Очерк истории музея

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Музей-заповедник Ростовский Кремль
  • Очерк истории музея Ростовского кремля

    Начиная с Петровских реформ новое, пришедшее с Запада светское искусство заслонило собой искусство древнерусское. В российском обществе постепенно исчезло всякое представление о многовековой культуре Руси, был забыт и утрачен для многих поколений «целый океан красоты, целая цивилизация». Однако во второй половине XIX столетия повысился общественный интерес к древнерусскому искусству, произошло его «открытие», следствием чего стало устройство выставок и создание музеев, активное собирание предметов старины. Музеи возникали по всей стране, но преимущественно в тех древних городах, в которых в свое время получили развитие живопись и архитектура.

    Иконы, деревянная скульптура, декоративного искусства, впервые перестав быть предметом религиозного культа, превратились в объекты всеобщего обозрения и специального исследования.

    Бывший Архиерейский дом в Ростове, обладавший замечательной архитектурой и сосредоточивший в себе немалое количество предметов народного искусства, считался значительным художественным центром того времени. Необходимо было только организационное начало, комплектование и систематизация фондов, изучение и экспонирование предметов. Этой работой занялась специальная комиссия, которая руководила реставрацией памятников Ростовского кремля.

    Музей-заповедник Ростовский Кремль

    Еще не приступая к восстановительным работам, комиссия уже знала о решении Ярославской духовной консистории, в ведении которой находился Архиерейский дом: «не только восстановить Белую палату, но и предоставить ее для помещения местного музея церковных древностей».

    В 1883 году в только что отреставрированной Белой палате состоялось торжественное открытие музея.

    Для руководства музеем по предложению Московского археологического общества создается комитет, в который полностью вошли члены комиссии по реставрации памятников: И. Богословский, А. Бычков, И. Вахромеев, А. Израилев, В. Мансветов, А. Титов, И. Шляков, Б. Эдинг. Это они взяли на себя весь труд — притом совершенно безвозмездно — по организации, собиранию и экспонированию предметов старины в музее в первые годы его существования.

    Музейный комитет разработал Устав и правила управления. Первый пункт Устава гласил, что «...Ростовский кремль признается церковно-историческим памятником», однако комплектование фондов должно идти не только за счет церковных предметов. Задача состояла в том, чтобы собирать и вещи, «не имеющие прямого отношения к церкви». Это положение Устава расширяло возможности музея, создавало условия для широкой научно-просветительной работы.

    Ростовский музей долгое время существовал на средства, предоставляемые частными лицами (только с 1909 года он субсидируется государством). Поэтому его закупочные возможности были ограничены. Но тем не менее музейные фонды пополнялись с удивительной быстротой: если в год создания в музее было всего 3096 предметов, то к 1887 году фонды насчитывали уже 11 022 единицы хранения. Все последующие годы музей пополнялся за счет предметов, переданных в дар, или, как в то время говорили, за счет «пожертвований».

    "../../literatura/rostovskii_kreml/rostovskii_kreml.html">Ростовского кремля.

    Музей-заповедник Ростовский Кремль

    Открытие Ростовского музея вызвало широкий резонанс по всей России. На это событие считали своим долгом откликнуться многие научные общества и организации. Академия наук, Общество истории древностей Российских, Археографическая комиссия, Румянцевский музей, архивы присылали предметы старины, архивные материалы и свои издания; старопечатные книги, церковные предметы ювелирного искусства и шитье преподносили в дар музею учреждения духовного ведомства. Особенно много предметов музейного значения (иконы и церковная утварь) поступило из близлежащих монастырей: Авраамиева монастыря, Яковлевского монастыря, Белогостицкого, Борисоглебского.

    В музей поступали и отдельные вещи, и целые коллекции. Их приносили крестьяне, ремесленники, купцы, присылали ростовцы, ярославцы, москвичи. Так, Д. Булатов, заместитель председателя музейного комитета, преподнес музею свою библиотеку, насчитывающую до 700 томов, собрание древних икон, складней, медных крестов и коллекцию восточных монет (до 400 штук). Ростовская жительница Назимова подарила библиотеку в 2000 томов, а С. Вечеслов — до 300 рукописных грамот и библиотеку в 50 томов старопечатных книг.

