Успенская церковь (разрушена), село Онуфриево

Дата публикации или обновления 18.01.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению: Газета «Духовная нива»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Храмы Истринского района

    Успенская церковь (разрушена). Село Онуфриево

    История. На юго-западной окраине Истринского района находится старинное село Онуфриево (ранее оно входило в Рузский уезд). Здесь, на высоком берегу Тростенского озера, до Великой Отечественной войны стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы, украшавшая своим видом окрестности.

    О времени постройки каменного храма достоверных сведений нет, но из документа, датируемого 1504 годом, известно, что прежде на этом месте находилась Ануфриева пустынь (в старых документах название писали по-разному, как правило, через букву «А», а иногда и вовсе «Анофриево»). Какая в то время в монастыре была церковь – каменная или деревянная – не известно. В 1658 году обитель приписали к Саввино-Сторожевскому монастырю. И в составленной по этому случаю описи сказано, что в монастыре тогда была «каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с приделом во имя Онуфрия Великаго, с каменною колокольнею». На старинном плане XVII века окрестностей Тростенского озера показана Ануфриева пустынь с главным двухшатровым (двухпрестольным) храмом и надвратною церковью.

    В более позднем документе указано: «В прошлом во 185 (1677) году прибыла вновь и обложена данью церковь Успения Божией Матери каменная в монастыре Онуфриевой пустыни». Слова «прибыла вновь» можно трактовать как «построена заново». А потому, за неимением других достоверных сведений, дату – 1677 год – можно считать годом постройки каменной церкви в Онуфриеве. Определенные сомнения в правильности такой датировки имеются, основанные, в большинстве своем, на внешнем виде храма – на сохранившихся фотографиях он не очень похож на постройку ранних времен. Вполне вероятно, что позднее Успенская церковь была перестроена, а возможно, разобрана, а потом отстроена заново. Однако документов, подтверждающих это, пока не обнаружено.

    Когда был закрыт монастырь на Тростенском озере, доподлинно не известно. Вероятно, это случилось около трех веков назад. Братья Холмогоровы в своих трудах писали так: «В 1705 году Онуфриева пустынь названа селом, в котором числилось 40 дворов крестьян».

    Так или иначе – монастырская Успенская церковь на рубеже XVII и XVIII веков стала приходской. А село было названо по имени придела бывшего монастырского храма.

    В документах XVIII века Успенский храм практически не упоминается, лишь в конце столетия стали снова писать о нем. В клировой ведомости церкви за 1785 год значилось: «Рузской округи, Звенигородской десятины село Ануфриево, в нем церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с одним приделом, каменная, в ветхости, утварию средственна.

    Священник Петр Васильев, грамоту и указ имеет. Оное село экономическое. Приходских дворов 150, крестьян мужеска пола 520, женска пола 522. Записных раскольников в оном приходе не имеется».

    Село Онуфриево находится на западе от Москвы – на направлении, откуда наступал Наполеон в 1812 году. Многие солдаты и офицеры наполеоновских войск были атеистами и не щадили церквей, грабили их и разоряли. К счастью, эта беда не коснулась онуфриевского храма. Вскоре по завершении военных действий благочинный докладывал начальству: «Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Онуфрия, каменнаго здания, состояла в целости. Престолы, жертвенники и на них одежды и срачицы также целы, священные антиминсы сохранены священником Иоанном Михайловым при себе. Вся церковная утварь, равно и ризница, находились в целости. Иконостас и в нем иконы все без повреждения целы. Церковь освящена малым освящением 2 марта 1813 года».

    Вся основная церковная утварь была сохранена священником и церковным старостой, при приближении неприятеля они отъехали за 120 верст и взяли ее с собой.

    Храм от войны с французами не пострадал, но требовал ремонта по причине естественного старения. В 1817 году настоятель храма отец Иоанн Дмитриев подал в Московскую Духовную Консисторию прошение: «Означенная наша Успенская церковь, хотя каменнаго здания, но не имеет никакого приличествующаго храму Божию благолепия, а именно: иконостас в ней весьма ветх, святыя иконы от сырости расклеились и полиняли, пол выстлан по земле простым кирпичом, стены не оштукатурены, окны весьма низки, и церковь вообще вся весьма сыра, крыша на ней деревянная и не покрашена, ризница и утварь церковная весьма бедна, погост оградою не обнесен». Не сразу, но некоторые ремонтные работы были выполнены.

