Церковь Святителя

Николая в Заболотье

Дата публикации или обновления 14.10.2016
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    Г. Киржач.

    Церковь Святителя Николая в Заболотье

    На окраине Киржача находится церковь Святителя Николая в Заболотье, на Никольском Погосте. Она существовала уже в середине XVI В. (1562 г.). В 1724 г. построена новая деревянная церковь.

    В 1735 г. священник Никольского Погоста просил перенести её в подмонастырскую слободку Киржачского монастыря, объясняя просьбу тем, что за «опасением от воровских людей жить просителям на погосте невозможно, что и напредь сего на том месте церковь Божию и колокола крали и просителей разбивали и дворы жгли не по одно время». Просьба была уважена, в 1736 г. дан указ о перенесении - но почему-то оно не состоялось, и церковь доселе стоит на прежнем месте.

    Вместо деревянной церкви в 1846 г. построен существующий ныне каменный храм. Престолов в нём три: в холодном во имя Святителя Николая Чудотворца, в приделах тёплых во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святого великомученика Георгия. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из икон особенно чтима в приходе Смоленская икона Божией Матери. Причта ко штату было положено - священник и псаломщик.

    На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (600 руб.) - 24 руб., арендной платы за церковную землю - 75 руб., за луга -15 руб., от служб и требоисправлений до 500 руб., а всего более 600 руб. в год. Для священника дом общественный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2312 саж. (в квадратной сажени - 4,58 кв. м.), лесу дровяного и кустарника 20 десятин, пахотной земли 24 десятины 1574 саж., сенокосной 3 десятины 1690 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 десятина 1690 саж. Кроме того, из дач киржачских обывателей отведён в пользу церкви луг - 1 десятина 600 саженей. Приход состоял изд. Лукьянцево, Ефаново, Корытово, Арефино. В наше время храм находится в черте города.

    В начале 1870-х гг. церковный причт по штату состоял из священника и псаломщика, в действительности служили священник Иоанн Придонский, дьячок Павел Лебедев, пономарь Ефим Благонравов.

    В 1905 г. к Никольской церкви погоста Заболотье (ныне в границах г. Киржач) рукоположен во священника Михаил Васильевич Соловьёв. В том же году он назначен законоучителем Заболотской и Арефинской земских школ. Он родился в 1882 г. в семье священника Василия Соловьёва в с. Волохово Александровского уезда.

    В 1903 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию по 2-му разряду и был назначен законоучителем в Александровском уезде.

    С 1905 г. - священник Никольской церкви в Заболотье. В 1910 г. ему преподано архипастырское благословение, в 1913 г. награждён набедренником. К 1938 г. проживал в д. Корытово Киржачского района. 15 сентября 1938 г. арестован по обвинению в том, что подвергал «контрреволюционной критике политику ВКП(б) и Советского правительства и вёл антисоветскую агитацию среди населения». 22 сентября 1940 г судебной коллегией Ивановского областного суда приговорён к 5 годам лишения свободы с поражением в правах на 3 года.

    После 1917 г. настоятелем Никольского храма был назначен рукоположенный во священника диакон Благовещенского собора г. Киржача Василий Евгеньевич Молчанов. Он родился в 1882 г в семье священника храма с. Соколово Александровского уезда. В 1903 г. назначен псаломщиком Введено-Никольской церкви г Юрьев-Польской. В 1904 ему присвоено звание учителя церковноприходской школы. В 1907 г. он перемещён в Киржач и рукоположен во диакона к Благовещенскому собору, кроме выполнения прямых обязанностей он заведовал приходской библиотекой. 2 сентября 1937 г. священник Василий Молчанов был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной группе церковников и проведении антисоветской агитации. Приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После ареста настоятеля храм в Заболотье был закрыт. Открыт снова в середине 1940-х гг.

    С 1946 г. настоятелем Никольского храма был назначен протоиерей Николай Александрович Цветков. Он родился в Суздале в семье священника в 1891 г. В 1913 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию, женился на племяннице митрополита Павла (Борисовского) и рукоположен во священника к храму с. Великово Ковровского уезда Владимирской губернии. К 1930 г. он был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. 15 октября 1930 г. арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. Приговорён к высылке на 3 года в северный край, работал на лесозаготовках.

    В 1837 г. возвратился, работал счетоводом в Ковровской горбольнице.

    С 1944 г. - священник Успенского собора во Владимире, с 1946 г. настоятель Никольского храма в Заболотье, с 1948 г. настоятель Троицкого собора в г. Александрове, в 1949 г. снова в Никольском храме погоста Заболотье, с 1955 г. настоятель Казанской церкви в Суздале.

    В 1969 г. уволен за штат.

    У храма похоронен протоиерей Борис Александрович Яновский (1895-1961).

    С 1947 г. он был священником Никольского храма погоста Заболотье. Он родился в с. Снятиново Александровского района в семье священника.

    В 1917 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию.