    Архимандрит Амфилохий Казанский, настоятель Московского Донского монастыря, прислал в Ростовский музей коллекцию икон, древних актов и собрание своих сочинений по археологии. Интересно отметить, что в эти годы коллекцию икон и рукописей подарил музею Л.Н. Толстой, а коллекцию вышивок и кружев передал в дар музею художник-баталист В.В. Верещагин, избранный почетным членом музейного комитета.

    "../../literatura/rostovskii_kreml/rostovskii_kreml.html">Ростовского кремля.

    Музей-заповедник Ростовский Кремль

    В первые три года существования музея в его фонды поступило более 10 тысяч предметов от организаций и частных лиц, в то время как закуплено было всего лишь немногим более восьмисот вещей. Художественная и историческая ценность поступлений этих лет была огромной. Достаточно вспомнить такие уникальные вещи, как подлинник написанного полууставом «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года или белокаменный резной крест Дьяка Стефана Бородатого 1458 года. Большое количество высокохудожественных предметов старины позволило членам музейного комитета развернуть изучение памятников, их систематизацию, а затем и публикацию научных работ по отдельным произведениям и целым коллекциям.

    В первые же годы после создания музея выходит в свет Ряд публикаций, ставших уже библиографической редкостью: «Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей» Ф. Бычкова, «Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей» И. Богословского, «Описание собрания документов, принадлежащих музею» М. Лепинского, «Описание церковной утвари и предметов богослужебных, хранящихся в музее» В. Мансветова, «Описание рукописей Ростовского музея церковных древностей» А. Титова, «Описание русских медалей и жетонов, принадлежащих Ростовскому музею церковных древностей» И. Шлякова. А Титовым, кроме того, были описаны почти все архитектурные памятники кремля. В 1884 году член музейного комитета А. Израилев прочел в Московском обществе любителей древней письменности доклад о ростовских звонах, вышедший затем отдельным небольшим изданием с предисловием знаменитого художественного и музыкального критика В.В. Стасова.

    Эта огромная работа получила заслуженную оценку. Русский археолог А. Спицын в журнале «Вестник археологии и истории» писал, что «у нас много музеев, которые открыты десятки лет раньше Ростовского и еще не имеют до сих пор своего описания. Ростовский музей открыт только 3 года и уже прекрасно описан» и что членам музейного комитета «каждый ученый будет благодарен за их труд». И нужно сказать, что публикации первых лет существования музея до сих пор служат свою добрую службу специалистам, как незаменимые источники. Но конечно же это была только одна грань деятельности музейного комитета. Публикация описаний явилась конечным результатом предварительной исследовательской и экспозиционной работы.

    В музее вскоре было создано несколько отделов: отдел икон (древнерусской живописи), отдел церковной утвари (декоративно-прикладного искусства), собрание картин, гравюр и фотографий, собрание рукописей и книг, собрание древнебытовых и этнографических предметов. Большая часть произведений из этих отделов была выставлена для всеобщего обозрения.

    Музей вначале занимал помещение Белой палаты, но вскоре ему стало тесно в стенах этого сооружения. Экспозиция, постепенно расширяясь, занимает помещения, прилегающие к нему: Отдаточную палату, Княжьи терема, Ионинскую палатку, Садовую башню, часть Иерарших палат. Площадь этих небольших помещений не позволила строго систематизировать предметы в экспозиции по отделам: самые разнообразные экспонаты, соседствуя друг с другом, были развешаны на стенах, лежали на полу, в шкафах и витринах. В Белой палате, в частности, экспонаты церковно-археологического отдела были объединены с портретами, медалями и монетами, рукописями, грамотами и фотографиями. В Отдаточной палате находились иконы, резные и расписные врата, а рядом с ними — археологические находки: древние кольца, подвески, браслеты, серьги. Княжьи терема, Садовая башня и Ионинская палатка были отведены для размещения церковной утвари, картин, оружия, коллекции кружев и вышивок, бытовых предметов: прялок, вальков, пряничных досок. В таком состоянии экспозиция находилась вплоть до Октябрьской революции, когда в ведение музея перешел трехэтажный Самуилов корпус.

