.

    Не могу не вспомнить в этой связи очень показательный случай. Наверное, это я «виновата», что среди моих выпускников около 30 выбрали профессию литератора или филолога.

    Несколько лет тому назад одна из моих учениц сдала все вступительные экзамены, прошла немаленький конкурс и поступила учиться на филологический факультет Казанского университета. 1 сентября пришла на занятия и почувствовала: ребята в группе ее не принимают. А некоторые ее – девушку на протезе – пытаются прилюдно унизить, непрозрачно намекая, что она незаслуженно заняла чужое место. Она прибежала ко мне, плачет, говорит: «Бросаю университет, меня не признают, третируют, обзывают, говорят, что я занимаю чужое место, жить не хочу». Выслушала я ее и спрашиваю: «Ты ради кого учишься? Ради них или ради себя? Ты же понимаешь, что все, кто себя так ведет, – моральные инвалиды?»

    «Понимаю», – кивает.

    «Тогда давай договоримся, не обращай внимания. Они устанут тебя обзывать, а потом перестанут. А вот когда начнутся семинарские занятия, готовься тщательно, отвечай, первая руку поднимай, чтобы ответ от зубов отскакивал. А потом приди ко мне и расскажи».

    Через месяц появляется радостная. «Спасибо вам, – говорит. – Я стала отвечать на семинарах, стараюсь лучше всех учиться, и ко мне начали обращаться за советами, консультациями, забыли о моей инвалидности, и даже старостой группы выбрали. «Вот, – говорю, – а если бы ты совершила глупость, ушла из университета, что бы было теперь?»

    Мы учим наших детей быть лучшими, показывать пример другим людям, никогда не сдаваться, а стойко и мужественно переносить все удары судьбы и выходить победителями из сложных жизненных ситуаций. Вот наша главная задача, и справиться с ней нам помогают Герои музея, на которых с раннего детства равняются наши воспитанники.

    Далее: Герои музея «Мужество»
    В начало

     
    Rambler's Top100