    С 1918 г. - инспектор духовных училищ Александровского района. Рукоположен во священника в 1920 г.

    С 1922 г. служил в Успенском храме с. Кумошь.

    В 1932 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорён к 3 годам лагерей и конфискации имущества. Работал на лесоповале. По возвращении снова служил в с. Кумошь, с 1940 г. работал сторожем.

    В 1941 г. мобилизован и направлен под г. Тихвин на копку противотанковых рвов.

    В 1942 г. освобождён по болезни, но в том же году мобилизован для работы на торфопредприятии.

    В 1846 г. освобождён по болезни.

    С 1948 г. настоятелем Никольской церкви в Заболотье стал протоиерей Пётр Степанович Успенский. Он родился в 1884 г. в семье диакона храма погоста Веретьево Ковровского уезда.

    В 1904 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию, в 1905 г. рукоположен во священника к храму с. Вознесенского Ковровского уезда и служил на этом месте до закрытия храма в феврале 1930 г. В1928 г. возведён в сан протоиерея.

    В 1930 г. арестован и выслан. После возвращения из ссылки в 1936 г. работал счетоводом в Шуйской рабочей поликлинике.

    С 1946 г. - священник с. Головине Покровского района. 2 августа 1948 г. перемещён к храму Андреевского погоста в Киржачском районе, в том же году 23 сентября назначен настоятелем Никольского храма в Заболотье, с 1949 г - настоятель Троицкого собора в Александрове. С 1950 по 1960 г. - благочинный Киржачского округа.

    В феврале 1960 г. тяжело заболел, скончался 8 июня 1960 г., погребён в Александрове.

    С 1957 по 1960 г. в Никольском храме служил вторым священником, потом был настоятелем Владимир Алексеевич Зырянов (епископ Иона). Он родился 28 июля 1924 г. в г. Каменске-Уральском в семье рабочего.

    Получил общее среднее (1931-1939 гг.) и специальное художественное (1939-1944 гг.) образование, после чего был преподавателем черчения в средних учебных заведениях. В 1949 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1952 г. Вскоре после окончания семинарии, 27 июля 1952 г., рукоположен в сан диакона, а на следующий день - в сан священника.

    Обе хиротонии совершил преосвященный Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий, который и назначил его штатным священником в кафедральный собор г. Вологды. В1953 г. о. Владимир поступил в Ленинградскую Духовную академию, после третьего курса перевёлся на четвёртый курс в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1957 г. со званием кандидата богословия за сочинение «Религиозная живопись В.М. Васнецова и её значение в истории русского искусства».

    За время своего пребывания в Духовной академии отец Владимир совершал периодические служения на разных приходах Ленинградской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Пермской и Московской епархий. В 1961-1963 гг. он был настоятелем в Троицком соборе в г. Александрове Владимирской епархии.

    В 1963 г. зачислен в аспирантуру Московской Духовной академии, в которой пребывал до пострижения в монашество и посвящения во епископа. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия на заседании 23 июня 1964 г. определил епископом Астраханским и Енотаевским быть Московской епархии священнику Владимиру Зырянову с тем, чтобы по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита наречение и хиротония его были произведены в Троице-Сергиевой Лавре.

    Во исполнение данного решения 26 июня 1964 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священник Владимир Зырянов пострижен в монашество с наречением ему имени Ионы и после пострига возведён в сан архимандрита. В субботу 4 июля 1964 г. в Троицком соборе Лавры состоялось наречение архимандрита Ионы (Зырянова) во епископа Астраханского и Енотаевского. В воскресенье 5 июля, в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших, и всех святых подвижников Святой Горы Афонской, в том же Троицком соборе Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Ионы во епископа Астраханского и Енотаевского.

    В 1968 г. он был назначен епископом Ставропольским и Бакинским. 1 июля 1975 г. преосвященный Иона скончался в г. Хотькове Московской области. Отпевание совершил архиепископ Дмитровский (ныне митрополит Киевский и всея Украины) Владимир.

    В 1960-1976 гг. настоятелем Никольского храма в г. Киржач был протоиерей Алексий Сергеевич Беляев (1904-1987). Он родился в семье потомственных военных: отец, генерал артиллерии, в январе 1918 г. перешёл на службу в Красную Армию и до кончины в 1923 г. занимал ответственный пост в Военной академии РККА, мать была дочерью адмирала Н.А. Наумова, именем которого назван остров в Японском море. Закончил классическую гимназию. С 5 лет Алексей прислуживал на богослужениях епископу Рижскому и Митавскому Иоанну (Смирнову), который оказал значительное влияние на его религиозное развитие. После переезда семьи в Москву в 1920 г. Алексей служил иподиаконом у святителя митрополита Серафима (Чичагова).

    Позднее - у епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) в Даниловом монастыре. Под влиянием епископа. Феодора и братии в душе юноши зародилось стремление к монашеству, но старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий (Соловьёв) благословил его вступить в брак.

