Основание и развитие Петербурга

Дата публикации или обновления 05.09.2017
  • Европейский Север

  • Новый этап развития Европейского Севера начался с основания в 1703 г. Петербурга, куда в 1712—1713 гг. была перенесена из Москвы столица государства. С победоносным окончанием Северной войны Россия твердо стала на морских рубежах Балтики. Теперь по кратчайшему морскому пути необходимо было наладить торговые и культурные связи с западноевропейскими государствами, в короткий срок освоить достижения их экономики и культуры, укрепить центральную власть в России. Это выпало на долю Петра I и города, созданного его волей.

    16 мая (по старому стилю) 1703 г. на Заячьем острове на Неве была основана крепость, названная Санкт-Питербурхом. Город Петербург, выросший у этой крепости, встал в устье Невы — на естественном выходе обширной озерно-речной системы всего северо-запада Европейской России.

    Сюда, кроме того, глубоко вдается Финский залив — часть балтийского водного пути, ведущего в Западную Европу.

    Позже, через систему искусственных водных путей (Вышневолоцкий, Тихвинский и Мариинский соединительные каналы), к Балтийскому морю получили выход глубинные районы страны, значительная часть Европейской России. Новая столица оказалась в конце водных путей, соединивших ее с ядром Русского государства — центром и древней столицей Москвой, с богатым сельскохозяйственным районом Поволжья и даже железорудным Уралом. Несмотря на его эксцентричное положение на Европейском Севере, Петербург вскоре через систему водных и сухопутных дорог стал центром тяготения для обширной территории северных губерний. Таким образом, вся Европейская Россия получила выход в устье Невы. Естественно, что после создания Петербурга открылось «окно в Европу», и Россия стала морской державой.

    Потребовались неимоверные усилия, чтобы «из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво...» новый город. Потребовались энергичные меры Петра I, опиравшегося на жестокую крепостническую систему России, чтобы направить усилия всей страны на строительство новой столицы и ее морского порта, на заселение и промышленное развитие нового города. Были вложены крупные средства, принесены в жертву тысячи жизней безвестных строителей для того, чтобы Петербург обрел тот внешний облик, который запечатлен в бессмертных стихах А. С. Пушкина:


    ...По оживленным берегам

    Громады стройные теснятся

    Дворцов и башен; корабли

    Толпой со всех концов земли

    К богатым пристаням стремятся;

    В гранит оделася Нева;

    Мосты повисли над водами;

    Темно-зелеными садами

    Ее покрылись острова...


    Первоначальные попытки Петра I и привлекаемых им иностранных архитекторов сделать центром новой столицы заречные части города — Петербургский, а позже Васильевский острова — не дали результатов. Связи Петербурга с внутренними губерниями России устанавливались в левобережной части столицы, где возникли и развивались Адмиралтейство, Литейный двор и другие казенные предприятия, селилась верхушка чиновничества. К планировке и застройке центра Петербурга привлекалось не одно поколение талантливых русских и иностранных архитекторов Ж. А. Леблон, Д. Трезини, В. В. Растрелли, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов).

    Архитектурной осью столицы становится Нева, к которой примыкают основные площади города (Дворцовая площадь, Сенатская площадь и Марсово поле). От Дворцовой площади отходят три луча основных уличных магистралей: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица. Одетая в гранит Нева, стройные архитектурные ансамбли и густая сеть каналов с многочисленными мостами придают центру города облик северной Венеции. Петербург становится одним из красивейших городов мира.

    Большое значение для роста столицы имело преодоление водной разобщенности ее обширной территории — постройка мостов. Рано появились в ней первоначально деревянные плавучие мосты, связавшие отдельные части города друг с другом. Позже, во второй половине XVIII в., здесь началось усиленное строительство небольших каменных мостов на Фонтанке, Мойке и других притоках Невы.

    Первый каменный мост через Неву, названный Дворцовым, был построен в 1776 г. Позже, в 1850 г., был построен Николаевский мост (теперь лейтенанта Шмидта).

    Петербург с первых лет своего существования развивался как морская крепость, центр военного судостроения, порт, через который поддерживались внешние связи России с Западной Европой.

    В первой половине XVIII в. казенные и частные мануфактуры возникли в самой столице и ближайших ее окрестностях.

    Перенос центра военного судостроения, созданного Петром I, с Олонецкой верфи на Адмиралтейскую в Петербурге превратил город в крупнейшего производителя кораблей. Вместе с тем поблизости от столицы появился ряд заводских поселений: Сестрорецк, Колпино и др. В эти же годы вблизи Петербурга возникли дворцовые центры: Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум.