    Так, в клировой ведомости за 1823 год отмечалось, что «иконостас отделан новый внутри. Но снаружи церковь еще не оштукатурена и крыша на ней деревянная приходит в ветхость». В течение трех последующих лет деревянную крышу заменили железной.

    В судьбе Успенского храма было много удивительных событий, аналогов которым трудно найти на Истринской земле. Например, в 1820-1840-х годах в Консистории производилось необычное следственное дело, куда с жалобой обратился клир Успенской церкви. Дело в том, что при подготовке к строительству храма Христа Спасителя в Москве встал вопрос о транспортировке по рекам строительных материалов. Для этого решено было поднять плотину на Тростенском озере. В итоге оказались подтоплены его берега, где находились церковные земли Успенского храма: «7 десятин 695 саженей луговой и 5 десятин болотной находятся в потопе». После рассмотрения жалобы решено было выплатить клиру компенсацию. Однако только в 1840 году было «выдано вознаграждение 144 рубля серебром», а вопрос с землей решили лишь десятилетие спустя – онуфриевскому храму отвели 33 десятины земли, принадлежавшей бывшей церкви в сельце Загорье.

    Еще одним удивительным событием в жизни Успенской церкви является случай со старой иконой.

    В 1850 году в Московской Духовной Консистории слушали дело «Об иконе Преподобных Онуфрия, Макария и Петра, внесенной в приходскую церковь села Онуфриево по прошению крестьянки Матрены Ивановой и оглашенной явленной». Дело это довольно большое, необычное и содержит много интересных деталей. Кратко суть его такова. По словам крестьянки деревни Карасино Матрены, она неоднократно «видела во сне некого старого инока, который повелел ей отыскать помянутую икону над церковью и потом совершить молебен на кладезе с водоосвящением о месте ея. В случае же неисполнения приказания сего, явившийся инок угрожал поразить ее слепотою».

    С помощью местного священника Петра Петрова среди хранившихся под крышей храма старых ветхих икон была обнаружена та, которая являлась во сне. Она была вынесена и 25 июня отслужили молебен с водоосвящением при кладезе села Онуфриево. После молебна икону внесли обратно в храм, и вскоре к ней стали приходить «для молебствия» прихожане из разных приходов, о чем было доложено епархиальному начальству. В Консистории решили проявить осторожность, молебнов не запрещать, но еженедельно подавать рапорты о происходивших чудесах, если таковые будут. По истечении нескольких месяцев, несмотря на то, что от «означенной иконы чудотворений явных нет», ее решили забрать в Москву: «Сию икону во избежание могущих открыться неосновательных разглашений, истребовать из церкви села Онуфриева и отослать в Чудов монастырь для хранения с подобными».

    Прихожане остались недовольны тем, что забрали их икону, и просили хотя бы написать список с нее. На что был получен ответ, что не нужно «испрашивать на сие особеннаго разрешения начальства». Что было дальше – мы, увы, не знаем.

    В течение XIX века приход села Онуфриева постепенно увеличивался: в 1823 году прихожан было 1481 человек, через два десятилетия их стало уже 2001, а еще через 30 лет число достигло 2325 душ. По этой причине храм мог быть отнесен ко второму классу штатного расписания, где добавлялся второй священник и еще один дьячок.

    Но священнослужители такого расширения, видимо, не желали, так как это сказалось бы на их доходах, а с приходскими требами они успешно справлялись сами. Приход рос, Успенская церковь постепенно становилась тесной. Как отмечал в 1881 году настоятель, «храм их в некоторые двунадесятые праздники не вмещает в себя молящихся, что неприятно отражается на прихожанах особенно в зимнее и холодное время, ради чего и оставляют церковную службу». В итоге была расширена трапеза Успенской церкви.

