Терпигорев Сергей Николаевич

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Терпигорев Сергей Николаевич (псевдоним С. Атава) родился12(24).V.1841 г. в селе Никольское, Усманского уезда, Тамбовской губернии в дворянской семье — писатель и публицист.

    С 1855-60 учился в Тамбовской гимназии.

    В 1860 поступил в Петербургский университет на юридический факультет. К этому времени относится его встреча с Чернышевским, Некрасовым и Панаевым, с которыми он познакомился через своего родственника Ф. И. Рахманинова, цензуровавшего «Современник».

    В 1862 за участие в студенческом движении Сергей Николаевич был исключен из университета и выслан из Петербурга на родину под надзор полиции.

    С 1862-65 живя в деревне, Терпигорев публиковал свои обличительные корреспонденции, рассказы и очерки в журнале «Русское слово», газете «Голос».

    В 1867 вернувшись в Петербург, он вскоре становится сотрудником «Отечественных записок».

    В 1869-70 опубликованы очерки «В степи» — прелюдия его будущей эпопеи «Оскудение» — и комедия «Слияние»

    В последующие десять лет Сергей Николаевич Терпигорев почти ничего не пишет, занявшись предпринимательской деятельностью в различных торговых и промышленных фирмах.

    В начале 80-х гг. возвращается к литературному труду и публикует в «Отечественных записках», редактируемых Щедриным, цикл «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика» (1880), принесший писателю успех.

    Сотрудничество Терпигорева в суворинском «Новом времени» (с 1881), после непродолжительного участия в либеральной газете М. Стасюлевича «Порядок», вызвало негодование в кругах прогрессивных литераторов, особенно Салтыкова-Щедрина. Терпигореву приходилось считаться с реакционным направлением газеты, но все же опубликованные здесь очерки и рассказы

    «Оскудения» 2-я часть,

    «На родине»,

    «Золотая книга»,

    «Записки сытого человека»,

    «Желтая книга»,

    «Тамбовские семирамидины сады» и другие отличались остротой содержания, сатирической силой и образностью.

    В 1887 началось постоянное сотрудничество Сергея Николаевича в «Историческом вестнике» (издатель С.Н.Шубинский, редактировавший Собрания сочинений писателя).

    В 80—90-е гг. писатель близко сходится с Лесковым, сближается с Чеховым, Маминым-Сибиряком, встречается с деятелями театрального и музыкального мира. В это десятилетие появляются в свет новые очерки —

    «Потревоженные тени» (1888—90) и основанное на архивных материалах публицистическое исследование.

    «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле» (1888), в котором сочувственно говорится о «надежде... крепостного люда избавиться от помещичьего и чиновничьего гнета».

    В последние годы жизни Терпигорев пишет воспоминания, в которых наиболее интересны материалы, посвященные 60-м гг.

    Литературная известность Терпигорева С.Н. связана с циклами очерков и рассказов «Оскудение» и «Потревоженные тени». Именно здесь писатель раскрылся как вдумчивый исследователь и бытописатель исторических судеб русского поместного дворянства, его психологии, нравов.

    В «Оскудении» писатель прослеживает, с чего и как началось материальное обеднение дворян, закончившееся духовным, нравственным вырождением некогда сильного класса. Он приходит к выводу, что «всему виной крепостное право». Верный жизненной правде, Терпигорев рассказывает о предреформенных настроениях крепостников, объятых страхом перед мужиком и ждавших «чуть не поголовного своего истребления», о их растерянности перед «новыми временами», о попытке некоторых приспособиться к новым условиям путем введения «рационального хозяйства», об осознании дворянством своей исторической обреченности («такой силы нет, которая могла бы нас поднять на ноги и спасти»). Биограф Т. П. Быков, передавая впечатления современников писателя об «Оскудении», сообщал, что очерки были встречены «общими похвалами».

    В новом цикле — «Потревоженные тени» - Сергей Николаевич уже специально обращается к предреформенной эпохе, к предыстории героев «Оскудения», чтобы отчетливее обозначить причины социальной и экономической деградации поместного дворянства. Несмотря на расплывчатость общественных позиций, писателю удалось создать антикрепостническую книгу, в которой нет и следа поэтизации дворянского быта. Развертывая широкую сатирическую панораму помещичьей жизни, писатель протестует против преступного обращения дворян со своими крепостными, которых травят собаками, секут, калечат непосильной работой, насилуют. «Потревоженные тени» сильны своим гуманистическим пафосом и демократизмом. «... Для меня,— писал Терпигорев в одном из нововременских фельетонов,— вне вопроса о мужике и земле не существует никаких вопросов».

    К «Потревоженным теням» близки по теме и настроению «Тамбовские семирамидины сады» (1883), разоблачающие дворян-крепостников. Исторически верно и художественно объективно Терпигорев воспроизвел в своем творчестве черты буржуазных хищников, «новых хозяев», несущих мертвящую, разрушающую стихию (купцы и кулаки покупают дом «на снос», сад — «на сруб», выгон — «на распашку»), не связанных ни с прошлым, ни с будущим и живущих «одним настоящим».

    Очерки Сергея Николаевича связаны с традициями передовой русской литературы. Они впитали в себя гуманистические идеи писателей «натуральной школы», критический пафос тургеневских «Записок охотника», скорбные и гневные интонации некрасовской поэзии. Произведения Терпигорева создавались под благотворным влиянием щедринской сатиры. Недаром его «Оскудение» приписывалось современной критикой авторству Щедрина, а «Потревоженные тени» по своей поэтике, идейно-художественной структуре прямо соотносились с «Пошехонской стариной». Несомненны творческие переклички Терпигорева с Гл. Успенским и народническими беллетристами.

    Художественная манера писателя определяется внутренним единством публицистического и образного решения проблем, тонким юмором, сатирическим живописанием, мастерским ведением диалогов, ироническим наполнением отдельных слов, выражений, заглавий произведений, подзаголовков и эпиграфов. Следуя Салтыкову-Щедрину, он часто прибегает к циклизации очерков, скрепленных не внешней сюжетной схемой, а глубокой внутренней мыслью, концепцией.

    Почти все произведения писателя строятся на материалах его семейной хроники. Этот локальный момент, придавая живость и художественную убедительность сценам и образам, сюжетам и конфликтам, способствовал созданию обобщенных картин жизни. Основное эстетическое требование, из которого Терпигорев С.Н. исходил в своей художественной практике, было сформулировано им в авторском предисловии к «Оскудению»: «Мне дороже всего, чтобы мои картинки были как можно более верны действительности...» Остался неосуществленным замысел Т. написать историю «мужичьего оскудения»: «...если бы мне удались очерки дворян и потом — моя заветная мечта — очерки мужичьего оскудения, я был бы счастливейший человек.

    Умер 13(25).VI.1895 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100