    Первыми строителями и жителями города были солдаты расквартированных здесь войск и рабочие, возводившие дворцы и укрепления. Затем, по указам Петра I, сюда стали привлекать «работных людей» из различных мест империи. Таким образом, ежегодно мастеровые разных специальностей, как и десятки тысяч чернорабочих, проводили в «гиблой столице», как в ту пору называли Петербург, по два-три месяца.

    Основную массу постоянного населения столицы составляли ремесленники и мастеровые, посылаемые сюда на «вечное житье» вместе со своими семьями. Они и становились первыми рабочими петербургских мануфактур. Заметную часть населения нового города составляли солдаты гарнизона и матросы Балтийского флота. Немало здесь селилось на «вечное жительство» иностранцев, пользовавшихся различными привилегиями, — голландцев, немцев, датчан. Среди них в первую очередь выделялись морские офицеры и матросы, мастеровые и ремесленники, врачи, аптекари, ученые и учителя и т. п. Многие из них вскоре обрусели и влились в состав коренного населения столицы.

    Рабочий люд с конца 30-х годов XVIII в. стали сселять на окраины города, где стали создаваться специальные слободы. Так, в частности, возникли рабочие слободы по берегам Невы (левый берег реки), в Коломне (между устьями рек Мойки и Фонтанки), а также на Бочарной, Казачьей, Госпитальной улицах. Богатые купцы, как и мелкие торговцы и мастеровые, в большинстве своем жили на Садовой улице — у Сенной площади и Гостиного двора.

    В начале XIX в. впервые в Петербурге, ранее, чем в других районах России, появляются крупные предприятия, обладающие чертами капиталистического производства, — Александровская мануфактура, завод Берда и др. Все же в ту пору в столице было еще много мелких заведений. Это был период господства мелкого производства и мануфактуры, применявших как вольнонаемный, так и принудительный труд. В середине 50-х годов XIX в. в городе появился ряд машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.

    Население Петербурга за первую половину XIX в. выросло в 3,5 раза (со 147 тыс. в 1808 г. до 539 тыс. в 1863 г.), обогнав по числу жителей Москву. Оно увеличилось главным образом за счет притока рабочих извне, переселившихся в столицу из различных губерний и ютившихся по окраинам города.

    Древние города Новгород и Псков, известные в средневековье развитым ремеслом и торговлей с зарубежными странами, приходят в дореформенный период в полный упадок. Они превращаются в небольшие торгово-административные центры, занимавшиеся скупкой и отправкой в столицу главным образом сельскохозяйственного сырья.

    Положение Карелии как пограничного и хорошо связанного с Петербургом края первоначально благоприятно сказалось на развитии ее металлургической промышленности. В первой и последней четверти XVIII в. здесь возникла группа казенных металлургических заводов (Петровский, Кончеозерский, позже Александровский — теперь Онежский тракторостроительный). Все они пользовались болотными и озерными рудами, древесным углем и размещались в районе северо-западного побережья Онежского озера на территории, изобилующей порожистыми реками. Кадры квалифицированных рабочих на заводах сложились из пришлых мастеров, а отчасти из рабочих, набранных из приписных селений.

    Под влиянием нужд Петербурга, переживавшего период «парадного» строительства, во второй половине XVIII и первой половине XIX в. в Карелии добывались и обрабатывались мрамор, кварциты, граниты. Рост в 20 — 30-х годах XVIII в. лесопильной промышленности также был вызван потребностями столицы и возможностями вывозить продукцию за границу через Петербургский порт.

    Дореформенная Олонецкая губерния превратилась в крупного производителя лесных материалов.

    На остальной территории Севера рост Петербурга сказался отрицательно уже с 20-х годов XVIII в. В первую очередь он вызвал сокращение внешней торговли Архангельска. Вначале это было связано с принудительным ограничением его внешнеторговых операций, а позже — с конкуренцией Петербургского порта.

    Промышленность в районах Двинско-Печорского Севера несколько выросла главным образом за счет небольших предприятий, принадлежавших местным промышленникам, и предприятий более крупных, принадлежавших казне и иностранным предпринимателям.

    На территории, заселенной коми, в середине XVIII в. появляются три небольших железоделательных завода (Нювчимский, Кажимский и Нючпасский). Большой урон местному хозяйству края принесло перемещение торговых путей в Сибирь и в районы, расположенные южнее.

    Сохранение на Севере феодальных отношений, система привилегий для казенных и иностранных предприятий с их хищническим хозяйствованием подрывало хозяйство крестьян и поморов, пагубно влияло на развитие промышленности.

    Далее: Капиталистический период в Петербурге

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100