    Но и этого скоро стало мало. В апреле 1905 года причт получил одобрение «расширить храм и пристроить придел... и переместить полудуховые печи». Через год в Успенском храме устроили систему духового отопления, а к северной стене церкви пристроили придел в честь Святителя Николая Чудотворца на средства прихожан «в ознаменование сохранения драгоценнаго здоровья Государя Императора Николая II».

    Вскоре работы были окончены, 2 ноября 1908 года придел освятили, а спустя два года епархиальное начальство разрешило «окрасить и расписать картинами внутренние стены всего храма и вновь пристроеннаго придела».

    Часть денег на роспись храма пожертвовал церковный староста – крестьянин Гавриил Моисеев.

    Среди архивных документов сохранилась метрика, составленная в конце XIX века и подробно описывающая архитектурные особенности Успенского храма: «Церковь квадратная, одноэтажная. Колокольня на ярус возвышена в 1886 году. Построена из кирпича на фундаменте из белого камня. На церкви глава одна, обита жестью.

    Яблоко вызолочено. Крест железный, вызолоченный, 4-х конечный с завитками. На колокольне колоколов шесть.

    В большом весу 133 пуда 35 фунтов, перелит в 1848 году».

    В том же документе приведено и описание интерьера: «Алтарь отделяется каменной стеною с двумя пролетами. Приделов два, оба в ряд. В алтаре и в храме пол из лещади, в трапезе чугунный. Иконостас новаго образца с колоннами, резной из дерева. Резьба помещена на светло-розовом фоне. Ярусов иконостаса четыре. Есть медная доска, вложена в стене с надписью о погребении полковника Мещанкова».

    В приходе Успенской церкви села Онуфриево во второй половине XIX века была традиция проводить крестные ходы. Первый – «в день Пятка пред 20 днем июля месяца» из сел Аннино и Михайловское на реке Озерне, второй – 22 июля из сел Никольское-Гагарино, Козлово и Покровское-Шереметьево. «Сии ходы получили свое начало в 1848 году, когда азиатская холера особенно свирепствовала в сих селениях, так что многие дома остались без обитателей. Видя особый гнев Божий, жители пожелали совершить соборную молитву к Богу и пригласили причты с иконами упомянутых церквей, и соборная молитва их была услышана, и смертность от холеры прекратилась». В начале XX века эта славная традиция продолжилась: в «Московских церковных ведомостях» перед самой революцией писали о крестном ходе из села Борзецово с ночевкой и службой в храме села Онуфриева и о многодневном (в 106 верст) из того же села в Саввин монастырь в 1916 году: ход «31 мая в 7 час прибыл в село Онуфриево, где после встречи местным причтом было совершено вечернее богослужение при пении хора паломников. На другой день в 3 часа утра – литургия, краткий отдых и в 6 часов паломники отправились в путь в Новый Иерусалим».

    Отдельной похвалы заслуживал хор Онуфриевской церкви. В 1886 году в «Московских церковных ведомостях» автор заметки писал: «С удовольствием услыхали мы почти монастырскую службу: стихиры пелись с возглашениями канонарха; в пении, кроме мужчин взрослых и большаго числа мальчиков, очень внятно и толково читавших во время службы положенные молитвы, принимали участие и девочки, ученицы школы». Церковному пению детей в земской школе начал безвозмездно обучать диакон Успенского храма Дмитрий Протопопов. «Имея в виду краткость времени, употребленнаго отцом Дмитрием на дело обучения пению, нужно сказать, что успехи все-таки значительны: хор поет твердо, не сбиваясь». При этом особо отмечалось, что такой примечательный хор оказался в обычной сельской церкви. Как нам известно, из сел, бывших на территории современного Истринского района, только хор церкви Ивановской суконной фабрики, организованный и содержавшийся на средства Павла Григорьевича Цурикова, удостаивался подобной похвалы современников.

    Перед революцией село Онуфриево входило в состав Никольской волости Рузского уезда. К Успенской церкви была приписана каменная часовня в сельце Загорье, построенная в 1904 году иждивением крестьянина деревни Егора Павловича Сорокина взамен пришедшей в ветхость деревянной. В приход, помимо самого села Онуфриево, входили упомянутое сельцо Загорье, а также деревни Бочкино, Денисиха, Дмитровка, Карасино, Ордино, Ремянники, Сафониха, Шеино. Всего в приходе числилось: 366 дворов, 929 мужчин и 1049 женщин. Причт церкви в 1916 году составляли священник Николай Леонтьевич Давыдов, диакон Владимир Вячеславович Любимов и псаломщик Сергей Александрович Грузов.

    Успенская церковь в Онуфриеве при советской власти разделила участь тысяч других храмов по всей России. По соглашению с волостным Совдепом ее передали общине верующих «в безплатное пользование». В 1921 году церковный совет в составе 34 человек подписал с представителями власти типовой договор. Через год из храма изъяли церковные ценности «для передачи в фонд помощи голодающим»; согласно описи: две дарохранительницы, пять крестов, две крышки и углы от Евангелий, три сосуда и три прибора одной лжицы, кадило, десять лампад. В итоге было изъято серебра общим весом 27 фунтов 20 золотников (более 11 килограммов). В 1926 году был повторно подписан договор с религиозной общиной села Онуфриево. Сам храм в Онуфриеве еще долгое время оставался целым. И даже попал в 1932 году в список памятников архитектуры Истринского района. Но в феврале 1941 года вышло постановление Мособлсовета: «Учитывая, что церковь в Ануфриево бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, разрешить Исполкому Ново-Петровского Райсовета церковь в селе закрыть, а здание переоборудовать под школу».

    Дальнейшую судьбу храма предопределило его расположение – он стоял на высоком берегу Тростенского озера и хорошо был виден издалека, особенно с западной стороны, откуда наступал враг, рвавшийся к столице. То, что раньше было украшением храма, теперь сыграло трагическую роль.

    В ходе битвы за Москву, при отступлении наших войск осенью 1941 года, по приказу комиссара первого ранга Михаила Сорокина из корпуса генерала Доватора Успенская церковь в Онуфриеве была взорвана. Командиры Красной армии посчитали, что она может послужить фашистам ориентиром для ведения артиллерийского огня.

    По одной из версий, комиссар написал жителям села расписку, что после войны храм восстановят. В некоторых современных изданиях авторы утверждают, что после взрыва «на месте церкви образовался пруд», однако это не верно: на найденной архивной фотографии 1906 года четко видно, что пруд рядом с храмом существовал еще до революции.

    Оставшиеся после взрыва руины храма были использованы позже для строительства дороги, а остатки разобрали местные жители для своих нужд и частично сбросили под откос в сторону озера, где сохранилось до сих пор несколько кирпичных фрагментов разной величины. После войны по приходскому кладбищу прошел песчаный карьер, но непосредственно место бывшего храма осталось нетронутым. Некоторое время спустя там, где прежде стояла церковь, была построена колхозная конюшня.

    Но, как нам рассказала местная жительница Александра Тихоновна Бубнова, «ее в 1983 году разрушил ураган. С тех пор уже это место постройками не занимали».

    В 2004 году село Онуфриево готовилось торжественно отметить свое 500-летие. При подготовке к юби лею жители села провели несколько субботников, были перенесены сараи местных жителей, очищена и выровнена площадка, где прежде стояла церковь. И 26 июня 2004 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялся чин закладки нового храма-часовни в честь Успения Божией Матери. Территорию строительства оградили забором, в центре участка установили деревянный крест. Газета «Истринские вести» писала: «Селу из районного бюджета были выделены 500 тысяч рублей. По желанию жителей села, эти деньги решено было направить на работы по строительству храма-часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы». В 2005 году в проектной мастерской «Русская реставрация» был заказан проект кирпичного храма-часовни, который в том же году и был выполнен. Планировалось вскоре начать постройку нового храма. Но, к сожалению, спонсоров не нашлось, а для местного населения это оказалось неподъемной задачей. Увы, не все добрые дела делаются скоро.

