Монастырь Острог

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • Житие св. Василия Острожского.
  • Книга Святыни Черногории

  • Монастырь Острог

    С использованием материалов из книги «Жизнь святого Василия чудотворца», Иустин Попович, Острог, 2010 г.

    Оглавление

  • Житие св. Василия Острожского
  • Многочисленные чудеса, совершенные св. Василием
  • Исцеления, совершенные св. Василием

  • На северо-западе равнины Биелопалича, высоко в горах над дорогой, связывающей Никшич и Даниловград, прислонившись к крутой скале, стоит монастырь Острог.

    Его основателем можно считать св. Василия Острожского, митрополита Захолмско-герцеговинского, хотя первыми в острожским пещерах жили отшельники, выбравшие их, чтобы в молениях и подвижничестве проводить уединенную жизнь.

    Когда в начале 17 века св. Василий получил кафедру восточно-герцеговинской епархии, он переехал из монастыря Требине (Тврдош) в окрестности Никшича. Тут у него зародилась мысль об основании нового монастыря. Согласно народному преданию, сначала он хотел основать монастырь в Пещере Милича, находящейся к западу от деревни Загорак, в районе Пьешивцы.

    Затем ему понравилось другое место - возле деревни Дреновштица, расположенной тоже в Пьешивцах, где некогда была церковь. В конце концов, он выбрал то место, на котором сейчас находится монастырь. Здесь он восстановил то, что там сохранилось, купил часть прилегающих к монастырю угодий и все это пожертвовал монастырю. В своем завещании он написал: Все это я пожертвовал церкви в Остроге... свои старания и имение пожертвовал я... с радушием и на пользу своей души. Таким образом, св. Василий заложил основы монастыря Острог.

    Монастырь Острог

    Монастырь получил свое имя по возвышающейся над ним горе. Оттуда и другое его название - Подострог. Монастырь делится на Верхний и Нижний. Самый впечатляющий - Верхний монастырь, расположенный в скале. Он состоит из двух небольших церквей, в одной из которых хранятся чутотворные мощи Острожского святителя. Поэтому этот монастырь считают одной из самых больших святынь Сербской православной церкви.

    В Верхнем монастыре две церкви: в одной (в верхней) престол посвящен честном Кресту, а во второй (нижней) престол посвящен Введению Пресвятой Богородицы. Верхнюю церковь, по благословению митрополита Василия, воздвиг в 1665 году иеромонах Исайя, родом из деревни Поп недалеко от Никшича. Церковь эта была расписана в 1667 году. Точная дата основания нижней церкви неизвестна. Согласно одному народному преданию, церковь эту воздвигли отшельники, которые жили на этом месте до св. Василия, а по другому преданию, которое записал Вук Караджич со слов острожского архимандрита Никодима Раичевича, церковь эту построил митрополит Василий. Роспись в нижней церкви сделана, видимо, в том же году, когда она была сделана и в верхней церкви, т.е. в 1667 году. В ней находятся мощи св. Василия. В 1774 году монах Михаило Васоевич, по благословению игумена Иосифа Бошковича, в память о себе и своих родителях пристроил к церкви притвор.

    Кельи в Верхнем монастыре были построены в недалеком прошлом, так как прежние сгорели в 1923 году. Обе пещерные церкви, в которых отсутствовали деревянные конструкции, тогда не пострадали от пожара. Постройка новых келий в Верхнем монастыре была начата в 1923 году, а закончена в 1926 году при архимандрите Леонтии Митровиче. Архимандрит Митрович в Верхнем монастыре построил также и одно большое здание как гостиницу для паломников. Это здание было разрушено 14 ноябрая 1958 года в результате камнепада с скалы, но недавно оно восстановлено. Другое здание поменьше, также находящееся в Верхнем монастыре, тзв. Башенька, воздвиг многолетний хранитель раки со святыми мощами, Христофор Лепава где-то во воторой половине 19 века.

    Церковь святого мученика Станка
    Церковь святого мученика Станка.

