Мученическая кончина Андрея Боголюбского

Дата публикации или обновления 15.12.2015
  • К оглавлению: Жития святых
  • К оглавлению: «Свято-Боголюбский монастырь»
  • К продолжению книги «Свято-Боголюбский монастырь»

  • Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
  • Возвращение в Ростово-Суздальскую землю.
  • Деяния и труды благоверного князя Андрея.
  • Поход на волжскую Болгарию.
  • Мученическая кончина святого князя

    Непонимание политики князя Андрея, направленной на самодержавие, росло не только в боярской, но еще в большей мере в княжеской среде того времени.

    Своими суждениями и понятиями он более чем на два века опередил свое время — и не был понят современниками. Зодчие-камнесечцы по княжескому повелению высекали на стенах белокаменных соборов изображения великих царей - Давида, Александра Македонского, возвеличивших некогда свои державы, а старшие дружинники роптали между тем на князя, почему он не приглашает их на пиры и не берет на охоты. Бояре также были недовольны князем за то, что он не советуется с ними ни в каких делах государственных, - сам все решает, да еще вопреки старшинству древнейших городов, Ростова и Суздаля, возвеличил «мизинный» Владимир.

    Большую часть времени князь проводил в Боголюбове в уединении и молитве. Там же он принимал иноземных послов и купцов. Часто выезжал в устье Судогды на охоту с малым числом близких людей.

    Ссылаясь на летопись, Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, так писал о главной причине недовольства: «Это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших православие... Быклло, придет гость какой из Царьграда, или латынин, даже поглнин какой если придет, князь сейчас: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видит истинное христианство и крестится». Согласно воззрениям талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти. Конечно же, религиозная подоплека целого ряда заговоров наслаивалась и на другие причины.

    Летом 1174 года против него составлен был заговор. По рассказу летописца, это было дело рук бояр Кучковичей, родственников его первой жены, дочери казненного Юрием Долгоруким боярина Кучки, первоначального владельца Москвы, и второй жены Андрея, болгарки родом (которые были в те времена очень близки с хазарами), она не могла ему простить славных побед над своим племенем.

    Поводом к убийству послужило приказание Андрея казнить одного из Кучковичей, несомненно, за тяжкую вину, за которую князья отвечали волостью, а бояре — головой. Всех заговорщиков было двадцать человек, причем никто из них не был лично обижен князем, а многие, наоборот, были им облагодетельствованы, в особенности же два инородца — Анбал, по происхождению яс (осетин), и жид Ефрем Мойзич. Андрей, к сожалению, как и многие князья, охотно приближал к себе иностранцев, стараясь обратить их в Православие. Ловкие люди, конечно, пользовались этим, чтобы войти к нему в доверие, и таким образом Анбал попал в ключники, а Мойзич стал доверенным человеком, которые, будучи готовы за деньги продать все, «совещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа».

    В ночь на субботу, на день памяти св.апп. Петра и Павла, пьяная толпа убийц из двадцати человек пробралась ко дворцу, вырезала стражу и вломилась в опочивальню безоружного князя. Ключник Анбал накануне предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. Святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших, которого заговорщики тут же зарубили мечами, приняв впотьмах за святого князя. Но вскоре убийцы поняли свою ошибку: «и посеем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша мечами, и саблями, и копийные язвы Даша ему».

    Копьем был пробит лоб святого, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились все из опочивальни, унося убитого сообщника. Но святой князь был еще жив. Со стонами, обливаясь кровью, он спустился по дворцовой лестнице, созывая стражу. Но стенания его услышали убийцы, они повернули обратно. Князь успел укрыться в нише под лестницей. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», - в ужасе вскричали негодяи, не найдя князя в опочивальне. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу нашли свою жертву. Боярин Иоаким Кучкович отсек ему левую руку. «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлев! Господи, в руки Твои преддю дух мой», — были последние слова святого князя-мученика.

    Известный патологоанатом проф. Д.Г. Рохлин рисует на основе своего анализа мощей князя Андрея потрясающую картину. Серия ударов, последовавшая за ударами Петра, заставляет предположить, что в страхе и ярости заговорщики убивали не только не сопротивлявшегося, но даже не живого человека. Вот вывод экспертизы: «Только один из ударов был нанесен противником, стоящим лицом к нападаемому, правильнее, несколько сбоку и спереди. Это был сравнительно легкий удар рубящим оружием (саблей или мечом) по левой ключице». Действительно, это был сабельный удар, нанесенный Андрею еще при борьбе на пороге спальни. «Все остальные ранения были нанесены сбоку и сзади или уже по лежачему. Сбоку и сзади опытным бойцом был нанесен удар мечом по левому плечу, вызвавший значительное кровотечение и сделавший Боголюбского длительно небоеспособным (это удар Петра), но это не удовлетворило нападавших. Были нанесены новые удары неодинаковым оружием: удар сзади по затылку рубящим оружием (мечом или боевым топором), тяжелое ранение, нанесенное сбоку колющим оружием (копьем) в лобную кость. Последнее ранение само по себе могло бы повлечь в дальнейшем смерть. Затем посыпался целый ряд ударов мечом, боевым топором или саблей по человеку, лежавшему на правом боку. Рубили не только лежащего, но, безусловно совершенно неспособного защищаться человека, по-видимому, потерявшего сознание, истекавшего кровью, рубили некоторое время, должно быть, уже труп. Число ран, нанесенных Боголюбскому, несомненно было больше, чем об этом можно было нам судить лишь на основании скелета, ибо не каждый удар был связан с повреждением костей, этого, конечно, не бывает ни в единоборстве, ни в сражении. Это нападение нескольких человек, вооруженных разным оружием, с определенной целью: не ранения, хотя бы и тяжелого и в дальнейшем смертельного, а убийства тут же на месте».

    Когда утром на место убиения князя пришел его друг Кузмище Киевлянин и, не найдя его, начал спрашивать: «Где бвит господин?», заговорщики ему ответили, что «вытащен в огород и там лежит; но не смей его взять, так мы все тебе говорим, что хочем бросить его псам, и ежели кто примется за него, тот наш враг и мы того убьем».

    Не испугавшись угроз, Косьма сказал: «Изверг Анбал! Сбрось хоть ковер или что-либо постлать или чем прикрыть господина нашего. О, неверный! И ужели хочешь бросить его псам? Помнишь ли, жид, в чем ты пришел сюда? Ты теперь в аксамите стоишь, а князь лежит нагой; но умоляю тебя, сбрось мне что-либо». И Анбал скинул ковер и покрывало.

    «Необходимо отметить, что Кузмище Киевлянин упрекает Анбала не только в черной неблагодарности и мародерстве, но и в нарушении сословных правил. Ключник надел на себя одежду из оксамита. В эпоху раннего средневековья на Руси, так же, как и в Западной Европе, каждое сословие носило свою одежду. Принадлежность византийских императоров: одеяние из красной пурпурной ткани, затканной золотыми орлами, на Руси надевали представители княжеских династий. Ближайшие слуги обвивают останки князя Андрея драгоценным оксамитом, достойным только императора-царя».

    Верный слуга киевлянин Косьма отнес тело своего князя в храм, игумен Арсений на третий день совершил чин погребения, а на шестой день духовенство и народ с плачем предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе.

    Так окончил свою земную жизнь святой князь Андрей Боголюбский, человек с ангельской душой, который еще при жизни сподобился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был носителем истинного православного духа и христианского благочестия. И в подтверждение апостольским словам «вси хотящие благочестиво жити гонимы будут» подвергся гонению со стороны человеконенавистника дьявола и его сатанинских приспешников и был убит, повторяя судьбу своих предков Бориса и Глеба и прообразуя судьбу вечно гонимой Святой Руси, в основание которой он положил столько трудов, и сил, и самую жизнь.

    В 1702 году были обретены нетленные мощи князя Андрея. Ныне они почивают в построенном им Владимирском Успенском соборе. Рака с честными мощами стоит по левую сторону от иконостаса, а, напротив, по правую сторону алтаря, в такой же раке находятся нетленные мощи его сына - благоверного князя Глеба, скончавшегося в двадцатилетнем возрасте, за 8 дней до смерти отца. И святость сына - лучшее доказательство праведности отца, ибо «дерево познается по плодам его».

    Андрей скончался в 1174 году 63-х лет от роду. По словам летописца, он был невелик ростом, но широк в плечах и красив лицом, с черными и кудрявыми волосами, высоким челом и светлыми очами.

    Несомненно, он мог бы еще пожить немало лет и укрепить на Руси для ее блага те взгляды на верховную власть, носителем которых он был. И тем не менее в судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории.

    1395 г. - перенесение иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа ст.ст.);

    1480 г. - спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня ст.ст.);

    1521 г. - спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая ст.ст.).

    Молитвами святого Андрея сбылись над Русской Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону — ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр, благодаря святому митрополиту Петру, сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 году пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред нею свершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви.

    И спустя столетия со дня гибели князя, прозванного первым русским некоронованным царем, в такую же теплую июльскую ночь, в день памяти святого князя Андрея Боголюбского, будет убит последний русский царь - Николай II...

    А что же сталось с убийцами князя? Кара Божия постигла их еще здесь, на грешной земле. Спустя год они были казнены младшим братом святого Андрея - князем Михаилом Юрьевичем. Заговорщиков вели к месту казни с подрезанными пятами, затем их зашили в рогожные мешки и подожгли. Останки казненных сложили в деревянные коробы и утопили в озере.

    Среди владимирских жителей еще в начале этого века существовало предание о таинственном Плавучем озере. Окруженное с юго-запада густым сосновым бором, а с остальных сторон мелким лесом и кустарником, оно было расположено в семи верстах от Владимира, в районе Ямской слободы, недалеко от левого берега Клязьмы. Озеро было глубоким, и вода в нем была необыкновенно черна. На поверхности его плавали мшистые зеленые кочки -людская молва утверждает, что будто бы это и есть те самые коробы с останками казненных убийц. В ночь на 29 июня, когда был убит князь, из озера доносились протяжные и тяжкие стоны, пугающие одиноких путников.

    Другое предание рассказывает еще об одном озере с болотистыми берегами и черной водой; месторасположение его в семи верстах от Владимира, невдалеке от муромской дороги и деревни Байгуши. В народе оно называлось Поганым или Поганцом. Свое название оно получило с того дня, как в глубине его с камнем на шее была утоплена жена святого Андрея, соучастница его убийства.

    С использованием материалов из книги «Свято-Боголюбский монастырь».


    К оглавлению: Жития святых
    К оглавлению: «Свято-Боголюбский монастырь»
    К продолжению книги «Свято-Боголюбский монастырь»
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100