    Остается надеяться, что рано или поздно (хотелось бы, конечно, первое) на этом месте появится новый храм Божий – ведь село Онуфриево и сегодня многочисленное, потребность в богослужениях у местных людей есть. Успенская церковь примечательна еще и тем, что в ней молилась и около нее была погребена блаженная Сашенька (о ней подробный рассказ в отдельной заметке). О ней помнят местные жители, приезжают к ее бывшей могилке, которая находилась как раз на той площадке, что огородили забором, и чудом это место не оказалось уничтоженным карьером. В селе Дарна, куда в 1996 году были перенесены останки блаженной, красиво обустроено нынешнее захоронение Сашеньки, за ним ухаживают. Вот бы в такой же благолепный вид привести и прежнее место ее упокоения, которое незнающий человек вряд ли сам обнаружит. А еще лучшей памятью о блаженной стал бы новый храм или часовня в селе Онуфриево. Ведь другого такого святого человека на нашей Истринской земле мы не знаем. Тем более, что зимой 2017-2018 года исполнится 100 лет со дня ее кончины. Хорошо бы к этой дате успеть...

    Блаженная Александра из села Онуфриево

    (по материалам книги «Блаженная Александра». М., 1999)

    В конце девятнадцатого – начале двадцатого века жила на Истринской земле блаженная девица Александра, избранница Божия.

    Мы не знаем ни фамилии, ни отчества блаженной Александры. Годом ее рождения приблизительно можно считать 1885. Родилась она 6 мая в деревне Углынь под Рузой, в бедной крестьянской семье. Отец ее умер, когда девочке было лет восемь, через несколько лет умерла и мать. Сироту взяла к себе сестра матери, вдовая и бездетная тетка Мавра. Так Сашенька стала жить вдвоем с теткой Маврой в деревне Сафониха.

    Жили они бедно, не было во что обуться-одеться. Сашенька не ходила в школу, но читать выучилась сама – и по-русски, и по-старославянски. С детства зачитывалась духовными книгами. С ребятишками не играла, по деревне с ними не бегала – все читала. К 16 годам все более стал открываться Сашеньке духовный мир. И в это время

    Дух Божий начал через нее творить чудеса: исцеления людей от их нравственных пороков и физических болезней. Тогда же поняли все, что необыкновенный Сашенька человек. Богом отмеченный. Зимой и летом ходила она в одной холщевой рубахе, поверх надевала лишь маленький пиджачок, на голову накидывала платок.

    Даже в самые сильные холода не носила чулок, надевала валенки на босу ногу. Была она среднего роста, с русыми, коротко подстриженными волосами, приятная на лицо.

    После Октябрьской революции на Сашеньку кто-то донес: обвинили в колдовстве и набожности одновременно.

    Блаженную забрали и посадили в Рузском уезде в тюрьму. Стали морить ее голодом, а иногда давали селедку, без воды.

    Сашенька такую пищу принимать отказывалась, но при этом оставалась бодрой и здоровой. Видя это, тюремное начальство связалось с Москвой, и оттуда прислали инспектора – разобраться, внести ясность. Инспектор зашел к Сашеньке в камеру. Говорил сначала спокойно, а потом принялся кричать, угрожать. А Сашенька ему в ответ говорит тихо так: «У тебя есть Манька и Дунька, а Манька-то тяжело больна». Инспектор удивился: надо же, и как узнала? Дунька-то у него была полюбовницей, а Манька – женой. «Ну и что мне с ними делать?» – спросил он, стараясь не выдавать волнения и удивления. «Оставь Дуньку, а Манька поправится», – ответила Сашенька.

    На этом их первая встреча закончилась. Инспектор уехал, перед этим велев освободить блаженную. Столичный представитель не забыл, однако, напутствия. Поступил по совету. И жена его поправилась.

    После этого он стал приезжать с женой к Сашеньке, привозил гостинцы. Потом и на могилку наведывался к блаженной с детьми.

    Умерла блаженная неожиданно для всех. Она никому не жаловалась ни на что, ничем не болела.

    Произошло это либо в самом конце 1917 года, либо в 1918 году. Похороны Сашеньки были необыкновенными. Народу стеклось столько, что когда гроб с телом блаженной под звон колоколов вносили в Онуфриево, конец шествия находился все еще в Сафонихе. Вся дорога длиною около четырех километров была заполнена людьми и подводами. Приехало на отпевание много священников – духовенство почитало Сашеньку. Гроб несли открытый, все могли в последний раз взглянуть на блаженную. Несли ее только незамужние девицы и говорили потом, что было им необыкновенно легко – «не тяжелей, чем ложку поднять». Они часто менялись: каждой хотелось понести гроб.