    Место, на котором сегодня находится Нижний монастырь, когда-то называлось Косьерадичи или Госерадичи (у Вука Караджича - Гошчерадичи). Когда здесь начали воздвигать монастырь, там было село, даже существовала сельская церковь. Когда митрополит Василий купил это место и часть окрестных земель, он недалеко от церкви построил амбар и дом для молодежи, а позже все это стало монастырем - Нижним монастырем. Рядом с самым монастырем находилась раньше еще одна церковь, которая в 1723 году была построена в честь св. Георгия. Из-за оседания земли в 1896 году церковь эту разрушили. Нынешняя церковь в Нижнем монастыре, престол которой посвящен св. Троице, сооружена в 1824 году с разрешения митрополита черногорского Петра II, благодаря стараниям Митрополита Иосифа Павичевича и пожертвованиям благочестивых христиан.

    Верхняя часть ее звонницы воздвигнута во второй половине 19 века благодаря пожертвованиям одной верующей жительницы Приморья.

    Гостиница для паломников на скале над церквью Нижнего монастыря построил в 1742 году архимандрит Стефан Павичевич, а еще одна гостиница была сооружена игуменом Петронием Дамьяновичем в 1880 году. Стараниями и трудом епископа Захумско-герцеговинского Виссариона Любиши первая гостиница была достроена в 1881 году, а вторая в 1936 (тогда, между прочим, был сделан ремонт капитальной стены), при архимандрите Леонтии Митровиче.

    Первым игуменом монастыря Острог был Исайя родом из деревни Поп недалеко от Никшича. С того времени по 1723 год нет данных о игуменах монастыря. В 1723 году настоятеля тоже зовут Исайя. После Исайи настоятелем монастыря становится его ученик - архимандрит Стефан Павичевич. Тогда в монастыре была введена в обиход книга Общий листок, в которую записывались разные богослужения, купленные и полученные в подарок земли, а также и деньги, которые одалживались народу, живущему поблизости. В этой книге архимандрит Стефан первый раз упоминается в 1740 году. В этом году он в Петричах для монастыря купил два участка с виноградником. В Петричах он построил большое здание, Винный погреб монастыря Острог. Его развалины можно увидеть и сегодня. Архимандрит Стефан почил в 1759 году.

    Его преемником, еще при его жизни, стал игумен Максим Бошкович. Игумен Максим умер в 1769 году. На его место пришел член его братства - Иосиф Бошкович, во время правления которого монах Михаило Васоевич построил упомянутый выше притвор церкви Введения Пресвятой Богородицы в Верхнем монастыре (1774). Сколько времени он был настоятелем монастыря, мы точно не знаем. Из его переписки с губернатором Иоаином Радоничем видно, что в 1788 году он все еще был в монастыре. Наследником Иосифа стал игумен Петроний Дамьянович. Существует мнение, что эта смена могла произойти только в 1791 году. На одной плите в монастыре Острог мы читаем, что Петроние Дамьянович в 1799 году восстановил церковь св. Георгия. В 1805 году он собрал почти 1 400 жителей Биелопавлича и вместе с ними помог жителям жупы прогнать оттуда турок. По одним сведениям, он был настоятелем монастыря до 1805 года, а по другим - до 1810 года. На основании одного факта можно предположить, что он в 1808 году уже не был настоятелем. В этом году игумен Георгий Вуядинович купил для Острога один виноградник.

    Следовательно, настоятелем тогда и был Григорий Вуядинович, а в 1810 г. игуменом стал Иосиф Павичевич. Игумен Григорий Вуядинович особенно отличался военными способностями. Они в полной мере проявили себя во время турецкой атаки на Верхнюю Морачу в 1820 году. Тогда митрополит Петр II доверил ему вести войска. В народной поэзии упоминается игумен Григорий и его мужество.

    Архимандрит Иосиф Павичевич был настоятелем монастыря с 1810 по 1836 год. Он был очень почитаем не только в своем племени (Биелопавличи), но и во всей Черногории. Он постриг в монахи митроносного поэта, владыку Петра (Рада) Петровича Негоша.

    После него настоятелем стал архимандрит Никодим Раичевич, которого владыка Раде тоже очень уважал. В 1853 году он, будучи настоятелем, вместе с группой воинов во главе с воеводой Мирко Петровичем храбро защищал Верхний монастырь Острог от турок.