    Богатейшее собрание Ростовского музея с первых же лет его существования стало привлекать посетителей не только местных, но и из многих уголков России. Музей посещали слушатели Петроградских высших женских курсов и школьники Московской, Тверской, Саратовской, Смоленской, Владимирской губерний. Число экскурсий росло. Так, в 1901 году музей провел 4 экскурсии, в 1909 году — 38, в 1916 году — 45 экскурсий.

    После Февральской революции, в первой половине 1917 года, ростовский музейный комитет, состоявший из Дворян, духовенства и купечества, был упразднен, и управление музеем временно передается Московскому археологическому обществу. Такое положение сохранялось до 1 сентября 1918 года, после чего музей перешел в ведение местного отдела народного образования. С 1 января 1919 года он подчиняется отделу музеев наркомпроса и становится государственным учреждением культуры.

    Ростовский музей имел теперь широкие возможности в проведении закупок старинных вещей у населения. В эти годы постоянно снаряжались экспедиции по соседним губерниям, и все, что представляло художественную или историческую ценность, приобреталось. В результате фонды музея к 1923 году превысили 65 тысяч единиц хранения, а библиотека насчитывала уже более 75 тысяч томов.

    В приветственном адресе Российской академии наук к 40-летнему юбилею музея в 1923 году отмечалось, что «необыкновенная энергия местных работников и любителей старины наполнила музей предметами редкой ценности, поставив его на первое место среди русских провинциальных музеев».

    С начала 20-х годов прошлого столетия в музей поступило большое количество предметов искусства из закрывшихся церквей и монастырей, из национализированных дворянских имений, домов богатых горожан. И одновременно во всех сферах музейной работы начинает преобладать краеведческий уклон, а с 1934 года Ростовский музей вообще становится краеведческим. С этого времени художественная деятельность музея постепенно сворачивается. Значительная часть произведений искусства передается другим музеям, или исключается из состава фондов и уничтожается. Особенно большой урон музей понес в 50—60-е годы прошлого века.

    С 1959 года Ростовский музей в качестве филиала присоединяется к Ярославскому музею-заповеднику, но с 1 декабря 1969 года становится самостоятельным и получает статус архитектурно-художественного музея-заповедника. Это давало возможность более глубокой научной обработки, интенсивной реставрации и широкого показа произведений искусства. Сотни тысяч российских и зарубежных туристов заполнили экспозиционные залы и памятники архитектуры. Так, в первые же три года после получения самостоятельности музей посетили 546 тысяч экскурсантов, а в 1980—1983 годах в нем побывало уже более одного миллиона человек. Количество принятых экскурсантов стало едва ли не главным показателей работы музея, хотя одновременно и успешно в музее продолжала развиваться собирательская, экспозиционная, научно-просветительская деятельность.

    В силу различных причин с начала 90-х годов число посетителей музея сильно сократилось, однако неизмеримо возросли научно-исследовательские и издательские возможности. Сотрудниками музея — историками, археологами, искусствоведами исследовано и введено в научный оборот большое количество малоизвестных и неизвестных памятников искусства, малоизученных страниц Ростова. В музее ежегодно проводятся научные конференции с участием музейных работников разных регионов страны, издаются сборники научных статей, публикуются каталоги по различным видам искусства. Экспозиции музея постоянно расширяются и совершенствуются, пополняясь вновь отреставрированными произведениями.

    Ростовский кремль является сейчас одним из крупнейших музейно-туристических комплексов страны. Указом Президента России в 1995 году он был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. Обладая уникальными коллекциями произведений изобразительного и прикладного искусства, Ростовский музей славится, прежде всего, выдающимися архитектурными памятниками, с осмотра которых и начинается наш путь.

    Далее: Ростовский кремль
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос