Брыково, Богоявленская церковь

Дата публикации или обновления 23.01.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Богоявления

    Село Брыково.

    В 1567 г. д. Брыково входила в состав вотчины Парфена Ивановича Собакина. в Смутное время деревня была сожжена, и в 1625 г. на месте деревни - пустошь.

    В 1646 г. возрожденная д. Брыково была в вотчинном владении князя Ивана Леонтьевича Шаховского. После князя Ивана, селом владел его сын – князь Семен Иванович Шаховской, по прозванию Харя, духовный писатель первой половины XVII в., замечательный по обилию и разнообразию своих сочинений.

    Князь Шаховской отличался большой начитанностью в Священном Писании и церковных книгах и многие лица считали его авторитетом в делах веры и обращались к нему за разрешением своих сомнений. Излюбленные темы князя Шаховского - похвальные слова святым, церковные службы, молитвы.

    По поручению патриарха Иова, он написал похвальное слово святителям Петру, Алексию и Ионе и как в этом слове, так и в похвальном слове устюжским юродивым Прокопию и Иоанну обнаружил достаточное знакомство с риторическими приемами. Сохранилось много посланий князя Шаховского к разным лицам, к патриарху Филарету Никитичу, к Киприану, архиепископу Сибирскому и Тобольскому, а впоследствии митрополиту Крутицкому, к князю Ив. Андр. Хворостинину, к тобольскому дьяку Третьяку Васильеву; во всех этих посланиях кн. Шаховской от предмета своей беседы весьма часто обращается к религиозным размышлениям.

    Заслуживают особого внимания послания к патриарху Филарету Никитичу и к князю Ивану Андреевичу Хворостинину.

    Князь Семён Шаховской жил в грозные времена потрясения всего русского мира, но и его личная жизнь была преисполнена бед и злоключений.

    В 1606 г., во время восстания Северских городов против царя Василия Шуйского, князь Шаховской был на службе под Ельцом, где его постигла царская опала; он; был привезен оттуда без объяснения причины царского гнева, сослан «в Новгород, в мор, но на дороге получил приказание «жить до указу в деревне».

    1608-1609 гг. провел на службе в Москве и участвовал в сражениях с тушинцами.

    В начале 1610 г. он изменил царю Василию Шуйскому и отъехал из Москвы в Тушино, а затем отправился к королю Сигизмунду, от которого получил поместья.

    В 1611 г. был в Новгорода во время взятия его шведами, но в плен не попал и пришел под Москву в русское ополчение; еще до освобождения Москвы бояре отправили его полковым воеводой в Торопец, откуда он вернулся в Москву уже после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. Затем он был послан вместе с князем Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским под Смоленск и участвовал во взятии Вязьмы, Белой и Дорогобужа.

    В 1633 г. послан с князем Пожарским в Можайск; весною 1634 г. был с Феодором Ивановичем Шереметевым на посольстве за Вязьмою, на польском рубеже.

    В конце 1643 г. был послан в Тверь, со многими стольниками и жильцами, встречать датского королевича Вольдемара; но через нисколько месяцев, весной 1644 г., его почему-то снова постигла опала и он был отправлен на воеводство в Усть-Колу, где оставался до 1646 г., когда его перевели в Устюг. Вместо ожидаемой милости, т.-е. возвращения в Москву, он был отправлен еще дальше - в Сольвычегодск. Оттуда он едва не попал на Лену, в новый Якутский город; но в феврале 1648 г. явился царский гонец и объявил, что царь Алексий Михайлович велел его «от Ленские службы отставить, а до своего государева указу велел еще побыть у Соли».

    Создание храма было любимой мечтой профессора Московского университета Г.Ф. Карпова. Еще в молодости, тяжело заболев, он дал обет, если выздоровеет - построить храм. Получив средства для строительства, Геннадий Фёдорович, 22 апреля 1887 г. подает прошение архиепископу Феогносту, просит благословение на постройку у станции Болдино, поблизости от которой находилось имение Карповых Сушнево (куплено А.Т. Морозовой в 1872 г.), на собственной земле и на свои средства каменного храма Боголюбовской иконы Божией Матери.

    В 1870-х гг. построены трапезная, часть храма и колокольня.

    В 1894 г. рукоположен во священника к Богоявленскому храму в Дорогомилове в Москве. Вся его дальнейшая жизнь была связана с этой церковью. Здесь, в Дорогомилове, с 1895 по 1908 г. он был заведующим и преподавателем в церковно-приходской школе, преподавал Закон Божий в двух Дорогомиловских женских городских училищах, был наставником в местном обществе трезвости. В конце XIX в. возникла идея построения нового храма в слободе, поскольку прежний уже не вмещал всех прихожан. Отец Николай явился главным инициатором этого строительства, храм был освящен в 1908 г. Это было действительно выдающееся сооружение, храм мог вместить до 10 000 молящихся и в Москве уступал только храму Христа Спасителя.

    После выхода на свободу о. Николай занялся обустройством своего поруганного храма, организацией реставрации икон, которые ранее находились под серебряными ризами.

    2 июля 1938 г. собор был закрыт, а в сентябре того же года великолепный храм Богоявления Господня, строительство и благоустройство которого было делом всей жизни протоиерея Николая, взорван. Это произошло на глазах о. Николая. Потрясение было настолько сильным, что о. Николай Михайловский после этого события прожил только год, он скончался 8 сентября 1939 г. на 74 году жизни.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало ,


    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос