Когда слово творит чудеса

Дата публикации или обновления 17.07.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В конце XIX века со святой горы Афон была прислана в Россию икона, простая и трогательная, как детская картинка.

    Изображены на ней стоящие на Киевских горах апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский.

    Апостол Андрей держит в одной руке Евангелие – запечатленный символ Бога Слова; другой указывает на расстилающийся ландшафт: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И как бы ответствуя на этот призыв, преподобный Антоний, пришедший на указанное место тысячу лет спустя, стоит, спокойно опираясь на посох.

    Между ними – стены, кельи и храмы Киево-Печерского монастыря, а над всем на облаке – осиянная солнцем Богородица развернула омофор, Свой пречистый покров над Россией.

    Преподобный Антоний проделал долгий путь – и посох на иконе свидетельствует о том – от черниговской земли до Афона и обратно на Русь, которой суждено было стать ещё одним уделом Богородицы, вручённой, как и Святая гора, Её особому попечительству. Отечественные историки не любят писать о преподобном Антонии. Мало достоверной информации.

    Раннее житие утеряно, позднее изобилует так называемыми общими местами. Различными путями приходит человек ко Господу.

    Мы не знаем, что побудило юного Антипу из черниговского города Любеча на заре христианизации Руси оставить родные края и устремиться на поиски учения Христова.

    Да и где было искать учителей желающему всецело посвятить себя Господу?

    Русская земля ещё только начинала просвещаться светом истины Христовой.

    Имена не даются случайно. Каждый знает это на своём опыте. Постриженный на Афоне во имя египетского подвижника, основателя монашества преподобного Антония Великого, Антоний Печерский вместе с именем принял на себя и труды своего небесного покровителя.

    Афонские иноки держались заветов преподобного Антония Великого. Эти же традиции суждено было перенести на родную землю отцу русского монашества преподобному Антонию Печерскому.

    Имя Антоний означает приобретение. Став приобретением для Господа, и тот, и другой Антоний приобрели для Господа сотни тысяч верных последователей.

    Пробыв на Афоне некоторое время и «навыкнув иноческому житию», Антоний получает через своего духовника повеление вернуться на Русь, пребывающую в духовном младенчестве.

    Вернувшись, Антоний прошёл по городам и весям, но нигде не нашёл правильно устроенной монашеской жизни, только слабые попытки, перемешанные с мирскими, земными хлопотами и заботами. Начавшиеся на Руси после смерти равноапостольного князя Владимира († 1015) нестроения, связанные с борьбой за престол и попытками возродить древние языческие обычаи, понудили преподобного опять удалиться на Святую гору. Но по прошествии некоторого времени он вновь получает повеление вернуться на родину.

    Указания, полученные Антонием, были, по-видимому, настолько ясными, что он возвращается прямо под Киев, на берег Днепра.

    Это второе возвращение разительно отличается от первого. Антоний уже не странствует ни по монастырям, ни по горам и дебрям.

    Он знает, куда и зачем идёт.

    Ему было откровение, и он готов работать Богу в том месте, куда его направляет незримая рука, и работать так, как это будет угодно Всевышнему.

    Затворившись в пещере, почти никому не показываясь, озарённый только светом Христовым, он, как некий невидимый глазу источник, питает преображающуюся Русскую землю. События развиваются стремительно.

    Вокруг внутренне собранного, внешне неподвижного, погружённого только в молитвенное созерцание Антония вскипает новая созидательная деятельность. К нему в пещеры собираются ученики, основывается обитель. Сам он участвует в этом только словом, словом наставления и благословения, – именем Христовым. И эти «только слово», «только благословение» творят чудеса.

    Устроив жизнь монастыря по строгим иноческим уставам, поставив братии игумена, Антоний снова уходит в затвор, выкапывает себе новую пещеру. Братия появляется и здесь. Снова приходится устраивать монастырь, а вернее – расширять. Уже тесно под землей, и Антоний благословляет строиться на поверхности, на горе, отданной инокам киевским князем Изяславом. Воздвигается и первая наземная церковь. И одновременно нескончаемым потоком идут к преподобному за советом и благословением горожане, крестьяне, бояре, князья.

    Дважды его с братией пытаются изгнать, и дважды они возвращаются, победив кротостью и правдой необузданные нравы и гнев сильных мира сего.

    Пост, покаянные слёзы, молитва... Один – за всех и о всех: о всём молодом и игривом новокрещёном народе, о всей неосвящённой ещё земле. Не научились юные христиане воздержанию – он постился за них; не осознав своих прежних грехов, впадали всё в новые и новые – он обличал, научал, но и плакал о них, принимая на себя прегрешения ближних и дальних, разделяя с падшими тяжесть содеянного и труд покаяния; не навыкли молитве – он молился денно и нощно.

    Да, преподобный Антоний не оставил видимых следов своей личной деятельности. Молитва? Благословение? Но это записывается не в земных – в иных книгах, Господних. И удивительно то, как за короткий срок человеческой жизни и даже менее того – ведь надо вычесть годы учения, возрастания и становления – преподобный Антоний сумел открыть сердца и души множества людей слову Христову и передать их покровительству Божией Матери. И всё это своим примером – самой деятельной проповедью.

    Подготовила Ирина Прохорова


    По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, No 7/211, Июль 2016.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100