Захаров Андреян Дмитриевич

Дата публикации или обновления 12.07.2016
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811)— архитектор, представитель русского классицизма конца 18 — начала 19 вв. Родился 8(19) августа в Петербурге в семье мелкого служащего Адмиралтейской коллегии.

    В 1767—82 учился в Академии художеств; окончил ее с большой золотой медалью и был послан в заграничную поездку.

    С 1787 преподавал в архитектурных классах Академии. С 1794 — академик, с 1797 — профессор, с 1803 — старший профессор архитектуры, руководитель архитектурного класса.

    Из работ Захарова Андреяна Дмитриевича конца 1790-х— начала 1800-х гг. наиболее интересны несколько проектов для Гатчины, проект адмиралтейских конюшен на Провиантском острове (здание не сохранилось), проект мавзолея Павла I и др.

    В 1803—04 Захаров Андреян Дмитриевич создал проект объединения старых зданий Академии наук в одно грандиозное сооружение, но этот интереснейший замысел остался невыполненным.

    Одновременно Захаров Андреян Дмитриевич работал над генеральным планом застройки стрелки Васильевского острова, наметив большую площадь и место для здания Биржи. 1805 год явился переломным в творчестве Захарова Андреяна Дмитриевича: он был назначен главным архитектором Адмиралтейства.

    Захаров Андреян Дмитриевич создал в это время ряд проектов для Кронштадта, в т. ч. Андреевского собора (1806—17; ныне не существует), и др.

    Среди работ для Петербурга особо выделяются: проект перестройки провиантских складов на левом берегу Невы, против Горного института, проекты для Морских казарм (на месте нынешнего Дворца труда), Морского госпиталя (на Выборгской стороне) и Галерного порта (на Васильевском острове, у взморья).

    Но самым значительным произведением Захарова Андреяна Дмитриевича и шедевром мировой архитектуры является здание Адмиралтейства, начатое в 1806 и законченное в 1823, после смерти Захарова.

    Хотя задача, поставленная перед Захаровым, заключалась в реконструкции уже существовавшего здания, он фактически создал новое грандиозное сооружение, выразив в нем идею величия России как морской державы.

    От старого сооружения, кроме обшей конфигурации, Захаров Андреян Дмитриевич сохранил мотив центральной башни-проезда, над которой возвышается стройный золоченый шпиль с флюгером в виде корабля.

    Этот мотив Захаров Андреян Дмитриевич принял за исходный в новом сооружении, придав, однако, башне и всему зданию совершенно иной, величественный архитектурный облик и мастерски подчеркнув центральное положение Адмиралтейства в городе.

    Захаровым Андреяном Дмитриевичем задумано и скульптурное убранство, блестяще выполненное русскими скульпторами.

    В смелости решения монументальных общественных зданий, в размахе градостроительных замыслов нашло отражение широкое понимание Захаровым идейно-художественных задач, стоявших перед русской архитектурой того времени.

    Значение творчества Захарова Андреяна Дмитриевича в развитии русского зодчества было очень большим и плодотворным.

    Захаров Андреян Дмитриевич блестяще развил лучшие черты архитектуры русского классицизма и обогатил ее рядом новых приемов.

    Важнейшим достижением Захарова является глубокое понимание им градостроительных задач — трактовка здания как органической части монументального архитектурного ансамбля города.

    Не случайно поэтому Адмиралтейство сделалось символом «северной столицы» — зданием, наиболее ярко воплотившим архитектурные особенности Петербурга и выразившим его историческое значение как морского порта страны.

    Захаров Андреян Дмитриевич умер в Петербурге 27 августа (8 сентября).

    Похоронен на Смоленском кладбище (ныне могила Захарова в Некрополе 18 в.).

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100