Возникновение Свято-Иоанновского женского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2016
  • К оглавлению: Свято-Иоанновский женский монастырь.
  • Свято-Иоанновский женский монастырь.
    Возникновение монастыря

    Святому праведному Иоанну Кронштадтскому, великому молитвеннику и светильнику Церкви Христовой, обязан монастырь своим возникновением. В 1899 г. о. Иоанн основал в своем родном селе Сура Иоанно-Богословский женский монастырь. Сестры новой обители часто приезжали в Санкт-Петербург по монастырским делам, и поэтому батюшка решил устроить здесь подворье.

    Свято-Иоанновский женский монастырь

    Строительство здания началось весной 1900 г. на небольшом участке земли, пожертвованном о. Иоанну почетным гражданином Семеном Григорьевичем Раменским. Проект постройки был составлен епархиальным архитектором Никоновым и утвержден Императором Николаем II.

    Быть делопроизводительницей и наблюдать за постройкой о. Иоанн благословил свою духовную дочь, много лет ему известную и преданную - Анну Семеновну Сергееву.

    27 октября 1901 года она была пострижена в монашество с именем Ангелины и стала заведующей Сурским подворьем, а уже в 1902 г. была награждена наперсным крестом за успешную деятельность по строительству обители, возведение которой закончилось за короткий срок - всего за два года.

    Батюшка Иоанн принимал близко к сердцу начатое им дело и, насколько было возможно, часто приезжал на место постройки, с большим вниманием следил за ходом работ. Заботясь о том, чтобы все делалось как можно лучше, он не жалел средств, посылая в распоряжение комиссии большие суммы. Как только стала распространяться весть о построении о. Иоанном Кронштадтским новой обители, потекли пожертвования деньгами, различными материалами и вещами.

    Осенью 1901 г. были готовы жилые помещения для насельниц. Ждали приезда сестер из Сурской обители, но строительство большого собора еще не было окончено, поэтому о. Иоанн решил устроить еще один небольшой храм в нижнем этаже здания.

    17 декабря 1901 г. по благословению митрополита Антония новая церковь была торжественно освящена самим батюшкой в честь его Небесного Покровителя - прп. Иоанна Рыльского. С этого дня в храме совершались ежедневные богослужения. Сам отец Иоанн Кронштадтский очень часто служил в нем до освящения большого собора.

    Еще в ходе строительства обители у отца Иоанна возникла мысль о преобразовании Сурского подворья в самостоятельный монастырь. С Божией помощью и помощью добрых людей выстроенное здание оказалось слишком значительным, чтобы оставаться просто подворьем.

    Поэтому в 1902 году батюшка обратился к митрополиту Антонию с просьбой о переименовании его в «Санкт-Петербургский женский монастырь Двенадцати Апостолов».

    Высокопреосвященнейший Владыка поддержал его прошение и обратился в Синод, предлагая назвать новый монастырь Иоанновским, в честь преподобного Иоанна Рыльского. Батюшка с радостью и благодарностью встретил это предложение.

    17 декабря 1902 года митрополит Антоний в сослужении епископа Гдовского Константина, о. Иоанна и многочисленного собора духовенства освятил главный престол соборного храма во имя Двенадцати Апостолов.

    Пламенной молитвой благословил батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения моего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России - Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки - притоке царственной великолепной Невы-реки. Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, - и да процветает в обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».

    В начале следующего года определением Святейшего Синода Сурское подворье получило статус самостоятельного женского монастыря, а матушка Ангелина была назначена настоятельницей обители.

    Вскоре епископом Константином в сослужении о. Иоанна и многочисленного духовенства были освящены боковые приделы собора: правый (24.04.1903) во имя Казанской иконы Божией Матери и левый (14.10.1903) во имя преподобного Андрея Критского и преподобной Марии Египетской.

    На втором этаже под алтарем главного собора были устроены покои основателя монастыря, которые сохранялись в неприкосновенности вплоть до закрытия обители.

    Строительные работы велись в монастыре постоянно. Было дополнительно возведено еще два монастырских корпуса. В них размещались мастерские - иконописная и рукодельная, приют для девочек-сирот, фотография, типография, лечебница, где около двухсот человек в год получали бесплатное лекарство, и лазарет на 10 коек.

    Перед монастырем с восточной стороны был разбит небольшой сад, а с западной стороны образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай.

    В 1903 г. был устроен Вауловский Успенский скит в Борисо-Глебском уезде Ярославской губернии.

    Сам батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря».

    Священник Иоанновского монастыря о. Иоанн Орнатский позднее вспоминал: «Много трудов, тревог и забот принял батюшка, стараясь устроить возможно лучше как самую обитель, так возвысить и духовную жизнь ея насельниц. Господь помог ему насадить и вырастить могучее, многоветвистое, плодоносное дерево, под сенью которого будут укрываться и спасаться от житейских бурь и непогоды многие и многие благочестивые души во все века, пока будет стоять святая обитель. Не мало видел батюшка утешения и радости от преданных ему всей душой сестер обители, начиная с настоятельницы, а также в службе Божией, во время совершения Божественной литургии. Он часто говаривал, что чувствует себя здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть».