    Когда турки захватили Жупский монастырь, воевода Мирко отступил из Жупы и 30 декабря 1852 года пришел в монастырь Острог, в котором он вместе со своими соратниками заперся, оказывая жестокое сопротивление турецким завоевателям. Архимандрит Никодим Раичевич, после окончания этой войны, стал Черногорским митрополитом. Но тем временем он впал в немилость у князя Данилы, так что в 1855 году ему пришлось эмигрировать в Россию. В России (в Александро-Невской Лавре) он упокоился в 1858 году на шестидесятом году жизни. Похоронен он на кладбище Лавры.

    После Никодима Раичевича игуменом монастыря стал священник Радосав Радович (1855-1858), затем священник Ианко Бошкович (1858-1859), а потом - Илларион Роганович (1859-1860). На смену Иллариону пришел священник Джоко Бошкович (1860-1867), потом игуменом стал Матияш Радулович (1867-1878). При нем в течение учебного 1873/74 год, Цетиньская семинария находилась в Остроге.

    После Матияша Радуловича настоятелем короткое время был священник Перо Раичевич (1878-1879), а затем игуменом стал Феофан Джокович (1879-1882), далее архимандрит Митрофан Бан (1882-1884), а после него игуменом снова стал Феофан Джокович (1884-1887). По принятии пострига, священник Перо Раичевич (монашеское имя Петроний) повторно становится игуменом (1887-1907). Его 14 сентября 1849 рукоположил владыка Раде.

    С 1907 по 1909 год настоятелем был архимандрит Кирилл Митрович. Его преемником стал игумен Леонтий Нинкович (1909-1916). Какое-то время в течение 1916 года настоятелем был иеромонах Сильвестр Шаранович. В том же году игуменом стал протоиерей Иоанн Дамьянович (1916-1921), а после него игуменом монастыря Острог был архимандрит Леонтий Митрович (1921-1952). Во время Второй мировой войны (1941-1945) оккупанты нанесли монастырю серьезные повреждения.

    После Леонтия Митровича игуменом является Лукиан Зечевич (1952-1967), преемником которого был архимандрит Серафим Кашич (1967-1991). Последний преставившийся игумен - архимандрит Лазарь Аджич (1991-2000). В настоящее время игуменом монастыря является протосингел Иоанн Пурич, преподаватель Цетиньской семинарии.

    Великое почитание Острожского святого сделало этот монастырь одним из самых посещаемых святынь славянского юга. Культ св. Василия с каждым днем становится все сильнее и сильнее, конечно, среди верующих. В то время как раньше в монастыре проходили только два народных собрания (в день Св. Троицы и в день св. Петра и Павла), сейчас » верующие многократно в течение года собираются в монастыре. Почти в каждый праздник и почти в каждое воскресенье, особенно в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в монастырь отовсюду приходят и приезжают многочисленные паломники. Наши эмигранты, проживающие в разных концах земного шара, своими пожертвованиями доказывают, что они не забывают Острог и его Святителя.

    В прошлом, когда наши монастыри были хранителями веры и национальной идеи, особенно во время турецкого ига, Острог играл особо важную роль. Это в наследство ему оставил сам митрополит Василий. Во время Кандийской войны (1645-1669), когда в Герцеговине и Черногории очень сильно были выражены освободительные стремления, Митрополит Василий, придя в Острог, поддержал такие устремления своего народа.

    Монахи Острога внимательно следили за движением турецкой армии в районе восточной Герцеговины и об этом сообщали в Митрополию в Цетине. Какое-то время монастырь Острог был центром борьбы против турок. Острог не только святыня, но и место откуда самым самоотверженным образом служили сербской национальной идее. Некоторые из наиболее почитаемых настоятелей руководили собранием племени Биелопавличи, а нередко и сами принимали участие в общественной работе, особенно часто они мирили посорившихся. И до того как в монастыре была открыта школа, он являлся местом, откуда в эти края приходила грамотность.

    Далее: Житие св. Василия Острожского

    В начало

     
    Rambler's Top100