Стенопись церкви

Воскресения в Ростове

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Церковь Воскресения в Ростове Великом
  • Стенопись церкви Воскресения в Ростове

    Стенная роспись, украшающая интерьер церкви Воскресения, принадлежит к числу известнейших памятников русского искусства XVII века. Вместе с тем, она все еще остается самой загадочной из стенописей Ростовского кремля. Документы не сохранили для нас ни даты создания росписи, ни имен ее авторов. Различные исследователи датировали роспись церкви Воскресения временем около 1670 года, 1675 и 1680 годами. Наиболее часто встречается в литературе датировка 1675 г., впервые предложенная И.Э. Грабарем, а затем принятая В.Г. Брюсовой и повторенная B.C. Баниге и В.Н. Ивановым.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Эта датировка основана на сведениях о том, что в этом году производились какие-то иконописные работы в доме ростовского митрополита. Однако известно, что в 1675 году была освящена церковь Спаса на Сенях, поэтому документы этого года могут быть связаны, скорее всего, с росписью именно Спасской церкви. Датировка росписи 1670 годом основывается на предложенной А.А. Титовым дате постройки церкви Воскресения, которая, как уже было сказано, не имеет никакого документального подтверждения, и, кроме того, на известных данных об украшении стенописью Успенского собора в 1670 - 1671 годах.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Разнообразные мнения высказывались и об авторах стенописи церкви Воскресения. Так, Ю. Шамурин называл имена ярославцев Ивана и Федора Карповых, Б. Н. Эдинг считал руководителем работ Севастьяна Дмитриева, И.Э. Грабарь — Гурия Никитина. После реставрации стенописи В.Г. Брюсова на основании стилистических признаков выявила в ней семь или восемь различных художественных манер и связала их с именами известных мастеров, назвав руководителем артели Дмитрия Григорьева, а одним из ее участников — Гурия Никитина. Позднее В.Г. Брюсова высказала конкретные предположения об атрибуции отдельных частей росписи.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Так, фреска купола, по ее мнению, принадлежит руке Севастьяна Дмитриева, роспись сводов и алтаря — Гурию Никитину, нижних ярусов стен — братьям Ананьиным и Дмитрию Григорьеву, роспись галерей — Севастьяну Дмитриеву и Лаврентию Севастьянову. После исследований Брюсовой утвердилось мнение, что роспись была исполнена теми же мастерами, что расписывали в 1670 г. ростовский Успенский собор (как известно, для его украшения митрополит Иона пригласил, специально просив об этом царя, лучших мастеров стенного писания, среди которых были костромичи Гурий Никитин и Сила Савин, ярославцы Дмитрий Григорьев, Лаврентий Севастьянов, Константин и Василий Ананьины и другие).

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Цельность и своеобразие художественного замысла росписи, по утвердившемуся мнению, были обусловлены заказчиком — митрополитом Ионой. Однако, если Ю. Шамурин характеризовал отношения между заказчиком и мастерами как «редчайший пример совместного вдохновения художника, мастера и религиозного идеолога», то, по мнению В.Г. Брюсовой, в них было упорное противостояние — «тесная опека» Ионы вынуждала художников, «не склонных относиться к искусству, как к «служанке богословия», отказываться от социально острых трактовок, и углубленно интерпретировать лишь строго канонические сюжеты.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Попытки объяснить своеобразие стенописи церкви Воскресения долгое время оставались безуспешными. Это и понятно — ведь большую часть исследователей интересовали, главным образом, особенности стиля эпохи или художественные приемы отдельных мастеров. Однако очевидно, что в русской живописи XVII века ростовские стенописи по своим стилистическим признакам не могут быть выделены в особую группу.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Воскресения Христова

    Между тем, с начала XX века, когда стало преобладающим представление о храмовой декорации XVII века как о «пестром ковре» (оно существует в разнообразных вариантах и до сих пор), исследователей почти не занимали проблемы содержания стенописей. Отмечались лишь «обмирщение» искусства и внесение в некоторые традиционные сюжеты социально-критического подтекста. Только в последние годы, когда ученые вновь обратились к анализу системы и символики стенописей XVII века, стало ясно, что своеобразие ростовских памятников проявляется именно в системе росписи, в ее богословской программе.

    Стенописный ансамбль церкви Воскресения состоит из трех крупных комплексов, соответствующих основным частям храма, - росписи алтаря, церкви и галереи.

    Далее: Роспись алтаря церкви Воскресения в Ростове
    В начало