    В 1933 г. Алексей женился на М.А. Матвеевой. До Великой Отечественной войны работал бухгалтером, в военные годы находился на трудовом фронте. 6 августе 1947 г. епископом Рязанским и Касимовским Иеронимом (Захаровым) был рукоположен во диакона, 16 сентября того же года - во иерея, служил в различных храмах Рязанской епархии. В 1956 г. переведён в кафедральный собор г. Орла. В 1960-1976 гг. - настоятель Никольского храма в г. Киржач, одновременно в течение ряда лет нёс послушание духовника клириков Владимирской епархии.

    В 1977-1979 гг. - настоятель Екатерининского храма в г. Пярну Таллинской епархии. В августе 1979 г. митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), будущим патриархом, овдовевший протоиерей Алексей Беляев был назначен сверхштатным духовником Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря. Не имея богословского образования, о. Алексей благодаря отличной памяти и непрерывному самообразованию приобрёл обширные знания в области святоотеческой литературы, церковной истории и литургики, прекрасно проповедовал, был опытным духовным руководителем. Отличался глубокой любовью к храму и благоговейным отношением к богослужению.

    Пользовался уважением и любовью митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера).

    В Никольском храме находится список с Порт-Артурского образа Пресвятой Богородицы. Его явление было в канун Русско-японской войны. 11 декабря 1903 г., ровно за два месяца до её начала, в Киево-Печерскую Лавру пришёл на богомолье старый матрос из Бессарабии, участник обороны Севастополя Л .Е. Катанский. В Лавре он сподобился видения: во сне ему явилась Богородица, держащая в руках плат с ликом Христа Спасителя. Матерь Божия стояла на берегу моря, попирая обоюдоострые мечи. В облаках над головой Богородицы ангелы разворачивали карту, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами и крестом. По бокам стоял и архан гелы Михаил и Гавриил. Выше бесплотные силы поддерживали облака на которых восседал Господь Саваоф в славе. По сиянию располага лась надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь».

    Владычица Небесная приказала Катанскому изготовить образ, точно воспроизводящий видение, и отправить его в Порт-Артурскую церковь и пообещала тотчас по прибытии образа даровать помощь, покровительство и победу русскому воинству. Будучи человеком бедным матрос поручил написание иконы бедному же киевскому художнику; крестьянину-малороссу Павлу Фёдоровичу Штронде. Образ и резная рама к нему из ореха и красного дерева были изготовлены на средства, собранные киевскими обителями и частными лицами, причём ни у кого не брали больше 5 копеек. Всего в сборе участвовало более 10 000 человек.

    Образ, воспроизведённый точно по указанию матроса, был готов и освящён духовным собором Киево-Печерской Лавры лишь в середине Великого поста 1904 г., когда уже шла война с Японией. Святая икона была выполнена на золотом чеканном фоне, размеры её с ставили 77x124 см. По периметру эмалевой вязью шла надпись: «Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжеств христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киеве ких и 10 000 богомольцев и друзей».

    Из Киева образ был отправлен в Петербург адмиралу В.И. Верхов-скому. С него были сняты копии для адмиралтейского собора Святителя Спиридона и Новодевичьего монастыря, а саму икону вручили императрице Марии Феодоровне. Адмирал Н.И. Скрыдлов доставил её во Владивосток как царское благословение войскам Дальнего Востока. 4 августа 1904 г. при громадном стечении народа святыня была принята владыкой Евсевием и водворена во Владивостокском кафедральном соборе.

    Осенью того же года по поручению Его Императорского Величества из Петербурга во Владивосток отправился делопроизводитель царской канцелярии, отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, чтобы доставить образ в Порт-Артур. На Введение во храм Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе перед иконой в последний раз был отслужен торжественный молебен, в котором участвовало множество народа. Затем в специально приготовленном футляре её перенесли на пароход. Жители города проводили образ со слезами.

    Однако Федоров не смог вовремя доставить икону в Порт-Артур - сначала ему помешал шторм, а потом мёртвый штиль. Когда же случилась попутная погода, было уже поздно: Порт-Артур пал. 28 апреля 1905 г. в ответ на запрос владыки Евсевия о судьбе святыни главный священник армии протоиерей С. Голубев ответил телеграммой: «икона «Торжество Богородицы» после неудавшейся попытки переправить её в Порт-Артур чиновником Федоровым была доставлена в ставку Главнокомандующего и с того времени находится в его походной церкви». А.Н. Куропаткин вручил образ Н.Г. Линевичу, который 20 мая 1905 г. доставил его снова во Владивосток.

    После неудачи, постигшей Федорова, было решено первым же транспортом отослать в Порт-Артур копию иконы. Её вызвался сопровождать матрос Пленков, но в октябре 1904 г. транспорт, которым он плыл, попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. В Киржач образ попал, возможно, через о. А. Беляева.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100