    Во время Великой Отечественной войны, при отступлении наших войск, Онуфриевский храм был взорван.

    Грозило уничтожение и Сашенькиной могилке. Но после взрыва она осталась цела. После войны по приходскому кладбищу прошел песчаный карьер. Но произошло чудо, лишний раз доказавшее Сашенькину святость – не дойдя до ее могилки, работы неожиданно прекратились. И все же Сашенькиным останкам не суждено было оставаться на том месте.

    В 1996 году одна из московских православных организаций обратилась к благочинному этих мест с просьбой, чтобы какой-либо из храмов Истринского района произвел перезахоронение останков блаженной Александры.

    Таким храмом по Божьему промыслу стала церковь Крестовоздвижения в селе Дарна.

    В краткой заметке невозможно рассказать обо всех чудесах, связанных с Сашенькой. В Крестовоздвиженском храме Дарны продается книга «Блаженная Александра» (М., 1999), в ней можно найти все, что известно о ее жизни. С электронной версией книги можно ознакомиться на нашем сайте http://www.istra-ltc.ru/ в специальном разделе, посвященном этому необыкновенному человеку, жившему на нашей земле. Если кому-то известны другие удивительные случаи, связанные с блаженной Александрой, не нашедшие отражения в книге, просьба обращаться на сайт.

    Просим всех, кто может дополнить вышесказанное, а также поделиться сведениями о других утраченных церквях и часовнях Истринского района, связаться с нами по электронной почте nspnsp@mail.ru или по местному телефону 5-01-10. При подготовке публикации использованы материалы дореволюционных и современных изданий, документов центральных архивов России и сайта «Утраченный Божий Дом» (www.istra-ltc.ru), на котором можно найти подробные сведения об описанных храмах


    Сергей Носиков, Сергей Мамаев, диакон Павел Малкин

    Газета «Духовная нива», выпуск № 6 (77), декабрь 2014 г.

    Храмы Истринского района

  • Преображенская церковь. Село Бужарово
  • Богоявленская церковь. Село Брыково (поселок Красный)
  • Сергиевская церковь. Село Веледниково
  • Вознесенская церковь (разрушена). Город Воскресенск (Истра)
  • Георгиевская церковь. Поселок Восход
  • Казанская церковь. Село Глебово
  • Крестовоздвиженская церковь. Село Дарна
  • Георгиевская церковь. Город Дедовск
  • Вознесенская церковь. Село Еремеево
  • Александро-Невская церковь. Поселок Княжье Озеро
  • Борисо-Глебская церковь. Деревня Куртниково
  • Казанская церковь. Село Ламишино
  • Димитровская часовня. Поселок Ленино
  • Петро-Павловская церковь. Село Лужки
  • Никольская церковь. Село Мансурово
  • Никольская церковь. Деревня Никулино
  • Преображенская церковь (разрушена). Село Никулино
  • Петро-Павловская церковь. Село Новопетровское
  • Покровская церковь. Село Огниково
  • Успенская церковь (разрушена). Село Онуфриево
  • Благовещенская церковь. Село Павловская Слобода
  • Иосифа Волоцкого церковь. Село Павловская Слобода
  • Царственных страстотерпцев церковь. Село Павловская Слобода
  • Никольская церковь. Село Петрово
  • Казанская церковь. Поселок Полевшина
  • Покровская церковь. Село Покровское
  • Успенская церковь (разрушена). Село Пречистое
  • Христорождественская церковь. Село Рождествено (Снегири)
  • Христорождественская церковь. Село Рождествено
  • Богородицерождественская церковь (разрушена). Село Савельево
  • Иоанно-Предтеченская церковь. Село Садки
  • Серафимовская церковь. Поселок Снегири
  • Троицкая церковь. Село Троицкое
  • Христорождественская церковь. Село Филатово
  • Знаменская церковь. Село Холмы
  • Христорождественская церковь. Село Юркино

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос