Панаев Иван Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Панаев Иван Иванович родился 15(27)III.1812 г. в старинной дворянской семье - писатель.

    Образование получил в Благородном пансионе при С.-Петербургском университете, после окончания которого служил в департаменте государственного казначейства, а потом в департаменте народного просвещения.

    В 1844 вышел в отставку и целиком посвятил себя литературе.

    Еще учась в Благородном пансионе, Иван Иванович пробует писать.

    С 1834 началась его литературная деятельность. Начиная с этого времени в журналах «Библиотека для чтения», «Сын Отечества» и других изданиях появляются первые произведения писателя — стихи и рассказы. Обладая живым и общительным характером, Панаев вскоре приобрел обширные литературные знакомства. Не было ни одного сколько-нибудь известного литератора того времени, которого бы он не знал и с которым бы не встречался. Литературные взгляды писателя сформировались под воздействием романтизма. Его кумирами были В. Гюго, Марлинский, Полевой, Кукольник. И не удивительно поэтому, что первые его повести —

    «Спальня светской женщины» (1834),

    «Она будет счастлива» (1836),

    «Сегодня и завтра» (1837) и другие — были написаны в духе популярных тогда романтических «светских повестей». В них обычно разрабатывался традиционный сюжет — столкновение поэта-художника с обществом. Сильной стороной этих произведений было критическое изображение представителей аристократических кругов.

    В конце 1830-х гг. Иван Иванович познакомился с Белинским, и это обстоятельство определило весь дальнейший творческий путь писателя. Под благотворным воздействием традиций Гоголя и эстетической теории Белинского Панаев преодолел влияние романтизма и стал одним из активных деятелей «натуральной школы». Не обладая крупным художественным дарованием, Иван Иванович, тем не менее, выступил в литературе со своей тематикой, со своими взглядами на отдельные явления русской жизни. Его повести:

    «Дочь чиновного человека» (1839),

    «Белая горячка» (1840),

    «Онагр» (1841),

    «Актеон» (1842),

    «Барышня» (1844),

    роман «Маменькин сынок» (1845),

    а также очерки

    «Петербургский фельетонист» (1841),

    «Литературная тля» (1843), печатавшиеся в журнале «Отечественные записки», были заметным явлением в литературе 40-х гг. Резкими, сатирическими красками писатель рисует в них галерею представителей столичного и провинциального дворянства, людей пустых и никчемных, ведущих праздный, паразитический образ жизни.

    Большой интерес представляет своеобразная дилогия Панаева, состоящая из двух повестей — «Онагр» и «Актеон», в которой писатель показывает закономерное превращение петербургского франта и прожигателя жизни Разнатовского в обыкновенного помещика-байбака, предающегося «животной неге и блаженству бездействия». Писатель нарисовал страшную картину того, как в результате паразитического существования деградирует человеческая личность. Повесть «Актеон» была высоко оценена современниками. Герцен писал, что «с душевным восхищением читал эту мастерскую повесть». Положительно отозвались о повести также Белинский, Огарев, Кольцов.

    В 1846 Иван Иванович вместе с Некрасовым приобрел права на издание журнала «Современник», который вскоре превратился в боевой орган революционной демократии. Панаев помогал Некрасову в привлечении новых сотрудников, в редактировании материалов, в сношениях с цензурой. Не прекращал Иван Иванович и литературной работы. В «Современнике» печатаются его повесть «Родственники» (1847), роман «Львы в провинции» (1852) и другие произведения. Он публикует также многочисленные фельетоны, обозрения, циклы очерков, репортажи, подписанные «Новый поэт», где откликается на многие злободневные вопросы общественной жизни. Писатель обличал помещиков-крепостников, выступал с критикой позиций литературных староверов и писателей реакционного лагеря, высмеивал дворянских либералов. Во многих вопросах выступления Панаева-журналиста сближались с позициями революционеров-демократов Чернышевского и Добролюбова. И не случайно после раскола, который произошел в редакции «Современника» в 1860, он не покинул журнал.

    Панаев И. И. был по преимуществу писателем-сатириком. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, оно было пронизано резкой критикой господствующих классов и многих сторон существующего строя. Вместе с тем в его произведениях звучала вера в лучшее будущее родины и сочувствие к угнетенному народу.

    В последние годы жизни писатель работал над «Литературными воспоминаниями», в которых отразились важнейшие факты литературно-общественной жизни России 1820—50-х гг. Смерть помешала ему завершить этот труд. В некрологе, напечатанном в «Современнике» (1862, №2), Чернышевский писал: «...Панаева любили все, кто только знал его: столько было в нем доброты, мягкости и той привлекательности, которая сообщается человеку преобладанием в нем хороших душевных свойств... Как литератор, он... постоянно работал над собою, стараясь о собственном совершенствовании... Убеждения его не застревали в неподвижную форму с приближением старости; симпатии его в 50 лет, как и в 25, были на стороне молодого поколения».

    Умер 19.II(3.III).1862 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100