Захаров Андреян Дмитриевич
Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811)— архитектор, представитель русского классицизма конца 18 — начала 19 вв. Родился 8(19) августа в Петербурге в семье мелкого служащего Адмиралтейской коллегии.
В 1767—82 учился в Академии художеств; окончил ее с большой золотой медалью и был послан в заграничную поездку.
С 1787 преподавал в архитектурных классах Академии. С 1794 — академик, с 1797 — профессор, с 1803 — старший профессор архитектуры, руководитель архитектурного класса.
Из работ Захарова Андреяна Дмитриевича конца 1790-х— начала 1800-х гг. наиболее интересны несколько проектов для Гатчины, проект адмиралтейских конюшен на Провиантском острове (здание не сохранилось), проект мавзолея Павла I и др.
В 1803—04 Захаров Андреян Дмитриевич создал проект объединения старых зданий Академии наук в одно грандиозное сооружение, но этот интереснейший замысел остался невыполненным.
Одновременно Захаров Андреян Дмитриевич работал над генеральным планом застройки стрелки Васильевского острова, наметив большую площадь и место для здания Биржи. 1805 год явился переломным в творчестве Захарова Андреяна Дмитриевича: он был назначен главным архитектором Адмиралтейства.
Захаров Андреян Дмитриевич создал в это время ряд проектов для Кронштадта, в т. ч. Андреевского собора (1806—17; ныне не существует), и др.
Среди работ для Петербурга особо выделяются: проект перестройки провиантских складов на левом берегу Невы, против Горного института, проекты для Морских казарм (на месте нынешнего Дворца труда), Морского госпиталя (на Выборгской стороне) и Галерного порта (на Васильевском острове, у взморья).
Но самым значительным произведением Захарова Андреяна Дмитриевича и шедевром мировой архитектуры является здание Адмиралтейства, начатое в 1806 и законченное в 1823, после смерти Захарова.
Хотя задача, поставленная перед Захаровым, заключалась в реконструкции уже существовавшего здания, он фактически создал новое грандиозное сооружение, выразив в нем идею величия России как морской державы.
От старого сооружения, кроме обшей конфигурации, Захаров Андреян Дмитриевич сохранил мотив центральной башни-проезда, над которой возвышается стройный золоченый шпиль с флюгером в виде корабля.
Этот мотив Захаров Андреян Дмитриевич принял за исходный в новом сооружении, придав, однако, башне и всему зданию совершенно иной, величественный архитектурный облик и мастерски подчеркнув центральное положение Адмиралтейства в городе.
Захаровым Андреяном Дмитриевичем задумано и скульптурное убранство, блестяще выполненное русскими скульпторами.
В смелости решения монументальных общественных зданий, в размахе градостроительных замыслов нашло отражение широкое понимание Захаровым идейно-художественных задач, стоявших перед русской архитектурой того времени.
Значение творчества Захарова Андреяна Дмитриевича в развитии русского зодчества было очень большим и плодотворным.
Захаров Андреян Дмитриевич блестяще развил лучшие черты архитектуры русского классицизма и обогатил ее рядом новых приемов.
Важнейшим достижением Захарова является глубокое понимание им градостроительных задач — трактовка здания как органической части монументального архитектурного ансамбля города.
Не случайно поэтому Адмиралтейство сделалось символом «северной столицы» — зданием, наиболее ярко воплотившим архитектурные особенности Петербурга и выразившим его историческое значение как морского порта страны.
Захаров Андреян Дмитриевич умер в Петербурге 27 августа (8 сентября).
Похоронен на Смоленском кладбище (ныне могила Захарова в Некрополе 18 в.).