    Эту поистине свою обитель праведник выбрал местом своего упокоения и обратился к митрополиту Антонию с особым прошением об этом. 15 декабря 1904 г. Николай II написал на его докладе:

    «Разумеется, желание почтенного о. Иоанна Сергиева будет исполнено».

    Постепенно состояние здоровья о. Иоанна все ухудшалось, и 20 декабря 1908 г. великий праведник и молитвенник отошел ко Господу. 22 декабря при многочисленном стечении народа тело почившего было перевезено из г. Кронштадта в Санкт-Петербург и погребено в храме-усыпальнице, устроенном в подвальном этаже монастыря.

    Прощание со святым пастырем превратилось в самые грандиозные похороны того времени. Старые петербуржцы вспоминали, что на похоронах Императора Александра II присутствовало около 10 тысяч человек; до 30 тысяч провожали в последний путь Ф. М. Достоевского. Но никто не мог вспомнить такого множества скорбящих православных верующих (не менее 60 тысяч человек), как это было на похоронах Кронштадтского пастыря.

    Средства на строительство храма-усыпальницы пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева. В 1907 г. она стала насельницей Иоанновского монастыря, была пострижена в мантию с именем Иоанна и утверждена казначеей обители.

    С первого же дня после погребения батюшки к его гробнице началось массовое паломничество. С раннего утра до позднего вечера в его храме-усыпальнице совершались панихиды. Православные люди стремились сюда со всех концов России. Только в первый год после кончины отца Иоанна Кронштадтского монастырь посетили 80 архипастырей, свыше 4000 священников. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды, и многие по своей вере получали чудесные исцеления.

    Обитель быстро росла, и ко времени революции число насельниц вместе с Ва-уловским скитом составляло 350 сестер.

    16 мая 1910 г. состоялась закладка каменной часовни на углу набережной реки Карповки и Иоанновского переулка, а 30 июня 1911 г. епископ Нарвский Никандр освятил ее во имя прп. Серафима Саровского. В 30-е годы часовня была уничтожена. Спустя многие годы, уже в 1999 - 2000 гг., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она была воссоздана по архивным чертежам на другом месте (на углу Иоанновского пер. и ул. Проф. Попова) в честь Покрова Божией Матери.

    Всем обширным монастырским хозяйством и жизнью обители руководила матушка игумения Ангелина.

    Монахиня Вероника (Врасская-Котляревская) позднее вспоминала: «Батюшка, отец Иоанн Кронштадтский, не мог ошибиться, да и не ошибся, поставив именно ее во главе своей обители. Тихая, задумчивая, молчаливая, смиренная, большая молитвенница - она никогда не пыталась добиться послушания властным окриком или строгим поступком. Лучшие монахини понимали и ценили ее. Одна из них рассказывала: «Вот, поспорят и поссорятся сестры; кто-нибудь из них вспылит или вообще сделает какой-либо нехороший поступок. Матушка зовет к себе провинившуюся. Та идет еще полная гнева, готовая к отпору, а матушка станет мирно расспрашивать ее, как она живет, о чем думает. В самую глубину души заглянет. И сестра уходит от нее успокоенная, утешенная, с полным сознанием своей вины и недостоинства, хотя матушка ее ни в чем не упрекнула».

    За свои труды матушка была дважды удостоена золотых наперсных крестов из кабинета Его Императорского Величества. 28 августа 1912 г. она была представлена в Петергофе вместе с членами Святейшего Синода Императору Николаю II. 28 марта 1913 г. в обители состоялось светлое торжество в честь 10-летия пребывания матушки Ангелины в сане игумений. Литургию и благодарственный молебен совершил архиепископ Вениамин (Казанский). В этот же день игумению посетили и поздравили Патриарх Антиохийский Григорий IV, а также митрополит Макарий и архиепископ Евлогий. Впоследствии Патриарх Тихон наградил матушку Ангелину почетной грамотой в связи с 15-летием ее игуменства.

    Согласно первоначальному проекту, кладбище при монастыре не предусматривалось. На недоуменный вопрос игумений Ангелины батюшка ответил: «Моим сестрам не понадобится кладбище, они как птицы разлетятся по свету». Он предвидел, что почти все монахини в 1920-1930-е годы окажутся в лагерях и ссылках.

    Но, тем не менее, многие почитатели о. Иоанна, благоговея перед памятью дорогого батюшки, желали быть погребенными рядом с его гробницей. По просьбе матушки настоятельницы в 1914 г. был составлен и утвержден проект храма-усыпальницы для почитателей и благотворителей обители, но его строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.

    В обители часто совершались архиерейские богослужения. В заупокойных службах в день кончины о. Иоанна в 1915-1916-х гг. принимали участие митрополит Петроградский Питирим, митрополит Московский Макарий, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), архиепископ Финляндский Сергий, архиепископ Литовский и Виленский Тихон (Белавин) и другие. Многие из этих святителей закончили свой земной путь как новомученики и исповедники. В конце 1917-1918-х гг. великий князь Иоанн Константинович пел, а также иподиаконствовал в Иоанновском монастыре. Здесь же он был посвящен в священники весной 1918 г. за три недели до своего ареста и ссылки на Урал, где он принял мученическую кончину вместе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими мучениками Царского Дома.

    Далее: Революция
    В начало

     
    Rambler's Top100